Индивидуальный План работы по самообразованию на тему "Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
материал (младшая группа)

Вопрос нравственного воспитания детей является одной  из ключевых  проблем,  стоящих  перед  каждым  родителем, обществом  и государством в целом.

    В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры.

  Для решения данной проблемы мной была выбрана работа по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе ребенка; близка его мышлению, представлению.              

В моей работе именно русская народная сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания дошкольников.

В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.

Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки. «Под влиянием знакомства с миром сказок… – как отмечает Т. В. Кудрявцев, – в дошкольном детстве складывается все, что делает человека универсальным строителем»                                                                                                                                                                                                              

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  

Дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №97»

Индивидуальный план работы по

самообразованию

г.Новокузнецк

Ф.И.О. педагога: Гаращенко Юлия Игоревна

Специальность: Воспитатель

Образование: Средне-специальное

Стаж педагогической работы: 2 месяца

Квалификационная категория: Без квалификационной категории

Дата начала работы над темой: Сентябрь 2020

Предполагаемая работа над темой: Май 2021

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

Цель: Достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через использование разнообразных форм, методов и приемов.

Задачи:

  1. Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;                                                                                                                                                
  2. Обогащение предметно - развивающей среды для развития у детей мелкой моторики рук, речи;
  3. Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;
  4. Развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности;
  5. Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр, о нетрадиционных формах работы с детьми.

                                                                                                 

Планируемые результаты:

  • Повысится уровень развития мелкой моторики;
  • Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка;
  • Кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость;
  • Развита эмоциональная сторона ребенка;
  • Сформированы волевые навыки;
  • Проведены консультации с родителями и педагогами, изготовлены папки – передвижки.
  • посильное участие родителей в формировании навыков у детей;

Практические выходы:

  • Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности;
  • Поиск новых подходов к организации образовательной деятельности;
  • Повышение педагогической компетенции;
  • Расширение кругозора.

Этапы самообразования:

Этапы работы

Сроки

1.Теоретический

Сентябрь-Октябрь

2. Практический

Ноябрь-апрель

3. заключительный

Май


Актуальность темы:

Работая с детьми  младшего дошкольного возраста, я заметила, что у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук: одни не могли правильно держать ложку или карандаш, другие: собрать конструктор и другие мелкие игрушки в контейнер, играть с мячом, третьи: застегивать (расстегивать) застежки, молнии и липучки на одежде, не говоря о пуговицах и шнурках; не сформированы навыки самообслуживания. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, способствует развитию у детей восприятия, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Понимание значимости и сущности своевременного развития кистевой моторики оградят ребёнка от дополнительных трудностей обучения, помогут в будущем сформировать навык письма.

 Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.

При выполнении мелких движений пальцев рук происходит давление на кончики пальцев и активизация незрелых клеток коры головного мозга, отвечающих за формирование речи ребенка.

Вот почему при выполнении разнообразных движений пальцами рук происходит развитие речи, а значит и мышление ребенка, так как в данном возрасте эта связь очень сильна.

В младшем дошкольном возрасте наилучший эффект даёт тренировка пальцев рук. Наиболее интересным, занимательным и любимым мною способом для развития мелкой моторики рук, считаю применение пальчиковых игр во всём их разнообразии, так как они интересны детям, соответствуют возрасту, позволяют в короткий срок улучшить моторику рук.

Работа с воспитанниками:

Месяц

Цель

Содержание работы

Форма предоставления результатов самообразования

Сентябрь

  1. Повышение своего уровня знаний

1.Изучить литературу по  теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей    младшего дошкольного возраста»

Октябрь

1.  Обогащение развивающей среды.

2. Развитие движения рук.

1.Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика.

2. Внедрить в работу с детьми массаж кистей.

Ноябрь

Учить детей соприкасаться поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика.

Разучивание пальчиковых игр, физкультминуток, скороговорок

Декабрь

Улучшать координацию движений кисти, активизировать речевые центры мозга. движения пальцев рук.

работа с конструктором ЛЕГО;

различные виды аппликаций;

рисование по трафаретам, штриховка;лабиринты

Январь

Развитие моторики, зрительного восприятия, внимания, памяти, усидчивости.

игры с мелкими предметами;

паззлы, мозаика.

Февраль

Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

Чтение рассказов и стихотворений при помощи пальчиков (показ воспитателя)

Март

1.Развивать пространственные представления, мелкую моторику; развивать фантазию и воображение

2.Создание игровой среды для самостоятельной театрализованной деятельности детей. развивать мелкую моторику рук с использование пальчикового театра

1.Д/и «С крышками»

Создание пособия для игры с крышками от бутылок

2.Создание разнообразного «Пальчикового театра»

Апрель

  1. Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам
  2. Развитие координации движений пальцев ведущей руки; Учить детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.
  1. Разучивание новых пальчиковых игр.
  2. Настольная игра «Мозаика».

Май

развивать ручную умелость и мелкую моторику; формировать навыки выразительности, пластичности в движении. Формировать воображение и творческое мышление.

лепка из пластилина  с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.);

 

Работа с родителями

Месяц

Цель

Содержание работы

Форма предоставления результата самообразования

Сентябрь

Выявить степень осведомленности родителей о том, что такое «Мелкая моторика». Определить степень осведомленности родителей о том, как развивать мелкую моторику у дошкольников.

Анкетирование родителей по пальчиковой гимнастике. Анализ анкетирования.

Октябрь

Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр.

Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками»

Ноябрь

Ознакомление родителей с работой по развитию речи и мелко моторики рук.

Составление памяток, буклетов для родителей:

а) «Пальчиковая гимнастика – для развития речи дошкольников»

б) «Развитие мелкой моторики рук»

Декабрь

 Вовлечение родителей в Совместную творческую деятельность родитель-ребенок

Выставка творческих детско-родительских работ «Наши с мамой руки»

Январь

Формировать мотивационное отношение родителей к развитию мелкой моторики руки у детей

индивидуальные беседы с родителями

Февраль

Познакомить родителей с играми для мелкой моторики.

Знакомство родителей с выставкой оборудования и предметно-развивающей средой, используемых в группе для развития мелкой моторики рук.

Март

Побудить интерес по созданию игр и пособий для развития мелкой моторики.

Домашнее задание - участие в выставках, изготовлении пособий своими руками;

Апрель

Выявления знаний у родителей о значимости мелкой моторики рук и пальцев.

Родительское собрание

Май

Познакомить родителей с проделанной работой в течении года.

Фотоотчёт для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста»


Работа с педагогами

Месяц

Цель

Содержание работы

Форма предоставления результата самообразования

Сентябрь-ноябрь

Выявление знаний по данной проблеме

Анкета для воспитателей по проблеме "Развитие мелкой моторики рук у дошкольников"

Декабрь-февраль

Систематизировать знания по приоритетному направлению деятельности

Консультация на стенде информации «Почему с детьми надо проводить пальчиковые игры?»

Март-май

Поделится своим полученным опытом

Отчёт по теме самообразования


Список литературы

  1. http://nsportal.ru социальная сеть работников образования.
  2. http://www.maam.ru/ Международный образовательный портал.
  3. http://www.razvitierebenka.com/сайт «Развитие ребёнка»
  4. http://dohcolonoc.ru/ Сайт для воспитателей детских садов.
  5. http://detsad-kitty.ru/ Сайт для детей и взрослых.
  6. http://www.moi-detsad.ru/ Всё для детского сада.
  7. http://ped-kopilka.ru/ Международный образовательный сайт "Учебно-методический кабинет".

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на тему: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста"

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ: "Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста"...

Рабочая программа кружка детей разновозрастной группы «Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Рабочая программа кружкадетей разновозрастной группы«Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»...

План самообразования на 2022-2023 учебный год Тема: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Тема: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»...

Рабочая программа кружка детей 2 - 3 лет «Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Рабочая программа кружкадетей 2 - 3 лет«Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»...