Отчёт по самообразованию на тему: «Игра как средство общения младших дошкольников»
методическая разработка (младшая группа)
Игра – это школа социальных отношений, в которой человек усваивает нормы социального и культурного поведения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2022.docx | 22.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 2 «Ласточка» общеразвивающего вида
городского поселения – г. Семилуки
Самообразование
на 2021-2022 учебный год
по теме :
«Игра как средство общения детей»
Чернышова С.А.
воспитатель второй младшей
группы «Колокольчик»
Самообразование на 2021-2022 учебный год на тему:
«Игра как средство общения детей»
Актуальность темы:
Игра всегда считалась универсальным методом обучения, воспитания, отдыха. Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Игра, как вид непродуктивной деятельности человека, доставляет эмоциональное переживание удовольствия, наслаждения от процесса свободного проявления духовных и физических сил личности. Игра – это школа социальных отношений, в которой человек усваивает нормы социального и культурного поведения. Интерес человека к игровой деятельности постоянен. В процессе игры ребенок совершенствуется, приобретая в игре все необходимые для жизни навыки. Ребенку, который не доиграл в детстве, будет труднее налаживать контакты с другими людьми, чем детям, имеющим богатый жизненный опыт совместной игры со сверстниками. В процессе игровой деятельности ярко проявляются индивидуальные особенности детей. В игре происходит то самое главное, что дает нам игра- это самосовершенствование, стремление стать лучше. Исторически сложившись как средство приобщения ребенка к культуре общества, игра сама стала элементом культуры, передающимся детям. Игра приобретает свою вещественную сторону в специальных предметах для игры - игрушках, текстах, в которых записываются правила и сюжеты.
Цель: Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности; изучить теорию и практику формирования навыков общения детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по формированию навыков общения у дошкольников. 2. Определить роль игровой деятельности в формировании навыков общения детей дошкольного возраста. 3. Разработать методические рекомендации по формированию навыков общения у детей дошкольного возраста через организацию игровой деятельности.
Срок реализации: 1 год (2021-2022 учебный год)
1 этап: теоретический
- Изучение методической литературы по данной проблеме (В течение года) :Бондаренко А.К. «Воспитание детей в игре», Венгер Л.А. «Сюжетно –ролевая игра и психическое развитие детей»,Новоселова С.В. «Игра дошкольника». - Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду».
2 этап: практический
Сентябрь: - Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования навыков общения детей дошкольного возраста со сверстниками. (В течение года) - Изучение методик, технологий педагогов в СМИ, интернете;
Октябрь: - Участие в конкурсах и выставках различного уровня; - Участие в работе муниципального методического объединения воспитателей; - Самоанализ и самооценка ОД в своей группе.
Ноябрь: Консультация для родителей «Формирование дружеских отношений детей во время игр»
Декабрь: Выступление на семинаре «Роль воспитателя в организации игровой деятельности детей дошкольного возраста»
Февраль: Определение комплекса игр для формирования навыков общения детей дошкольного возраста.
Март: Подготовка презентации для педагогов ДОУ, «Вместе весело играть»
Апрель: Самоанализ проделанной работы.
3 этап - заключительный
Май:
Отчет о проделанной работе. Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ.
Июнь - август
Планирование деятельности и перспектив развития.
Отчёт по самообразованию на тему:
«Игра как средство общения младших дошкольников» за 2021- 2022 учебный год. Воспитателя Чернышовой С.А.
В 2021-2022 учебном году, мною была изучена тема «Игра как средство общения младших дошкольников» Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача воспитателя в области развития речи детей младшего возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются –игра. Целью своей работы ставила изучение роли игры в общении младших дошкольников
В ходе своей работы я проводила наблюдения за игровой деятельностью, поведением и общением детей, вовлекала детей в различные игровые и проблемные ситуации, учила детей общаться между собой .
Младший возраст очень важен в развитии жизни ребенка. Этот яркий период открытий, удивлений, любознательности. Потенциал детей растет и приобретает новые формы, Желание познавать совпадает с интеллектуальными возможностями, что означает благоприятное время для развития речи детей и общения их друг с другом. Очень важно в этот момент не дать устать детям от обучения, нельзя забывать о различных видах деятельности, в том числе и игре.
Время меняет взгляд на воспитание и образование детей. Я стараюсь работать творчески и перестраивать свою работу в соответствии с желаниями детей и требованиями, соответствующими младшему возрасту.
Для того, чтобы достичь мастерства в педагогической деятельности, нужно много учиться, познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей.
В 2021 – 2022 году я поставила перед собой задачу: приобщить детей к совместным играм через сюжетно – ролевые игры, театральные. Для этого мною была изучена литература по данному направлению. Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет ТЕАТР. «Театр – это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир». В этих словах из программы Мерзляковой «Волшебный мир театра» отражается вся суть и значение театрализованной игры. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, ведь ребенок во время игры чувствует себя более раскованно, свободно и естественно. Развивающий потенциал театрализованной игры огромен.
Она активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию. В игре ребенок совершенствует свою речь: осваивает богатство родного языка, его выразительные средства; использует различные интонации, старается говорить четко. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Огромны и воспитательные возможности театрализованной деятельности. В дошкольный период у ребенка начинают формироваться отношение к окружающему миру, характер, интересы. Во многих детских пьесах детям показывают уроки доброты, трудолюбия, желание делом помочь товарищам; в то же время лентяи, зазнайки, неумейки высмеиваются, их поведение вызывает у детей отрицательное отношение. В процессе театрализованной деятельности у детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает. Современные исследователи пишут, что театрализованная игра может быть и диагностическим средством психического состояния ребёнка, его личности. Игра может выступать также и методом коррекции недостатков, отставания в развитии. Наблюдение за игрой детей даёт педагогу массу информации, как об игре ребёнка, так и о нём самом. Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек именно такого качества, который бы смело мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться в непосредственно образовательную деятельность, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Она способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.
Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребенок готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь.
Сам ребенок научиться играть в сюжетно-ролевые игры не сможет, а если сможет, то его игры будут бедные по содержанию и непродолжительные по времени. Это происходит из-за того, что ребенок еще не освоил мир вокруг себя. У ребенка еще не сложились представления о том мире, в котором существуют взрослые. Чем больше вы будете играть и давать ребенку знаний о взрослой жизни, тем разнообразней, интересней будут его игры. Детям в возрасте 3 – 4 лет очень важно играть в ролевые игры: «в доктора», «в дочки-матери», «в продавца-покупателя». В процессе игры пополняется активный словарный запас, ребёнок учится излагать свои мысли, вести диалоги.
Также соответствовала данному направлению Предметно – развивающая среда: в процессе работы были оформлены игровые уголки: «Доктор Айболит», «Строительный уголок», «Парикмахерская», «Кухня», «Магазин», которые пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей, развития и становления этапов формирования игры.
В своей работе использую три принципа организации игры в детском саду: - Для того чтобы дети учились овладевать игровыми умениями, я сама играю с детьми. - В игре с детьми принимаю позицию играющего «партнёра», с которым ребёнок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из неё, ощущая себя вне оценок: хорошо — плохо, правильно — неправильно, ибо к игре они не применимы. - В совместной игре с детьми, при создании условий для их самостоятельной деятельности, не допускаю принуждения, навязывания тем, игровых ролей, форм игры.
Организуя игры с детьми, развиваю у них самостоятельность и самоорганизацию, стараюсь подготовить игровую обстановку. Как можно чаще хвалю и поощряю каждого ребёнка, чтобы никто из них не потерял интереса к игре.
В своей работе стараюсь, чтобы каждый ребёнок самореализовался в игре, проявил своё неповторимое творчество. Таким образом, игра может стать основой формирования положительных навыков общения ребенка со сверстниками. Важно подчеркнуть: ненавязчивое и непринужденное участие воспитателя в игре — непременное условие работы. От того, как сформированы навыки общения, умение управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт по самообразованию по теме "Игра как средство общения дошкольников"
В 2017 – 2018 году я продолжила работу над темой «Игра как средство общения дошкольников» Цель моей работы: способствовать развитию интереса к играм, взаимодействиями ...
Самообразование "Игра как средство общения младших дошкольников"
Игра является ведущим видом деятельности дошкольников. В младшем дошкольном возрасте основны способом воспитания и обучения является игра....
ОТЧЁТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ по теме : «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников».
Цель самообразования: повышение собственной профессиональной компетентности по вопросу развития мелкой моторики у дошкольников и достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей ...
Отчёт по самообразованию "Игра как средство общения младших дошкольников"
Отчет по самообразованию воспитателя...
Отчёт по самообразованию на тему: "Игра -как метод экологического воспитания дошкольников"
Данный проект развивает позновательные способности дошкольника, нацеливает на получение новых знаний, их обобщение и закрепление....
Самообразование "Игра как средство общения младших дошкольников"
Изучить роль игры в общении младших дошкольников....
игра как средство общения младших дошкольников
Игра:– первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании свойств и обогащении его внутреннего содержания . В р...