Индивидуальная образовательная программа учителя-логопеда
учебно-методический материал

Пыжикова Олеся Григорьевна

Индивидуальная образовательная программа учителя-логопеда

муниципального бюджетного дошкольного учреждения «Детский сад комбинированного вида №24» г. Ачинска

на 2023-2024 учебный год

Пыжиковой Олеси Григорьевны

Педагогический стаж  21 год

Должность: учитель-логопед

Стаж в должности: 21 год

Образование: высшее

Специальность: Логопедия. Олигофренопедагогика

Цель: выравнивание речевого и психофизического развития детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.  

Для реализации поставленной цели наметила следующие задачи:

  • пополнить развивающую предметно-пространственную среду логопедического кабинета дидактическими играми и пособиями по профилактике дисграфии;
  • внести в работу игры и игровые упражнения по профилактике дисграфии у детей;
  • повысить мотивацию у педагогов учреждения в проведении данной профилактической работы;
  • повысить осведомлённость родителей в необходимости проведения профилактической работы с детьми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iop_23-24.docx51.22 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная образовательная программа учителя-логопеда

муниципального бюджетного дошкольного учреждения «Детский сад комбинированного вида №24» г. Ачинска

на 2023-2024 учебный год

Пыжиковой Олеси Григорьевны

Педагогический стаж  21 год

Должность: учитель-логопед

Стаж в должности: 21 год

Образование: высшее

Специальность: Логопедия. Олигофренопедагогика

Цель: выравнивание речевого и психофизического развития детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.  

Для реализации поставленной цели наметила следующие задачи:

  • пополнить развивающую предметно-пространственную среду логопедического кабинета дидактическими играми и пособиями по профилактике дисграфии;
  • внести в работу игры и игровые упражнения по профилактике дисграфии у детей;
  • повысить мотивацию у педагогов учреждения в проведении данной профилактической работы;
  • повысить осведомлённость родителей в необходимости проведения профилактической работы с детьми.

Методическая тема

Создание условий для выравнивания речевого и психофизического развития детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей. 

Актуальность

Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Меняются способы, средства и даже некоторые формулы этикета общения. Являясь сложной и многогранной деятельностью, общение требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта. Высокий уровень коммуникативных умений выступает залогом успешной адаптации в любой социальной среде.

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками авторитете статусное положение в детском сообществе.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Большинство детей, поступающих в школу, не владеют навыками связной речи в полном объеме. Ребенок – дошкольник, обладающий хорошей речью – явление очень редкое.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Речь – это инструмент развития высших отделов психики. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов. Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе.

Условия речевого развития. Создание условий для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками. Владение педагогом правильной литературной речи. Обеспечивают детям условий для овладение детьми грамматическим строем речи. Развитие у детей связной речи с учетом их возрастных особенностей. Развитие у детей понимание речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции. Создание условий для развитие планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями. Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы. Поощрение детского словотворчества.

Целью работы воспитателя по речевому развитию детей дошкольного возраста является формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.

Именно поэтому речевое развитие, занимает важное место в ФОП ДО.

Согласно ФОП ДО: Задачи «речевое развитие дошкольника» включают:

  • владение речью как средством общения и культуры,
  • обогащение активного словаря,
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи,
  • развитие речевого творчества,
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха,
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой,
  • понимание на слух текстов различных жанров детской литературы,
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Проблемы (дефициты)

  • Большое количество детей со статусом ОВЗ имеют проблемы в речевом развитии:
  • на начало учебного года 24 ребенка с особыми образовательными потребностями (с различной нозологией)
  • педагоги и родители недостаточно информированы в вопросах профилактики дисграфии у дошкольников, считают данную проблему не относящийся к детям-дошкольникам;
  • большое количество детей нуждающихся в коррекционной работе, но не имеющих возможность получить статус ОВЗ;

Повышение образовательного уровня

  1. Пройти курсы повышения квалификации.
  2. Изучить интернет-ресурсы по теме:
  • «Профилактика речевых нарушений у дошкольников»

2023г. «Школа дистанционной логопедии Марины Самойленко» учебный курс «Звукопроизношение под ключ», 60ч.;

2024г. ООО «Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки» программа «Обучение и воспитание детей с расстройствами аутистического спектра в дошкольном образовании», 72 часа.

Повышение профессионального мастерства: аттестация

  • Не имею

Первая квалификационная категория сентябрь 2024г.

Участие в работе творческих и проблемных групп, семинарах, круглых столах, совещаниях

  • Член творческой группы ДОО по разработке мониторинговых материалов для Образовательной программы ДО в соответствии с ФОП
  • Организатор логопедических недель на базе МБДОУ «Д/с №24» «Использование нейроигр и упражнений для развития высших психических функций у детей дошкольного возраста с ТНР» «Применение игр и упражнений по профилактики дисграфии»;
  • совместно с инструктором по физической культуре подобрала и систематизировала игры и упражнения (дыхательные гимнастики, самомассажи, гимнастики для глаз, логоритмические упражнения) с учетом возрастных особенностей дошкольников;
  • совместно с педагогом-психологом подобрала и систематизировала упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук, речеслухового внимания, эмоциональной сферы, мимической мускулатуры.
  • Участие в итоговом педсовете.
  • Участник рабочей группы по разработке Образовательной программы ДО в соответствии с ФОП;
  • Разрабатывала Адаптированные образовательные программы для детей с ТНР, НОДА, ЗПР на основе ФАОП

Пополнение РППС

  • Консультации для педагогов и родителей по теме в форме консультаций, буклетов, видео-консультаций;
  • Конспекты коррекционных речевых занятий с учетом речевых проблем у детей
  • Консультация для родителей «Речевой негативизм» (ранний возраст) с публикацией на сайте ДОО
  • Памятка для родителей «Нормы речевого развития дошкольников» (все группы)
  • Буклет для родителей «Профилактика нарушений чтения и письма у дошкольников» с публикацией на сайте ДОО
  • Консультация для родителей «Как выполнять домашние задания логопеда» (комбинированные группы)
  • Консультация «Негативное влияние гаджетов на речь ребенка» (все возраста)
  • Консультация «Советы логопеда для заботливых родителей» (Ранний возраст)
  • Консультация «Читаем книги – развиваем речь» (все возраста)»
  • Консультация «Японская пальчиковая гимнастика» (младший и старший возраст)
  • Консультация для родителей «Развитие графомоторных навыков у детей 6-7 лет» (подготовительные и старшие группы)
  • Консультация «Нарушение звукопроизношения у детей. Когда обращаться к специалистам?»
  • Консультация «Учим предлоги, играя» (Средний, старший возраст)
  • Консультация «Что нужно знать родителям ребенка-левши?» (все возраста)
  • В течение всего учебного года еженедельно разрабатывала и внедряла через мессенджер Viber консультации для родителей по лексическим темам ДОО для 2 младших, средних, старших и подготовительных к школе групп.
  • В течение всего учебного года изготавливала дидактические игры и пособия в зависимости от потребностей детей ОВЗ.
  • Изготовила и презентовала перед учителями-логопедами Города дидактическое пособие «Автоматизация звуков [л] и [р] у дошкольников посредством игр на профилактику дисграфии»

Конкурсное движение

  • Написание конспектов занятий, методических материалов по развитию речи с публикациями.
  • Участие в конкурсах.

Исследовательская и проектная деятельность

Участие в проектах ДОО

Овладение содержанием новых программ и учебников

Изучить и познакомить педагогов с методиками и технологиями по профилактике дисграфии и дислексии

  • В рамках логопедической недели организовала педагогов ДОО на проведение НОД и мастер-классов по профилактике речевых нарушений, а так же на изготовление дидактических игр и материалов по данной тематике.
  • Разработка «Использование нейроигр и упражнений для развития высших психических функций у детей дошкольного возраста с ТНР».

Проведение открытых мероприятий

  • Семинар-практикум для педагогов в рамках Логопедической недели.
  • Проведение мероприятий для родителей

  • Провела Логопедическую неделю в ДОО;
  • Общее родительское собрание в ДОО «О причинах речевых расстройств»

Консультационная работа

  • Проведение консультативных занятий с детьми, не получившими статус ОВЗ и их родителями.
  • Проведение консультаций в рамках федерального проекта «Доброе начало»
  • Проведение родительских собраний в группах.
  • Оказаны услуги по федеральному проекту «Доброе начало»
  • За учебный год проведено 74 консультативных занятия с детьми, не имеющими статус ОВЗ
  • Родительские собрания в младшей группе, средних группах, в подготовительных группах

Создание аудио и видео пособия

  • Создание презентаций для работы с педагогами, родителями, для открытых занятий с детьми.
  • Создание видео-уроков для родителей по развитию речи детей

Работа с одаренными детьми

  • Подготовка детей к конкурсам

  • участие в краевом конкурсе рисунков на тему «Моя мама – самая лучшая!», первом Всероссийском конкурсе детских творческих работ «Дошкольное наследие А.С. Пушкина».

Результат

  • Повысила профессиональную компетентность педагогов и родителей по теме «Профилактика речевых нарушений у дошкольников» в рамках логопедической недели
  • Проведены мероприятия согласно годового плана ДОО по работе с педагогами по повышению их профессиональной компетентности.
  • Изготовила дидактические игры и пособия на развитие речи детей.
  • В течение всего учебного года еженедельно разрабатывала и внедряла через мессенджер «Сферум» консультации на развитие лексико-грамматического строя для родителей детей младших, средних, старших, подготовительных к школе групп по лексическим темам ДОО.
  • В течение учебного года в рамках проекта консультативной службы «Доброе начало» оказывала консультативные услуги родителям своего учебного учреждения.
  • Провела Логопедическую неделю в ДОО;
  • Проведены мероприятия согласно годового плана ДОО по работе с педагогами по повышению их профессиональной компетентности.
  • Изготовила большое количество дидактических игр и пособий для коррекционной работы с детьми.
  • Результаты коррекционной работы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут учителя-логопеда Дуброва Марии Сергеевны для ребенка старшей группы, посещающего логопункт( первый год обучения), по профилактике возникновения оптической дисграфии.

В ходе диагностики, при заполнении речевой карты, выяснилось, что ребенок ( А .) испытывает значительные трудности при ориентировании в схеме собственного тела; при определении положения предметов в п...

Индивидуальный образовательный маршрут учителя-логопеда.

Индивидуальный образовательный маршрут учителя-логопеда....

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

ВОСПИТАННИК  - ОВЗ ТНР, старшая группа...

Индивидуальный образовательный маршрут учителя-логопеда

Личная программа развития профессиональной компетентности педагога...

Индивидуальный образовательный маршрут учителя-логопеда

Индивидуальный образовательный маршрут учителя-логопеда...

Индивидуальный образовательный маршрут учителя-логопеда 2024-2025

Индивидуальный образовательный маршрут учителя-логопеда 2024-2025...