Краткосрочный проект по оригами на тему "Волшебный квадратик"
материал (подготовительная группа)

Паршина Николь Владимировна
Оригами - древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Современное дошкольное образование, предусматривает развитие у воспитанников изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_kratkosroch.docx24.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №15 «Нэбзый»

                                                                                           

Краткосрочный проект  

оригами

«Волшебный квадратик»

Педагог дополнительного образования

Паршина Николь Владимировна

2024 – 2025 г.


Актуальность

Оригами - древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Современное дошкольное образование, предусматривает развитие у воспитанников изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослый граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее, и на отношения с людьми, с окружающим миром.

Именно в предшкольном возрасте начинается целенаправленная работа по развитию всех компонентов связной речи, совершенствованию умений при помощи речи выражать свои мысли, строить диалог. Благодатным материалом для развития грамматически правильной речи являются сказки.

По словам В.А. Сухомлинского, дети понимают идею лишь тогда, когда она выражена в ярких образах. Работа над образами заставляет детей думать, анализировать, делать выводы. Создать яркие образы сказочных героев поможет древнее японское искусство оригами. Оно сочетает в себе все необходимые средства для развития образного мышления и воображения, что впоследствии окажет благотворное влияние на развитие речи ребенка.

Оригами:

· развивает точность движений пальцев рук, глазомер, способность работать руками под контролем сознания;

· концентрацию внимания;

· стимулирует развитие памяти, умение следовать устной инструкции;

· совершенствует трудовые навыки, аккуратность;

· способствует созданию игровых ситуаций - драматизаций, в ходе которых решаются задачи развития речи детей.

Существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности.

С бумагой ребенок сталкивается гораздо раньше, чем учится писать, рисовать или читать. Он ее рвет, мнет, непроизвольно пытаясь придать ей необходимую форму.

Бумага легко поддается любым изменениям. Его поверхность податлива, хорошо содержит форму. Значит, с помощью оригами можно развить у детей фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект. И сделать это можно совершенно незаметно, в игровой форме. Малыши даже не поймут, как освоили сложные математические и геометрические понятия.

Меня, заинтересовал не только эстетический аспект изготовления поделок в технике оригами, но и возможность использовать поделки для развития всех компонентов связной речи, произвольности всех психических процессов, повышение эффективности обучаемости на основе яркого самовыражения в театрализованной и конструктивной деятельности. Оригами является универсальным способом обучения, ее можно прекрасно использовать практически во всех образовательных областях.

Цель: Обучение основам оригами, создание условий для развития художественных способностей воспитанников посредством изучения техники оригами.

Задачи:

1) Познакомить детей с японским искусством оригами, с базовыми формами – треугольник, книга, двойной квадрат, воздушный змей;

2) Закрепить знания детей о домашних животных, об их повадках и внешнем виде. Формировать умение следовать устным инструкциям, складывать лист бумаги в разных направлениях, активизировать интерес детей к изготовлению фигурок в технике оригами;

3) Развивать все компоненты связной речи, ее грамматический строй, диалогическую речь, навыки общения через использование поделок оригами;

4) Развивать познавательные процессы - восприятие, внимание, память, логическое мышление;

5) Использовать поделки оригами в самостоятельных играх детей, в настольном театре;

6) Развивать художественный вкус в результате изготовления поделок.

Участники: дети средней группы, педагог, родители.

Сроки проекта: краткосрочный -1 месяц (ноябрь).

Проект проходил в три этапа:

Первый - подготовительный

Содержание подготовительного этапа:

1. Просмотр презентации «Откуда появилась бумага»

2. Подбор иллюстраций с изображением моделей оригами

3. Консультации на тему «Конструктивная деятельность в среднем дошкольном возрасте»

4. Просмотр презентации мультимедиа «Оригами»

5. Совместная работа по изготовлению образцов - поделок оригами.

6. Оформление материала в родительском уголке на тему «Как организовать досуг ребенка с пользой».

7. Беседы «Оригами. История появления и развития», «Бумага, разновидности бумаги»; об истории возникновения техники оригами, значении для детей дошкольного возраста

Деловая игра с родителями «Оригами – как одна из форм работы с детьми по развитию конструктивных способностей детей среднего дошкольного возраста».

Второй этап – основной

1. Рассматривание пооперационных схем изготовления поделок в технике оригами.

2. Знакомство с техникой изготовления оригами.

3. Занятия по конструированию из бумаги (оригами):

Базовая форма «квадрат», «двойной квадрат», «книжка», «дверь», «дом»,

«треугольник», «блин», «воздушный змей», «рыба», «птица». И производные от этих форм поделки.

4. Дидактические игры: «Квадрат – треугольник», «Плиточник», «Составь узор», «Калейдоскоп» (знакомство с геометрическими понятиями: угол, сторона, квадрат, треугольник, центр, диагональ).

5. Для сюжетно-ролевых игр: кулечки, кошельки, игра «Найди такой же» (ФЭМП).

6. Оформление коллективных работ (интеграция по рисованию, аппликации).

7. Изготовление в технике оригами героев сказок.

8. Организация выставки «Мои поделки по оригами».

Третий этап – итоговый

Цель этого этапа – контроль и диагностика результатов реализации системы педагогической работы по развитию конструктивных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством техники оригами. Выставка детских работ.

Ресурсы:

Материально-технические: разноцветная двухсторонняя бумага, ножницы, клей, фломастеры, пооперационные карты для складывания базовых форм и поделок, предметно-развивающая среда группового помещения, использование мультимедиа и т.д.

Информационные: методическая литература, различные энциклопедии для дошкольников, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры с конструктором, театрализованные игры. Картотека сценариев сказок.

Ожидаемый результат:

Воспитанники овладеют приемами складывания квадрата, названия базовой формы – «треугольник», «квадрат», «двойной квадрат» и изготовление животных (собачки и кошечки).

Работа с родителями:

Предусматривает индивидуальное консультирование, проведение мастер-класса, совместное выполнение работ родителей и детей с целью ознакомления родителей с особенностями оригами, способами изготовления поделок и т.д. Разработан цикл консультаций и памяток по темам: «Использование оригами в предметно-развивающей среде в ДОУ», «Что такое «оригами»?», «История искусства оригами», «Поделки своими руками», «Рука развивает мозг». Проведение деловой игры с родителями «Оригами – как одна из форм работы с детьми по развитию конструктивных способностей детей среднего дошкольного возраста».

Используемая литература:

1. Гончарова О.В. Театральная палитра.- М.: «Творческий центр», 2010 г.

2. Использование проектной деятельности в детском саду: Методическое пособие/под ред. Бабыниной Т.Ф., Яруллиной Е.Х.- Казань: РИЦ, 2011г.

3. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. - Ярославль: «Академия развития», 1998 г.

4. Соколова С. Театр оригами - М.: «Академия умелые руки», 2006 г.

5. Сорокина Н., Миланович Л. Кукольный театр для самых маленьких.- М.: «Творческий центр»,2009 г.

6. О.Щеглова, А.Щеглова Все об оригами. Оригами от А до Я. Ростов н./Д: Владис: М.: РИПОЛ Классик, 2008. – 416с., с ил.

7. О.Мэри, О.Рошин. Оригами. Фигурки животных из бумаги. Издательство «Клуб семейного досуга» Харьков, 2012г.

8. Иголкина О.В./Альбом для детского творчества. Оригами/ Издательство «Клуб семейного досуга» Белгород, 2012г.

9. Модульное оригами. Игровые практики для детей и взрослых// вед. Шкурко Е.М. DVD, 2008г.

Приложение

Тематический план занятий

№ встречи Тема Задачи Содержание

1 Знакомство с искусством оригами. Продолжать знакомить детей с японским искусством -оригами, с базовыми формами треугольник, книга, воздушный змей, двойной квадрат. Педагог предлагает детям поговорить о японском искусстве оригами. Рассматривание базовых форм и поделок. Рассказать детям о правилах при работе с бумагой.

2 Собачка. Закрепить знания детей о домашних животных, об их Педагог предлагает детям беседу о домашних

повадках и внешнем виде. Формировать умение следовать устным инструкциям, складывать лист бумаги в разных направлениях, активизировать интерес детей к изготовлению фигурок в технике оригами. животных, загадывание загадок. Показывает изготовление собаки в технике оригами. Далее каждому ребенку предоставляется выбор заранее приготовленных вырезанных из бумаги квадратов разного цвета. Дети изготавливают по образцу собаку. В конце встречи подводят итог.

3 Кошечка. Закрепить знания детей о домашних животных, о внешнем виде и их повадках. Учить детей работать в технике оригами, продолжать детей знакомить с базовой формой треугольник, развивать мелкую моторику, развивать творческие способности детей, расширять кругозор детей. К детям приходит в гости кошка Мурка. Педагог предлагает детям изготовить для кошки Мурки друзей. Дети изготавливают по образцу и слову кошку. В конце встреч подводят итог работы. Педагог предлагает самостоятельные игры детей с изготовленными кошками и кошкой Муркой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект в старшей группе "Знакомство с оригами"

Актуальность.Оригами – искусство складывания из бумаги фигурок – родилось в Японии около пятнадцати веков назад. Сейчас им увлекаются во всём мире и взрослые, и дети. Сегодня оригами переж...

Конспект занятия по оригами кружка "Волшебный квадратик". Тема "Гуси". Старшая группа.

В данном конспекте представлено занятие по оригами в старшей группе. Детей в игровой форме подводим к конструированю игрушки. Занятие раскрывает у детей имеющиеся знания по окружающему миру. Полный фо...

Краткосрочный проект в подготовительной группе "Оригами и математика"

Актуальность выбранной темы Кто из нас на переменах не складывал прыгающую лягушку? Кто не надувал тюльпанчик, с восхищением наблюдая за волшебным превращением сложенного листика в полу раскрывши...

Краткосрочный проект «9 Мая — День Победы» в средней группе 2022 г. Вид проекта: познавательный, творческо – информационный. Длительность: краткосрочный 25.04.2022 -29.04.2022 Участники: дети средней группы, воспитатели, родители. Актуальность: Патриоти

Краткосрочный проект «9 Мая — День Победы» в средней группе2022 г.Вид проекта: познавательный, творческо – информационный.Длительность: краткосрочный 25.04.2022 -29.04.2022Учас...

Краткосрочная Образовательная Практика "Оригами"

КОП ТН "Оригами " для детей 6-7 лет.1 встреча : «Бабочка »2 встреча:   «Птички - оригамики »3 встреча: «Лягушонок»4 встреча:  «Рыжая ...

Краткосрочный проект по теме: «Волшебное оригами»

Оригами – искусство складывания из бумаги фигурок – родилось в Японии около пятнадцати веков назад. Мир оригами необычайно широк и разнообразен. Сейчас им увлекаются во всем мире и вз...

Краткосрочный проект по теме: "Знакомство с оригами"

Краткосрочный проект по теме: "Знакомство с оригами"...