Образовательный проект «Сказки рядом»
методическая разработка (младшая группа)
Общение с детьми и забота о их воспитании предоставляют возможность вернуться в собственное детство. Знакомство детей с волшебным миром народных сказок способствует развитию интереса к слову и народному творчеству. Сказки не только развлекают, но и обучают. Они улучшают слух и произношение, формируют понятия о добре и зле, учат уважению к старшим, помогают развивать память и расширять словарный запас.
Народные сказки – древнейшая форма устного народного творчества, которая существует у разных народов. Такие сказки отражают верования, взгляды и основные черты национального характера, показывают прежний быт, который иногда отражается в бытовых сказках, сказках о животных и волшебных произведениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnyy_proekt_skazki_ryadom.docx | 25.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №85 комбинированного вида»
Образовательный проект
«Сказки рядом»
/для детей 3-4 лет/
Составили: Камодина О. И.
Саранск 2023
«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение.
Сказка для ребёнка такое же серьезное и настоящее дело, как игра, она нужна для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить оценить свои возможности.»
Дж. Родари
Актуальность темы
Общение с детьми и забота о их воспитании предоставляют возможность вернуться в собственное детство. Знакомство детей с волшебным миром народных сказок способствует развитию интереса к слову и народному творчеству. Сказки не только развлекают, но и обучают. Они улучшают слух и произношение, формируют понятия о добре и зле, учат уважению к старшим, помогают развивать память и расширять словарный запас.
Народные сказки – древнейшая форма устного народного творчества, которая существует у разных народов. Такие сказки отражают верования, взгляды и основные черты национального характера, показывают прежний быт, который иногда отражается в бытовых сказках, сказках о животных и волшебных произведениях.
Сказка – это источник проявления всех чувств у ребенка.
Сказка помогает ребенку развить доверие к окружающему миру, учит его ценностям добра, справедливости и душевной красоты. Она воспитывает уважение к семье, взрослым и детскому коллективу, создавая основу для позитивного эмоционального опыта растущей личности дошкольника.
Работа со сказкой на уровне слов и художественных образов способствует расширению активного словарного запаса у дошкольника. Сочинение сказок и их иллюстрация развивают как вербальное, так и невербальное воображение, что является фундаментом для творческих способностей. Сказка помогает ребенку понимать эмоциональные состояния окружающих.
С помощью метафор ребенок адаптирует ситуации из сказок к своему жизненному опыту. Через сказки дошкольник получает знания о структуре мира, о том, как находить друзей и любовь, а также как строить отношения с родителями, взрослыми и другими детьми. Кроме того, он учится прощению и важности хорошего отношения к себе и окружающим.
Участниками проекта являются дети второй младшей группы, родители, воспитатели.
Цель: Способствовать усвоению русских народных сказок детьми через разнообразные формы детской активности, способствовать позитивному эмоциональному состоянию, вовлекать детей в усвоение общечеловеческих моральных ценностей.
Задачи:
- ознакомление детей с традиционными русскими сказками,
- формирование желания позаимствовать характеристики положительных персонажей,
- стимулирование ребят повторять наиболее увлекательные и яркие отрывки из прочитанной истории, давая шанс менять слова и повторять простые фразы,
- обучение детей рассказывать рассказы, опираясь на иллюстрации в книге и задания от воспитателя,
- развитие умения передавать образ вымышленного героя через слова, жесты, движения и выражение лица,
- вовлечение детей в мир сказок,
- формирование правил безопасного поведения через примеры из рассказов,
- оказание поддержки робким и застенчивым детям в участии в театральной игре.
Тип проекта: познавательно – творческий.
По времени проведения: краткосрочный
Период реализации: октябрь 2023 г.
Объект исследования: Сказки.
Теоретические основы:
Уважаемые учителя из России всегда ценились за свое высокое отношение к ценности сказок в воспитании и образовании, и подчеркивали важность их широкого использования в педагогической практике. Известный педагог К.Д.Ушинский был сторонником сказок настолько, что включил их в свою педагогическую концепцию. Он считал, что успех сказок у детей заключается в том, что простота и прямота народного творчества соответствуют особенностям детской психологии. "В народной сказке, - писал он, - великое детище народа рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину верит в них".
Можно утверждать, что сказка играет важную роль в развитии личности ребенка, являясь средством нравственного и эстетического воспитания детей. Она оказывает влияние на формирование моральных ценностей и норм поведения, на развитие эстетического восприятия и чувств.
Все известно об эффективности сказки в умственном и эстетическом развитии детей. Ее значение в развитии речи детей также велико. Многие психологи, педагоги и лингвисты (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина, Ф.А.Сохин, О.С.Ушакова, А.И.Максаков и др.) подчеркивали важность включения детей в красоту родного языка, развитие культуры речи.
Ожидаемый результат:
Дети познакомятся со многими русскими народными сказками, будут знать их содержание. Научатся в играх-драматизациях, кукольных театрах, настольных театрах передавать образ своего героя жестом, мимикой, речью.
Участие родителей в жизни группы (выставки рисунков, поделок, пополнение развивающей среды).
План реализации проекта
Образовательные области | Формы и методы работы. Виды деятельности |
Русская народная сказка «Курочка Ряба» | |
Речевое развитие | Рассказывание воспитателем русской народной сказки «Курочка Ряба». Цель: познакомить с р.н.с., воспитывать умение слушать сказку, следить за развитием сюжета. Показ сказки «Курочка Ряба» в настольном театре. Цель: воспитывать интерес к сказкам, различным видам театра. Разучивание потешек про курочку и петушка. Цель: учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения. |
Познавательное развитие | Разрезные картинки «Курочка Ряба». Цель: учить собирать картинку из 4 – 6 частей. |
Художественно-эстетическое развитие | Рассматривание иллюстраций к сказке. Цель: развивать эстетическое восприятие художественных произведений. Раскрашивание иллюстраций к сказке. Цель: закреплять умение правильно держать карандаш, добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования. |
Физическое развитие | Игра «Петушок». Цель: учить детей ходьбе с высоким подниманием колена, учить действовать в соответствии со словами текста, имитировать движения животных. |
Русская народная сказка «Колобок» | |
Речевое развитие | Рассказывание воспитателем русской народной сказки «Колобок» с показом в настольном театре. Цель: воспитывать умение слушать сказку, объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков, воспитывать интерес к сказкам. |
Познавательное развитие | НОД «Кто живет в лесу». Цель: формирование представлений об обитателях леса (внешний вид, особенности поведения, детеныши), закрепление обобщающего понятия «дикие животные». |
Социально-коммуникативное развитие | Драматизация сказки «Колобок». Цель: учить с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок. |
Художественно-эстетическое развитие | ННОД. Рисование с элементами аппликации «Колобок катится по дорожке». Цель: познакомить с техникой пальчиковой живописи, продолжать знакомство с палитрой цветов, побуждать эмоционально откликаться на сказку. Пропевание слов сказки «Колобок». Цель: учить пропевать песню в соответствии с характером персонажа. |
Физическое развитие | Подвижная игра «Катится Колобок». Цель: учить детей прокатывать мяч двумя руками по широкой дорожке. |
Русская народная сказка «Репка» | |
Речевое развитие | Рассказывание сказки воспитателем с выкладыванием на фланелеграфе. Цель: учить детей повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы. |
Познавательное развитие | Дидактические игры «Собери урожай», «Узнай овощ». Цель: закреплять знание овощей, формировать обобщающее понятие «овощи». |
Социально-коммуникативное развитие | Драматизация сказки «Репка». Цель: учить с помощью воспитателя инсценировать народную сказку, передавать характер героев, имитировать их движения. |
Художественно-эстетическое развитие | ННОД. Аппликация обрывная «Выросла репка большая- пребольшая». Цель: учить создавать образ репки в технике обрывной аппликации: разрывать полоски желтого цвета на кусочки и приклеивать мозаично на готовый силуэт или в пределах заданного контура; разрывать бумагу зеленого цвета на кусочки, пытаясь передать форму листьев. Музыкально-подвижная игра «Мы корзиночки несем». Цель: учить передавать движения под слова песни. |
Физическое развитие | Подвижная игра «Собери урожай». Цель: учить перевозить овощи в игрушечном грузовике, передвигаться в соответствии с ориентирами. |
Русская народная сказка «Теремок» | |
Речевое развитие | Знакомство с р.н.с. «Теремок». Цель: продолжать учить детей повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы. |
Познавательное развитие | Конструирование «Построим теремок». Цель: учить строить теремок из настольного строительного материала и заселять в него героев сказки. |
Социально-коммуникативное развитие | Совместный показ воспитателя с детьми сказки в пальчиковом театре. Цель: способствовать нравственному развитию детей путем формирования у них представлений о дружбе и взаимопомощи. |
Художественно-эстетическое развитие | Раскрашивание иллюстраций к сказке. Цель: закреплять умение правильно держать карандаш, добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования. |
Физическое развитие | Подвижная игра «У медведя во бору». Цель: развивать внимание, ловкость, умение действовать в соответствии с правилами. |
Русская народная сказка «Заюшкина избушка» | |
Речевое развитие | Рассказывание сказки с показом иллюстраций. Цель: учить детей повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения. |
Познавательное развитие | Познавательно-исследовательская деятельность. Проведение опытов со льдом. Цель: познакомить со свойством льда таить в тепле. Конструирование «Домик для Зайки». Цель: продолжать учить создавать постройки из настольного строительного материала. |
Социально-коммуникативное развитие | Обыгрывание сказки в пальчиковом театре. Цель: учить с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок. |
Художественно-эстетическое развитие | Лепка «Морковки для Заюшки». Цель: учить передавать форму в лепке, упражнять в раскатывании глины прямыми ладонями рук. |
Физическое развитие | Игра «Петушок». Подвижная игра «Зайка серенький сидит». Цель: учить детей ходьбе с высоким подниманием колена, учить действовать в соответствии со словами текста, имитировать движения животных. |
Русская народная сказка «Маша и Медведь» | |
Речевое развитие | Знакомство со сказкой. Рассказывание сказки по картинкам. Цель: учить рассказывать сказку с опорой на иллюстрации. |
Познавательное развитие | Разрезные картинки «Маша и Медведь». Цель: продолжать учить собирать картинку из 4 – 6 частей. |
Социально-коммуникативное развитие | Ролевая ирга «Угостим Машу чаем». Цель: продолжать учить выполнять игровые действия (накрывать на стол, встречать гостей). |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование «Цветы для Маши». Цель: продолжать учить детей рисовать гуашью; закреплять знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый). |
Физическое развитие | Подвижная игра «У медведя во бору». Цель: развивать внимание, ловкость, умение действовать в соответствии с правилами. |
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | |
Познавательное развитие, речевое развитие | Знакомство со сказкой с показом мультимедийной презентации. Цель: продолжать учить воспринимать содержание сказки с опорой на иллюстрации; объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков, воспитывать интерес к сказкам; учить выполнять несложные задания по сюжету сказки. |
Социально-коммуникативное развитие | Беседа «Путешествие в сказку». Цель:на примере героев сказки формировать представления об опасных ситуациях для человека в окружающем мире. |
Художественно-эстетическое развитие | Рассматривание иллюстраций к р.н.с. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Цель: развивать эстетическое восприятие художественных произведений. |
Русская народная сказка «Гуси-Лебеди» | |
Речевое развитие | Слушание аудиозаписи сказки в исполнении артиста. Цель: развивать эстетическое восприятие литературного произведения в актерском исполнении. |
Познавательное развитие | Знакомство со сказкой с показом мультимедийной презентации. Цель: продолжать учить воспринимать содержание сказки с опорой на иллюстрации; выполнять несложные задания по сюжету сказки. |
Социально-коммуникативное развитие | Беседа «Путешествие в сказку». Цель:на примере героев сказки формировать представления об опасных ситуациях для человека в окружающем мире. |
Художественно-эстетическое развитие | ННОД. Лепка «Наливные яблочки». Цель: учить раскатывать комочки пластилина круговыми движениями, вызывать радость от восприятия результата общей работы. |
Физическое развитие | Подвижная игра «Гуси-гуси». Цель: развивать внимание, ловкость, умение действовать в соответствии с правилами. |
Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк» | |
Речевое развитие | Слушание аудиозаписи сказки в исполнении артиста. Цель: развивать эстетическое восприятие литературного произведения в актерском исполнении. |
Познавательное развитие | Отгадывание загадок о лисе и волке. Цель: учить узнавать объекты по описанию. Разрезные картинки. Цель: продолжать учить собирать картинку из 4 – 6 частей. |
Художественно-эстетическое развитие | Рассматривание иллюстраций к р.н.с. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Цель: развивать эстетическое восприятие художественных произведений. |
Физическое развитие | Подвижная игра «Волк и зайцы». Цель: развивать внимание, ловкость, умение убегать, не наталкиваясь друг на друга. |
Любимые сказки | |
Речевое развитие | «Расскажи сказку». Цель: учить детей рассказывать с помощью воспитателя любимую сказку с опорой на иллюстрации. Отгадывание загадок о героях русских сказок (животные). Цель: учить узнавать объекты по описанию. |
Познавательное развитие | Дидактические игры «Чего не стало?», «Чудесный мешочек», «Что изменилось?», «Найди по описанию», «Угадай сказку» (по сюжетам русских народных сказок). Цель: закрепление знаний русских народных сказок; развитие восприятия, внимания, памяти, мышления. |
Социально-коммуникативное развитие | Беседа «Путешествие в сказку». Цель:на примере героев сказки формировать представления об опасных ситуациях для человека в окружающем мире. |
Художественно-эстетическое развитие | Выставка совместных творческих работ детей и родителей «Моя любимая сказка». Цель: привлечь детей и родителей к совместной деятельности по созданию творческих работ. Музыкальный досуг «В гостях у сказки». Цель: обобщить знания детей о русских народных сказках, воспитывать интерес к художественному слову; умение читать наизусть потешки и небольшие стихотворения. |
Физическое развитие | Подвижные игры по сюжетам народных сказок по выбору детей. Цель: совершенствовать двигательные навыки, умение действовать в соответствии с правилами. |
Работа с родителями | Консультация "Значение сказок в жизни ребенка". Подбор раскрасок на тему «Русские народные сказки». Изготовление масок для сказки «Репка», «Теремок», «Курочка ряба», «Маша и медведь», «Колобок». Создание разрезных картинок с изображениями героев р.н.с. Изготовление пальчикового театра «Теремок», «Заюшкина избушка». Оформление выставки совместных творческих работ детей и родителей «Моя любимая сказка». |
Работа с воспитателями | Обмен опытом |
Литература:
- Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии.» М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Доронова Т.Н. «Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения.»-2-е изд.-М.: Просвещение, 2005.
- Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения.»: М.: ТЦ «Сфера», 2001.
- Науменко Г.М. «Народное детское творчество: сборник фольклорных материалов» - М.: ЗАО Изд. Центрполиграф, 2001.
- Поляк Л.Я. «Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок.» - СПб.: «Детство-пресс», 2008.
- Пресса, 2011.
- Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий» - М.: ТЦ Сфера, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Сказка рядом с нами"
Проект для второй младшей группы" (долгосрочный)...
Образовательный проект "Удивительное рядом"
Актуальность реализации проекта:Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретны...
Экспериментально – исследовательской образовательный проект «УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ»
Дети дошкольного возраста- это пытливые исследователи окружающего мира. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: игры, занятия, прогулки, сон. В процессе иг...
Проект "Сказка рядом с нами"
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и вос...
проект "Сказки рядом с нами"
с помощью данного проекта идет знакомство детей с РНС...
Проект " Сказка рядом с нами"
Проект " Сказка рядом с нами" Продолжительность: среднесрочный (ноябрь – январь). Участники проекта: Педагоги, дети средней группы, родители.Цель: Развитие связной реч...
Проект «Сказки рядом с нами»
Проект по нравстенно - патриотическому воспитанию на основе русских народных сказок...