Проект "Сказка рядом с нами"
проект (младшая группа) на тему

Гладышева Олеся Юрьевна

Проект для второй младшей группы" (долгосрочный)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_skazkoterapii.docx51.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 22 «Тополек»

ПРОЕКТ

творческий

«Сказка рядом с нами»

Вторая младшая группа

Воспитатель: Гладышева О.Ю.

г. Бердск, 2015

В основе проекта «Сказка рядом с нами» лежит образовательная область «Чтение художественной литературы», содержание которой направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.

На основе анализа литературы, наблюдения за детьми была выдвинута гипотеза: сказки являются эффективным средством для формирования духовно-нравственного сознания дошкольников при выполнении следующих условий:

  • репертуар сказок будет подобран с учетом ярко выраженных нравственных понятий;
  • в процессе работы со сказкой воспитатель будет способствовать переводу наглядных образов в обобщенные нравственные представления у детей;
  • накопление эмоционального опыта и его осмысление детьми дошкольного возраста реализуется в процессе ролевой игры.

Цель проекта: приобщение детей к духовно-нравственным нормам с помощью сказки.

Задачи проекта:

  • создать условия для деятельности детей, способствующей освоению мира сказок;
  • расширить знания детей о сказках;
  • познакомить с первоначальными представлениями о доброте, отзывчивости, сострадании и сопереживании;
  • формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных взаимоотношений и моделях поведения через сказку;
  • воспитывать у детей отзывчивость, дружелюбие, способность к состраданию и сопереживанию.

Актуальность:

На мой взгляд, одним из средств создания положительных нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми является сказка. Сказка помогает развивать внутренний мир ребенка и его эмоциональную сферу.  В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Из сказок дети черпают множество познаний: это представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Сказка помогает ребенку разобраться в самых важных понятиях: на чем основываются отношения между людьми, как оценивать свои поступки и окружающих детей и взрослых. Она помогает ребенку испытать храбрость, чуткость, отзывчивость, доброту, сострадание. Нравственные понятия, которые представлены в образе героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Вид проекта: творческий, групповой, долгосрочный.

Продолжительность: долгосрочный (февраль 2014 г. –  февраль 2015 г.).

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Формы работы с детьми: чтение, обсуждение; решение проблемных ситуаций; инсценировка.

Предполагаемый результат:

  • формирование основы духовно-нравственного воспитания у детей, в части оптимизации межличностных отношений в группе;
  • приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям;
  • создание условий для деятельности детей, способствующей освоению мира сказок.

 1 этап – подготовительный (информационно-аналитический):

  • разработка целей, задач проекта;
  • сбор и анализ литературы;
  • обращение к специалистам;
  • диагностика по методике мотивационных предпочтений «Цветик – трехцветик» Л.И. Божович, Й. Шванцгара) (Приложение № 1);  
  • подборка тематики сказок, способствующих созданию первичных положительных нравственных представлений у детей (Приложение № 2);
  • разработка плана деятельности на период проекта (Приложение № 3);
  • пополнение костюмами уголка ряженья;
  • изготовление ширмы для пальчикого театра и других атрибутов.

2 этап – основной:

  • чтение сказок, прослушивание аудиозаписей со сказками, просмотр иллюстраций к сказкам;
  • слушание песни о персонаже сказки;
  • беседа в утренние часы по иллюстрациям к сказке;
  • драматизация сказок;
  • игры: «Выбери сказку, которая тебе понравилась», «Чья фраза из сказки?»;
  • художественное творчество (рисование и лепка на тему «Мой любимый сказочный герой»);
  • мероприятия с родителями (консультация для родителей «Сказка в жизни ребенка», буклет «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка», папки-раскладушки «Любимые игрушки», «Основы нравственных отношений в семье», «Развивающая среда дома»).

3 этап – контрольно-диагностический:

  • итоговая диагностика компонентов нравственного сознания детей; наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий (Приложение № 1);
  • оценка эмоциональной сферы каждого ребенка с последующим анализом.

4 этап – обобщающий (заключительный). Продукт проектной деятельности:

  • театрализация сказки «Теремок» для родителей;
  • фотовыставка «Сказка рядом с нами»;
  • выставка рисунков детей «Мой любимый сказочный герой».

Выводы:

        В результате проектной деятельности были созданы:

  • условия для деятельности детей, способствующие восприятию мира сказок (создан театральный уголок, пополнен уголок книги);
  • повысился уровень знаний детей о сказках и сказочных героях;
  • дети имеют первоначальные представления о доброте, проявляют отзывчивость, сочувствие,  сопереживание по отношению друг к другу, окружающим людям и окружающему миру.
  • дети успешно для своего возраста социализированы, у них развит эмоциональный интеллект;
  • у детей воспитаны социально одобряемые нормы поведения;
  • родители принимают активное участие в усвоении детьми нравственных понятий.

Результаты работы с детьми по достижению поставленных целей и задач подтверждаются проведённой диагностикой по методике: «Методика мотивационных предпочтений  «Цветик-трёхцветик» Л.И.Божович, Й. Шванцера (Приложение № 1). После проведенной диагностики в 2013-2014 учебном году я получила следующие результаты: мотивация «Для себя» - 75%, «Для родных и близких» - 20%, «Для группы и детского сада» - 5%, «Для всех людей» - 0%. После проведенной диагностики в 2014-2015 учебном году я получила следующие результаты: мотивация «Для себя» - 30%, «Для родных и близких» - 40%, «Для группы и детского сада» - 20%, «Для всех людей» - 10%.

Диагностика по методике «Цветик-трехцветик»

2013-2014 учебный год

Диагностика по методике «Цветик-трехцветик»

2014-2015 учебный год

Я предполагаю, что данный проект позволит приобщить детей к обще- человеческим нравственным ценностям и найдет свое отражение в дальней- шей работе.

Сказка – источник детского мышления, а мысль младшего дошкольника неотделима от чувств и переживаний. Отсюда следует, что с помощью сказки можно воспитывать духовно-нравственные ценности детей

Список использованной литературы:

1. Аникин В.П. Русская народная сказка. М: «Просвещение», 1986 г.

2. Аникин В.П. К мудрости ступенька.М.,1988.

3. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2001.

4. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Пособие для воспитателей детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2012.

5. Гладкова Ю.А. Взаимодействие с семьей: вопросы планирования // Ребенок в детском саду. – 2006. - № 4.

6. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену: учебное пособие / под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ФОРУМ, 2012. – 256 с. – (высшее образование).

7. Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения [Текст]: тезисы докладов./А.В. Запорожец — М., 1948.

8. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – 4-е изд., перераб. И доп. / Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 320 с.

9. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольное воспитание: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 .

10.  Короткова Л. Д. Авторская дидактическая сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, М., 2008.

11. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Програм.- метод.пособие. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.- 144 с.

12. Маханева М.Д., Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. М.: Сфера, 2002.

13. Нечаева В.Г., Маркова Т.А., Жуковская Р.И. Нравственное воспитание в детском саду: пособие для воспитателей / Под ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. – 3-е изд., испр. И доп. М.: Просвещение, 1984. – 272 с., ил.

14. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для родителей и методистов. – 2-е

15. Потаповская О. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей // Дошкольное воспитание – 2006. - № 1.

16. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой, М.: АСТ, 2000 г.

17.Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение, 1995.

18. Шорохова О.А., Играем в сказку. М.: «Творческий центр», 2006г.

19. nsportal.ru (социальная сеть работников образования).

20. http://doshvozrast.ru/rabrod/rodsodranie11.htm

21. http://pandia.ru/text/77/379/18512.php

Приложение № 1

Методика мотивационных предпочтений

(«три желания», «цветик-трехцветик»,

«волшебная палочка»)

Существуют различные варианты методики мотивационных предпочтений: «три желания», «волшебная палочка», «цветик–семицветик», «поздравление к новому году», «колесо желаний», «хрустальный шар», которые отличаются обычно количеством желаний (ребенок должен задумать от одного до семи) и формой предъявления (Л. И. Божович, 1968, Й. Шванцара. 1978).

Предлагаемые варианты методики предназначены для детей 5-9 лет. С дошкольниками и школьниками, у которых сформированы навыки свободного письма, методика проводится индивидуально. С остальными – может проводиться как индивидуально, так и фронтально.

Материал:

При индивидуальном применении - "волшебная палочка" (маленькая указка или карандаш), при групповом - лист бумаги с нарисованным на нем "волшебным цветком" (с тремя лепестками), либо чистый лист бумаги.

Процедура проведения:

Инструкция при индивидуальном проведении: "Представь себе, что это волшебная палочка (Показывается маленькая указка или карандаш). Ты можешь взмахнуть ей, и с ее помощью выполнить три самых заветных своих желания. Скажи мне. Какие это желания".

При фронтальном проведении детям предлагается нарисовать "волшебный цветок" с тремя лепестками ("цветы" могут быть приготовлены психологом заранее и розданы детям) после того, как рисунок выполнен, дается инструкция:

"Представьте себе. Что это волшебный цветок. У него три лепестка. На лепестке можно написать одно желание. А всего каждый из вас сможет написать три самых заветных своих желания. Все поняли. Что надо сделать (отвечает на вопросы детей). Итак, начинаем..."

Обработка результатов и интерпретации:

1. Определяется направленность ответов на выполнение своих собственных желаний, ориентированных на благо других людей сверстников, воспитателей, родителей, братьев, сестер и др., относящиеся к школе, детскому дому в целом, и широкие «общечеловеческие» («хочу, чтобы люди никогда не болели», «чтобы никто не убивал других людей», «нашли все полезный ископаемые» и т. д.).

Поскольку само строение методики ориентирует детей, прежде всего на актуализацию собственных желаний, то выделение желаний "для других" свидетельствуют о широте мотивации, выходящие за пределы личного опыта, наличии широких смыслообразующих мотивов и/или формировании потребности во благе для других людей. Вместе с тем, неблагоприятными являются варианты, когда желания «для себя» полностью отсутствуют.

2. Определяются качественные категории, характеризующие преобладающую сферу предпочтений.

Наиболее часто здесь встречаются ответы, говорящие о желании обладать определенными материальными благами, иметь какие-то новые качества, способности, приобрести друзей. Повысить успеваемость. Выполнять требования воспитателей и др.

Заслуживают внимания ответы, связанные с семьей, родителями.

Неблагоприятными вариантами является фиксация всех ответов в сфере выполнения требований воспитателей, а также совершенно конкретных («мелких») материальных благ (например, конфету, жвачку и мороженое).

Следует обратить особое внимание на ответы, связанные с физической агрессией: как на открытые агрессивные тенденции («я хотел бы всех избить, уничтожить», «чтобы отомстить всем», «чтобы избили всех тех, кто меня обижает»), так и жертвы агрессии: «чтобы меня не били», «чтобы меня кто-нибудь защитил, когда меня снова начнут бить».

Ответ "не знаю" является неблагоприятным показателем, который может свидетельствовать как о слабости желаний и потребностей, о недоразвитии их рефлексии, о том, что ребенок не привык давать себе отчет о своих желаниях, так и о своеобразном «отказе» от желаний, их вытеснении, А также об определенной закрытости по отношению ко взрослому, иногда имеющей характер негативного протеста. Какой именно из вариантов имеет место в конкретном случае, следует выяснить в процессе дополнительной беседы.

3. Определяется степень «протяженности» желаний во времени.

4. Характер высказывания («я хочу», «я хотел бы»), использование сослагательного наклонения, свидетельствующего о неуверенности ребенка в своем «праве на желание» является неблагоприятным симптомом.

Приложение № 2

Тематика сказок, способствующих созданию первичных положительных нравственных представлений у детей

Название сказки

Мораль

«Колобок»

Знакомство с добром и злом.

Преодолевание препятствий

«Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка»

Победа добра над злом

«Репка», «Три поросенка»

Трудолюбие, взаимопомощь

«Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Маша и медведь»

Наказ слушаться старших

«Теремок», «Зимовье зверей»

Дружба помогает победить трудности

«У страха глаза велики»

Высмеивание трусость, глупость

«Лиса и журавль», «Лисичка сестричка и серый волк», «Косточка» (Л.Н. Толстой)

Осуждение хитрости, обмана

«Петушок и бобовое зернышко»

Забота о ближнем

«Заяц-хваста»

Осуждение хвастовства

«Два жадных медвежонка»

Высмеивание, осуждение жадности


Приложение № 3

План занимательной деятельности на период проекта

Месяц, год

Сказка

Задачи

НОД

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с родителями

Февраль 2014

«Колобок»

Приобщать детей к истокам народной культуры.

Учить передавать свое отношение к поступкам героев. Формировать нравственные представления как эталоны для различения таких качеств как послушание — непослушание, любовь — эгоизм, ответственность. Воспитывать любовь к народным сказкам

Рассказывание чтение анализ сказки по иллюстрациям творческие задания, моделирование и обыгрывание художественных произведений с использованием настольного театра, работа с фланелеграфом.

Рассказывание сказки от другого героя, совместное рассказывание выставка в книжном уголке выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой»; игры: «Выбери сказку, которая тебе понравилась», «Чья фраза из сказки?»; изготовление атрибутов к сказкам; просмотр мультфильмов по сказкам.

Рассматривание иллюстраций к сказке обыгрывание сюжета сказки с помощью кукол.

Беседы о про- читанных сказках;  чтение сказок;  прослушивание сказок в аудио- записи; просмотр мультфильмов по сказкам.

Консультация для родителей «Сказка в жизни ребенка», буклет «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка», папки-раскладушки «Любимые игрушки», «Основы нравственных отношений в семье», «Развивающая среда дома»).

Март 2014

«Репка»

Апрель 2014

«Три поросенка»

Май 2014

«Петушок и бобовое зернышко»

Сентябрь 2014

«Теремок»

Октябрь 2014

«Маша и медведь»

Ноябрь 2014

«Заюшкина избушка»

Декабрь 2014

«У страха глаза велики»

Январь 2015

«Заяц-хваста»

Февраль 2015

«Два жадных медвежонка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром (экология), рисованию и музыке. Тема: «Удивительное рядом с нами» (Еж обыкновенный).

На занятии уточняются знания детей о жизни ежей в природе, об особенностях внешнего  вида и поведения, об особенностях питания, передвижения, защиты. Художественное слово вызывает эмоциональный о...

Подборка материалов на тему «Цифры рядом с нами» (цифры в пословицах, поговорках, загадках, стихах)

Данная подборка предназначена для воспитателей подготовительных групп детского сада и для учителей начальной школы. Загадок, пословиц и поговорок с использованием цифр можно найти немало в различных и...

Конспект занятия по экологии на тему "Кто живет рядом с нами"

Конспект занятия по экологии на тему "Кто живет рядом с нами", соответствует требованиям написания конспекта для аттестации на соответствие занимаемой должности...

Открытое занятие по окружающему миру. Растения рядом с нами. Комнатное растение.

Беседа с детьми о комнатных растениях. Условия содержания комнатных растений. Их размножение. Рисование комнатного растения с натуры....

Конспект интегрированного занятия из опыта работы « КТО ЖИВЕТ РЯДОМ С НАМИ?»

Ø Закрепить представления у детей о домашних животных и птицах. Ø Активизировать мыслительную деятельность в процессе занятия. Ø Упражнять в выразительной интонации при звукоподражании. Ø Закреп...

Конспект НОД « Наши друзья рядом с нами! »

Цель данной непосредственной образовательной деятельности направленна на :Развиватие у детей социального поведение, навыков правильного общения. Развитие мышления, речи....

" ТРУД РЯДОМ С НАМИ"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим с использованием ТРИЗ для детей 4 – 5 лет...