Проект «Сказки рядом с нами»
материал по развитию речи (младшая группа)
Проект по нравстенно - патриотическому воспитанию на основе русских народных сказок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 60.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад № 7»
ПРОЕКТ
по нравственно-патриотическому воспитанию
на основе русских народных сказок
«Сказки рядом с нами»
Воспитатель: Власова И.В.
Цель проекта: Воспитывать у детей любовь к Родине посредством сказок, приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям.
Задачи проекта:
- Познакомить и закрепить знания детей о русских народных сказках;
- Познакомить детей с народным фольклором: колыбельные песни, потешки, игры-забавы;
- Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности;
- Развивать речь через участие детей в драматизациях, кукольных, настольных театрах.
- Воспитывать доброту, справедливость, терпение, чувство привязанности, любви к своим близким;
- Воспитывать у детей любовь к Родине, к родной культуре через русские народные сказки, потешки, игры забавы;
- Приобщать детей к процессу познания добра и зла, честности и справедливости.
Вид проекта: творческий, игровой
Сроки реализации: декабрь – май
Возраст участников проекта: 3-4 года
Участники проекта: воспитатели младшей группы, воспитанники, родители
Ожидаемый результат:
1.Расширить и творчески применить знания детей
о сказках в познавательной, речевой и художественно-творческой деятельности.
2. Через имитацию образа героев сказок дети научатся различать добро и зло, характеризовать поступки, поведение; выражать эмоции и понимать чувства других.
Через:
- Чтение русских народных сказок, беседы по их содержанию, пословиц, поговорок.
- Пальчиковые, дидактические игры, подвижные игры, игры – драматизации.
- Выставки работ детей: поделок, рисунков и аппликаций.
- Участие родителей в мастер-классе «Лавка мастеров».
- Анкетирование родителей «Сказка в жизни вашего ребенка»
Осуществление проекта
Месяц | Работа с детьми |
декабрь | - Рассматривание иллюстраций к сказкам. - Беседа о бережном обращении с книгами. - Чтение сказки «Курочка ряба». - Просмотр мультфильма «Курочка ряба». - Беседа по иллюстрации к сказке «Курочка Ряба» - Демонстрация действий персонажей сказки «Курочка ряба» с помощью настольного театра. - Пальчиковая игра по мотивам русской народной сказки «Курочка Ряба» - Лепка «Яичко». - Раскрашивание сказочных персонажей. - Дыхательная гимнастика «Курочка» |
январь | - Чтение русской народной сказки «Колобок». - Просмотр мультфильма «Колобок». - Настольный театр к сказке «Колобок». - Пальчиковая игра по мотивам русской народной сказки «Колобок». - Лепка «Колобок». - Заучивание потешек «Зайка серый наряжается», «Лисонька – лисичка». Знакомить с малыми фольклорными формами. - Дыхательная гимнастика «Остудим Колобка» |
февраль | - Чтение русской народной сказки «Теремок». - Просмотр мультфильма «Теремок». - Демонстрация действий персонажей сказки «Теремок» с помощью настольного театра. - Подвижная игра «Мыши водят хоровод» - Беседы «Друзья», «С кем я дружу» Развивать представление о том, что такое дружба - Пальчиковая игра по мотивам русской народной сказки «Теремок». - Конструирование « Мы построим новый дом» Развивать у детей фантазию, желание создавать постройки работать дружно слажено - Раскраски по сказке «Теремок» |
март | - Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят». - Просмотр мультфильма «Волк и семеро козлят». - Дыхательная гимнастика «Волк» - Цикл бесед «Кого мы называем добрым (честным, вежливым)?». Развивать элементарные представления о дружеских отношениях. - Дидактическая игра «Чудесный мешочек» Цель игры: Учить детей доставать из мешочка героя сказки и называть его. - Хороводная игра «Ровным кругом». - Раскрашивание раскрасок по сказкам. |
апрель | - Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка». - Просмотр мультфильма «Заюшкина избушка». - Беседа «Добро-зло в сказках» - Дидактическая игра: «Расскажи сказку по сюжетам» - Игры «Ласковые слова», «Назови ласково». Помочь понять некоторые причины возникновения ссоры, учить простым способам выхода из конфликтов. - Пальчиковые игры: «Будем пальчики считать, будем сказки называть» и другие (используя картотеку) - Дыхательная гимнастика «Петушок» - Совместная деятельность педагога и детей: Конструирование «Избушка для Лисички» - Ознакомление с малыми фольклорными формами «Приди весна с радостью» (потешки о весне) - Беседа с детьми о своих мамах. Дать представление о том, какая мама – добрая, нежная, хранительница очага Аппликация «Красивое платье для мамы» Воспитывать уважение к женскому полу, оберегать и защищать мам, сестер, подруг |
май | - ООД по речевому развитию. Знакомство со сказкой Л. Н. Толстого "Три медведя". - Беседа «Как Маша заблудилась в лесу». - Просмотр мультфильма «Три медведя». - Дидактическая игра «Собери сказку из частей». - Подвижная игра «У медведя во бору». - Дыхательная гимнастика «Три медведя» - Пальчиковая гимнастика «Сидели три медведя». - Лепка «Угощение для трёх медведей». - Потешка «Мишка – топтыжка» |
Месяц | Работа с родителями |
ноябрь | 1 этап. Подготовительный - Познакомить родителей с темой проекта - Анкета для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание» - Анкета для родителей «Сказка в жизни вашего ребенка» |
декабрь | 2 этап. Основной. Повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество. - Привлечь родителей: к совместной работе с детьми и воспитателем. - Консультации в информационный уголок: «Воспитание сказкой». - Консультации в информационный уголок: «Значение сказок в жизни ребенка» |
январь | - Консультации для родителей, индивидуальные беседы: «Что и как читать ребенку дома» |
февраль | - Консультации в информационный уголок: «С чего начинается Родина?» - Консультация для родителей на тему: «Сказка как способ патриотического воспитания дошкольников» |
март | - Консультации в информационный уголок: «Сказка, что она дает детям» -Памятка для родителей «Как научить ребенка беречь книгу» |
апрель | - Информационная папка-передвижка: «Читайте вместе с нами» |
май | 3 этап Заключительный. - Конкурс «Книжки - малышки»
|
Приложение
Приложение 1
Анкета для родителей
«Сказка в жизни вашего ребенка»
1.Как часто Вы читаете (рассказываете) своему ребенку сказки? _________________________________________
2.Просит ли Ваш ребенок читать (рассказывать) сказку несколько раз?
__________________________________________
3. Есть ли любимая сказка у Вашего малыша? Если есть – какая?
_________________________________________
4. Играете ли Вы с ребенок в сказки, которые читали?
_________________________________________
5. Есть ли у ребенка книжки для самостоятельного рассматривания?
_________________________________________
6. Узнает ли Ваш ребенок сказку по иллюстрации?
________________________________________
7. Есть ли у Вас дома какой-либо вид детского театра (настольный пальчиковый, кукольный и пр.?)
_______________________________________
8. Придумываете ли Вы когда-нибудь сказки для Вашего ребенка?
_______________________________________
Спасибо!
Приложение 2
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ОСНОВЕ СКАЗОК
Будем пальчики считать, Будем сказки называть
(Дети поочередно загибают пальчики.
На последнюю строчку хлопают в ладоши.)
Будем пальчики считать, Будем сказки называть
Три медведя, Теремок, Колобок- румяный бок! Репку мы не забываем, Знаем Волка и козлят - Этим сказкам каждый рад!
«Репка»
В огороде дедка репку посадил
И водой из лейки, репку он полил («Колечки»)
Расти, расти репка, и сладка, и крепка.
Расти, расти репка, и сладка, и крепка («Хлопки»)
Выросла репка всем на удивление («Колечки»)
Большая – пребольшая, всем хватит угощения («Лучики»)
Выросла репка и, и сладка, и крепка.
Выросла репка, и сладка, и крепка. («Хлопки»)
«Теремок»
В чистом поле теремок, был ни низок ни высок. («Веер»)
Звери разные в нем жили, жили дружно, не тужили. («Здравствуй»)
Там и муха, и лягушка, зайчик с лисонькой – подружкой,
Ёж колючий, серый волк – в дружбе знали они толк. («Колечки»)
Но набрел на теремок мишка косолапый («Замок», поворачивать его вправо-влево),
Раздавил он теремок, своей огромной лапой («Лучики»)
Звери очень испугались, поскорее разбежались («Волны)
А потом собрались снова, чтоб построить терем новый. («Здравствуй»)
В нем живут теперь все вместе, и поют такие песни («Колечки»)
- Стоит в поле теремок, он ни низок, ни высок.(«Веер»).
«Про курочку Рябу»
Курочка Ряба, бабе и деду
Яйцо золотое снесла к обеду. («Колечки»)
Били яичко и баба, и дед
Но не смогли разбить на обед. («Молоточки»)
Мышка-норушка мимо бежала («Волны»)
Яичко смахнула, оно и упало. («Лучики»)
Плакали горько баба и дед («Колечки»)
Яйцо их разбилось, пропал их обед («Лучики»)
С тех пор уже Ряба бабе и деду («Колечки»)
Несет лишь простые яйца к обеду. («Кулачки»)
«Заюшкина избушка»
В лубяной избушке, жил заяц на опушке («Колечки»).
А в ледяной избушке – лисица на горушке. («Лучики»)
Растаяла весной избушка на горушке («Волны»),
Лисица побежала к зайцу на опушку («Колечки»)
Выгнала зайчишку из лубяной избушки («Лучики»),
Да сама жить стала в избушке на опушке. («Кулачки»)
И ни волк и ни медведь не смогли помочь. («Колечки»)
Петушок отважный прогнал лисицу прочь. («Гребешок»)
Так остался петушок у заюшки в избушке («Здравствуй»)
В лубяной избушке, в избушке на опушке. («Колечки»).
«Кот, петух и лиса»
Жили котик с петушком у лесной опушки.
НО однажды лисонька подкралась к избушке. («Колечки»)
Утащила петушка за высоки горы,
Утащила петушка в свою лисью нору. («Кулачки», «Лучики»)
Смелый котик в лес пошел и нору Лисы нашел. («Колечки», «Здравствуй»)
Умный котик спас дружка Петю-Петю-Петушка. («Гребешок»)
Живут котик с Петушком у лесной опушки («Колечки»)
И теперь уже Лиса не ходит к их избушке. («Маятник»)
«Рукавица»
На охоту вышел дед зимнею порою («Колечки»)
Рукавицу потерял под большой сосною. («Лучики»)
Дома стал её смотреть («Колечки»), не нашел на месте («Веер»)
И отправился искать («Колечки»), в лес с собачкой вместе («Кулачки»).
А в лесу в той рукавице («Колечки»), звери стали дружно жить:
Мышь с лягушкой и лисицей, заяц, волк, кабан, медведь. («Кнопочки»)
В лес собака прибежала («Колечки»), всех зверей перепугала, («Лучики»)
Рукавицу подняла («Колечки»), деду в руки отдала («Здравствуй»).
Колобок
За горами, за лесами, (Поднимите руки вверх, соедините над головой, а потом, опуская разведите их в стороны.)
За широкими морями (Выпрямите руки перед собой, соедините кисти, затем плавно разведите в стороны.)
Жили дед и баба,
(«Дед» - покажите воображаемую бороду, «баба» - «наденьте» воображаемый платочек и «завяжите» его под подбородком.)
Тимофей да Капа.
«Как же, как же,
Как нам быть?
(Положите ладони на щеки и покачайте головой из стороны в сторону.)
Где муки на хлеб добыть?
Надо нам совсем чуток –
(Покажите пальцами «чуть – чуть».)
Испекли бы колобок!
(Пальчиковое упражнение «Шарик».)
По амбарам пометем,
(Покажите, как метут пол веником.)
По сусекам поскребем,
(Руки выставьте перед собой, «поскребите» ноготками.)
Небольшой у нас роток –
(Возьмитесь пальцами за губы.)
Соберем на колобок
(Поднимите руку вверх и махните ею вниз – «Эх!»)
Наскребли и замесили,
(Поднимите одну ладонь над другой и резко соедините ладони, затем поменяйте положение рук.)
Сахар в тесто положили,
(Покажите как сыплют сахар щепоткой.)
И слезинкой посолили
Потом в печку посадили.
Славный вышел колобок,
(Пальчиковое упражнение «Шарик».)
Остывать на полку лег.
(Руки сложите ладонями, положите их под щечку –
«колобок» спит.)
А потом проснулся,
Сладко потянулся,
(Потянитесь.)
Выпрыгнул в окошко прямо на дорожку.
(Сделайте небольшой прыжок вперед.)
Перед колобком – лесочек,
На поляночке – пенечек,
Почему-то он дрожит…
(Обхватите себя руками и покажите, как «дрожит» зайка.)
За ним заинька сидит!
«Ой, приветик, колобок,
Дай-ка укушу за бок!»
«Ты не съешь, косой, меня –
Укачусь я от тебя!»
Колобочек покатился,
И в лесу он очутился.
Видит, что стоит за ёлкой
(Пальчиковое упражнение «Елка».)
Зверь с глазами злого волка.
(Пальчиковое упражнение «Бинокль.)
«Здравствуй, здравствуй, колобок,
Дай-ка укушу за бок!»
«Ты не съешь, волчок, меня –
Укачусь я от тебя!»
Колобочек покатился,
На полянке очутился.
Но споткнулся он и с ходу –
(Покачайте туловищем из стороны в сторону.)
Бух в медвежью берлогу!
«Эй, ты кто , иди сюда!
Буду есть сейчас тебя!»
«Ты не съешь, медведь, меня
Укачусь я от тебя!»
Колобок дальше спешит,
А кругом трава шуршит.
Вдруг встречает он в лесу
Очень хитрую лису.
(Пальчиковое упражнение «Лиса».)
«Здравствуй, здравствуй, колобочек,
Откусить позволь кусочек!
Я голодная, устала,
Красоту всю растеряла.»
«Ты не съешь, лиса, меня –
Укачусь я от тебя!»
«Что? Тебя я плохо слышу,
Подойди ко мне поближе,
Сядь ко мне на носок,
Повтори еще разок».
«Нет, меня ты не обманешь!
Сесть на носик не заставишь!»
Побежал он прочь быстрее,
Своих ножек не жалея.
Через лес скорей к родному,
Дому, дому дорогому
(Пальчиковое упражнение «Дом».)
Видит – милое крылечко,
Из трубы – дымок от печки.
Баба с дедушкой сидят,
Ждут его и в лес глядят.
Колобок сказал: «Простите,
И меня домой пустите.
Буду теперь с вами жить,
В лес не буду я ходить,
Буду вам внучонком сладким,
Будет все у нас в порядке!»
Пальчиковая гимнастика «Сидели три медведя».
Сидели три медведя (сжимать пальцы в кулак и разжимать).
В избушке за столом (показ ладошками «крыши», «стола»).
Муку они мололи (круговые движения кулачком по ладошке).
Чтоб печь пирог потом («печь» пирожки).
Раз – кхе, кхе. Два – кхе, кхе (показать указательный палец на левой руке, затем на правой).
Все испачкались в муке (отряхнуть ладошки).
Нос в муке, хвост в муке (потереть нос, показать хвост).
Уши в кислом молоке (потереть уши).
Приложение 3
Потешки
Зайка серый наряжается,
Видно в гости собирается.
Вымыл носик, вымыл лобик,
Вымыл ухо, вытер сухо.
Надел бантик, стал он франтик.
***
Сорока – белобока
Летела издалёка
К малым птенчикам,
К своим детушкам.
Детки малые пищат,
Есть хотят, пить хотят.
***
Мишка – топтыжка
По лесу гулял.
Мишка – топтыжка
Малину искал.
Сердится мишка,
Рычит и топочет:
Нету малины,
А кушать он хочет!
***
Лисонька – лисичка,
Ты где была?
В деревне.
Лисонька – лисичка,
Что ты там делала?
Стерегла уточек,
Стерегла курочек.
***
Зайчишка-трусишка
По полю бежал,
В огород забежал,
Морковку нашёл,
Сидит грызёт.
Ай, кто-то идёт!
Приложение 4
Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика «Курочка»
Цель: развитие плавного, длительного вдоха.
ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям.
Дыхательная гимнастика «Петушок»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох), произносить «ку-ка-ре-ку».
Дыхательная гимнастика «Три медведя»
Три медведя шли домой.
(ходьба на месте вперевалочку)
Папа был большой-большой,
(руки поднять над головой, потянуться)
Мама с ним поменьше ростом,
(руки на уровне груди)
А сынок – малютка просто.
(присесть)
Очень маленький он был,
(присесть и покачаться)
С погремушкою ходил,
(руки перед грудью сжать в кулаки)
Дзинь-дзинь,
Дзинь-дзинь.
(имитация игры на погремушке)
Дыхательная гимнастика «Волк»
Ноги вместе, руки согнуты в локтях, ладони у груди. Вдох – туловище слегка наклонить вперёд, выдох – правую руку вытянуть перед собой; то же левой рукой. Повторить 3 – 4 раза
Дыхательная гимнастика «Остудим Колобка»
(Вдох через нос, выдох через рот). (Повторить 2-3 раза).
Приложение 5
Консультация для родителей на тему:
«Воспитание сказкой»
"Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений"
В. А. Сухомлинский
«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия — это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами»
В. А. Сухомлинский.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Но самое главное, что сказки нужны не только для развлечения, но и для развития и обучения ребенка. Именно со сказки у ребенка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Через сказку малыш познает свое место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Именно сказки в доступной форме объясняют малышу, что такое хорошо и плохо, закладывают моральные и социальные ценности
У ребенка с помощью сказки вы сможете воспитать:
• Волю — сложное и многогранное качество личности.
• Веру в себя — умение противостоять неудачам.
• Смелость — самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.
• Трудолюбие — нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.
• Настойчивость — терпение и выдержку при достижении цели.
• Обязательность — умение держать слово.
• Оптимизм — веру в успех, увлеченность, душевный подъем.
• Целеустремленность — умение определять цель и настойчиво добиваться ее достижения.
• Доброту и честность.
Сказка преподает урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.
С помощью сказки вы, родители, сможете развить у ребенка:
умение слушать;
• умение познавать;
• умение сравнивать, сопоставлять;
• умение мыслить словами;
• связную речь;
• интерес к учебе;
• мышление; внимание;
• память;
• воображение;
• мимику лица и жесты;
• эстетические чувства;
• чувство юмора.
Почему воспитывать детей через сказку просто?
Сказки неизменно популярны у детей всех времен. Это именно тот способ общения, который без труда понимают и воспринимают дети. Сказочные истории привлекают малышей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. Ребенок погружается в происходящее и при этом может вообразить себя любым из персонажей, пережить все перипетии сюжета.
Роль сказки в воспитании детей.
Обучающий и воспитательный момент сказки невероятно силен. К сожалению, возможность воспитания с помощью сказок часто недооценивается родителями. А ведь вы можете легко и просто сделать сказки своими лучшими помощниками.
Каким образом?
В сказке важные для детей понятия даны образно и поэтому хорошо усваиваются, причём на подсознательном уровне.
Сказка заранее готовит ребёнка к сложным ситуациям, в которых он может оказаться, подсказывает пути решения сложных житейских задач.
Через сказку ребенок познает свое место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, отваге и трусости, о дружбе и предательстве. Именно сказки доступно и просто объясняют малышу, что хорошо, а что плохо, прививают моральные и социальные ценности. Сказка формирует характер, воспитывает душу.
Сказки развивают воображение и фантазию.
Ощутить близость общения с родными людьми, ощутить их любовь, пониманием и внимание к его проблемам. Совместное чтение – возможность стать другом своему ребенку, внимательным и небезразличным к его проблемам.
Воспитание через сказку — это прекрасная возможность сохранить с ребенком близкие, доверительные отношения, без скучных наставлений, которые вызывают у ребенка лишь отрицательные эмоции.
Сказка – это занимательный урок нравственности.
В практической психологии широко используется метод сказкотерапии, который буквально преображает детей. Терапевтические сказки нацелены на решение конкретной проблемы, помогая преодолеть истерики и капризы, плохое поведение.
Воспитание часто ассоциируется с нравоучениями. Но в наших с вами силах, дорогие родители, сделать этот процесс увлекательным. Безусловно, для детей воспитание через сказку принесет больше пользы, чем привычное и поэтому малоэффективное родительское «нельзя!».
Как правильно читать ребенку сказки
Сказку лучше именно рассказывать, а не читать. Тогда вы вовремя заметите реакцию ребенка, и сможете акцентировать его внимание на важных моментах.
Во время знакомства со сказкой старайтесь не отвлекаться. Ведь это не просто приятный досуг, а своеобразный урок. Разделите с малышом его эмоции, сопереживайте, рассказывайте эмоционально, и ваша увлеченность действием обязательно захватит и кроху.
После чтения обсудите вместе с ребенком героев, их поступки. Предложите ребенку подумать, как он поступил бы в той или иной ситуации. Поучительные беседы должны быть короткими. Ориентируйтесь на настроение ребенка. Постарайтесь не навязывать ребенку мораль, пусть он сам сделает выводы.
Выполните творческое задание, например, нарисовать сцену из сказки или проиграть ее в кукольном театре. Персонажами могут быть игрушки, картонные фигурки или тени на стене. Пусть сначала взрослый проявит инициативу, и очень скоро ребенок охотно присоединится.
Не сердитесь, если ребенок изо дня в день просит рассказывать одну и ту же сказку. Значит, он испытывает трудности, решить которые помогает сказка. В этом и заключается суть воспитания через сказку и сказкотерапии.
С подробностями и иллюстрациями порой надо быть осторожными! Действие в сказках лаконично как раз для того, чтобы кроха не получил лишней информации, которая могла бы его испугать.
Рекомендации родителям по подбору сказок.
Сказки лучше подбирать в зависимости от возраста и особенностей характера ребенка.
Детей до двух лет вряд ли можно заинтересовать сказкой. Для маленьких капризуль больше подходит воспитание потешкой.
В возрасте с 2 до 3,5 лет идут «на ура» классические детские сказки с простым, повторяющимся сюжетом:«Колобок», «Теремок», «Репка».
Спустя некоторое время можно приступать к более длинным и содержательным сказкам: «Три поросенка», «Красная Шапочка».
Детям более понятны сказки о животных. Сюжеты сказок о животных более доступны для их понимания.
В 3 года происходит осознание ребенком собственного «Я», поэтому он начинает ассоциировать себя с главными героями сказки. Для трехлетнего малыша наличие в сказке такого героя-образца для подражания (желательно одного пола с ним) обязательно.
В возрасте 3-5 лет подражание героям продолжается. Важно подбирать сказки, в которых ясно, кто хороший, кто плохой, где добро, а где зло.
Детям дошкольного возраста (5-6 лет) предложите прочитать детские детективы,
повести Николая Носова.
Дошкольник уже не просто подражает героям, а анализирует его поведение, делает свои выводы, вроде: «Будь я на его месте, то поступил бы не так…».
Воспитание через сказку не имеет границ. Для этой цели прекрасно подходят, как и народные, так и авторские сказки. Отличный прием — сочинить сказку вместе с ребенком. В таком случае, воспитательный эффект будет сильнее, ведь он будет направлен на конкретного ребенка, с учетом его характера и той проблемы, которую нужно решить. И фантазию разовьете, и воспитание станет не скучным назиданием, а увлекательным и, что немаловажно, результативным процессом!
"Нужна ли сказке присказка?"
Сказке, как известно, предшествует присказка. Она наводит мостик от нашего мира к миру сказочному. Подготавливает сознание слушателя к путешествию в ирреальное, в котором, тем не менее, многое оказывается нам знакомо по собственному опыту. Мы чудесным образом переносимся в неведомое тридесятое царство, которое сказочно далеко и сказочно близко - здесь, где мы живем.
Вот как писал о присказке русский философ Иван Ильин: "Задача присказки состоит в том, чтобы подготовить душу слушателя, вызвать в ней верную сказочную установку.
Уважаемые родители, удачи Вам!
Консультация для родителей: «Значение сказок в жизни ребенка»
У каждого человека есть своя первая и самая любимая сказка. Сказка, которую мы проносим в своем сердце через всю жизнь. И у каждого она разная. А почему? В чем здесь глубинный смысл?
В каждой прочитанной нами сказке, можно найти, как и полный перечень человеческих проблем, так и пути и способы их решения. Подсознательный выбор сказки отражает проблематику личностных моментов в жизни человека, их стремлений и убеждений. Известный американский психолог Эрик Берн еще в середине ХХ века доказывал, что с помощью сказок возможно даже запрограммировать будущее ребенка.
Сказки не так просты, какими кажутся на первый взгляд - они похожи на многослойный пирог. В детстве мы видим первый слой, он является самым понятным, а с возрастом нам открывается более глубинный смысл вложенного замысла в сказку. И чем короче сказка, тем больше она имеет объем вложенной в нее информации. А в таком случае сказки не менее нужны родителям, чем их детям.
Как пример - предлагаю разобрать сказку «Колобок». Все, вы, хорошо помните, как колобок убегает из дома, чтобы увидеть мир. Безусловно, что он имеет большую тягу к приключениям. По характерологическими признакам он является энергичным, коммуникабельным, достаточно активным, подвижным, живым, имеет хороший характер и безграничное желание узнать что-то интересное, неизвестное. Тип темперамента - скорее, сангвиник.
На пути к неизведанным приключениям он встречает несколько персонажей, которые становятся ему помехой. Но Колобок умеет договариваться с каждым - даже самого отрицательного героя из сказки смог убедить отпустить его. Со временем, уже будучи уверенным в себе, как сформировавшаяся личность, путешественник теряет бдительность, его самоуверенность, дерзость подавляет такие психологические процессы, как внимательность и наблюдательность - и его, с помощью обмана, съедает Лиса.
Данный сюжет сказки встречается в сказках многих народов мира. Он является поучительным, потому что несет в себе мудрость народа, которая передается в поколениях от предков к грядущим потомкам.
Какие уроки можно из этой сказки вынести и чему научить ребенка, рассказывая ее:
1) Не терять чувство самоконтроля. Всегда можно найти выход из ситуации и противостоять тому, кто оскорбляет: позвать на помощь друзей, проявить хитрость. Ведь Колобка мог бы еще съесть Заяц, если бы наш герой не схитрил: «Давай, я тебе песенку спою!» Или все же, просто убежать, - так и поступал каждый раз Колобок, пропев песенку.
2) Не доверять первому встречному. В жизни встречаются разные люди, как доброжелательные, так и наоборот. На всякий случай, всегда нужно быть на все готовым, ведь не всегда нехорошие люди прямо и откровенно дают понять: «Я тебя съем!» Большинство, в отношении к вам, могут поступить, как хитрая Лисичка, усыпить вашу бдительность лестью и искусно сыгранной добротой; поэтому, здесь стоит быть очень осторожным, чтобы разгадать намерения людей.
3) Выбирать правильный путь в жизни. Об этом стоит с ребенком говорить в самом конце. Ведь Колобок был испечен с соответствующей целью, Дедушка и Бабушка возлагали на него свои надежды, а наш непослушный герой испортил жизнь и себе и им. У каждого человека есть свои способности, это является признаком назначения каждого в этом мире. Согласно данным признакам и призванию души - люди, как правило, стараются выбирать себе профессию, вид деятельности, занятие. И, безусловно, сделав правильный выбор профессии - человек сможет реализовать свои таланты в жизни, а своими успехами приносить большую пользу себе, родным и обществу, и получить от своей профессиональной деятельности еще и удовольствие. Самоутвердиться.
Как итог:
- Не спешите отказывать. Когда вас просят «поскрести по сусекам», а вы знаете, что там ничего нет, - все равно поскребите. Бабушке хватило муки на Колобка ...
- Не оставляйте детей без присмотра. Ведь Колобок - не кто иной, как малыш, который, как только Бабушка отвернулась, спрыгнул с подоконника и отправился в лес!
- Не забывайте о своем детстве. Почему главный герой сказки так безрассудно решился на приключения? Наверное, потому, что ему стало одному довольно грустно лежать на подоконнике. Поэтому, не стоит спешить ругать ребенка за непослушание, а лучше вспомните, как сами хотели когда-то в детстве почувствовать себя «взрослым и самостоятельным», говоря, по желанию мамы помочь: «Я сам!»
- Не пытайтесь заменить чтение сказки на просмотр мультфильмов. Даже при большой занятости найдите время для чтения в кругу семьи или перед сном. 15 минут в день - это немного для живого, эмоционального отображения сказки вами для вашего ребенка, но это очень важно для психологического ее развития.
- Перед тем, как читать незнакомую сказку сыну или дочери, быстро пробегите ее глазами. В современных интерпретациях можно встретить, например: «... и разорвал его на тысячу мелких кусочков». Это уже слишком. Поэтому, в таком случае можно заменить эту сказку на другую, или некоторые действия главных героев заменить на более мягкие, которые не отражают проявлений агрессии и различного негативизма, потому что у ребенка может формироваться мнение, что только зло и жестокость может быть сильным и разумным.
- Не стоит читать грустные сказки ребенку на ночь. Потому что тяжело будет представить, что ребенку может присниться после такой сказки.
- Дети должны знать и понимать, что в жизни есть, кроме «внешней», «внутренняя» сторона (основной воспитательный смысл сказки). Поговорите об этом с ребенком, тонко, осторожно выбирая момент. Исключительно в познавательных целях, подняв ребенка до того, как правильно он должен поступать в подобных ситуациях. А еще лучше, если ребенок недавно чем-то провинился, то подобрать согласно этой ситуации соответствующую сказку с освещением поучительно-воспитательного момента.
Консультация для родителей
«Сказка – что она дает детям?»
"Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений"
В. А. Сухомлинский
Детская сказка – это средство познания мира, способ активного мировоззрения.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь.Произнеся заветные слова: «Почитаем сказку….», и ребенок тут же подбежит, сядет по удобнее и приготовится слушать Вас. Но самое главное, нужно знать, что сказки нужны не только для развлечения, но и для воспитания, развития, обучения ребенка. С помощью сказок можно воспитывать ребенка, помогать преодолевать негативные стороны его формирующейся личности. Сказка – это занимательный урок нравственности. Именно через сказку у ребенка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом, развивает фантазию и воображение. Через сказку ребенок получает первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Сказки несут информацию о культурных, социальных и моральных ценностях, в доступной форме объясняют ребенку, что такое хорошо и плохо, и играют значительную роль в речевом развитии ребенка. Мы обращаем внимание ребёнка на образный язык сказок привлекая их к повторению запоминающихся фраз, песенок с использованием интонационной выразительности.
Читать сказку нужно так, чтобы ребенок сопереживал поступкам героев, с восторгом воспринимал добро и всей душой противился злу.
Каждая сказка несет свою мораль, каждая описывает какую-то новую ситуацию, с которой, может быть, ребенку придется столкнуться в реальной жизни. Мудрость, заложенная в сказках, воспитывает у детей уважительное отношение к окружающим людям. Ребенок, услышав и представив сказочные образы, легко учится понимать внутренний мир героев, верить в силы добра, сопереживать героям.
Волшебная черта сказок: они учат, поучают, предостерегают от плохих поступков, поведения, причём делают это не в прямолинейной форме, а иносказательно: «Сказка ложь, да в ней намёк, добру молодцу урок» (А. С. Пушкин). Слушая волшебную историю, ваш ребёнок набирается опыта, учится преодолевать трудности и, самое главное, обретает уверенность, что справедливость восторжествует, а добро победит зло.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Сказка рядом с нами"
Проект для второй младшей группы" (долгосрочный)...
Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе « Сказки рядом с нами »
Тема проекта: «Сказки рядом с нами» театрализованная деятельность.Авторы проекта: воспитатель группы Снопкова М.В.Вид проекта: краткосрочный, групповой, творческийПродолжительность: ...
Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе « Сказки рядом с нами »
Тема проекта: «Сказки рядом с нами» театрализованная деятельность.Вид проекта: краткосрочный, групповой, творческийПродолжительность: с 09.01.2019г. по 15.02.2019г.Актуальность проекта:Мла...
Проект "Сказка рядом с нами"
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и вос...
Познавательно-речевой проект по театрализованной деятельности «Сказки рядом с нами»
В современном обществе на смену книгам все чаще и чаще приходят компьютеры, электронные и цифровые носители. Чтение сказок становится невостребованным. Книги пылятся в полках. Современному родителю пр...
проект "Сказки рядом с нами"
с помощью данного проекта идет знакомство детей с РНС...
Проект " Сказка рядом с нами"
Проект " Сказка рядом с нами" Продолжительность: среднесрочный (ноябрь – январь). Участники проекта: Педагоги, дети средней группы, родители.Цель: Развитие связной реч...