Программа дополнительного образования "Танцующие роботы" (ПиктоМир)
рабочая программа (подготовительная группа)
Программа дополнительного образования "Танцующие роботы" (ПиктоМир) для детей 6-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tantsuyushchie.docx | 33.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Новоусманского муниципального района Воронежской области
«Детский сад «Развитие»
Дополнительная общеразвивающая программа
технической направленности
«Танцующие роботы «ПиктоМир»
Направление: художественно-эстетическое.
Уровень программы: стартовый, ознакомительный.
Срок реализации программы: 1 год.
Возрастная категория: 6-7лет.
Статус программы: адаптированная.
Составитель:
Плотникова Елена Александровна,
музыкальный руководитель
с. Новая Усмань, 2024г.
Содержание:
1. Пояснительная записка (характеристика).
1.1.Актуальность программы.
1.2. Направленность и уровень программы.
1.3. Цель и задачи программы.
1.4. Категория воспитанников.
1.5.Формы и режим занятий .
1.6. Срок реализации программы.
1.7.Планируемые результаты (целевые ориентиры).
2. Содержание программы.
2.1. Тематический план.
2.2. Содержание тематического плана.
3. Формы аттестации и оценочные материалы
4. Организационно – педагогические условия реализации программы.
4.1. Учебно-методическое и информационное обеспечение программы.
4.2. Материально-технические условия.
5.Список литературы.
- Пояснительная записка (характеристика).
Мы живем в век информационных технологий. Информатизация общества происходит непрерывно и по нарастающей. Различные технологии проникают в нашу жизнь из разных сфер. Программирование является одним из удивительных и увлекательных занятий нашего времени. Компьютеризация практически во всех сферах деятельности человека способствовала созданию такой востребованной профессии как программист. Только он обладает знанием особого языка программирования, которому подчиняются компьютеры, роботы. Человек, знающий язык программирования способен заставить робота или группу роботов танцевать. Обучение основам программирования дошкольников должно осуществляться на особом языке программирования, который будет понятен им, легок для освоения, и соответствовать современным направлениям программирования. Данная программа разработана для создания дошкольниками хореографических композиций (на поле с клетками) с помощью роботов. В итоговом результате: одновременное синхронное движение роботов, выстраивающихся с исходной точки в круг, в параллельные шеренги, а также в различные хореографические комбинации.
Дополнительная общеразвивающая программа «Танцующие роботы. ПиктоМир» основана на свободно распространяемой учебной бестекстовой программной среде, позволяющей осваивать навыки программирования средствами пиктограмм (знаков, символов), заменяющих текстовые команды «ПиктоМир». Разработчиком среды «ПиктоМир» является Научно-исследовательский институт системных исследований Российской академии наук (НИИСИ РАН).
Дополнительная общеразвивающая программа «Танцующие роботы. ПиктоМир» представляет собой модель организации образовательного процесса, ориентированного на знакомство воспитанников с пиктограммным программированием с последующим его применением в создании хореографических композиций с помощью роботов.
Программа подготовлена и оформлена в соответствии с требованиями основных нормативных документов, регламентирующих деятельность в сфере дополнительного образования:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года;
- «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (Распоряжение правительства от 29.05.2015 г. № 996-р);
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 г. №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 14.10.2015 г. №1194 «Об утверждении модельных дополнительных общеразвивающих программ».
- Актуальность программы.
В современном мире востребовано развитие широкого кругозора и креативного мышления у дошкольников начиная с раннего возраста и формирование предпосылок основ программного мышления. Делается акцент на деятельность, направленную на формирования навыков начального программирования.
Раннее обучение детей началам программирования способствует развитию важнейших когнитивных навыков, таких как, умение планировать и организовывать свою деятельность, развитию математических способностей и абстрактного мышления, развитию особого типа мышления, называемого алгоритмическим. Этот тип мышления подразумевает умение планировать структуру действий, разбивать сложную задачу на простые, составлять план решения задачи. В широком смысле, алгоритмическое мышление является операционной базой всех методов и приемов обработки и использования информации. Навыки, составляющие его основу, являются мета предметными и необходимы каждому человеку, живущему в современном информационном обществе, независимо от его профессиональной подготовки и направленности.
Дополнительная общеразвивающая программа «Танцующие роботы. ПиктоМир» отвечает требованиям направления муниципальной и региональной политики в сфере образования - развитие основ научно-технического творчества детей в условиях модернизации образования. программа разработана с опорой на общие педагогические принципы: актуальности, системности, последовательности, преемственности, индивидуальности, конкретности (возраста детей, их интеллектуальных возможностей), направленности (выделение главного, существенного в образовательной работе), доступности, результативности.
Программа является инновационной. Уникальность заключается в исследовательско-технической направленности обучения и креативности, которые базируются на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества. Авторское воплощение замысла в несложные программы управляющие роботами, особенно важно для старших дошкольников, у которых наиболее выражена исследовательская (творческая) деятельность. Эволюция программного обеспечения привела к достаточной простоте их освоения для самых неподготовленных пользователей, в том числе даже дошкольников.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она является не только начальным курсом программирования, с которым дети знакомятся через игру и который развивает в детях умение логически мыслить, понимать причинно-следственные связи, находить множество решений одной задачи, планировать свои действия, но и способствует формированию креативного мышления. При разработке содержания программы использованы методические рекомендации авторов-разработчиков учебной среды ПиктоМир.
- Направленность и уровень программы.
Дополнительная общеразвивающая программа «Танцующие роботы. ПиктоМир» имеет практическое, познавательное, техническое, направления. Программа призвана помочь детям овладеть начальными навыками планирования деятельности, выстраивания простейших умозаключений по результатам деятельности, умения ориентироваться в пространстве, а также выстраивать хореографические построения (композиции) на поле-баннере, составлять целое из предложенных частей; находить закономерности в изображаемых предметах, формирования азов программирования, умения составлять план будущей деятельности, итоговой хореографической композиции, обеспечить развитие логического и креативного мышления, общее развитие, применение интеллектуальных и творческих способностей.
Уровень программы - стартовый.
Организационная модель проектирования дополнительной (общеразвивающей) программы «Танцующие роботы – Пиктомир»
Уровень | Показатели | Специфика реализации |
СТАРТОВЫЙ | Групповая программа | |
Количество воспитанников | 10-15 человек | |
Возраст воспитанников | 6-7лет | |
Срок реализации программы | 1 учебный год | |
Режим занятий | 25 минут в неделю | |
Min объем программы | 36 часов | |
Особенности состава воспитанников | Однородный (полготовительный к школе возраст); Постоянный: С участием воспитанников с ООП, ОВЗ | |
Форма занятий | Очная | |
Особенности организации образовательного процесса | Традиционная форма |
- Цель и задачи программы
Цель: способствовать формированию у воспитанников подготовительного к школе возраста навыков алгоритмического мышления и пиктограммного программирования с последующим применением его в построении хореографических композиций с помощью роботов.
Задачи:
- познакомить с элементарными представлениями об информационно-компьютерных технологиях;
- познакомить с основными алгоритмическими понятиями, определениями;
- развить навыки пиктограммного программирования;
- закреплять навыки пространственной ориентировки при построении хореографической композиции с помощью роботов;
- содействовать развитию логического мышления детей, памяти, внимания, воображения, познавательной активности, самостоятельности и креативности;
- воспитать у детей интерес к процессу познания, желание преодолевать трудности;
- воспитать в детях уверенность в себе, своих силах, умение взаимодействовать друг с другом.
- развивать умение работать в команде, паре. Отдавать и выполнять команды.
1.4 Категория воспитанников.
Дополнительная общеразвивающая программа «Танцующие роботы. ПиктоМир» направлена на удовлетворение потребностей и интересов детей подготовительной к школе группы (6-7лет) в полноценном познавательном развитии, их позитивной социализации в целом и родителей в получении качественных образовательных услуг.
Программа разработана с учетом возрастных особенностей детей подготовительного к школе возраста. К 6 годам ребенок проявляет интерес к начальному программированию, слушает и понимает взрослого, действует по заданному алгоритму, правилу или схеме, стремится к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым, работает со схемой и таблицей, ориентируется в пространстве игрового поля (тематического коврика), проявляет творческую активность и самостоятельность, умеет сотрудничать с другими детьми в процессе выполнения работы.
- Формы и режим занятий.
Режим занятия: 1 (один) раз в неделю – 25 минут. При реализации программы используются теоретические и практические виды занятий. Основные формы проведения занятий: групповые, с использованием обучающих развивающих игр на занятиях.
- Срок реализации программы.
Срок реализации программы - 1 (один) учебный год, 36 часов.
- Планируемые результаты (целевые ориентиры).
− воспитанники будут знать основные алгоритмические понятия и определения, такие как: «алгоритм», «линейная программа», «команда», «цикл» и т.п.;
− воспитанники приобретут азы пиктограммного программирования, навыки алгоритмического мышления в процессе выполнения заданий и построения хореографических композиций с помощью роботов;
− у воспитанников будут сформированы устойчивые навыки ориентировки в пространстве (лево-право-вперед-назад).
- воспитанники смогут составлять элементарные программы используя пикторгаммы, выстраивая роботов в определенную хореографическую композитцию.
- планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;
- осуществлять пошаговый контроль по результату;
- различать способ и результат действия;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- выслушивать собеседника и вести диалог;
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- развитие креативного мышления.
Целевые ориентиры настоящей программы отвечают правовым нормам и требованиям законодательства Российской Федерации.
4.Организационно-педагогические условия реализации программы.
4.1 Учебно-методическое и информационное обеспечение программы.
Дидактическое обеспечение:
- карточки задания и другой раздаточный материал, необходимый для выполнения практических работ проведения практических занятий,
- дидактические задания и игры разного уровня сложности.
- наборы карточек с изображением предметов.
- карточки с изображением стрелок (для построения схем – алгоритмов).
- пазл- ковер (игровое поле с клетками, поле-баннер)
Кадровое обеспечение:
- педагоги, имеющие высшее педагогическое образование,1КК, КПК «Формирование основ алгоритмизации и программирования у дошкольников и учеников начальной школы в цифровой образовательной среде «ПиктоМир».
Методическое обеспечение программы: подбор форм обучения зависит от возраста, психофизиологических особенностей обучающихся, специфики изучаемого материала. Практическим занятиям придается приоритетное значение.
4.2 Материально – техническое обеспечение.
Реализация данной программы возможна при наличии:
посадочных мест, должного освещения в помещении, набора необходимых материалов на каждого ребенка. Занятия проводятся в групповом помещении и игровой комнате, которые оснащены:
- учебной мебелью (столы и стулья) и 1 место педагога;
- мультимедийным оборудованием (ноутбук, интерактивная доска, колонки, принтер);
- программным обеспечением «ПиктоМир», установленным на ноутбук.
Программное обеспечение программы: свободно распространяемая учебная бестекстовая программная среда ПиктоМир (НИИСИ РАН).
5. Список литературы.
1. Кушниренко, А.Г. Методика обучения алгоритмической грамоте дошкольников и младших школьников [Текст] / А.Д. Кисловская, А.Г. Кушниренко // Информационные технологии в обеспечении федеральных государственных образовательных стандартов: материалы Международной научнопрактической конференции 16-17 июня 2014 года. – Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2014. – Т. 2. – С. 3–7. – Тоже [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=22284368
2. Кушниренко, А.Г. Методические указания по проведению цикла занятий «Алгоритмика» в подготовительных группах дошкольных образовательных учреждений с использованием свободно распространяемой учебной среды ПиктоМир [Электронный ресурс] / А.Г. Кушниренко, М.В. Райко, И.Б. Рогожкина. – Режим доступа: https://www.niisi.ru/piktomir/m2016.pdf
3. Кушниренко, А.Г. Пиктомир: пропедевтика алгоритмического языка (опыт обучения программированию старших дошкольников) [Электронный ресурс] / А.Г. Кушниренко, А.Г. Леонов, И.Б. Рогожкина // Информационные технологии в образовании. – Режим доступа: http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0- 2012_09_25.html
4. Рогожкина, И.Б. Пиктомир: дошкольное программирование как опыт продуктивной интеллектуальной деятельности [Текст] / Режим доступа: http://vestnik.yspu.org/releases/2012_2pp/09.pdf интернет-ресурсы.
Интернет- источники
4. Алгоритмика. IT-платформа и образовательная программа для обучения детей 7-12 лет программированию. – Режим доступа: https://algoritmika.org/
5. ПиктоМир. – Режим доступа: https://vk.com/piktomir аудиовизуальные материалы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...