Картотека игр "Игры на развитие грамматического строя речи в подготовительной группе"
картотека (подготовительная группа)

Прокудина Татьяна Яковлевна

закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными

тренировка употребления родительного падежа  существительных, формировать простую фразу.

учить изменять слова по числам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры на развитие грамматического строя речи

в подготовительной группе

«Мой, моя, моё, мои»

Цель: закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными.

Ход игры. Логопед просит назвать предметы, про которые можно сказать: «это мой» (мой карандаш, мой мяч, мой мишка, мой дом, мой котенок и т. д.). «Это моя» (моя кукла, моя груша, моя сумка, моя машинка и т. д.). «Это мое» (мое платье, мое дерево, мое пальто, мое кашне и т. д.).

«Доскажи словечко»

Цель: закрепление употребления в речи существительных в родительном падеже множественного числа.

Ход игры: Детям читают вслух знакомые стихотворные строчки, не договаривая последнего слова. (Это слово стоит в родительном падеже множественного числа). Дети добавляют недостающее слово и получают за каждый правильный ответ фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.

***                                                                         ***

Даю вам честное слово:                               Он сказал: «Ты злодей,

Вчера в половине шестого.                         Пожираешь людей,

Я видел двух свинок.                                   Так, за это мой меч –

Без шляп и … (ботинок)                              Твою голову с … (плеч)

***                                                                  ***

Постой, не тебе                                  Муравей, муравей

На прошлой неделе                           Не жалеет … (лаптей)

Я выслал две пары

Отличных … (калош)

***                                                                        ***

Робин Бобин Барабек.                         Где убийца, где злодей?

Скушал сорок … (человек)                 Не боюсь его … (когтей)

«Один и много»

Цель: учить изменять слова по числам.

Ход игры: «Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову словом один предмет, а вы назовете слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу «карандаш», а вы должны сказать «карандаши».

Слова для игры:         книга, ручка, лампа, стол, окно, город, стул, ухо, брат, флаг, ребенок, человек, стекло, трактор, озеро, имя, весна, друг, семя, арбуз.

«А теперь попробуем наоборот. Я буду говорить слово, обозначающее много предметов, а вы – один».

Слова для игры: когти, облака, волны, листья, цветы, пилы, молодцы, стебли.

«Жадный медвежонок»

Цель: закреплять умение согласовывать существительные с местоимениями в роде и числе.

Ход игры: Жил в лесу жадный медвежонок. Самыми любимыми его словами были слова «Мой!», «Моя!», «Мое!». Шел он однажды по лесу, навстречу ему ежик бежит, на спине гриб несет. «Мой!» – заревел медвежонок и отнял у ежа гриб. Тот заплакал и свернулся клубочком. Медвежонок поддал его лапой и больно укололся. «Бедная моя лапа!» - зарычал он.

      Прихрамывая, побрел медвежонок дальше. Видит: белочка скачет, полную корзинку земляники несет. «Моя!» – закричал медвежонок и отобрал у белочки корзину.

Дальше идет медвежонок, а из кустов выпрыгнул зайчишка. В лапках яблоко держит. «Мое!» – свирепо проговорил медвежонок и выхватил у зайчишки яблоко. Тот, струсив, снова в кусты шмыгнул.

       С тех пор никто не дружил с медвежонком, все обходили его стороной, а он все ходил по лесу и кричал: «Мой! Моя! Мое!»

       После рассказа и показа этой сказки воспитатель спрашивает у детей: «Как вы думаете, о чем медвежонок мог кричать «Мой!», «Моя!», «Мое!»?

Дети подбирают предметы или картинки, которые подходят для каждого из этих местоимений, называют их.

                                             «Кого встретил в лесу колобок».

Цель: тренировка употребления родительного падежа  существительных, формировать простую фразу.

Ход игры: колобок катится по лесу, за деревья прячутся разные звери, поможем  их узнать (хвост зайца, уши медведя, пасть волка, лапы лисы).

«Незнайка пришел в магазин»

Цель: закрепить умение согласовывать прилагательное и существительное, развитие диалогической речи.

Ход игры:

Незнайка: Я забыл, как называется то, что я хотел купить.

Продавец: Ты хотел купить овощ или фрукт?

Незнайка: Я хотел купить фрукт.

Продавец: Какой он по цвету? Незнайка: Он желтый. Продавец: А какой он по форме?

Незнайка: Этот фрукт овальный.

Продавец: А какой он по вкусу?

Незнайка: Этот фрукт кислый.

Продавец: Наверное, ты хотел купить лимон.

Незнайка: Правильно, я хотел купить лимон. Это фрукт, он желтый, овальный и кислый.

«Чьи хвосты?»

Цель: закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные.

Ход игры:

Логопед рассказывает сказку «Хвосты».

        Однажды проснулись животные в лесу и не нашли у себя хвостов. Они решили, что ночью ветер оторвал хвосты и разнес их по лесу. Вот и пошли звери по лесу искать свои хвосты. (Давайте мы поможем им.) Но хвосты спрятались в лесу и чтобы найти их, надо уметь их правильно называть и отвечать на вопрос: «Чей это хвост?» Например, хвост зайца надо назвать «заячий хвост».

        Вот на дереве, на сосне, висит серенький, пушистенький хвост белки. Чей это хвост? (Беличий.) Белка нашла свой хвост. А под дубом лежит коричневый хвост медведя. Чей это хвост? (Медвежий.) Дадим медведю его хвост. В чаще леса нашелся хвост волка. Чей это хвост? (Волчий.) А вот во мху виднеется рыжий, пушистый хвост лисы. Чей это хвост? (Лисий.) А на пенечке — тоненький, маленький хвостик мышки. Чей это хвостик? (Мышиный.)

        Все животные нашли свои хвосты и были очень рады.

Теперь вспомните, как называются хвосты у домашних животных.

Хвост собаки — собачий. Хвост кошки — кошачий.

Хвост коровы — коровий. Хвост лошади — лошадиный.

Хвост быка — бычий. Хвост козы — козий.

Хвост барана — бараний. Хвост овцы - овечий.

«Огород»

Цель: закреплять формы винительного падежа.

Ход игры: Логопед  предлагает детям «посадить» овощи, затем спрашивает каждого ребенка, что он делает: «Саша, что ты сажаешь?» (Я сажаю огурцы.) «Ира, что ты посадила?» (Я посадила редис.) «Серёжа, что ты посадишь?» (Я посажу капусту) и т. д.

«Назвать животных парами»

Цель: закреплять умение образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Ход игры:

Детям предлагается загадка:

Хвост пушистою дугой.

Вам знаком зверек такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям может лазать,

Строит он свой дом в дупле,

Чтоб зимою жить в тепле.

Кто это? (Белка)

А как называют детеныша белки? (Бельчонок)

На доске картинки с изображением животных и их детенышей (белка — бельчонок, заяц — зайчонок, волк — волчонок, медведь — медвежонок).

       Воспитатель показывает картинку дети называют пару слов: взрослого животного и детеныша.

      У каких животных названия детенышей отличаются от названий взрослых животных? (Корова — теленок, лошадь — жеребенок, овца — ягненок, собака — щенок, свинья — поросенок).

«Весёлый счёт »

Цель: закреплять формы существительных родительного падежа единственного и множественного числа.

Ход игры:

       Детям раздают карточки лото с изображением двух и пяти предметов. Например, два помидора, пять вишен, два огурца, пять яблок и т. д. Логопед называет предмет. Дети находят на карточке изображение предмета и определяют количество, называют словосочетание числительного с существительным и закрывают картинку фишкой.

      Выигрывает тот, кто правильно называл количество предметов и раньше других закрыл все карточки лото.

Игры на образование новых слов с помощью суффикса.

«Зверюшки»

Цель игры: образование новых слов с помощью суффиксов.

Ход игры: Зайчик – зайчонок – зайка – заюшка – заюшкина – зайчий.

Волк – волчонок – волчица – волчишка – волчий.

«Дом – домик – домишко – домище»

Цель: упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов

-ик, -ишк, -ище; в употреблении образованных существительных в Р.п.; развивать умение слышать грамматически правильную речь.

Материал: карточка, разделённая на 4 части, в каждой из которых изображения дома, домишки, домика и домищи; маленькие карточки разных цветов (жёлтого, голубого, красного) с изображением животных, мебели, посуды и др. предметов, имеющихся в доме; цветные квадратики (по 3 шт. каждого цвета)

Ход: к картинке с изображением дома выкладываются 3 карточки разного цвета с животными или посудой, мебелью, одеждой и т.д. Ребёнку предлагается назвать объекты и определить, смогут ли они находиться в домике, домишке и домище, соединяя названия объектов с определённым суффиксом. Сначала дети самостоятельно выполняют действие, выкладывая результаты своего решения цветными квадратиками, соответствующими по цвету карточкам с предметами и животными, рядом с изображением разных домов, затем объясняют свои действия и называют полученные слова. Например: «В домике могут жить заяц и кот, потому что можно образовать слова «зайчик» и «котик». А лиса там жить не сможет, т.к. слова «лисик» не существует».

Игры на согласование существительных

с числительными в роде, числе и падеже.

«Посчитай - ка»

Цель: учить образовывать множественное число имени существительного.

Например: Счет до 5 со словом лиса.

Одна лиса, две лисы, три лисы, четыре лисы, пять лис. Можно посчитать зайцев, медведей, ежей и т.д.

Игры на образование относительных прилагательных.

«Волшебные превращения»

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных, обозначающих материал и вещества, и изменять их по родам и числам; в составлении простых предложений с однородными членами.

Материал: карта с изображением сказочного Волшебника и вращающимися вокруг своей оси четырьмя кругами, на одной стороне которых – приспособление для картинки с изображением предметов. На большой карте есть место для прикрепления небольшого кусочка материала, из которого Волшебник будет «создавать» предметы. Предлагаемые вещества и материалы: дерево, фарфор, стекло, пластмасса, кожа, картон, бумага, резина, металл, пластик, поролон, шерсть, пух, разные ткани.

Количество игроков: индивидуально, парами и в подгруппе до 4 чел.

Ход: В чащобе, вдали от людей,

        Волшебник живёт, чародей.

        Волшебною палочкой чудной своей

       Он делает массу полезных вещей.

       Из материалов обычных

       Много предметов различных

       Создаст чародей за мгновенье

Лишь палочки прикосновеньем.

Из хрусталя, поролона и кожи

Он сотворить очень многое может.

Вам нужно круги «золотые» вращать,

Картинки в кругах важно чётко назвать.

     На карту выкладывается материал. Ребёнок вращает круги с прикреплёнными на них картинками, называя предметы и образовывая прилагательные от названия материала, изменяя их по родам и числам, в соответствии с тем, какой предмет изображён на карточке.

    Например: «Это кожа. Из кожи Волшебник сделал…(переворачивает картинку) сумку. Сумка из кожи – кожаная. Волшебник сделал из кожи кожаную сумку».

Затем открываются следующие картинки. Когда все картинки открыты, ребёнок составляет обобщающее предложение. «Из кожи Волшебник сделал кожаную сумку, кожаный портфель, кожаное кресло, кожаные перчатки».

После этого изображения, прикрепляемые к обратной стороне кругов, и материал заменяются.

Игры на образование притяжательных прилагательных.

«Фантастический зверь»

Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных; в составлении простых распространенных предложений.

Материал: картинки с изображением фантастических зверей, составленных из частей разных животных (например: голова волка, уши зайца, туловище медведя, хвост петуха, ноги  кабана).

Ход: Ребёнок рассматривает картинку и описывает «невиданного» зверя, называя принадлежность каждой части тела тому или иному животному.

Например: «У этого зверя волчья голова, заячьи уши, медвежье туловище, петушиный хвост, кабаньи ноги».

Игры на образование сравнительной степени прилагательных.

«В гостях у матрёшек»

Цель: упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных, в составлении сложноподчинённых предложений с союзом «а»; развивать навык соотношения предметов по величине, зрительное восприятие.

Материал: три карты в виде домиков, разных по высоте; на каждой - в соответствии с их размером изображены матрёшки: большая, средняя и маленькая; наборы карточек с изображениями предметов, отличающихся по размеру.

Ход: «Мы в гостях у матрёшек. В их домах находится много разных предметов. Догадайся, из дома какой матрёшки эта тарелка?». Ребёнок раскладывает карточки с предметами в дом каждой из матрёшек.

«У маленькой матрёшки тарелка мелкая, а у средней какая?...(глубокая),а у большой?..(ещё глубже). Каша в тарелке маленькой матрёшки вкусная (горячая), а у средней?...(вкуснее, горячее), а у большой?...(ещё вкуснее (горячее) или самая вкусная)».

Сравнивать предметы можно в разной последовательности.

Когда ребёнок освоит алгоритм игры, он может самостоятельно определять качества предметов для сравнения. Например, кровать можно сравнить по высоте, ширине, длине, степени удобства, красоте и т.д.

Игры на образование однокоренных слов.

«Дерево родственных слов»

Цель: учить образовывать однокоренные слова.

Материал: карточка с изображением дерева, листочки на липучках.

Ход: «Растёт в таинственном лесе волшебное дерево. Листья на нём появляются только тогда, когда к слову находятся слова-родственники». Детям предлагается подобрать родственные слова к какому-либо заданному слову. С каждым словом на дерево прикрепляется листочек. Если дети затрудняются, можно помочь им, задав наводящие вопросы.

Например: подобрать однокоренные слова к слову «рыба». Вопросы: «Если рыба маленькая, как можно её назвать? А если большая? Как называется суп с рыбой? Как называется человек, который ловит рыбу? и т.д.»

После того, как дети подобрали слова к заданному слову, «дует ветерок и все слова-листики падают на землю». Предлагается вернуть их обратно на дерево, придумав родственные слова к другому слову.

Игры на словообразование.

«Назови ласково»

Цель: развивать у дошкольников умение образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и понимание разных смысловых оттенков слова.

Ход игры: по цепочке дети называют существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами.

Например: береза — березка — березонька; книга — книжечка — книжонка.

Соловей – соловушка, журавль - …., лебедь - ……, скворец – скворушка…..

«Назови какой дом?»

Цель: учить образовывать прилагательное от имени существительного.

Ход игры: педагог бросает мяч ребенку, задавая вопросы.

Дом из кирпича (какой дом?) – кирпичный дом.

из бетона –                 из пластмассы -                 из бумаги -

из камня –                  из металла -                        изо льда -

из глины —                  из стекла -                           из дерева –

Игры на образование приставочных глаголов.

«Что сделал Незнайка»

Цель: учить образовывать глаголы с помощью приставок.

Ход игры: педагог задает вопросы детям, демонстрируя детям действие Незнайки.

-Что делает Незнайка?

- Незнайка бежит.

- За что забежал Незнайка?

- Незнайка забежал за дом.

- К чему подбежал Незнайка.

- Незнайка подбежал к дому.

- Откуда выбежал Незнайка?

- Незнайка выбежал из дома.

 Ход игры: Грач с юга …..(прилетел).

Грачевник…… (облетел).

Грач через гнездо ……(перелетел).

Грач от гнезда…… (отлетел).

Грач к гнезду ….. (подлетел).

Грач с дерева …… (слетел).

Грач из гнезда ….. (улетел).

Грач в гнездо ….. (залетел).

Игры на образование сложных слов.

Цель: учить детей образовывать сложные слова из двух простых слов.

Ход игры: У курицы короткий хвост – она короткохвостая.

У гусыни белая голова – она белоголовая.

У зайца длинные уши – он длинноухий.

У цапли длинные ноги – она длинноногая.

 

Список используемой литературы:

1.Бородич  А.М.  Методика развитие речи детей дошкольного возраста. М., 2004.
2. Волина В.В. Учимся играя. М., 1994.
3.  Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб.: Дельта, 2001.

4. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Подготовка к обучению грамоте. -М.: Мозаика- синтез, 2010.

5. Кравченко И.А. Игры и упражнения со звуками и буквами. -М.: Гном- Пресс, 2000.

6. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М.: Просвещение, 1982.

7. Агапова И.А., Давыдова М.А. развивающие игры со словами для детей. – М.: Дом, XXI век, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Зимушка-зима" по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе ОНР

В конспекте представлены игры по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с диагнозом ОНР....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ТНР «Видеописьмо о Зиме».

Материал содержит конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ТНР «Видеописьмо о Зиме». Данное занятие бы...

Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")

КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках  реализации годовой задачи "Формирование грамма...

НОД по развитию грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: «Что умеет делать мама.»

Вот уже много лет наш детский сад принимает детей с тяжёлыми нарушениями речи.Мы разработали эфективную систему занятий ...

Конспект совместной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи

Этот конспект предназначен для проведения итогово занятия по лексической теме "Морские жители". Можно использовать как интегрированное занятие для пелагогов работающих на группе, или как зан...

Картотека сказок и рассказов на развитие грамматического строя речи в старшей группе ТНР.

Картотека сказок и рассказов на развитие грамматического строя речи в старшей группе ТНР....