НОД по развитию грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: «Что умеет делать мама.»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Вот уже много лет наш детский сад принимает детей с тяжёлыми нарушениями речи.Мы разработали эфективную систему занятий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_mnemotablits_dlya_zauchivaniya_stihotvoreniy_s_detmi.pdf | 2.76 МБ |
nod_tema_zvuk_i_bukva_o.docx | 929.59 КБ |
nod_tema_chto_umeet_mama.docx | 20.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
НОД по развитию фонематического восприятия.
для детей старшей группы с тяжёлым нарушением речи (1 год обучения).
Выполнила учитель-логопед Архангельская Татьяна Николаевна МДОУ д\с №69
Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре.
Тема: Звук [О].
Приоритетная образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, физическое, познавательное.
Цели:
Коррекционно- образовательные: закреплять понятие «гласный звук», закреплять умение делить слова на слоги, учить четко, произносить звук [о]; учить детей давать характеристику звука с опорой на артикуляцию, учить выделять звук [о] из ряда гласных, из ряда слогов и слов, закреплять умение выделять гласный звук в начале слова;
Коррекционно-развивающие: развивать звуковое внимание, фонематическое восприятие, артикуляционную и мелкую моторику, развивать голос и дыхание
Коррекционно-воспитательные: воспитывать умение слушать друг друга.
Оборудование
Демонстрационный материал: картинки-бабушка Оля, дедушка Осип, деревенский двор, деревня, озеро, поезд с вагонами на магнитной доске, картинка произнесения звука [О] схемы произнесения звуков – «Громко-тихо», фонограмма для пропевания гласного.
Раздаточный материал: звуковые пеналы.
Ход занятия:
- Создание мотивационного поля (организационный момент)
Дети стоят в кругу. Настрой на занятие. Дети хором проговаривают стишок
Говорим всегда красиво
Смело и неторопливо.
Ясно, чётко говорим
Потому, что не спешим
Логопед: Что мы будем делать на занятии?
Дети: Мы будем слушать внимательно и красиво говорить.
Логопед Красиво говорить нам помогают:..
Дети: губы, зубы и язык.
Развитие артикуляционной моторики.
Выполняем с детьми артикуляционные упражнения.
- «Улыбка» - «Трубочка»
«Лопаточка»
Удерживать «лопаточку» под счёт до пяти.
Окошко открывается и закрывается»
«Покусать язычок»
«Болтушка»
2. Актуализация знаний и затруднение в образовательной ситуации.
Дети садятся на ковёр по-турецки.
Логопед: Вы слышали, кто-то постучал. Нам принесли письмо. Посмотрите откуда оно? (логопед достаёт письмо и картинку. Картинку показывает детям)
Дети: Письмо пришло из деревни.
Логопед: Как вы догадались?
Дети: Я вижу там деревянные маленькие домики.
Логопед: На чём же мы туда отправимся?
Дети: Мы поедем на автобусе, на поезде, на самолёте, на машине.
Логопед: Вот и поезд нас уже ждёт. Но сначала нам надо купить билеты на поезд.
Продам билеты тому, кто назовёт первый звук в словах: арка, усы, улей, игра, ананас, уши, иголка, арбуз, иволга, утка, ириска, арена, узор, изюм, афиша, индюк.
(дети называют первый звук и берут картинку – это билет)
Логопед: Садимся в поезд.
Игра «Прохлопай слово». Дети прохлопывают названия предметов, изображённых на их картинках и ставят картинки в соответствующие вагоны. Расходятся по своим местам, садятся за столы.
Логопед: Вот мы с вами и приехали в деревню. Она называется Осиновка. Вокруг этой деревни растут Оооосины, и стоит она на берегу ОООзера.
Какой первый звук вы услышали в этих словах?
Дети: Я услышал звук «О». Я тоже услышала звук «О».
Характеристика звука О.
Логопед: Что происходит с губами, когда вы произносите звук О?
Дети: губы вытягиваются в овал.
Логопед: Спойте звук О. Пение под мелодию 2-3 раза. Первый раз пение звука «О» с соблюдением мелодики. Второй раз – дети кладут руку на горлышко и поют, Третий раз поют попеременно то тихо, то громко в соответствии со схемой.
Расскажем теперь о звуке «О». Логопед выставляет значок звука «О» и картинки-характеристики.
Дети. Он любит петь. Он не встречает преграды. Он звонкий.
Логопед «посмотрите на звук «О» каким он цветом?
Дети: красным.
Логопед: Это гласный звук.
Логопед вместе с детьми поднимают кулачок. И говорят: «Кулачок покажи и о звуке расскажи»
На каждый признак дети разгибают один пальчик и хором повторяют:
Любит петь (разгибают большой пальчик)
Нет преграды (разгибают указательный пальчик)
Звонкий (разгибают средний пальчик)
Красный (разгибают безымянный пальчик)
Это гласный (разгибают мизинчик и показывают раскрытую ладошку)
Логопед: Обозначать мы его будем фишкой красного цвета с овальным ротиком.
Достаньте этот звук из пенала.
Логопед: Вот бабушка и дедушка нас встретили. Дедушку зовут Осип. С какого звука начинается его имя?
Дети: Имя дедушки начинается со звук «О».
Логопед: А это бабушка. Её имя тоже начинается со звука «О». Догадались, как её зовут? Дети: Бабушка Оля.
Логопед выставляет картинки бабушки и дедушки.
3. Самостоятельное применение знания на практике.
1. Выделение звука «О» из ряда звуков.
Давайте поиграем с дедом Осипом. У вас в пеналах есть звуковички звука «О»
Я буду называть звуки. Если вы услышите звук «О» выложите его на стол. У нас получится дорожка: А П Р О К О Ш Л О В Ы О У И О З.
Сколько звуков «О» у вас получилось.
Дети: пять.
- Выделение гласного « О» из ряда слогов. (выполняем стоя)
Бабушка Оля тоже хочет с вами поиграть. Хлопните в ладоши, если услышите слог со звуком «О».
Логопед называет слоги, дети «ловят» в ладошки слоги со звуком «О»
3. Выделение гласного «О» в словах.
Логопед: А это двор бабушки Оли и дедушки Осипа.
У них живут домашние животные. В названии всех животных есть звук «О». Выберите животных для дедушки и бабушки. (Дети выходят, ставят животных во двор бабушки и дедушки)
Каждое слово проговаривает логопед с детьми и по артикуляции узнают, есть в этом слове звук «О» или нет.
Логопед с детьми: «карОООва».
Логопед: Есть в этом слове звук «О»?
Дети: есть.
Логопед: Как узнали?
Дети: у нас губки вытянулись в овал.
Логопед: Возьмём это животное для деда и бабушки
Дети: да. И т.д.
4. Рефлексия:
Молодцы! С каким звуком мы познакомились?
А теперь вспомните, каким цветом обозначаем звук [о]?
Дети: красным
Почему?
Гласные звуки обозначаем красным цветом.
Запомните правило: ГЛАСНЫЙ – ВСЕГДА КРАСНЫЙ!
Расскажите, что мы узнали об этом звуке?
Хочу посмотреть, как вы всё запомнили
Игра «вопрос – ответ» (в своих ответах дети выделяют голосом звук «О».
К кому в гости мы ездили?
Мы были в гостях у бабушки Оли и дедушки Осипа.
А где они живут? Они живут в деревне Осиновка, на берегу озера.
На чём мы к ним приехали? На пОезде.
НОД по развитию фонематического восприятия детей старшей логопедической группы с тяжёлым нарушением речи.
Выполнила учитель-логопед Архангельская Татьяна Николаевна МДОУ д\с №69
Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре.
Тема: Звук [О].
Приоритетная образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, физическое, познавательное.
Цели:
Коррекционно - образовательные: закрепить произношение звука [о]; познакомить детей с его графическим обозначением, учить определять место звука в слове в начале, в середине и конце слова; закреплять понятие «гласный звук», уметь соотносить гласный звук с буквой.
Коррекционно-развивающие: развивать фонематические процессы,, артикуляционную и мелкую моторику, развивать голос и дыхание, слуховую и зрительную память, внимание и мышление.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать умение слушать друг друга.
Оборудование: карточки, цв. карандаши, схемы гласных звуков «звуковички», магнитная доска, предметные картинки, демонстрационные картинки, домик для звуков. Раздаточный материал (палочки, пуговицы, верёвочки)
Ход занятия:
- Создание мотивационного поля (организационный момент)
Говорим всегда красиво
Смело и неторопливо.
Ясно, чётко говорим
Потому, что не спешим
Развитие артикуляционной моторики.
- «Улыбка» - «Трубочка»
«Лопаточка»
Удерживать «лопаточку» под счёт до пяти.
Окошко открывается и закрывается»
«покусать язычок»
«болтушка»
- Актуализация знаний и затруднение в образовательной ситуации.
Логопед: Куда нас вчера пригласили?
Дети: Мы были в деревне Осиновка.
Логопед: С каким звуком мы вчера познакомились?
Дети: Мы познакомились со звуком «О».
Логопед: Расскажите об этом звуке. Кулачок покажи и о звуке расскажи.
Логопед вместе с детьми дают характеристику звука «О».
Логопед: Что делают губы, когда мы произносим звук «О»?
Дети: гуды вытягиваются в овал.
Логопед: Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?
Дети: красным
Логопед: Какой волшебный карандаш мы достанем? Красный
Раскрасьте наш звук красным цветом.
Поставьте красный карандаш на середину дорожки. Пройди по дорожке.
Куда мы пришли? В деревню
Кто нас ждал в деревне? Как зовут дедушку? Бабушку?
- Самостоятельное применение знания на практике.
Выделение звука «О» в словах самостоятельно.
Что у деда Осипа выросло на огороде? Овощи
Раскрасьте только те овощи, в названии которых есть звук «О».
Физминутка
«В огород пойдём» с движениями.
Письмо буквы «О»
Собрали овощи и устали. Давайте повздыхаем ОХ, ОХ.
В моём волшебном мешочке звук «О» превратился в букву О. Дети вытаскивают из мешочка буквы О.
Анализ буквы О
Логопед: На что похожа буква «О»
Эта буква так кругла –
Покатиться бы могла.
Логопед: Сколько элементов у буквы? Какой это элемент?
Буква «мама» (большая буква) и буква «дочка» (маленькая буква) они похожи или непохожи? Чем они похожи и чем отличаются?
Дети: они похожи формой, не похожи размером.
Логопед: Посмотрите на столы из чего можно сделать букву О (палочки, верёвочка, пуговицы).
Выкладывание буквы из верёвочки, из пуговиц.
Раскрашивание буквы О и о в альбоме красным карандашом.
Найди букву О (наложенные предметы) и раскрась красным карандашом.
Почини буквы (дописать буквы О).
Найди и зачеркни все буквы О красным карандашом.
Определение места звука в слове.
Логопед: А вот и бабушка Оля. Мы поиграем с ней в игру «Где живёт звук «О»?
Логопед: Андрей назови, кто нарисован на первой картинке.
Андрей: Овцы.
Логопед: В слове ОВЦЫ где стоит буква «О».
Аня: в слове ОВЦЫ буква О стоит в начале слова.
Логопед: Какой квадратик раскрасим?
Вика: Мы раскрасим первый квадратик красным карандашом.
Логопед: Что нарисовано на второй картинке?
Кирилл: Дом.
Логопед: где стоит буква о в этом слове.
Кирилл: В слове ДОМ буква О стоит в середине слова.
Логопед: Какой квадратик раскрасим?
Лера: Мы раскрасим квадратик по середине красным карандашом.
Логопед: Что нарисовано на третьей картинке ?
Егор: Это ОКНО
Логопед: Где стоит буква О в слове ОКНО.
Сабрина: В этом слове две буквы О. Одна стоит в начале слова, вторая в конце слова.
Логопед: Какие квадратики мы раскрасим?
Саша: Мы раскрасим первый квадратик и последний красным карандашом.
Чтение слогов
Бабушка успела приготовить овощи.
Прочитайте слог на тарелках.
Чтение слогов хором и индивидуально.
Логопед: Кристина прочитай слог на первой тарелочке. (Читаем с места)
Какая первая буква? Какая вторая? Какая третья? Теперь отвернись и проговори слог по памяти. Теперь Настя повтори слог, Женя повтори. Асад повтори.
Прочитайте слог на второй тарелочке сначала шёпотом, потом нормальным голосом, потом громко. Я его закрою. Проговорите слог по памяти. (дети проговаривают слог по желанию. Остальные следят, чтобы не было ошибок)
Логопед: Прочитайте слог на третьей тарелочке. Назовите первую букву, назовите букву по середине, назовите последнюю букву. Проговорите этот слог по памяти.
Логопед: Прочитайте четвёртый слог. Проговорите этот слог по памяти.
Наше путешествие к бабушке Оле и дедушке Осипу закончилось.
Нам пора домой. На чём мы поедим ?
Дети выходят на середину группы и встают в круг.
4. Рефлексия:
С каким звуком и буквой вы познакомились.
Вспомните все слова со звуком О. (игра с мячом)
Карточка у каждого ребёнка.
Литература:
Е.А. Полиженко. Волшебный мир звуков и слов.- Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС; Москва, 1996г.
Т.В. Александрова. Живые звуки, или фонетика для дошкольников. - С-П «Детство-пресс», 2005 г.
Крупенчук О. И. Учим буквы. Уроки логопеда Для детей 5-6 лет. Рабочая тетрадь дошкольника. – Литера, 2009г.
Н. Ю. Костылева 200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет.-
М.,. «Астрель», АСТ; Транзиткнига, 2005г.
Картинки из интернета.
Предварительный просмотр:
НОД по развитию грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ОНР.
Тема: «Что умеет делать мама.»
Составила учитель-логопед Архангельская Татьяна Николаевна.
Г. Комсомольск-на Амуре, Хабаровский край.
Коррекционно - образовательные цели:
Обобщение и систематизация представлений о семье, членах семьи, об окружающем предметном мире.
Актуализация и активизация словаря по теме "Моя семья" Совершенствование навыка составления предложений по картинке, составления сложноподчинённых предложений по вопросам.
Учить образовывать прилагательного от существительного, употреблять простые и сложные предлоги, местоимения.
Коррекционно - развивающие цели:
Развитие зрительного и слухового внимания и восприятия, тонкой и моторики, творческого воображения.
Воспитательные цели:
Воспитание доброжелательности, бережного отношения к близким людям.
Оборудование:
Сюжетные и предметные картинки "Семья", семейные фотографии, картинка грустной мамы, картонные цветы с буквами, ваза, красные и чёрные кружочки на каждого ребёнка, магнитная доска.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Логопед: К нам на занятие пришёл Буратино.
Логопед: Ребята, давайте вспомним, как зовут папу Буратино?
Дети: Папа Карло!
Буратино хочет познакомиться с вами и подружиться, расскажите ему о своей семье (рассматривание семейных фотографий. Знакомство с составом семьи каждого ребенка. Каждый ребенок составляет простое предложение про одного члена семьи.). Каждый ребенок берет фотографию семьи и называет имя, отчество мамы, папы, дедушки, бабушки, имя брата, сестры.
Дети: Мою маму зовут Ирина Владимировна, моего папу зовут Антон Иванович, мою бабушку зовут - баба Маша, сестру зовут Даша. И т.д.
2. Основная часть.
Сейчас мы вместе расскажем стихотворение. Я буду спрашивать вас, а вы отвечайте
Кто пришёл ко мне с утра?
Мамочка.
Кто сказал: «Вставать пора»?
Мамочка.
Кашу кто успел сварить?
Мамочка.
Чаю — в пиалу налить?
Мамочка.
Кто косички мне заплёл?
Мамочка.
Целый дом один подмёл?
Мамочка.
Кто цветов в саду нарвал?
Мамочка.
Кто меня поцеловал?
Мамочка.
Кто ребячий любит смех?
Мамочка.
Кто на свете лучше всех?
Мамочка.
Расскажите Буратино о своей маме.
Игра «Какая мама»
Дети составляют общий букет из «Красивых слов», называя качество своей мамы.
Для облегчения и быстрого запоминания, на каждом цветочке из картона напечатана буква, которая обозначает качества человека: Л – ласковая, В – весёлая, У – умная, М – милая, К – красивая, Д – добрая, З – заботливая, Т – трудолюбивая, Х – хорошая и т.д.
Дети берут цветок с буквой и проговаривают: Моя мама самая ласковая. (Л)
Следующий ребёнок берёт цветок и говорит: Моя мама самая добрая. (Д)
Подвижная игра "Домик".
В новом домике моем | Дети складывают руки на головой (крыша дома) |
Разных три окошка Вот внизу сидит наш пес А на крыше кошка | Показывают три пальца, наклоняются и гладят пса. Встают на носочки и тянут одной рукой вверх. |
Я же в домике сижу И на улицу гляжу | Присаживаются, ладонь одной руки прижимают к щеке, вторая рука перпендикулярно правой и поддерживаю ее. |
Дверь в квартиру открывается... | Встают на ноги, одной рукой "открывают дверь". |
Это мама возвращается! | Подпрыгивают, поднимая руки вверх. |
Игра «Что умеет делать мама»
Составление предложений по картинкам.
Дети: Моя мама умеет вкусно готовить.
Моя мама умеет вязать спицами.
Моя мама умеет печь блины.
Мимические упражнения "Настроение"
Ребята, посмотрите, пожалуйста, мама какая? (грустная, усталая, печальная, невесёлая, расстроенная, хмурая, огорчённая, обиженная, несчастная)
Как вы думаете, почему она такая?
(Ответы детей сложноподчиненным предложением)
( Мама грустная, потому что у неё болит голова).
Как надо поступить в этом случае?
Надо спросить: «Мамочка, что случилось? Кто тебя обидел? (огорчил, расстроил) У тебя что-то болит? У тебя неприятности на работе?»
(отрабатываем вопросительную интонацию)
Надо предложить маме отдохнуть
Как надо себя вести, когда мама отдыхает? (Тихо, не шуметь, не кричать, разговаривать шёпотом).
Давайте мы покажем, как надо разговаривать (говорим шёпотом)
Братик, сделай, пожалуйста, потеши музыку.
Папочка, давай приготовим ужин.
Дедушка, выключи, пожалуйста, телевизор.
Бабушка, давай погладим белье.
Игра «Радость или огорчение? »
В семье вас любят, заботятся о вас. А ваши поступки могут радовать или огорчать близких вам людей.
У меня два кружка: красный и чёрный. Как вы думаете, какой из них обозначает радость (красный), а какой огорчение (чёрный?)
Сейчас я вам раздам кружочки и мы поиграем: я называю поступок, а вы с помощью кружка показываете, порадует или огорчит этот поступок ваших близких.
• Вы съели на завтрак всю кашу
• Вы подрались с другом
• Разбросали по комнате все игрушки
• Помогли маме вымыть посуду
• Нагрубили бабушке
• Нарисовали и подарили папе красивый рисунок
• Перед сном пожелали всем «спокойной ночи»
• Порвали новую книжку
• Хорошо вели себя в детском саду
Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить ваших близких. И надеюсь, что впредь вы будете совершать только хорошие поступки.
3. Итог занятия.
Рассказ стихотворения о маме.
Ребята, вы все сегодня поняли самое главное – «Семья нам всем нужна! », «Вся семья вместе, так и душа на месте».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ТНР «Видеописьмо о Зиме».
Материал содержит конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ТНР «Видеописьмо о Зиме». Данное занятие бы...
Конспект совместной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи
Конспект занятия для работы с детьми с тяжёлым нарушенем речи...
Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")
КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамма...
Конспект совместной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи
Этот конспект предназначен для проведения итогово занятия по лексической теме "Морские жители". Можно использовать как интегрированное занятие для пелагогов работающих на группе, или как зан...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: «Предлоги В - НА »
Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ОНР.Тема: «Предлоги В - НА »...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ОНР
Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ОНР...
Картотека игр "Игры на развитие грамматического строя речи в подготовительной группе"
закрепление согласования притяжательных местоимений с существительнымитренировка употребления родительного падежа существительных, формировать простую фразу.учить изменять слова по числам....