Картотека сказок и рассказов на развитие грамматического строя речи в старшей группе ТНР.
статья по логопедии (старшая группа)
Картотека сказок и рассказов
на развитие грамматического строя речи
в старшей группе ТНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_skazok_i_rasskazov.docx | 24.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека сказок и рассказов
на развитие грамматического строя речи
в старшей группе ТНР.
Тема: «Овощи»
Цель: образование и употребление существительных с уменьшительных – ласкательными суффиксами; согласование прилагательных с существительными в числе и роде.
«СПОР В ОГОРОДЕ»
Однажды в огороде овощи затеяли спор – кто из них самый хороший.
– Я, морковка, такая красивая и полезная – я самая хорошая!
– Да нет же, это я, огурчик, самый хороший: я такой зелёный, длинный, хрустящий и вкусный!
– Что вы говорите, это мы, помидорчики, самые хорошие! Посмотрите на нас: мы такие красные, круглые – ну просто загляденье!
– Нет, я, лучок, самый – самый хороший! У меня такие длинные, тонкие, зелёные перья есть как ни у кого из вас!
– Что – бы вы не говорили, а лучше укропчика во всём огороде никого не найти! Я такой ароматный и зелёный!
Так овощи и спорили весь день – кто из них лучший, никто не хотел уступать. А вечером в огород пришла бабушка и положила в корзинку и морковку, и помидорчики, и огурчик, и лучок, и укропчик и затем приготовила из них салат. Ели этот салат бабушка и дедушка да приговаривали: «Салат из наших овощей – самый хороший и вкусный!»
Вопросы к тексту:
– Кто спорил в огороде?
– Какая морковка? Какой огурчик? Какой лучок? Какие помидорчики?
– Что приготовили из овощей?
Тема: «Фрукты»
Цель: согласование существительных и прилагательных с числительным;
образование единственного и множественного числа существительных.
«ЗАПАСЛИВЫЙ ЁЖИК»
Утром Ёжик пришёл в сад. Он подошёл к яблоне и стал считать красные яблоки: «Одно красное яблоко, два красных яблока, три красных яблока, четыре красных яблока, пять красных яблок…»
Затем он подошёл к груше и стал считать, сколько на ней жёлтых груш: «Одна жёлтая груша, две жёлтых груши, три жёлтых груши, четыре жёлтых груши, пять жёлтых груш…»
Пересчитав груши, Ёжик пошёл считать синие сливы: «Одна синяя слива, две синих сливы, три синих сливы, четыре синих сливы, пять синих слив…»
Пока Ёжик считал урожай фруктов в саду, за ним наблюдала Ворона. Как только он закончил считать, она у него спросила:
– Ёжик, зачем ты считаешь красные яблоки, жёлтые груши и синие сливы?
– Я их считаю, что – бы знать, хватит ли мне на зиму запаса фруктов в этом саду, – ответил ей запасливый Ёжик.
Вопросы к тексту:
– Куда пришёл Ёжик?
– Что считал Ёжик?
– Вспомни, как он считал красные яблоки, жёлтые груши, синие сливы.
– Зачем он их считал?
Тема: «Грибы»
Цель: различать и употреблять предлоги; употреблять существительные в родительном падеже множественного числа.
«ГРИБНИКИ»
Петя и Вася встали с утра пораньше, взяли корзину и пошли в лес за грибами. Прямо у дороги стоял маслёнок. Под кустом росли моховики. Из–под опавшей листвы виднелись жёлтые лисички. Около берёзы, в траве, мальчики нашли подберёзовик. А из-за осины выглядывал подосиновик. Когда они выходили из леса, рядом с ёлкой они нашли два больших боровика. Домой Петя и Вася принесли целую корзину грибов.
Вопросы к тексту:
– Куда пошли Петя и Вася?
– Где стоял маслёнок?
– Где росли моховики?
– Откуда виднелись жёлтые лисички?
– Где нашли подберёзовик?
– Откуда выглядывал подосиновик?
– Рядом с чем нашли боровики?
Тема: «Осень»
Цель: образование относительных прилагательных; согласование прилагательных с существительными
«БУКЕТ ДЛЯ МАМЫ»
В осеннем лесу было очень красиво! Маленький Зайчонок весело скакал по лесу и любовался яркими нарядами деревьев. Ему казалось, что кто – то раскрасил весь лес разноцветными красками. Ещё недавно все листья на деревьях были зелёными, а сегодня – и красные, и жёлтые, и коричневые… Зайчонок решил собрать букет из таких красивых листьев.
«Вот красивый красный осиновый листочек, а вот жёлтый кленовый. А под рябиной я возьму рябиновый листочек. Ещё под дубом дубовых листочков соберу. Рядом с берёзой наберу маленьких берёзовых листочков»- говорил Зайчонок, поднимая опавшие листья. Он собрал большой и очень красивый букет из осенних листьев и подарил его своей маме Зайчихе.
Вопросы к тексту:
– Где было очень красиво?
– Какие были листья на деревьях?
– Из каких листьев Зайчонок собрал букет?
– Кому он подарил букет?
Тема: «Игрушки»
Цель: различение значений и употребление предлогов; – Употребление существительных в родительном падеже в единственном и множественном числе.
«МИШИН СОН»
Миша очень любил играть в игрушки, но никогда их не убирал. Вот и сегодня, как только он позавтракал, пошел в них играть. Миша достал кубики из ящика и стал строить дом. Потом под столом взял машину. В кузов машины он загрузил оставшиеся от постройки кубики и начал катать её так, что кубики разлетелись по всей комнате. Затем из тумбочки достал коробку с конструктором и поставил её на стол. «Буду строить самолет», – подумал Миша, но у него ничего не получалось, и он бросил его на пол. К вечеру в комнате все игрушки были разбросаны. Сколько мама не просила Мишу убрать игрушки – он её не слушался. Когда Миша уснул, ему приснилось, что все его игрушки убежали. И больше не было у него ни конструктора, ни кубиков, ни машин, ни книг. Мише стало очень грустно – ведь играть было не с чем. Проснувшись, Миша понял, что игрушки надо убирать, а то вдруг они от него убегут.
Вопросы к тексту:
– Во что Миша любил играть?
– Откуда он достал кубики?
– Где взял машину?
– Куда он загрузил кубики?
– Откуда достал коробку с конструктором и куда её поставил? – Куда он бросил самолёт?
– Что приснилось Мише?
– Чего больше не было у него?
– Почему ему стало грустно?
– Когда он проснулся, что он понял?
Тема: «Посуда»
Цель: употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами; образование относительных прилагательных.
«ЧАЕПИТИЕ»
Маша и Юля были сестрами: Маша – старшая, а Юля – младшая. Девочки жили очень дружно, почти никогда не ссорились и всегда все делали вместе.
Однажды Маша предложила Юле попить чаю. Девочки заварили свежий чай в чайнике, положили в сахарницу сахар, в сухарницу выложили сухари, а в конфетницу положили шоколадные конфеты. Маша налила себе чай в чашку и поставила её на блюдце, а Юле налила в чашечку, и поставила на блюдечко. Юля положила в чай сахар и размешала его чайной ложечкой. Маша пила чай с конфетами, а Юля – с сухарями. Чай был ароматный и очень вкусный!
Вопросы к тексту:
-Как звали сестёр?
– Кто из них была старшая?
– Что Маша предложила Юле?
– В чём девочки заварили чай?
– Куда положили сахар?
– Куда выложили сухари?
– Во что положили конфеты?
– Во что Маша наливала чай себе и сестре?
– С чем девочки пили чай?
Тема: «Одежда и обувь»
Цель: согласование существительных с притяжательными местоимениями; употребление существительных в родительном, дательном, винительном и предложном падежах.
«ЖАДНАЯ ПРИНЦЕССА»
В одном далёком королевстве жила была Принцесса. И всё у неё было: и большой дворец, и самые красивые наряды, но ей всегда было мало. Увидит у кого – ни будь понравившуюся вещь и тут – же кричит: «Это моё платье!», «Мои туфли!», «Моя кофта!», «Моё пальто!», «Моя шубка!», «Моя шапка!» А Король не мог своей любимой дочке отказать и слуги отбирали понравившуюся вещь и отдавали Принцессе – лишь бы она не плакала. Однажды Принцесса вышла на прогулку и увидела красивого белого коня. «Мой конь» – сказала она приказным тоном и слуги тотчас отобрали его у хозяина. Но как только она на него села, конь галопом поскакал в лес и там сбросил свою наездницу. Испугалась Принцесса – в этом лесу жили страшные дикие звери! И вдруг рядом с ней из берлоги вылез медведь и как зарычит: «Моя добыча! Моя! Моя!» Еле – еле Принцесса от него убежала и вернулась во дворец. С тех пор Принцесса перестала говорить: «Моя или моё» – уж очень сильно медведь её напугал.
Вопросы к тексту:
– Где жила Принцесса?
– Что кричала она, когда ей нравилась какая – ни будь вещь?
– Кому Король не мог отказать?
– Куда однажды вышла Принцесса и кого она увидела?
– У кого слуги отобрали коня?
– Куда поскакал конь?
– Откуда вылез медведь?
– Куда вернулась Принцесса?
Тема: «Зима»
Цель: изменение существительных по падежам; употребление предлогов.
«СНЕГОВИК»
Однажды зимой дети во дворе слепили из снега Снеговика. Когда наступила ночь, Снеговик заскучал – ведь рядом никого не было, все уже спали в своих домах. И он решил отправиться на поиски друзей. Был сильный снегопад, и все дороги замело снегом. Снеговик шёл по снегу и смотрел по сторонам. В соседнем дворе он встретил ещё одного Снеговика – его тоже слепили дети. Они долго беседовали о пушистом снеге, о зиме и о детях, которые утром придут во двор и будут ещё лепить Снеговиков.
Вопросы к тексту:
– Кого слепили дети?
– Из чего слепили Снеговика?
– Чем замело дороги?
– По чему шёл Снеговик?
– Кого встретил он в соседнем дворе?
– О чём беседовали Снеговики?
– Кого утром будут лепить дети?
Тема: «Дикие звери».
Цель: образование притяжательных прилагательных; употребление сложных предлогов –из –за, -из – под.
«КАК ЗВЕРИ В ПРЯТКИ ИГРАЛИ»
Однажды в лесу звери стали играть в прятки. Посчитались, кто будет водить и разбежались, кто куда. Водить стал волк. Из – под ёлки виднелся лисий хвост. «Выходи лиса!» – сказал волк. Из – за куста, он увидел заячьи уши: «Заяц, я тебя нашёл!». В дупле на дереве блестели беличьи глаза, а из – под корней торчали ежиные иголки. Самого последнего волк нашёл медведя – он забрался в малинник и из – за кустиков была видна только медвежья лапа. Звери очень весело играли!
Вопросы к тексту:
– Кто играл в прятки?
– Кто водил?
– Откуда виднелся лисий хвост?
– Что торчало из – под ёлки?
– Откуда волк увидел заячьи уши?
– Что увидел из – за куста?
– Что блестело в дупле?
– Откуда торчали ежиные иголки?
– Что торчало из – под корней?
– Откуда была видна медвежья лапа?
– Что было видно из – за кустиков?
Тема: «Домашние животные»
Цель: образование существительных субъективной оценки с помощью суффикса – ищ; употребление существительных единственного и множественного числа в предложном падеже.
«ХВАСТЛИВЫЙ КОТ»
В одной деревне жил да был хвастливый кот Васька. Выйдет он с утра на крыльцо и на весь двор кричит: «Я не кот, а котище, у меня не лапы, а лапищи, и не хвост, а хвостище, не усы, а усищи, не зубы, а зубищи!» И так он всем надоел, что как только он выходил, все прятались: куры – в курятнике, свиньи – в свинарнике, коровы – в коровнике, лошади – в конюшне, кролики – в крольчатнике. Понял кот Васька, что его здесь никто слышать и видеть не хочет. И решил он тогда выйти со двора на улицу и там похвастаться. Но как только Васька вышел за ворота, тут же его увидели собаки, залаяли и погнали прочь из деревни. Видно так они его напугали, что больше хвастливого кота никто не видел.
Вопросы к тексту:
– Где жил хвастливый кот?
– Как его звали?
– Как хвастался кот?
– Где прятались куры?
– Где прятались свиньи?
– Где прятались коровы?
– Где прятались лошади?
– Где прятались кролики?
– Кто напугал хвастливого кота?
Тема: «Транспорт»
Цель: употребление приставочных глаголов; употребление предлогов.
«ТРУДОЛЮБИВЫЙ ГРУЗОВИЧОК»
Жил да был в одном гараже маленький грузовичок. Он был очень трудолюбивый и с утра до вечера возил песок с карьера на стройку. Вот и сегодня как всегда он рано проснулся, умыл свои фары и выехал из гаража на работу. Грузовичок заехал на заправку и уехал с полным баком бензина. Когда он подъехал к светофору, то увидел, что от остановки отъезжает его знакомый автобус. Грузовичок подмигнул ему фарами и поехал дальше. По мосту он переехал через широкую реку и выехал на трассу. Ехать до песчаного карьера было недалеко и, вскоре, он до него доехал. Его загрузили песком, и он поехал в обратный путь на стройку. Так и ездил грузовичок целый день и возвращался с работы обратно в гараж очень поздно.
Вопросы к тексту:
– Где жил маленький грузовичок?
– Что делал грузовичок с утра до вечера?
– Из гаража он что сделал, выехал или въехал?
– На заправку он заехал или переехал?
– Когда он заправился, то уехал или заехал?
– К светофору он подъехал или выехал?
– От остановки отъезжал или подъезжал автобус?
– По мосту через реку грузовичок переехал или заехал?
– До песчаного карьера он доехал или переехал?
– В обратный путь грузовичок поехал или заехал?
Тема: «Весна»
Цель: употребление сравнительной степени наречий; употребление падежных форм существительных во множественном числе.
«ВЕСНА»
Вот и наступила весна! Дни стали длиннее и теплее, солнце светит ярче, а птицы поют звонче. Природа просыпается после холодной зимы. На лесных полянках тает снег, и на проталинах распускаются первые подснежники. Кругом бегут ручьи. На деревьях набухают почки. Вот и грачи уже прилетели и стали вить свои гнёзда. Ещё пройдет совсем немного времени и зазеленеет лес, зайцы сменят белые шубки на серые, из берлог после спячки вылезут медведи, вернуться из дальних стран перелётные птицы.
Вопросы к тексту:
– Какие дни стали весной?
– Как светит солнце?
– Как поют птицы?
– Где тает снег?
– Где распускаются подснежники?
– На чём набухают почки?
– Что стали вить грачи?
– Кто сменит белые шубки на серые?
– Откуда вылезут медведи?
– Откуда вернуться перелётные птицы?
Тема: «Семья»
Цель: образование притяжательных прилагательных с помощью суффикса –ин-; образование и употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
«МАМИНА ПОМОЩНИЦА»
Сегодня Маша осталась дома одна и что – бы помочь своей маме, решила навести порядок. Сначала она вымыла папину кружку и мамину чашку. Затем протерла тряпочкой бабушкины очки. В коридоре она увидела папин зонтик. Маша взяла его и положила на полку в шкаф. Бабушкин фартук повесила на кухне. Сложила дедушкины газеты на журнальном столике. Поставила аккуратно в ряд папины кроссовки, мамины туфли, бабушкины тапки и дедушкины ботинки. Когда пришла мама, только Машины игрушки остались так и не убранными. «А что же ты свои вещи не убрала?» – спросила мама. «Я уже очень устала» – ответила мамина помощница.
Вопросы к тексту:
– Кто решил навести порядок?
– Чью кружку вымыла Маша?
– А чью чашку?
– Чьи очки она протёрла?
– Чей был зонтик?
– Чей фартук Маша повесила на кухне?
– Чьи были газеты?
– Чью обувь она поставила в ряд?
– Чьи игрушки остались не убранными?
Тема: «Мебель»
Цель: согласование числительных с существительными и прилагательными;
Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами; употребление падежных форм существительных в ед. и мн. числе.
«НОВОСЕЛЬЕ»
У медвежьей семьи новоселье – они построили новый дом. Но в доме пусто нет ни стола, ни кроватей, ни стульев. Пошли в магазин покупать мебель: отец - медведь, мать - медведица и их ребята - медвежата.
«– Чтобы есть нужен обеденный стол», – сказала медведица.
– А нам нужен столик, чтобы играть, – дружно сказали медвежата. – Чтобы сидеть нужно купить пять стульев, – прорычал медведь.
– И нам, и нам нужно два стульчика! – закричали медвежата.
«– Чтобы нам спать купим кровать, а медвежатам – две кроватки», – сказала медведица.
– Для игрушек купите нам тумбочку, – попросили медвежата.
«– Надо купить тумбу под телевизор», – сказал медведь.
«– Для посуды нужен буфет, а для одежды – шкаф», – говорила медведица.
– А для нашей одежды – шкафчик! – кричали медвежата.
– Ещё надо купить в комнату диван, а на кухню – диванчик, – прорычал медведь.
Купили они мебель, привезли домой, расставили по местам и весело справили новоселье в новом доме.
Вопросы к тексту:
– Что построила медвежья семья? – Чего не было в новом доме?
– Чтобы есть, какая нужна мебель?
– Что надо было медвежатам, чтобы играть?
– Чтобы сидеть, что надо купить? Сколько стульев и стульчиков?
– На чем медведи будут спать?
– Что просили медвежата для игрушек?
– Что надо купить под телевизор?
– Куда они будут убирать одежду? и т.д.
Тема: «Профессии
Цель: употребление существительных в творительном падеже; употребление глаголов в настоящем и будущем времени.
«КЕМ БЫТЬ?»
Однажды Витя задумался – кем он будет работать, когда вырастит. Я очень люблю играть с машинками, может мне стать водителем? Буду работать на автобусе, пассажиров возить… А может мне лучше быть машинистом – буду поездом управлять. А ещё здорово уметь вкусно готовить – может поваром мне стать? Или быть врачом и лечить людей? Хорошо работать строителем и строить большие, красивые дома. А вдруг случится пожар и дом загорится – нужны будут пожарные. Так может пожарным мне стать людей спасать и огонь тушить? Так Витя сидел и рассуждал, пока его друг Толя не позвал гулять на улицу. «Я еще немного подрасту и потом решу, кем быть» – подумал Витя и побежал гулять.
Вопросы к тексту:
– О чём задумался Витя?
– Кем хотел работать Витя на автобусе?
– А кем хотел работать на поезде?
– Чтобы вкусно готовить, кем хотел стать?
– Кем хотел быть, чтобы людей лечить?
– Чтобы строить дома, кем хотел работать Витя?
– Чтобы огонь тушить и людей спасать, кем он стать хотел?
– О чём подумал Витя, перед тем как убежал гулять?
Тема: «Цветы»
Цель: согласование числительных в именительном и косвенных падежах с прилагательными и существительными; образование уменьшительно – ласкательных форм существительных и прилагательных.
«НА ЦВЕТОЧНОЙ КЛУМБЕ»
На большой круглой клумбе около дома росли цветы. Их было очень много: пять красных гвоздик, три белых ромашки, две жёлтых лилии, четыре розовых маргаритки и восемь синих васильков. Они все тянулись к солнцу и друг другу мешали:
«– Подвиньтесь белые ромашки, вы нам мешаете», – говорили синие васильки.
– А нам не видно солнца из – за жёлтые лилии, – отвечали им белые ромашки. – А нам солнца не видно из – за красных гвоздик! – жаловались розовые маргаритки.
И так весь день они ругались и толкали друг друга, что со стороны казалось, дует сильный ветер. Но вдруг солнце спряталось за чёрную тучу и цветы на клумбе затихли.
– Мы, наверно, так сильно ругались, что солнце расстроилось и спряталось от нас, – загрустили белые ромашки.
Вопросы к тексту: – Где росли цветы?
– Какие цветы росли на клумбе и сколько их было?
– Кому мешали белые ромашки?
– Из – за кого белым ромашкам было не видно солнца?
– Кому мешали красные гвоздики?
– Куда спряталось солнце?
– Кто загрустил?
Фонетическая сказка
«Песенки кота Леопольда»
Жил-был добрый, веселый и умный кот Леопольд. Однажды вышел кот Леопольд погулять рано утром.
А солнышко уже поднялось и ярко светило. У кота сразу поднялось настроение, и он запел: - Ло-ло-ло –
вот и солнышко взошло. Проходил кот Леопольд мима озера. А там девочка Мила на лодочке катается.
Леопольд и ей песенку спел. - Ла-ла-ла – Мила в лодочке плыла. Потом кот Леопольд увидел, как играют котята около дома. Они были такие смешные и веселые. Леопольд спел им свою песенку. - Лы-лы-лы –как котята веселы. Пора обедать. Кот Леопольд накрыл стол, выглянул в окно и увидел своих друзей во дворе.
Леопольд не любил обедать в одиночестве и пригласил друзей к столу. Лу-лу-лу – приглашаю всех к столу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игровых упражнений на развитие грамматического строя речи
В данной картотеке подобраны упражнения на развитие грамматического строя речи детей старшей группы....
Картотека дидактических игр для развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
Картотека дидактических игр по развитию речи...
Картотека дидактических игр для развития грамматического строя речи дошкольников
Грамматический строй – совокупность закономерностей какого-либо языка, регулирующих правильность построения значимых речевых отрезков (слов, высказываний, текстов).Работа по формированию г...
Карточки по развитию лексико-грамматического строя речи (старшая группа)
Игровые упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи....
Конспект итогового занятия по развитию лексико – грамматического строя речи, старшая группа Тема. ВЕСНА.
Представлен план-конспект итогового логопедического занятия в рамках лексической темы "Весна"....
Картотека дидактических игр по развитию грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста
Дидактические игры и дидактические упражнения направлены на усвоение морфологии и синтаксиса. Картотека разработана по сериям: 1 серия - словоизменения, 2 серия - словообразования, 3 серия - син...