Проектная деятельность - одна из форм взаимодействия с семьями дошкольников
материал

Ельцова Елена Владимировна

Проектная деятельность - одна из форм взаимодействия с семьями дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность - одна из форм взаимодействия с семьями дошкольников.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) потребовал от нас пересмотра содержания дошкольного образования. ФГОС направлен на:

  • Социализацию детей.
  • Индивидуализацию в развитии детей.
  • Сотрудничество образовательной организации и семьи.

Дошкольное образование является первым уровнем системы образования в Российской Федерации.

Образование является содержательным и смысловым контекстом развития и может быть определено как индивидуально структурированное информационно-образовательное пространство.

   Семья и детский сад — два самых важных института социализации дошкольников. В свете реализации ФГОС ДО отношения детского сада и семьи определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «партнерство».

     Актуальность определяется тем, что существующие тенденции и нормативные изменения в реализации ФГОС в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в детском саду. Особенно актуальным становится поиск форм совместной деятельности взрослых (педагогов и родителей) и детей. Поэтому педагоги придумывают все новые формы вовлечения родителей в обучение и воспитание их собственных детей. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность.

          Проектный метод наиболее эффективен в работе с семьей, так как он позволяет родителям, детям, педагогам не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат совместного труда, способствует эмоциональному сближению детей, педагогов, родителей в процессе совместной деятельности, формированию целостного чувственного опыта.

Мы стараемся активному

  •  вовлечению семей воспитанников в образовательное пространство детского сада и привлечению их к сотрудничеству в вопросах развития детей;
  • Создавать условия для обмена опыта традиций и обычаев в семье;
  • Создать атмосферу взаимопонимания, эмоциональной взаимоподдержки, интересов педагогов, родителей и детей;
  • «Перестроить» родителей из пассивных наблюдателей в активных участников образовательных отношений.

Иными словами, проектная деятельность, как вид культурной практики, - это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослыми формировать практический опыт, добывать его экспериментальным путем, анализировать его и преобразовывать. Проектная деятельность охватывает разные стороны развития личности дошкольников, начиная с младшего возраста. Организация проектной деятельности детей позволяет осуществлять воспитателю интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей со взрослыми, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно сказывается на результатах. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Проектная деятельность развивает у всех членов сообщества (воспитанников, родителей, воспитателей) самостоятельность, инициативность, умение планировать свою деятельность и общаться друг с другом, а главное, способствует укреплению отношений между ребенком, родителями и детским садом.

   Организация взаимодействия детского сада и родителей через проектную деятельность может осуществляться наиболее эффективно, если:

  •  взаимодействия детского сада и семьи, основаны на идее единства воспитательного воздействия;
  • реализовать систему активного включения во взаимодействие всех субъектов педагогического процесса;
  • использовать интерактивные формы взаимодействия участников педагогического процесса.

Для достижения высоких результатов взаимодействия детского сада и родителей через проектную деятельность. Идея основана на современном понимании взаимодействия как совместной, взаимодополняющей деятельности субъектов, каждый из которых в полной мере использует потенциал детского сада и семьи. Можно выделить три основных направления во взаимодействии детского сада и родителей при реализации модели:

  • Мероприятия с целью повышения компетенции родителей в вопросах воспитания и развития детей: консультации, родительские собрания, информационные буклеты, папки передвижки, брошюры, практические занятия для родителей.
  • Мероприятия объединяющие родителей и детей с целью лучше узнать ребенка, определить средства эффективного общения: открытые занятия для родителей с включением их в образовательный процесс, совместные праздники и досуги с участием родителей.
  •  Мероприятия, с целью повышения инициативности и заинтересованности родителей в жизнедеятельности детского сада: выставки совместного творчества по заданной тематике; фотоальбомы , совместное создание предметно - развивающего пространства (создание рукотворных игрушек и др.)

Для вовлечения родителей в совместную деятельность работа проводится по следующим направлениям:

  • Информационно – аналитическое: С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка работа с родителями начинается с анкетирования». Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно – ориентированного подхода к ребёнку в условиях дошкольного учреждения, повышения эффективности воспитательно – образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.
  • Наглядно – информационное: Форма работы через родительские уголки является традиционной, в нём помещается практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания. Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
  • Консультации: Темы консультаций приурочены к различным мероприятиям детского сада.

Метод проектов используются нами в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Так, в младшей группе была организована проектная деятельность по теме «Домашние питомцы», целью которой было  воспитания желания заботиться о домашних животных. На этапе презентации проекта дети и родители представляли творческие работы «Наш любимый питомец», которые были оформлены в форме  группового альбома.

В средней группе был проведён проект «Бабушкины игрушки;. Дети вместе с родителями делали книжки – малышки о игрушках. Которыми пополнили групповой книжный уголок.

         В старшей группе  разработали и реализовали  проект «Будь здоров, расти большой», который помог нам решать задачу формирования у воспитанников активной  позиции на сохранение и укрепление своего здоровья  и навыков здорового образа жизни. В ходе проектной деятельности дети рисовали мини – плакаты «Заповеди  здоровья»,  с рекламой здоровых продуктов выступали в своей группе и перед детьми других групп детского сада.  

В подготовительной группе проект «Надо знать свои права» Родителям совместно с детьми было предложено написать сочинения на тему - «Домашние обязанности детей» (с рисунками и фото. В результате этого проекта Сформированы элементарные гражданские навыки: открытость к диалогу, толерантность, умение решать возникающие в повседневной жизни конфликты правовыми способами. Повысился уровень правовой культуры родителей . Сформировался организационно-правовая основа взаимодействия родителей, детей и педагогов . Активизировался интерес детей и родителей в области прав и обязанностей.

 В том году был проект «Дом в котором я живу» работу с родителями начали с Анкетирования «Давайте знакомиться».

Папка «Возрастные особенности детей 3 – 4 лет»

Познакомили родителей с правилами жизни в группе и детском саду

Привлекли родителей к оформлению группы (сшить куклам новую одежду, связать, изготовить интересные поделки, участие в конкурсах ДОУ)

Совместный труд детей и родителей по уборке снега на участке.

Изготовлении совместно с детьми ладошек для спектакля «Заюшкина избушка»

Мы считаем, что проектный метод наиболее эффективен в работе с семьей, так как он позволяет родителям, детям, педагогам не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат совместного труда, что способствует эмоциональному сближению детей, педагогов, родителей в процессе совместной деятельности, формированию целостного чувственного опыта. Тем самым родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения в этом.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол, как одна из форм взаимодействия с семьями СДС.

статью подготовила соц.педагог Петрова Н.И....

Проект «Театральная студия «Арлекин» как одна из форм взаимодействия с семьями воспитанников». Соавторы музыкальный руководитель Гутова Н.Н и воспитатель Моисеенко Н.Н

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению- это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это може...

"Детско-родительский клуб, как одна из форм взаимодействия с семьей "

Презентация. Опыт работы в детско-родительском клубе "От сказки к сказке"....

«Музей одного образа - одна из форм взаимодействия с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО»

Взаимодействие  СПДС "Колосок" и родителей воспитанников при организации мини музея в детском саду....

Игровой практикум, как одна из активных форм взаимодействия с семьями дошкольников

Статья представляет обмен опыта по работе с родителями дошкольников....

Проектная деятельность – как одна из форм взаимодействия с семьями воспитанников. (из опыта работы).

Я решила пойти нестандартным путем, вести работу с родителями через проектную деятельность. Поэтому начиная с первой младшей группы я начала работу по проекту « Мы в театр поиграем, много ...

СТАТЬЯ "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЕЙ"

Одним из наиболее эффективным оказался метод проектов. На сегодняшний день он получает все более широкое распространение в дошкольных учреждениях....