СТАТЬЯ "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЕЙ"
статья (подготовительная группа)

Минина Анна Александровна

Одним из наиболее эффективным оказался метод проектов. На сегодняшний день он получает все более широкое распространение в дошкольных учреждениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Минина, А.А.,

Прищепо,И.В.,

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 139,

г. Иркутск

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЭФЕКТИВНАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЕЙ

Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является формирование у детей правильной речи. Согласно ФГОС ДО, речевое развитие-это становление коммуникативной компетенции ребенка. И мы вместе с нашими партнерами (родителями)помогаем ребенку достичь этих задач.

Одно из основных условий ФГОС дошкольного образования: взаимодействие педагогов с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнерства с семьей. Педагоги и pодители как обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умными успешным.

На сегодняшний момент все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе ДО, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Поэтому важными задачами педагогов являются проявление инициативы и понимание того, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка.

Для успешного сотрудничества педагогов с родителями детей ДО в теории и практике дошкольного образования рекомендуется использовать разнообразные формы работы- традиционные (беседы, родительские собрания, консультации, круглые столы и т.д). Одним из наиболее эффективным оказался метод проектов. На сегодняшний день он получает все более широкое распространение в дошкольных учреждениях.

Метод проектов является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации по достижению цели. Проектная деятельность развивает познавательную активность, самостоятельность, работать в коллективе, который должен завершиться результатом. Особенность проектной деятельности заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Вся работа по проекту делится на 3 этапа:

  1. Подготовительный этап
  2. Практический этап
  3. Заключительный этап

Для каждого ее этапа должны быть разработаны конкретные мероприятия, направленные на развитие речи детей. Деятельность участника на каждом этапе формируется от поставленной задачи. В современных дошкольных учреждениях используются следующие типы проектов, применение которых возможно при развитии у дошкольников интереса к истории предметного мира:

1.Исследовательские проекты. В ходе проекта дети экспериментируют, проводят опыты, обсуждают полученные результаты, делают выводы, оформляют результаты исследования в виде газет, репортажей, видеозарисовок.

2.Творческие проекты. Конечный результат может проходить в форме праздника, устного журнала, видеофильма, драматизации, спортивной игры, развлечения.

3.Информационные проекты, дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы, результаты оформляют в виде стендов, газет витражей.

4.Структура ролевых, игровых проектов (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по- своему поставленные проблемы).

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные.

Основной целью проекта в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами развития, и задачами исследовательской деятельности детей. Задачи развития:

1.обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

2.развитие познавательных способностей;

3.развитие творческого мышления;

4.развитие творческого воображения;

5.развитие коммуникативных навыков.

Проектная деятельность отвечает всем современным требованиям в образовании. Проектная деятельность направлена на актуальные проблемы саморазвития дошкольника. Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребенка.

Если дети участвуют в работе над проектом, то какова же роль родителей?

Роль родителей в проектной деятельности, чтобы организовать учебно-воспитательный процесс наиболее эффективно, необходимо участие не только педагога и детей группы, но и их родителей. Привлечение родителей к реализации проектов в ДОУ обусловлено несколькими причинами:

  • Во- первых, в силу своих возрастных особенностей дети не могут быть абсолютно самостоятельными и им необходима помощь взрослого.
  • Во-вторых, объединение детей и взрослых особенно важно в ситуации широко распространённого дефицита внутрисемейного общения.

Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности в ДОУ-сотрудничество, содействие, партнерство с ребенком и педагогами ДОУ. Формы участия родителей в проектной деятельности:

  • Мотивационная поддержка-показать собственную заинтересованность к теме реализуемого проекта.
  • Информационная поддержка-родители выступают источником информации для ребенка, помощником в поиске нужной информации.
  • Организационная поддержка- сопровождение детей в музей, библиотеку и т.д.
  • Техническая поддержка- фото и видеосъёмка, монтаж материалов составление презентаций

Использование проектной деятельности в ДОУ, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлений и использовать эти знания для создания новых объектов действительности, способствует обогащению и активизации словаря детей, развитию связной речи, развитию планирующей функции речи. А также делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей. Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, начинают понимать своего ребенка.

В заключении хочется сказать, как все взаимосвязано между собой. Работая над проектом, дети учатся общаться между собой, вести диалог, задавать вопросы и отвечать на них полными, сложными предложениями.

Список литературы:

1.Атмахова Л.Н. Новые подходы, квалификация, мастерство. Методическая служба как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ/Л.Н.Атмахова// Дошкольное воспитание 2008.-№ 3.- С.15-17

2.Баева Ю.В. Метод проекта определения, подходы, методика методика обучения: монография/Ю.В. Баева Л.Н.Горобец.-Армавир: АГПА,2013-120с.

3.Веракса Н.Е.Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н.Е.Веракса, А.Н. Веракса.-М: Мозаика-синтез, 2008.-112с.

4.Евдокимова Е.С.Развитие проектной культуры в образовательномпроцессе / Е.С.Евдокимова// Управление ДОУ.-2005.-№3.-С 18-22.

5.Меркулова Т.В. Проектная деятельность в детском саду:наука и педагогическая практика / Т.В.Меркулова, Е.А.Дубинина.-М.:Школьная Пресса, 2010.-64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-практикум «Мы за здоровый образ жизни!» (Эффективные формы взаимодействия педагогов с семьей по вопросам здоровьесбережени)

Фундамент здоровья человека закладывается в дошкольном возрасте. Для его прочности необходима совместная работа дошкольного учреждения и семьи по охране и укреплению здоровья детей. Формирование у дош...

«Эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников с ОВЗ».

Дошкольники с недостатками развития живут не в изоляции. Семья, являясь для них первичным социальным окружением, сама погружена в более широкий социальный контекст. Дети-инвалиды испытывают повышенную...

консультация "Деловая игра как эффективная форма взаимодействия дс и семьи"

Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, так и св...

Эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьей по формированию представлений у детей о своей малой родине

В статье предлагаются формы сотрудничества с семьями воспитанников по ознакомлению с малой родиной....

«Эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в адаптационный период»

laquo;Эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в адаптационный период»...

"Эффективные формы взаимодействия ДОУ и семьи в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми,имеющими дисфункции речевого развития"

В век современных технологий взрослые уделяют мало внимания своим детям в плане общения. Тем  самым снижается уровень бытовой культуры, происходит обеднение речи. Угроза  языковой катастрофы...