Игровой практикум, как одна из активных форм взаимодействия с семьями дошкольников
статья
Статья представляет обмен опыта по работе с родителями дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovoy_praktikum_kak_odna_iz_aktivnyh_form_vzaimodeystviya_s_semyami_doshkolnikov.docx | 22.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №4 «Теремок»
Доклад
Игровой практикум, как одна из активных форм взаимодействия с семьями дошкольников.
Труфанова Татьяна Евгеньевна,
воспитатель средней группы
стаж: 9 лет
МДОУ д/с №4 «Теремок»
г.Козьмодемьянск
Козьмодемьянск, 2019
В педагогике существует много исследований, посвященных семье и воспитанию ребенка. Если раньше семья являлась потребителем и заказчиком образования, то теперь семья рассматривается как партнёр – равноправный участник деятельности.
Все более актуальной выступает задача развития субъектной роли родителей, признания и уважения, поддержки их воспитательных возможностей. Современному педагогу порой трудно находить язык с родителями воспитанников: так как не совпадают взаимные ожидания в результатах воспитания. Следовательно, меняются подходы к работе с семьёй. Поэтому в своей работе поставила цель – привлечение родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, помочь им стать настоящим другом и помощником. В приоритете – доброжелательное общение с родителями, организация мероприятий с учётом: запросов реально существующих и интересных родителю; активных форм взаимодействия (круглые столы, совместные праздники и др.);использование информационной среды группы (стенды, страничка в интернет сайтах); индивидуальной формы работы с родителями. Данные направления работы ставят родителей в субъектную позицию по отношению к решению проблем семейного воспитания, позволяет получать позитивный результат и чувствовать себя успешным воспитателем.
Принципы взаимодействия с родителями:
Доброжелательный стиль общения;
Индивидуальный подход;
Сотрудничество, а не наставничество;
Динамичность (реагирование на изменения социального состава родителей, образовательные потребности и воспитательные запросы).
Кроме традиционных форм взаимодействия – родительские собрания, консультации, стараюсь использовать нетрадиционные – оздоровительные мероприятия, круглый стол. Наиболее эффективной формой взаимодействия с родителями, на мой взгляд, является «игровой практикум».
«Игровой практикум» - это модель взаимодействия «родитель – ребёнок - педагог», где родителю и ребенку отводятся ведущие роли, им принадлежит инициатива. Педагог выполняет роль консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями, и обучает его некоторым специальным умениям, приёмам взаимодействия с ребёнком; с опорой на имеющиеся педагогический опыт и возможности родителей.
При организации игрового практикума соблюдали обязательные условия. Это – формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной игровой деятельности; планирование, прогнозирование деятельности. А также индивидуальный подход к каждому участнику, добровольное участие, отслеживание позитивного результата.
Игровой практикум имеет разные формы организации. Я бы хотела остановиться в тех формах, которые характерны для детей младшей группы. младших
По результатам опроса родителей «Какие игрушки нужны нашим детям?», сделала следующие выводы:
- все родители говорят, что дети любят играть;
- отмечают роль игры в развитии ребёнка;
- но некоторые не придают играм особого внимания.
Поэтому я решила играть с нашими родителями, давая возможность оценить роль игры в развитии ребёнка и решить педагогические задачи, согласно программе развития и воспитания детей в детском саду.
Основной целью деятельности является восстановление у взрослых умения играть и грамотно руководить детской игрой.
Были организованны игровые практикумы по темам:
«Что такое предметы-заместители и как их использовать в играх с детьми»;
Важнейшим условием формирования творческой игры является введение в игру предметов-заместителей. Чем неопределеннее функция предмета, тем свободнее ребенок приписывает ему то или иное значение. Это предметы-заместители стимулируют творческое воображение детей, именно с ними совершается большое число оригинальных действий. Основное требование к предмету-заменителю – удобство в выполнении игровых действий. Но самое главное – это научить ребенка пользоваться этими предметами. А лучше всего этому может научить взрослый. В ходе практикума родителям были розданы различные предметы, а родители должны были придумать, как с этими предметами играть и что они могут замещать. В ходе работы родители обменивались своим опытом, своими идеями. К концу мероприятия у родителей на лице была улыбка, что говорит о том, что мероприятие прошло с пользой.
«Игры способствующие сенсорному развитию ребенка»;
Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью.
Актуальность проблемы заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения и восприятия. Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. В ходе мероприятия родители были ознакомлены с покупными игрушками для сенсорного развития и конечно же было предложено использовать подручные средства для развития сенсорных способностей ребенка. Во второй части занятия родители вместе детьми поиграли вместе в различные сенсорные игры, изготовленные собственными руками из подручных средств.
«Играем вместе».
Данное мероприятие связано с дидактическами играми. Дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения, развития важных интегративных качеств: любознательный, активный; эмоционально-отзывчивый; способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; способный управлять своим поведением и планировать свои действия.
Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дух соревнования ускоряет умственные процессы, рождает познавательную активность, заряжает чувством, ведет к сильным эмоциональным переживаниям. Развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленные задачи.
Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.
Дидакти́ческие и́гры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения
Это мероприятие похоже на предыдущее. Главное отличие состоит в том, что ранее игры предлагались самим педагогом. А на этом мероприятии родители получили коробки с различными подручными предметами(крупы, бумага, прищепки, губка, пробки, бутылки, краски, одноразовые тарелки, краски и т.д) и уже самостоятельно должны были придумать дидактические игры. В начале у родителей была некая растерянность. Но как гласит народная мудрость – глаза боятся, а руки делают. Уже после минуты страха родители были настолько увлечены, что работа закипела. Родителями были изготовлены очень даже интересные игры. У многих появилось желание изготовить такие игры дома. А в конце мероприятия родителям было задано задание – изготовить дидактическую игру для игры с детьми в детском саду. Радует, что родители откликнулись на данную просьбу. Значит проведенные мероприятия оказались полезными.
Родители приходили к нам в группу, в вечернее время, и мы все вместе играли. Позитивный настрой, доброжелательный стиль общения, атмосфера взаимопонимания – были главными условиями этих встреч.
Подбор игрушек и игрового материала служил источником возникновения замысла игры, постоянного обогащения её содержания, планомерного развития игрового опыта детей и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование в практической деятельности психолого-педагогической акции как активной формы взаимодействия с семьей дошкольников.
в статье предлагается рассмотреть варианты взаимодействия с семьей, в частности, использование психолого-педагогические акции. На примере конкретного детского сада и конкретных данных по у...
Консультация "Активные формы взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ"
В конспекте описывается фрмы работы с родителями....
План тематического контроля «Использование активных форм взаимодействия с семьями воспитанников и вовлечение их в коррекционно-развивающий и воспитательно-образовательный процесс в контексте ФГОС ДО»
Представлен план организации тематического контроля по организации взаимодейстия ДОУ с семьями воспитанников с указанием форм и методов работы в разных направлениях воспитательно-образовательного проц...
Использование активных форм взаимодействия с родителями дошкольников в процессе формирования психолого-педагогической компетентности в вопросах создания условий для развития игры дошкольников.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 37 Использование активных форм взаимодействия с родителями дошкольников в про...
Обобщение опыта работы "Проектная деятельность как одна из активных форм взаимодействия с родителями", Акция "Если знаешь - поделись"
Обобщение опыта работы...
Методические рекомендации по организации и проведению тематических родительских собраний с использованием ИК, как одна из эффективных форм взаимодействия с семьями воспитанников.
Тематические родительские собрания с использованием ИК, как одна из эффективных форм взаимодействия с семьями воспитанников....
Проектная деятельность - одна из форм взаимодействия с семьями дошкольников
Проектная деятельность - одна из форм взаимодействия с семьями дошкольников...