Конспект занятия – развлечения по народному декоративно-прикладному искусству в старшей группе «Город мастеров»
материал (старшая группа)

Попова Наталья Ивановна

 Цель: продолжать знакомить детей с народными промыслами в России; развивать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к прикладному искусству русского народа; формировать знания и умения различать стили декоративной живописи, разнообразие их форм, красочность орнамента; воспитывать чувство гордости за свой народ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr.z-e_z-e_gorod_masterov.docx27.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия – развлечения по народному декоративно-прикладному искусству в старшей группе.

 «Город мастеров»

 Цель: продолжать знакомить детей с народными промыслами в России; развивать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к прикладному искусству русского народа; формировать знания и умения различать стили декоративной живописи, разнообразие их форм, красочность орнамента; воспитывать чувство гордости за свой народ.

Материалы и оборудование:  изделия народных промыслов, аудиозаписи народных мелодий, русские народные костюмы для взрослого и детей, карточки с изображением элементов гжельской, городецкой, хохломской росписей, бумажные фартуки, карточки с пословицами, заготовки – силуэты петушка из бумаги, гуашь, салфетки, кисти, баночки, угощения.

        Ход занятия:

(Дети и воспитатель, одетые в русские народные костюмы под музыку входят в зал).

Воспитатель: ребята, поздоровайтесь с гостями (дети приветствуют взрослых). Сегодня мы отправляемся в город мастеров на ярмарку, где представлены различные народные промыслы. Скажите, ребята, а что такое ярмарка?

Дети: ярмарка – это всегда праздник, шумный рынок.

Воспитатель:верно ребята. На ярмарке продаются изделия, сделанные своими руками. Мастера демонстрируют свои умения и навыки. Хорошие мастера издавна пользовались доброй славой в народе. Подскажите, ребята, как про таких мастеров говорили?

Дети: «Мастер на все руки».

Воспитатель: правильно. Давайте же подойдём поближе к торговым рядам и рассмотрим повнимательней изделия, которые предлагают народные умельцы.

Что за чудо, что за диво,

Сколько радости вокруг!

Все предметы не простые,

А волшебно-расписные.

Правда, дети, тут красиво?

Аж захватывает дух!

Помогите мне, ребята, рассказать мне про изделия русских мастеров. Но в начале послушайте загадку и отгадайте, о каком промысле идёт речь?

Листочки, ягодки, цветочки,

Стебелёчек, завиток.

Здесь хозяева три цвета:

Чёрный, красный, золотой.

Кто привёз товар такой?

Дети: Хохлома (дети с ведущим подходят к столу, на котором выставлены изделия с хохломской росписью).

Воспитатель:золотая хохлома - одна из самых известных росписей в России. Своё название он получил от крупного торгового села Хохлома Нижегородской губернии, куда привозились для продажи изделия из ближайших сёл и деревень. Из какого очень доступного материала сделаны эти изделия?

Дети:из дерева.

Воспитатель: Хохломская роспись, ребята, нигде больше не встречается. Она является своеобразным подражанием серебряной и золотой посуде. Назовите основные цвета хохломской росписи.

Дети: чёрный, золотой, красный, зелёный.

Воспитатель: издавна считается, что золотой цвет – символ солнца, тепла, счастья, богатства; красный цвет – символ огня, любви, преданности; зелёный цвет – символ жизни, природы; чёрный цвет символизирует торжественность, на нём великолепно смотрятся остальные цвета. Перечислите, из каких элементов состоит хохломская роспись.

Дети:ягоды крыжовника, смородины, клубники, завитки, цветы, листья, травка.

Воспитатель:да, ребята, красная трава по золотистому фону считается одним из главных элементов хохломского узора. Так почему же хохлому называют золотой?

Дети:здесь много жёлтого, золотого цвета.

Воспитатель:а теперь, ребята, послушайте и отгадайте загадку о следующем промысле.

Коль на досточке девица

Иль удалый молодец,

Чудо–конь и чудо-птица

Это значит…

Дети:Городец (дети подходят к столу, где выставлены изделия с городецкой росписью).

Воспитатель:этим промыслом занимались жители нижегородских деревень, расположенных вблизи города Городца. Городецкая роспись всегда очень яркая, выполненная свободным мазком с белой и чёрной обводкой. Какие изделия украшали такой росписью.

Дети:тарелки, разделочные доски, хлебницы, мебель, прялки, игрушки.

Воспитатель:из какого материала создавались эти изделия?

Дети:из дерева.

Воспитатель:какие основные цвета этой росписи?

Дети:ярко-жёлтый, синий, зелёный, красный, розовый, голубой, чёрный и белый.

Воспитатель:какие основные мотивы городецкой росписи вы знаете?

Дети:цветочные узоры, кони, птицы.

Воспитатель:а ещё ребята очень популярны жанровые сценки (чаепития, гулянья, охота и т. д.) Отгадайте, ребята, ещё одну загадку.

Чашки, чайники и вазы отмечаем эти сразу.

Белый фон – снегов белей.

Синий – небушка синей.

Кружевное это чудо

Привезли купцы откуда?

Дети:из Гжели (дети подходят к следующему столу, где выставлены изделия с гжельской росписью).

Воспитатель:давным-давно, недалеко от Москвы, среди лесов стояла деревушка Гжель. Жили там добрые работящие люди, которые делали много разной посуды. Из какого материала изготавливали гжельские мастера свои изделия.

Дети:из белой глины.

Воспитатель: да, ребята, все изделия из глины мастера подвергали обжигу в печи. Даже название деревни было связано со словом «жечь», «обжигать». Назовите, ребята, цвета гжельской росписи.

Дети:синий, голубой, белой.

Воспитатель:думали мастера, решали, как же им украсить свою необычную посуду. Посмотрели они внимательно вокруг и решили взять три цвета у окружающей природы. Ребята, где в природе мы встречаем эти цвета?

Дети:голубое небо, белые облака, синие озёра, белые лебеди, белый снег.

Воспитатель: верно, ребята. С той поры стали называть люди эту посуду ласково «Сказочная Гжель». Назовите, ребята, самые популярные элементы узоров в гжельской росписи.

Дети:розы, травки, завитки, точки, полосочки.

Воспитатель: какую посуду украшают этими узорами?

Дети:вазы, чайники, чашки, блюдца, кувшины, сахарницы и другие.

Воспитатель:молодцы! А теперь послушайте одну сказочную историю:

«Жили-были три девочки-подружки. И звали их ласково: Гжелька, Хохломушка и Городеша. Были они весёлые, озорные, трудолюбивые. Как-то отправились они в лес по ягоды. И вот когда девчушки шли обратно с полными корзинками, вдруг налетел сильный-сильный ветер и сдул с их нарядных сарафанчиков все узоры, перемешал их и разбросал на полянке. Загрустили девочки-подружки: «Как же мы вернёмся к людям, ведь никто теперь нас не узнает».

А давайте, ребята, поможем каждой из девочек найти именно свой узор (проводится д/и «Укрась сарафанчик», дети выбирают узор, изображённый на карточках, описывают его, называют девочку, которой он принадлежит и опускает в карманчик на фартучке).

Воспитатель:молодцы, ребята! Девочек сказочных быстро и сказочных украсили. Давайте ещё раз назовём, к какой росписи каждая из девочек относится.

Дети:Гжелька – это Гжель, Хохломуша – это Хохлома, Городеша – Городецкая роспись. (Девочки- «росписи» рассказывают стихи)

Гжелька:

Поверить трудно неужели

Всего два цвета? Чудеса!

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса!

Какие розы и пионы

На чашках пишут мастера,

И сине-белые бутоны

Прекрасны нынче, как вчера!

Хохломуша:

У красы точёной

Сарафан порчёвый

По волнам узоров

Яхонты горят.

Что за чародеи

Хохлому одели

В этот несказанный

Праздничный наряд?

Городеша:

Есть на Волге город древний

По названью Городец.

Славится по всей России

Своей росписью творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо-птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.)

Воспитатель: верно, ребята. Послушайте ещё одну загадку:

Весёлая белая глина.

Кружочки полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы,

А ну, назовите меня…

Дети: Дымка. (дети подходят к столу, где выставлены дымковские игрушки).

Воспитатель:этот промысел возник в селе Дымково, что возле города Вятки. Там очень хорошая глина и речной песок, пригодный для керамического промысла. Игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. Игрушки получались яркие и разнообразные. Это барыни в пёстрых юбках, кавалеры бравые, важные индюки и петухи, кормилицы, кони, коровы, карусели и многое другое. Скажите, ребята, из чего лепят мастер игрушки?

Дети:из глины.

Воспитатель:да,мастерицы лепят игрушку из красной глины, белят его мелом, разведённом на молоке и расписывают красками.Из каких элементов состоит дымковский узор?

Дети:из кругов, полосок, клеток, пятен.

Воспитатель:а какие основные цвета дымковской игрушки?

Дети:жёлтый, синий, зелёный, красный, чёрный, белый.

Воспитатель:скажите, ребята, а вы бы хотели расписать дымковскую игрушку?

Дети:да, хотим!

Воспитатель:у меня заготовлены для вас бумажные фигурки, которые мы будем сегодня расписывать и превращать их в нарядные игрушки. Скажите, на что похожи эти фигурки.

Дети:на петушков.

Воспитатель:верно. Приглашаю вас в нашу мастерскую (дети ещё раз называют элементы дымковской росписи).

Ребёнок:

Словно сказка невидимка

В небе радугу зажгла,

Расцвела узором Дымка,

Людям радость принесла!

Воспитатель:предлагаю вам, ребята, пофантазировать и украсить своих петушков ярко, нарядно. Давайте вспомним, как наносятся элементы узора.

Дети:кончиком кисточки. А узоры на кругах только после их высыхания.

Воспитатель:ребята, а для чего нам нужны ватные палочки.

Дети:для рисования точек.

Воспитатель:старайтесь выполнять работу не спеша, аккуратно.

А сейчас, чтобы ручки не ленились

Очень дружно потрудились,

Нужно пальчики размять!

 Проводится пальчиковая гимнастика «Цветочки».

Наши алые цветы распускают лепестки (медленное разгибание пальцев)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.(покачивание кистями рук вправо-влево)

Наши алые цветы закрывают лепестки, (медленное сжимание пальцев)

Головой качают,тихо засыпают (покачивание кулачками вперёд-назад, ладошки соединяются, пальцы складываются в замок).

Воспитатель:приступаем, ребята, к работе (звучит аудиозапись русской народной мелодии).

Самостоятельная деятельность детей(в середине художественно-эстетической деятельности проводится физ. минутка «По солнышку».

По солнышку, по солнышку, дорожкой луговой

Идём по мягкой травушке мы летнею порой (ходьба на месте, взмахи руками)

И любо нам, и весело, глядим по сторонам.

Голубеньким и синеньким все рады мы цветам. (повороты направо-налево)

Анализ рисунков (отметить красочность, аккуратность детских работ).

Воспитатель: Вы сегодня потрудились на славу, как настоящие русские мастера. Поэтому ваши игрушки получились такими красивыми. Про трудолюбие наш народ сложил много пословиц и поговорок. Давайте их вспомним (Гостям мероприятия заранее раздаются карточки с началом пословиц, которые они зачитывают,а дети произносят окончания пословиц).

Д/и «Закончи пословицу».

«Терпение и труд…» (всё перетрут)

«Землю красит солнце…» (а человека труд)

«Делу время…» (а потехе час)

«Кто не работает…» (тот не ест)

«Без труда…» (не вынешь рыбку из пруда)

«Больше дела…» (меньше слов)

«Хочешь есть калачи…» (не сиди на печи)

Воспитатель:ребята, в России народ умеет не только трудиться, но и веселиться. А какое же веселье без игры. (проводится хороводная игра «Колпачок».Ребята выбирают ведущего с помощью считалки.)

«Эй, Иван, полезай в стакан.

Отрежь лимон и выйди вон!»

х/и «Колпачок»

(ведущий сидит на корточках в середине хоровода, на нём одет головной убор в виде колпачка)

Дети:

Колпачок, колпачок

Тоненькие ножки

Красные сапожки.

Мы тебя поили, мы тебя кормили,

На ноги поставили (дети подходят к центру, приподнимают ведущего, отходят назади снова образуют круг)

Танцевать заставили (хлопают в ладоши)

Танцуй сколько хочешь

Выбирай кого захочешь (ведущий танцует с закрытыми глазами и выбирает себе пару из хоровода, передавая ему свой колпачок).

Воспитатель:ребята, мы побывали с вами на весёлой ярмарке в городе мастеров, познакомились с чудесными предметами из разных городов России. А давайте назовём ещё раз, как называется мастер, расписывающий изделие (художник); назовите инструмент художника (кисть); из какого материала делали свои изделия мастера Гжели и Дымковской игрушки (из глины); какой материал использовали мастера Городецкой росписи и Хохломы (дерево).

Воспитатель:молодцы, ребята! Потрудились вы сегодня на славу, поэтому с ярмарки мы не можем уйти без угощения (выходит мальчик-коробейник с красочным коробом и читает стихотворение:

Ребёнок:

Эй, народ, не зевай,поскорей налетай,

Весь товар раскупай!

Стою, продаю,товар хвалю.

Коврик за трёшку,горшок за пятак,

Доску за рубль, а леденец за так. (ребёнок угощает детей и гостей леденцами-петушками)

Воспитатель:вот и солнце закатилось, наша ярмарка закрылась. Ребята, давайте попрощаемся с гостями (дети прощаются с гостями и уходят под музыку)).

Используемая литература:

Л. Романенко «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей»; В. Аникин «Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор» ; Журнал «Дошколёнок» №1 2013 «Народные промыслы»; О. Князева и М. Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной культуре»; Т. Шпиколова «Народное искусство на уроках декоративного рисования»; В. Вишневская «Хохлома»; Н. Корчаковская «Комплексные занятия развития творческих способностей дошкольников».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игрового комплексного занятия-развлечения по народному декоративно-прикладному искусству в подготовительной к школе группе.

Конспект игрового комплексного занятия-развлечения по народному декоративно-прикладному искусству в подготовительной к школе группе....

План-конспект итогового занятия-развлечения по народному декоративно-прикладному искусству в подготовительной к школе группе

продолжать развивать интерес детей к народному декоративно – прикладному искусству...

Вечер развлечений по народному декоративно-прикладному искусству России "Путешествие в город Мастеров".

Народное декоративно- прикладное искусство- одно из средств художественного воспитания дошкольников. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические и духовные идеалы наро...

НОД по народному декоративно-прикладному искусству в старшей группе «Город мастеров».

Цель: Знакомство детей с изделиями народных промыслов. Задачи Образовательные: Познакомить детей с видами народного прикладного искусства (гжель, хохлома, городецкая роспись, дымковская игрушка), с их...

Конспект открытого НОД по окружающему миру в подготовительной к школе группе «Город мастеров. Народное декоративно-прикладное искусство»

Конспект открытого НОД по окружающему миру в подготовительной к школе группе «Город мастеров. Народное декоративно-прикладное искусство»Тема: «Город мастеров»Цель: продолжать з...