Проект – Ребенок имеет право
проект
Предварительный просмотр:
Проект на тему:
«Ребенок имеет право».
Участники: Дети, родители, воспитатель, музыкальный руководитель.
Возраст: 5-6 лет.
Тип: Информационно – ориентированный.
Вид: Групповой
Сроки: Краткосрочный (2 недели).
Направление: комплексное (разные виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, продуктивная, коммуникативная, музыкальная).
Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Познание», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Аннотация:
Проект представляет собой систему мероприятий, которые:
- включают обширный материал, содержат первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях, приобретаемых в детстве, еще в дошкольный период;
- способствуют общему социальному развитию ребенка, созданию условий для формирования его правосознания и правосообразного поведения;
- предусматривают отношение к ребенку и его родителям как к партнерам в условиях сотрудничества.
Проект призван развивать уверенность в себе, умение отстаивать свои права, самоуважение и уважение к другим, способность слышать других людей и учитывать их интересы.
Актуальность:
Рассматриваемая проблема является актуальной, т. к. очень часто в последнее время СМИ извещают об очередном факте нарушения прав ребёнка в семье или образовательном учреждении. Причина этого кроется не в отсутствии законов или их недостаточности, а в том, что эти законы либо неизвестны взрослым, либо ими игнорируются. Оказывается, многим взрослым трудно понять и принять, что ребёнок равноправный с ними человек, имеющий право на собственные поступки и мнение. Его права, как и права любого человека, нужно уважать и не нарушать. «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы» констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Воспитатели в ДОУ обязаны не только знать и соблюдать права ребенка, но и пропагандировать их среди родителей и, конечно же, готовить детей к достойной жизни в обществе, знакомя их с правами ребёнка. Сегодняшние дети это наше будущее, это будущее нашей страны. Как мы воспитаем их, зависит от нас взрослых.
Проблема:
Защита прав ребенка. Недостаточное знание детей о своих правах.
Вопросы:
Основополагающий вопрос: Защита прав ребенка.
Проблемный вопрос: Для чего нужно обладать правовыми знаниями?
Учебные вопросы: Что важно знать ребенку о своих правах? Кто несет ответственность за защиту прав ребенка?
Цель:
Создание условий для формирования правосознания у детей дошкольного возраста, содействие и объединение усилий детского сада и семьи по выполнению прав ребенка.
Задачи:
Для детей:
- расширить представления детей о своей принадлежности к человеческому сообществу, о правах детей в мире, дать элементарные представления о свободе личности;
- формировать чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувство ответственности за другого человека.
Для родителей:
- с помощью разнообразных методов и приемов оптимизировать работу с родителями детей старшего дошкольного возраста, повысить правовой уровень культуры родителей;
- активизировать интересы детей и родителей в области прав и обязанностей;
- подчеркнуть роль взрослого в формировании поведения ребенка, ценность каждого ребенка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей.
Ожидаемый результат по проекту
- сформированы элементарные представления детей о свободе личности как достижении человечества;
- в процессе правового воспитания важно, чтобы дошкольник усвоил ключевые понятия: закон, право, правонарушения;
- сформированы элементарные гражданские навыки: открытость к диалогу, толерантность, умение решать возникающие в повседневной жизни конфликты правовыми способами;
- повышение уровня правовой культуры родителей;
- сформированная организационно-правовая основа взаимодействия родителей, детей и педагогов;
- активизация интересов детей и родителей в области прав и обязанностей.
- обобщение опыта работы воспитателей и специалистов ДОУ по теме.
-предполагаемый продукт проекта: создание коллажа «Можно - Нельзя», итоговое развлечение «О правах играя», картотека пословиц и поговорок о семье.
Этапы реализации:
I этап – подготовительный
- определение уровня знаний детей о своих правах;
- анкетирование для родителей «права детей»;
- определение темы проекта, постановка цели и задач;
- изучение методической литературы по данной теме;
- разработка и накопление методических материалов по проблеме;
- перспективное планирование проекта;
- выбор форм работы с детьми и родителями;
- выбор основных мероприятий, определение объёма и содержание работы для внедрения проекта;
- определение и формулировка ожидаемых результатов.
II этап -основной (практический)
- внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о своих правах.
III этап – заключительный
- оформление результата проекта в виде презентации;
- проведение итогового мероприятия: «Итоговое развлечение «о правах играя»;
- оформление выставки детских работ;
- создание коллажа «можно - нельзя»;
- картотека пословиц и поговорок о семье.
Содержание работы в процессе реализации:
- внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о своих правах.
Образовательная область «Речевое развитие»:
- Вводная беседа с детьми по знакомству с Конвенцией «О правах ребёнка»;
- Беседа «Что такое права человека?»;
- Беседа «Имя, отчество, фамилия»;
- Составление рассказов по теме «Моя семья», по картине «Мамины помощники»;
- Беседа «Права и обязанности ребёнка в детском саду и дома»;
- ООД «Правила поведения в общественном транспорте»;
- Чтение художественной литературы:
- В. Катаев «Цветик — семицветик»;
- К. Д. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно»;
- Л. Толстой «Два товарища»;
- В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»;
- русская народная сказка «Заюшкина избушка».
- Заучивание:
-Я. Аким «Моя родня»;
- О. Липатова «Я люблю свою сестрёнку»;
- Р. Сеф «Совет».
Образовательная область «Познавательное развитие»:
- Рассматривание иллюстраций «Конвенция о правах ребёнка»;
- ООД «Я – ребёнок имею право»;
- ООД «Права и обязанности ребёнка».
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»:
- Аппликация «Наша группа»;
- Рисование «Портрет друга»;
- Рисование «Моя любимая игрушка»;
- Рисование «Образ моей семьи»;
- Лепка «Посуда для кукол»;
- Совместные с родителями рисунки на тему «Я и мои права»;
- Слушание и обсуждение песни мамонтёнка из мультфильма «Мама для мамонтёнка».
Продуктивная деятельность:
- Создание картотеки пословиц и поговорок о семье;
- Создание коллажа «Можно-нельзя»;
- Совместно с родителями изготовить бейджики с именем ребёнка.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»:
- Совместно с родителями подбор картотеки:
- «Профессии мам и пап»;
- «Профессии, задействованные в правосудии»;
- Изготовление атрибутов для сюжетно - ролевых игр.
- Сюжетно – ролевые игры:
- «Семья»;
- «Детский сад»;
- «Строители».
- Словесно – дидактические игры:
- «Кто я?»;
- «Обратись по имени»;
- «Назови меня ласково»;
- «Можно- нельзя»;
- «Угадай по голосу»;
- «Я знаю много имён девочек (мальчиков)».
- Развивающие игры:
- «Мои права»;
- «Я должен…»;
- «Кто нарушил права?»;
- «Мы разные, но у нас равные права».
Взаимодействие с родителями:
- родительское собрание «Защита прав маленького ребёнка в семье»
- консультация «Как ребёнку не стать жертвой преступления и избежать несчастного случая»
- предложить родителям совместно с детьми подобрать пословицы и поговорки о семье.
Итоговое мероприятие: «Итоговое развлечение «О правах играя».
Вывод:
Подводя итоги можно сказать, что вся эта работа помогает установить доверительные отношения с семьями детей, родители становятся полноправными участниками образовательного процесса, дети комфортно чувствуют себя дома и в саду.
Основная идея работы по правовому воспитанию дошкольников – это признание ребенка полноценной и полноправной личностью: свободной и ответственной, знающей свои права. Конвенция провозглашает ребенка самостоятельным субъектом права, и наша задача донести до сознания детей конвенцию в доступной форме. И такую работу лучше начинать с детьми старшего дошкольного возраста. Т. к. дети 5-7 лет адекватно воспринимают этот материал, управляют своим поведением. К концу дошкольного возраста ребенок становится активным, осознающим себя субъектом собственной деятельности отношений с взрослыми и сверстниками.
Приложение
Беседа «Права ребенка»
Цель: Дать детям понятие о правах ребенка, развивать монологическую и диалогическую речь, обогащать словарь, воспитывать стремление детей получать новые знания, формировать у детей представление о том, что рядом с правами человека существуют его обязанности.
Ход:
1. Воспитатель рассказывает детям о том, что с давних времен люди вместе живут, работают, отдыхают. И, чтобы всегда и во всем был порядок, они придумали правила. Система норм, правил, которые установлены тем или иным государством, и есть права. (право на жизнь, на отдых, на образование и т. д.). но у человека кроме прав есть еще и обязанности - то,что нужно делать обязательно: хорошо учиться, помогать взрослым, быть вежливым, бережно относиться к вещам и т. д.
Для вас, еще малышей, наша страна Россия, подписав конвенцию о правах ребенка, взяла на себя обязательства обеспечить детям России все названные в ней права. А прав много (на образование, на отдых, на свободу, на жизнь и т. д.). Это и есть забота государства о детях.
2. Рассказ о правах ребенка.
Дети, все люди рождаются свободными и равными, все имеют равные права. Какие же права ребенка вы должны знать?
1) Каждый имеет право на жизнь. Никто не может лишить вас жизни. А если вы заболеете, вашу жизнь будут охранять врачи.
2) Каждый ребенок имеет право на образование. Вы сейчас ходите в детский сад, потом пойдете в школу учиться, потом в колледж или институт и т. д.
3) Каждый ребенок имеет право на свободу. Никто не может заставить его делать то, чего он не хочет. Но при этом не следует забывать об обязанностях.
4) Никто не имеет права обижать друга, унижать, бить. Все споры дети и взрослые должны решать в мирной беседе, а не размахивать кулаками.
5) Каждый ребенок может иметь свое мнение и говорить то, что думает. Никто не имеет право за это наказывать.
6) Каждый ребенок имеет право владеть своим имуществом (вещами, предметами и т. д.). Никто не имеет права отобрать принадлежащие ему вещи.
7) Никто не имеет правовмешиваться в жизнь других людей: входить без разрешения в чужой дом, читать чужие письма и т. д.
8) Каждый имеет право на отдых. У детей и взрослых есть выходные дни. Детям в школе дают каникулы, а взрослым на работе - отпуск.
3. Иллюстрирование некоторых прав ребенка, эпизодами из любимых сказок.
1) "Нет ничего дороже жизни" (право на жизнь)
Вспомните сказку где было нарушено право на жизнь (Р. Н. С. "Волк и семеро козлят", "Колобок")
2) Назовите сказку в которой врачи борются за право на жизнь (К. Чуковский "Айболит")
3) "Каждый человек имеет право на свободу (Р. Н. С. "Маша и Медведь")
4) Право на жилище (Р. Н. С. "Теремок")
5) Никто не имеет право отбирать принадлежащие ему вещи и обижать друг друга (Р. Н. С. "Лиса и Заяц")
6) Право на труд
4. Воспитатель подводит итог беседы (дети перечисляют какие права они запомнили и какие сказки подходят к какому праву
Беседа с детьми на тему: «Наши имена и фамилии»
Цель: дать знания о том, что у каждого человека есть свои имя и фамилия, которые отличают их от других людей; познакомить с историей возникновения фамилий; повышать самооценку.
Ход:
- Ребята, вы помните, когда вы в первый раз пришли в детский сад.
Помните, как знакомились с ребятами? Как вы запоминали своих друзей?
(По внешнему виду, по одежде, по имени) - У каждого человека есть имя. Произнесите каждый свое имя. (Дети по кругу представляются: Я Катя. Я Дима.) Как красиво звучат ваши имена!
- Ребята, а по имени можно узнать, кто это? Мальчик или девочка?
Мужчина или женщина? (Ответы детей) Есть имена мужские и женские,
девичьи и мальчишечьи. Пока ты маленькая, тебя зовут Катя, а когда ты вы
растешь, тебя будут называть Екатериной. Сейчас тебя зовут Вова, а взрослым, ты будешь Владимир. Каждое детское имя можно назвать, по-взрослому. Каждое имя можно назвать ласково. Как называют вас ласково ваши родители и воспитатели? У каждого, имени есть своя древняя история. Существует словарь русских имен. (Воспитатель находит имена детей, читает в словаре, что обозначает каждое имя.) Имя говорит о человеке многое. Называя малыша, родители тщательно подбирают имя, хотят видеть ребенка в будущем здоровым, сильным, добрым, красивым, умным.
Людмила (милая людям)
Владимир (борец за мир)
Береги свое имя с молоду!
Имя ребенка выбирают родители, а фамилию никто не выбирает. Фамилия переходит от прадедов и дедов.
-Можно прожить без фамилии? Очень трудно, у нас в группе два Богдана. Как же их всех различить?
- Когда-то очень давно на Земле людей было не очень много, у каждого было имя, чтобы различить друг друга. Но людей становилось все больше
и больше. Стали придумывать фамилии.
В селе Грибановка жили Грибановы, в селе Гончарное жили Гончаровы, в селе Веселушки жили Веселовы.
Придумывали фамилий и по профессиям, у кузнеца фамилия Кузнецов, у столяра - Столяров, у плотника – Плотников.
Часто придумывали фамилии по имени отца. Сын Ивана - Иванов, сын Степана - Степанов и т. д. Фамилии исстари переходят от отца.
У каждого человека есть имя, отчество и фамилия. Когда человеку
исполнится 14 лет, ему выдают паспорт - документ, удостоверяющий личность каждого человека. Имя каждый ребенок получает такое, какое приду
мают его родители. Отчество переходит от отца. И фамилия переходит от
отца.
- Как зовут по имени, отчеству ваших родителей? (Дети называют.)
- У каждого из вас тоже есть отчество. Когда вы вырастете, вас будут
уважительно называть: Алина Сергеевна, Егор Евгеньевич.
Когда к человеку относишься с уважением, называешь его по имени, отчеству. Дети обращаются к воспитателю, учителю по имени, отчеству: Юлия Анатольевна, Наталья Григорьевна, Мария Викторовна и на «Вы». А к сверстникам дети обращаются по имени. Но и к сверстникам следует обращаться уважительно. Не надо друзей называть грубо. Важно произносить имена ласково, дружелюбно.
Какое имя тебе больше нравится: ласковое или грубое? (Спросить у
каждого ребенка: Алена – Аленушка, Алеша - Алешенька.)
Невежливо грубо называть своих друзей. Еще хуже дразните их, придумывать клички. Каждое имя по-своему красиво. Но не имя красит человека, а человек - имя. Сколько на земле прославленных имен, которые знают все.
Александр – великий поэт А. Пушкин.
Валентина – первая женщина – космонавт В. Терешкова.
Петр – государь русской земли Петр I
Владимир – великий князь, борец за мир и справедливость на Руси, и многие другие.
Вы вырастете, и станете хорошими людьми, сделаете много добрых дел для всех людей и прославите свое имя и свою фамилию.
Конспект ООД в старшей группе
«Правила поведения в общественном транспорте»
Цель:
1. познакомить с правилами поведения в общественном транспорте,
2. воспитывать чувство уважения к пожилым людям, инвалидам, пассажирам с детьми,
3. развивать память, мышление, речь.
Словарь: пассажир, вежливость, инвалид.
Оборудование: иллюстрация с изображением Любы, портрет Агний Барто.
Ход занятия:
1. Вводная часть. 1. Сюрпризный момент. - Здравствуйте ребята. Сегодня, я шла в детский сад, и увидела почтальона. Он дал мне очень красиво письмо. Давайте откроем и посмотрим, что тут нам прислали. Ой, посмотрите, тут много интересного, картинки и еще письмо.
2. Беседа с детьми.
- Вы хотите узнать, что тут написано? Нам тут прислали очень интересное стихотворение.
- А давайте посмотрим, кто написал это стихотворение (показ портрета) Это поэтесса, которая пишет детям - Агния Барто.
- Давайте вместе скажем Агния Барто. Запомните. Еще тут есть картинка, Девочка Люба.
- Вам она нравится? (ответы детей) Давайте прочитаем про нее.
2. Основная часть. 1. Чтение стихотворения
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
Едет Любочка в трамвае,
Она билета не берет.
Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперед.
Говорит она, толкаясь,
Фу, какая теснота!
Говорит она старушке:
Это детские места.
Ну, садись! – вздыхает та.
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
- А теперь вам нравиться девочка Люба?
- А сначала же она вам нравилась, а сейчас почему она вам не нравится?
- Что Люба, делала не правильно? (толкалась, громко разговаривала, билет не брала, бабушку прогнала)
- А вы как Люба поступаете?
- А кто мне скажет, почему нужно билеты покупать? (бензин водителю надо купить, зарплату платить, за то, что он нас водит).
А вот еще какие могут возникнуть ситуации. Предлагаю вам их разобрать.
1. Вы с братом едете в автобусе. Один из пассажиров занял место, а рядом на свободное поставил сумку. Как поступить, если автобус полупустой? Если полон людей?
2. Тебе мама купила мороженое, и вы побежали к подъехавшему к остановке автобусу нужного вам маршрута. Как поступить с мороженым?
3. Вы с мамой в автобусе. Отвлеклись и не вышли на своей остановке, двери автобуса закрылись. Что делать?
А какие с вами происходили ситуации в транспорте? (дети рассказывают о своих ситуациях).
2. Физминутка «Что хорошо, что плохо»
- Давайте сейчас поиграем. Я вам говорю, а вы делаете. Если я говорю правильно, вы хлопаете в ладоши и топаете, а если говорю не правильно, вы садитесь.
- Выбрасывает мусор (садятся)
- Громко разговаривает (садятся)
- Оплачивает за проезд (хлопают в ладоши и топают)
- толкается
- тихо разговаривает
- едет, молча
- уступает место
- не оплачивает за билет
- выбрасывает мусор
- не уступает место старшим
- наступает на ноги
- вежливо просит двигаться вперед
- обзывается на людей
3. Беседа по содержанию, формулировка правил поведения в транспорте.
- Что мы читали с вами сегодня?
- Кто автор этого стихотворения, кто запомнил?
- А что мы про Любочку узнали?
- Значит, не одежда красит человека, а поступки человека.
- А Ребята вы, запомнили правила поведения в транспорте? (мнение детей)
- Да, теперь мы знаю,что:
- первым делом надо купить билет.
-нужно всегда уступать место старшим, инвалидам, пассажирам с детьми;
- вести себя надо вежливо и тихо;
- нельзя мусорить в салоне;
- заранее проходить к выходу перед остановкой.
3. Подведение итога
ООД в старшей группе «Я ребёнок — имею право»
Цель:
Максимально способствовать социальной адаптации ребёнка через формирование основ правовых знаний.
Задачи:
- Формировать у детей первоначальные правовые знания на основе Конвенции ООН о правах ребёнка;
- Формировать модель единого культурного пространства «Ребёнок – Семья – Социум»;
- Воспитывать будущего гражданина, активно участвующего в жизни общества, его полноправного члена.
Основополагающие документы
- Международная конвенция ООН о правах ребёнка, 20.11.1989г.
- Всеобщая декларация прав человека, 10.12.1948г.
- Декларация принципов толерантности, 16.11.1995г.
- Конституция РФ. 12.12.1993г.
Предварительная работа:
1 «Декларация прав ребёнка» (видеоматериал).
2. «Конвенция прав ребёнка» (видеонарезка).
3. Презентация «Правовое воспитание дошкольников».
4. Викторина «Права литературных героев».
5. «Зайка Юссь говорит о правах и обязанностях детей» (видеоматериал).
6. Подборка картинок на тему «Страна правовых знаний»
7. Буктрейлер – «Права ребёнка» (Азбука прав для детей).
8.Слушание произведений: «Детская планета», «Дети – родители»,
«Мы одна семья», «Мои детские желания».
9. «Поём о правах».
10.Рисование детей на тему: «Я и моя семья», «Мы с друзьями отдыхаем».
11. Подвижная игра «Мы весёлые ребята».
Методическое обеспечение:
Плакат «Дети имеют право». Дидактическое пособие «Права ребёнка». Д/и «Разрешается – не разрешается». «Назови ласково». Д/и «Что делает мама» (слова – действия). Д/и «Кто, где живёт?». Д/и «Мои права». Д/и «Мои обязанности». Викторина «Права литературных героев». Музыка для танца «Я имею право».
Ход занятия.
Дети входят в зал под звуки музыки «Мы маленькие дети нам хочется гулять»
Далее встают в круг, держась за руки.
Ножками потопаем,
Ручками похлопаем.
А теперь мы повернёмся
И друг другу улыбнемся.
Вос –ль: Вы маленькие граждане нашей большой и красивой страны. Как называется наша страна? А люди, которые в ней живут (россияне)
Как называется главный город нашей страны? А мы с вами москвичи. Кто такой Путин Владимир Владимирович?
- Он со своими помощниками делает всё, чтобы взрослые и дети жили счастливо. У каждого гражданина есть права. Даже у такого маленького, который только, что родился. Он маленький и пока ничего не умеет. Кто о нём заботится? (ответы детей).
(Сценка девочка – мама ухаживает за малышом).
Д/и «Что делает мама?» (слова – действия (ласкает, играет, кормит, купает, переодевает, поёт песенки и т. д.
Вос- ль : Мир ребёнка начинается с его семьи. Все дети на свете имеют право воспитываться в семье, среди родных и близких. У каждого есть право иметь брата, сестру, бабушку и дедушку. Самые близкие ребёнку люди – его родители. Они отвечают за своих детей.
У каждого есть право на жизнь и на имя. У нас в группе есть 2 Вари, 3 Лизы, 2 Арины, 2 Маши. Как вас ласково называют мамы? («зайчик» «солнышко» и т. д.)
Д/и «Назови ласково» (несколько детей встают в круг и ласково произносят имя).
Сценка - (девочка – мама «обнаруживает», что ребёнок болен, изображает беспокойство, вызывает врача. Далее, врач осматривает ребёнка, успокаивает маму, даёт микстуру. Мама предлагает оплатить услуги доктора).
Врач: Что вы, мамочка, дети имеют право на бесплатное медицинское обслуживание!
Дети имеют право на тёплый уютный дом. Все ли дети имеют родителей и дома? (рассказ детей о детях – сиротах)
Вос- ль: Этих детей забирают в семьи, окружают их заботой и любовью папы и мамы, и у них тоже есть братья и сёстры и дружная семья.
Д/и «Кто, где живёт?» (дети делятся на команды и соединяют на доске животных с их жилищем).
Когда дети подрастают, они идут учиться в школу (звучит песня «Чему учат в школе».
Вос –ль: Обучение детей в школе тоже бесплатное. Это важное право ребёнка! Но у детей кроме прав, есть и обязанности.
Д/и «Мои обязанности» (слушать воспитателя, вести себя вежливо, здороваться, самостоятельно раздеваться, мыть руки, правильно и красиво вести себя за столом, Заниматься, не мешать другим, дружить и трудиться вместе).
Вос –ль: У детей есть право на отдых (рассказы детей о том, они как отдыхают и развлекаются)
Подвижная игра «Мы весёлые ребята».
Вос –ль: Как вы думаете, как понимать слово защита? Прислушайтесь к этому слову защита, ты за щитом. Значит это то, что оберегает, охраняет нас от опасностей и врагов. Иметь защиту важно для каждого. А кто оберегает и защищает тебя, когда тебе грустно, страшно, одиноко? С кем ты чувствуешь себя как богатырь за щитом?
- Самые близкие люди и друзья становятся нашим щитом в трудную минуту
В конвенции о правах ребёнка записано, что государство должно обеспечить защиту детей от всех форм физического насилия. Защиту ребёнку обеспечивают взрослые, государство и законы России
Викторина «Права литературных героев». (детям предлагается разделиться на подгруппы, и каждая подгруппа отбирает иллюстрации из сказок).
1. В каких сказках нарушено право на жизнь? («Колобок», «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса», «Серая шейка», «Баба – Яга», «Жихарка», «Гуси – лебеди» «Три поросёнка», «Красная шапочка».)
2. В каких сказках нарушено право на неприкосновенность жилища?
(«Теремок», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», «Три поросёнка».)
3. В какой сказке эксплуатируют героиню? («Золушка», «Крошечка – Хаврошечка», «Морозко», «12 месяцев», «Карабас – Барабас».
4. В какой сказке похищают ребёнка? («Снежная королева», «Гуси – лебеди».
Вос –ль: Чтобы закрепить знания о правах детей поиграем в игру «Разрешается – запрещается»
Д/И «Разрешается, запрещается».
№ 1.
Петь, рисовать и танцевать.
Уроки в школе посещать,
Свои таланты развивать -
Это…. (разрешается)
№ 2.
Посмотри на этот знак:
Человек поднял флаг,
Выражает свое мнение -
Это …. (разрешается)
№ 3.
Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают -
Это…. (запрещается)
№ 4.
Здесь ремень вокруг дитя,
Как лента, извивается,
Бить, наказывать - всегда ….(Запрещается)
№ 5.
Вот ребенок груз несет,
Тащит, надрывается,
В детстве тяжкая работа ….(Запрещается)
№ 6.
Этот черный человек
Пред белым преклоняется.
Быть над слабым господином
Строго ….(запрещается)
Танец «Я имею право» (девочки).
Вос-ль :Пусть детство подарит лишь яркие краски: игрушки, походы и мамины сказк
Развлечение по правам ребенка в детском саду
«КВН «О правах играя»
Цель: способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.
Задачи:
- закрепить знания по Конвенции о правах ребенка;
- обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях;
- способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;
- продолжать развивать умение работать в группе;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство коллективизма
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
(Появляется Незнайка. Он весело шагает, насвистывая себе под нос и играя в мяч. Навстречу ему идет Знайка. Незнайка случайно попадает в Знайку мячом)
Незнайка. Ой, привет! Куда это ты направляешься?
Знайка. (поправляет очки). Я иду в детский сад. Мне сказала, что там дети изучают свои права.
Незнайка. Каких, каких знаний, правовых? (Недоуменно).
Знайка. Какой ты глупый Незнайка! Там можно много узнать интересного и нового о самой важной ценности человечества – о правах!
Незнайка. О чем, о чем? О каких таких правах?
Знайка. В этом детском саду, незнайка есть «Школа правовых знаний» где ребята изучают свои права.
Незнайка. И что здесь такого? Ну, права, ну законы! Я сам себе законы пишу и все знаю!
Знайка. Ничего то ты не знаешь.
Воспитатель. Знайка и Незнайка, а давайте проверим, много ли знают наши ребята? Я предлагаю провести КВН. И вы тоже присоединяйтесь к нам. У нас 2 команды. Команда «Почемучек» и команда «Мудрецов».
Задание 1 «Визитка команды»
Итак, встречайте команды:
«Почемучки». Мы пытливые умы, мы с вопросами на «ты»
«Почему?» вопрос любимый, помогает нам расти.
«Мудрецы». Мы почти что Мудрецы, много нам читают,
Умники и умницы, много знать желаем.
Воспитатель: Молодцы, вот мы и познакомились с командами.
Задание 2 «Литературная викторина «Права литературных героев»
Воспитатель: Жители Законии, ребята, прислали вам видеописьмо, и просят помочь им узнать, в каких сказках и у кого из героев нарушаются права? Смотрим на экран.
(Просмотр фрагмента презентации «Права литературных героев»).
1. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (слайд 2)
- В гости к бабушке пошла, пироги ей понесла. Серый волк за ней следил, обманул и проглотил («Красная шапочка» - слайд 3)
- Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом. Он и скушал их потом. Кто же были эти маленькие дети? («Волк и семеро козлят» - слайд 4).
- Сидит в корзине девочка у мишки за спиной. Не хочет миша девочку отпускать домой и, сам того не ведая, несёт её домой. («Маша и медведь» - слайд 5).
2. В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? (Слайд 6)
- Появилась девочка в чашечке цветка. И бала та девочка не больше ноготка. И бежала девочка с ласточкой на Юг, спасаясь от преследований мыши и крота. («Дюймовочка» - слайд 7.)
3. В какой сказке эксплуатируют героиню? Нарушают право на праздник, развлечение? (слайд 8)
- Дразнят Золушкой меня, оттого что у огня, силы не жалея, в кухне я тружусь, тружусь, с печкой я вожусь, вожусь. («Золушка» - слайд 9).
4. В какой сказке обижают, неволят, применяют физическое наказание? (слайд 10)
- Какой ужасный Карабас! Он обижает нас, он обижает нас! («Золотой ключик или приключения Буратино» - слайд 11)
Незнайка: Эх, это я и сам знал.
Знайка: Как интересно, сколько сказок знают дети. И сколько в них прав!
Ведущий: Ну что, играем дальше?
Знайка: Продолжаем, продолжаем!
Задание 3 ««Узнай символ».
(Из каждой команды по очереди один ребенок подходит к столу берет карточку – символ и называет право, изображенное на ней)
Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием команды справились!
(Входит Чебурашка. У него грустное лицо. Садиться на стульчик.)
Воспитатель. Интересно кто это к нам пришел? Ты кто? Как тебя зовут?
Чебурашка. Я игрушка. А как меня зовут я не знаю. Имя мне никто не давал.
Воспитатель. Ребята, а разве может быть так, что у ребенка нет имени? У каждого ребенка есть право на имя. Имя ему дают родители при рождении.
Чебурашка. Родители? А у меня их нет…
Воспитатель. Не расстраивайся. Мы с ребятами придумаем тебе имя. Как же нам его назвать?
Дети. Чебурашка.
Воспитатель. Теперь тебя зовут Чебурашка. Нравиться тебе твое имя?
Чебурашка. Очень нравиться. Спасибо вам ребята!
Воспитатель. Знаешь, Чебурашка при рождении все дети нашей страны получают документ. Он называется «Свидетельство о рождении» (показывает документ). В этом документе закреплено право ребенка на имя. Чебурашка, мы хотим сделать тебе подарок. Ребята, нарисуют красивые свидетельства о рождении, а ты выберешь, то которое тебе больше всего понравиться. И я впишу в него твое имя.
Задание 4. ««Нарисуй узор, какой ты хочешь».
(Дети при помощи штампиков, палочек раскрашивают рамку «Свидетельство о рождении». Чебурашка выбирает себе то свидетельство, которое ему больше всего понравилось. Воспитатель вписывает в него имя и показывает свидетельство детям и Чебурашке)
Воспитатель. Дорогой наш Чебурашка, мы дарим тебе это свидетельство. Теперь у тебя есть твой личный сказочный документ.
Чебурашка. Спасибо ребята, я очень рад. И для вас у меня есть подарок. Вот он – волшебный сундучок (отдает сундук воспитателю). А, пойду, покажу это свидетельство своим друзьям. До свидания ребята.
Воспитатель. У меня в руках «волшебный» сундучок. Его подарил наш друг Чебурашка. Давайте посмотрим, что же в нем находиться.
Конкурс 5. Игра «Волшебный сундучок».
(Из сундучка по очереди воспитатель достает предметы, символизирующие знакомые детям права человека. Каждое право кратко обсуждается).
1. Сердечко
Воспитатель. Какое право может обозначать сердечко?
Дети. Право на любовь и заботу.
Воспитатель. Что означает забота? Кто заботиться о вас? О ком вы заботитесь?
2. Свидетельство о рождении.
Воспитатель. Что это за документ? О каком праве он вам напоминает?
Дети. Право на имя.
Воспитатель. Что означает иметь право на имя? Как вы должны обращаться друг к другу? Как следует обращаться к взрослым людям?
3. Домик.
Воспитатель. Как вы думаете, почему в сундучке лежит доми? О каком праве он напоминает?
Дети. О праве на имущество.
Воспитатель. Как вы считаете, можно ли взять чужую вещь? Как люди должны относиться к своему дому?
4. Конверт.
Воспитатель. О чем вам напомнил этот конверт?
Дети. Никто не имеет права читать чужие письма и подглядывать.
Воспитатель. Как вы думаете, почему нельзя читать чужие письма?
5. Букварь
Воспитатель. Узнаете эту книгу? О каком праве детей она напоминает?
Дети. О праве на образование.
Воспитатель. Почему это право необходимо?
6. Игрушечные утка и утенок.
Воспитатель. Как вы думаете, почему чебурашка положил в сундучок эти игрушки? О чем они напоминают нам?
Дети. О праве ребенка быть вместе с мамой.
Незнайка: Да, это все легко. Как раз плюнуть. Вот я сейчас такое задание вам придумаю, что ни одна команда не выполнит его.
Знайка: А мне вот интересно, что это Незнайка еще может такого интересного придумать!
Незнайка: Загадки – сказки. Вот! Буду всем загадки загадывать. А вам нужно, отгадать сказку и назвать, кем и какое право нарушено в сказке.
1. Румяный круглый паренёк,
Сбежал из дому на денёк.
С весёлой песенкой бродил
И все напасти обходил
До той поры, пока в лесу
Не встретил хитрую лису. (колобок)
2. Нашла однажды мышка
Совсем пустой домишко.
Стала жить да поживать,
Да жильцов к себе пускать. (теремок)
3. Волк зубастый нам не страшен,
Крепки стены в доме нашем.
В этом доме старший брат
Приютить был младших рад. (три поросенка)
4. Кто мохнатый, косолапый
По лесной тропе идёт?
Что мохнатый, косолапый
В большом коробе несёт? (Маша и медведь)
5. Уговаривала братца
Старшая сестрица:
«Ты из лужицы не пей
Мутную водицу».
Не послушался мальчонка –
Превратился он в козлёнка. (сест. Аленушка и братец Иванушка).
6. Два горба, как у верблюда,
Уши – словно у осла.
Вот такое, братцы, чудо
Кобылица принесла. (конек – горбунок).
Знайка: Незнайка, ты забыл что ли! Дети все сказки знают, соответственно и всех героев.
Незнайка: Точно, я и забыл…
Знайка: Ну ты наверно, хотел тем самым их проверить?
Незнайка: Проверить? А, да да, проверить. Подвести итог.
Воспитатель. Незнайка и Знайка, давайте предоставим нашим детям воспользоваться правом на личное мнение. Возьмем у них интервью. Незнайка будет корреспондентом и будет брать интервью, А Знайка будет репортером снимать на видеокамеру
-Вам понравилась наша игра?
- Что больше всего запомнилось?
- Вам нравиться наш детский сад?
Воспитатель: Спасибо за интервью. Приходите к нам еще. Будем рады видеть вас! До свидания!
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
информационно-практико ориентированный проект "Каждый ребенок имеет право"
«Права ребенка» заключается в необходимости разъяснения правового статуса личности ребенка, т. к. они обладая всеми основными правами и свободами человека, требуют по отношению к себе особой пра...
Консультация для родителей: "Ребенок имеет право..."
Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребенка, ребенок - это лицо, не достигшее восемнадцати лет. Государство взяло...
Статья из опыта работы по проекту "Семья.Родословная." "Семья. Родословная. Каждый ребенок имеет право..."
В статье подводится итог работы над проектом и результаты работы с родителями и детьми....
Конспект занятия по правам ребенка в подготовительной группе "Каждый ребенок имеет право..."
составила воспитатель Переверзова Елена АлександровнаЦель. Способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ правовых знаний.Задачи:Образовательные: закрепить з...
ПРОЕКТ Тема: «Ребенок имеет право на семью, любовь и понимание»
Многие социальные проблемы нашего общества родом из детства, именно поэтому в нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется вопросу "Правоа ребёнка на любовь, семью и понимание"...
Краткосрочный проект "Ребёнок имеет право ..." по правовому воспитанию и профилактике защиты прав детства дошкольников
План краткосрочного проета по правлвому воспитанию и профилактике защиты прав детства дошкольников...
Проект " Ребенок имеет права"
Материал на тему " Права ребенка"...