Статья из опыта работы по проекту "Семья.Родословная." "Семья. Родословная. Каждый ребенок имеет право..."
статья (средняя группа) на тему
В статье подводится итог работы над проектом и результаты работы с родителями и детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.23 КБ |
Предварительный просмотр:
«Семья. Родословная. Каждый ребенок имеет право…»
В дошкольном детстве закладываются основы формирования чувства ответственности перед памятью своих предков, имеющих существенное педагогическое значение и несущего в себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего развития ребёнка.
За время реализации проекта « Моя семья . Родословная.» Мы планируем повысить уровень знаний детей о семье. Дети узнают больше о своей семье, о родственных отношениях, о том, что такое семья, что у семьи есть истории и традиции, будут иметь представление о родословной, как истории семьи.
Совместная деятельность детей и родителей: Поиск необходимой информации для составления родословных своих семей. Беседы детей с родителями об истории своей семьи. Составление детьми совместно с родителями генеалогического древа показало сплочение и творческий подход в выполнении домашнего задания.
Мы считаем, что наш проект – это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений. Каждому человеку интересно узнать ,откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая «малая Родина». Откуда я родом? Интерес к своему прошлому, к своим корням, знанию того, откуда ты родом, это в крови у каждого нормального человека. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его, как гражданина. Семья - источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.
Мы выбрали эту тему, так как актуальность её очевидна. Незнание своей родословной – это неуважение к своим корням. Еще А.С. Пушкин писал: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности ». Изучение фамилий и имен ценно для науки. Оно позволяет полнее представить исторические события последних столетий, равно как и историю науки, литературы, искусства. Исследуя именования и их судьбу в разные века, можно установить связи русского населения с другими народами, выяснить, как шло заселение тех или иных районов нашей страны, носители каких говоров русского языка: северных, южных или центральных – среднерусских - приходили на земли Урала, Сибири. С помощью слов, легших в основу многих современных фамилий, можно изучать особенности быта русских людей, живших в отдаленные эпохи, можно установить, чем питались, во что одевались, чем занимались крестьяне и ремесленники.
Фамилии – своего рода живая история. В прошлом генеалогии (родословные) были достоянием только привилегированной горстки аристократов. А всей массе простого народа «предков не полагалось». Но как раз именно миллионы людей вправе гордиться своими предками, трудом которых создано богатство Родины.
Ребёнок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь целиком и полностью находится в руках взрослых.
Наше будущее и будущее России зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстроменяющемся мире. С наступлением ХХI века во всём мире эта проблема стоит особенно остро и объединяется рядом причин: социально-экономическая ситуация современного мира отражается, прежде всего на детях. Дети - самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, взрослые стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребёнка, сохранив тем самым генофонд нации?
С раннего детства в малышах нужно воспитывать чувство уверенности в себе и социальной терпимости. Самоуважение и уважение к другим. Всё это является основой правового воспитания дошкольников. На доступном уровне дети приобретают навыки того, как выражать себя, общаться между собой и заботиться об окружающих. Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных ситуаций.
Дети – будущее каждого народа, каждого государства. От того, как государство заботится о своем подрастающем поколении, зависит завтрашний день общества.
В рамках нашего проекта и с поставленной годовой задачей «Правовое воспитание дошкольника « мы добавили в наш проект несколько задач:
- Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
- Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности.
- Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности.
При отборе материала по правовому воспитанию нами учитывались возрастные особенности дошкольников, в частности, их особую восприимчивость, желание и умение играть, что способствует эффективному познанию окружающего мира. Учитывать то, что ребенок руководствуется в отношении к действительности эмоциями и бессознательными стремлениями. Глубина и устойчивость впечатлений обеспечивается яркостью и чистотой эмоциональных реакций, получаемых ребенком. Переработав и адаптировав материал на детей среднего дошкольного возраста в своей группе. Разрабатывая концептуальную модель педагогического процесса в нашей группе, мы исходил из следующих принципов, которые считаем важными:
1. Правовое воспитание должно осуществляться в разнообразных видах детской деятельности: познавательной, игровой, художественно-творческой, трудовой, музыкальной;
2. Правовое сознание и поведение детей нельзя формировать обособленно, отдельно от других форм сознания, он требует сочетания различных знаний об обществе, включая правовые, и использования доступных форм их донесения до ребенка. Кроме того, он предполагает комбинацию нескольких видов детской деятельности, например, речевой и изобразительной деятельности, художественной и конструктивной в рамках одного образовательного мероприятия;
3. Принцип взаимодействия воспитателя с родителями своих воспитанников предполагает их активное участие в педагогическом процессе образовательного учреждения, просвещение их в области прав человека.
Знакомство детей с их правами мы осуществляли в трех направлениях: "Я и моя семья", «Я и мои права», "Я и права других людей". Это способствует пониманию таких простых и одновременно сложных истин, как: "Мои права – это мои возможности, мои свободы", "Мои права заканчиваются там, где начинаются права другого человека».
Непосредственно организованная нами деятельность на тему "Я и моя семья" включал цикл мероприятий: «Мое право на имя», «Мое право на имя, отчество и фамилию», «Я имею право жить и воспитываться в семье», «Моя семья», направленные на элементарное ознакомление с правом ребенка, как общечеловеческой ценностью, условием жизнедеятельности и регулятором общественных отношений. Цикл включал непосредственно организованную деятельность, беседы-размышления, игры-путешествия, проблемно-поисковую деятельность, индивидуальные образовательные мероприятия с детьми. Воспитательно-образовательный процесс проходил в форме игровых и познавательных ситуаций, способствующих осмыслению детьми прав ребенка, развитию у них чувства собственного достоинства, терпимости и уважения ко всем людям. Учитывая возрастные особенности детей, мы проводили ознакомление с правами ребенка на примере хорошо знакомых литературных произведений, подобрали знакомые детям сказки, в которых сюжет отражает определенные социальные явления. Этим требованиям отвечают многие произведения, например, «Три поросенка» - право на жильё, «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят» - право на жизнь, «Буратино» - право на образование, «Заюшькина избушка» - право на неприкосновенность жилища, «Золушка» - право на отдых, «Доктор Айболит» - право на медицинскую помощь и т.д.
Проводили сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Путешествие», т.п., дидактические игры: "Я имею право», Чьи права нарушены?", "Назови права героев", "Выбери право".
Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков: «Обратись по имени», «Назови имя девочки (мальчика)», «Мои друзья, мои родственники», «Поможем Золушке» и т.п.
При организации самостоятельной деятельности детей подготовили задания для самостоятельных наблюдений: где детям предлагалось понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот прием способствовал развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.
Продуктивными видами деятельности стали работы «Что в имени моем?», «Моя семья», «Наши правила», «Наши права и обязанности»; «Ребенок имеет право», «История имени»; символ «Имя», изготовление плакатов, эмблем ,картотека игр по правовому воспитанию .Изготовление коллективной газеты «Права детей нашей группы «Солнышко» обращение к родителям «.
В организацию воспитательно-образовательного процесса по данной теме были вовлечены не только дети, но и их родители.
Современные психолого-педагогические исследования показывают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность, вызывают отчаяние слабое развитие, пассивность, плохие успехи на занятиях в детском саду, но родители не знают, как вести себя в трудных ситуациях.
Установлено, что родители при воспитании своих детей используют телесные наказания, угрожают, запугивают и проявляют чрезмерную строгость. При этом большинство родителей не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причину, считая их беспредметными и немотивированными.
Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняется психика: они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают, ведут себя.
Правовая и педагогическая культура большинства родителей находится на низком уровне. Даже в обычной, нормальной российской семье, в которой социальная ситуация жизни не является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства – вполне распространенное явление.
С целью изучения проблемы формирования представлений о правах человека у детей дошкольного возраста мы разработали анкету для родителей, позволяющую определить необходимость изучения прав ребенка и проблемы в формировании правового воспитания детей в дошкольном возрасте.
Анализ анкет родителей показал, что из всего количества опрошенных?:
- знакомы с правами человека и документами, в которых прописаны эти права 35%;
- согласны со всеми перечисленными правами – 20%;
- 45% отмечают, что детям необходимо знать свои права;
- 20% считают это необязательным;
- 15% воздержались;
- в 65% случаев родители согласны оказывать помощь в процессе изучения прав ребенка при соответствующей помощи со стороны воспитателей.
Для того, чтобы работа с семьей оказалась эффективной, мы разработали план мероприятий по организационно - просветительской работе с родителями. Для родителей создали папки – передвижки с нормативно – правовыми документами, создали газету « Права наших детей «, изготовили буклеты и памятки, консультации на темы:
- Конвенция о правах ребёнка
- «Семь правил для взрослых» (наказывая детей, подумай «Зачем?»)
- «Джентльмен» или последний бойскаут (Правила для мальчиков)»
- «Василиса Премудрая» или «Золушка» (как воспитать девочку, чтобы стала прекрасной женщиной)
- «Как развивать у ребёнка чувство ответственности»
- «Игрушки для мальчиков» (какими должны быть игрушки)
- «Пять рецептов избавления от родительского гнева»
- «Четыре заповеди мудрого родителя».
- «Почитайте детям о правах» (подбор литературы, дети без прав - Россия без будущего)
Нами в группе запланировано родительское собрание на тему: «Права ребенка».
Все родители приняли активное участие в выполнении домашних заданий, они вместе с детьми оформляли альбомы: «Как мы отдыхаем», «Ребенок имеет право», «История имени». Также родители приняли активное участие в подборе материала по правам, совместно с детьми подбирали иллюстрации к статьям Конвенции по правам ребенка.
Подготовка проекта «Генеалогическое древо», по словам родителей, подарило много радости и удовольствия от общения со своими детьми и другими членами семьи. «Верим, что именно наш ребенок станет веточкой, которая будет развиваться, укрепляться, неся мир, добро и процветание нашему семейному древу. Ведь народная мудрость гласит: «Без прошлого нет будущего».
В результате проводимой работы видны позитивные изменения в поведении, как взрослых, так и детей, в том числе осознание своих прав, развитие самооценки; дети приобрели устойчивые представления о своих правах (на любовь, заботу и внимание со стороны взрослых, на приемлемый уровень жизни, на отдых, на защиту от всех форм насилия и пр.). Дети научились относить свои поступки и поступки других людей к хорошим или плохим, усвоили оценки поступков , которые дают взрослые и сами начали правильно оценивать их и правильно поступать; дети переживают случаи нарушения прав героев сказок или реальных детей (например, в случаях, когда дети остаются без родителей или подвергаются жестокому обращению), помнят о них, стремятся сами быть лучше. Дети говорят теперь: "Я имею право на семью", "Я имею право на отдых" и т.д. Чувство достоинства и уважения друг к другу стало доминирующим в общении детей.
Особенно хотелось отметить, что совместная работа с семьями воспитанников по проблеме правового воспитания дошкольников, помогла взрослым и детям стать ближе, научила прислушиваться друг к другу и понимать друг друга.
В заключение хотелось бы отметить, что данная работа является недостаточной по объему времени, отводимого на знакомство детей со своими правами, определении форм и методов работы, включению всех субъектов образовательного процесса в изучение прав ребенка и не позволяет решить всех задач по правовому воспитанию дошкольников. Тем не менее практические наблюдения доказывают эффективность проведенной работы и необходимость ее проведения, т.к. знание ребенком своих прав позволяет нам с детских лет формировать правовую грамотную личность и наметить дальнейшие пути эффективного изучения прав ребенка с использованием разработанных и представленных в работе материалов.
За время реализации проекта повысился уровень знаний детей о семье. Дети узнают больше о своей семье, о родственных отношениях, о том, что такое семья, что у семьи есть истории и традиции, будут иметь представление о родословной как истории семьи.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/03/25/img_2018-03-04_19-17-17.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/20/picture-346813-1384960905.jpg)
информационно-практико ориентированный проект "Каждый ребенок имеет право"
«Права ребенка» заключается в необходимости разъяснения правового статуса личности ребенка, т. к. они обладая всеми основными правами и свободами человека, требуют по отношению к себе особой пра...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/12/picture-162176-1355305926.jpg)
Конспект занятия по правовому воспитанию «Каждый ребенок имеет право на медицинскую помощь и лечение»
Формировать у детей представление об условиях, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка, личное положительное отношение каждого ребенка к здоровью, способность к выработке потре...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/05/picture-805884-1473085054.jpg)
Каждый ребенок имеет право на семью
Коспект образовательной деятельности по правовому воспитанию (Образовательная область "Познавательное развитие")...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/13/picture-830639-1476374422.jpg)
"Каждый ребенок имеет право..."
«Каждый ребенок имеет право…»Цель: способствовать формированию у подростков основ правовой культуры, общечеловеческих ценностей. Ход беседы I Организационный моментДобрый день! Я о...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/29/picture-1028987-1661772298.jpg)
конспект непосредственно образовательной деятельности: "Каждый ребенок имеет право на имя" в средней группе.
Главной целью этого занятия является, дать детям представление о важности права на имя, учить умению называть полностью по имени родителей....
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/15/picture-1068124-1539624311.jpg)
Конспект занятия по правам ребенка в подготовительной группе "Каждый ребенок имеет право..."
составила воспитатель Переверзова Елена АлександровнаЦель. Способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ правовых знаний.Задачи:Образовательные: закрепить з...