Проект " Ребенок имеет права"
план-конспект занятия по обж (подготовительная группа)

Материал на тему " Права ребенка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rebyonok_imeet_prava.docx29.2 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Ребёнок имеет права»

Образовательные области: "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Физическое развитие" (в соответствии с ФГОС ДО).

Вид проекта: информационно-образовательный, групповой.

Продолжительность проекта: долгосрочный (01.09.2022 - 31.05.2023г.)

Участники проекта: дети старшей группы и их родители, воспитатели, специалисты.

Актуальность темы:

Ребёнок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь целиком находится в руках взрослых. Еще Антуан де Сент-Экзюпери писал: "Мы в ответе за тех, кого приручили..."

В 1989 году Генеральной Ассамблеей ООн была принята Конвенция о правах ребёнка, состоящая из 54 статей и закрепляющая права ребёнка. В 1990 году наша страна ратифицировала этот важнейший международный документ.

С наступлением XXI века проблема защиты детей обострилась и в мире, и в России:

Институт семьи и права в Российской Федерации становится всё менее популярен, растет число неполных семей и число семей, проживающих за чертой бедности.

Снижается воспитательный потенциал семьи - появились "социальные сироты" - сироты при живых родителях.

Родители нередко используют методы физического и психологического давления на ребёнка, что наносит ущерб физическому, умственному, моральному и социальному развитию детей. при этом образование родителей значения не имеет.

Участились природные и экономические бедствия, вооруженные конфликты.

Похищение и эксплуатация детей, торговля детьми в любых целях и в любой форме принимают угрожающий характер для прогрессивного развития всего общества.

Ситуация в современном обществе отражается в первую очередь на детях. Дети - самое дорогое, что есть в любом обществе, независимо от политического строя и вероисповедания. Дошкольное детство - это уникальный период в жизни человека. Это время формирования здоровья, развития личности, время, когда ребёнок полностью зависит от окружающих его взрослых - родителей и воспитателей. 

Наше будущее зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстроменяющемся мире. Именно поэтому в дошкольном возрасте необходимо воспитывать у детей чувство уверенности в себе и социальной терпимости, самоуважение и уважение к другим, приучать детей соблюдать правила, помогающие жить дружно. Всё это - основа правового воспитания дошкольников. Знание прав - щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны взрослых.

Исходя из вышеперечисленного возникла необходимость в разработке информационно-образовательного проекта "Права ребёнка" с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.

Цель проекта: формирование правосознания детей.

Задачи проекта: 

  • ознакомить детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
  • формировать чувства собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, ответственности (за другого человека, начатое дело, данное слово).
  • воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека, формировать основы толерантности к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности.
  • разъяснить общепринятые нормы и правила поведения.

Ожидаемые результаты:

  • формирование у детей азов правовой культуры; навыков общения; чувств самоуважения и уважения к другим; развитие у детей способности рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
  • понимание детьми информации, которая могла бы уберечь их от насилия и несправедливости со стороны взрослых.
  • формирование организационно-правовой основы взаимодействия родителей, детей, воспитателей.
  • активизация интересов детей и родителей в области прав и обязанностей.
  • приобретение теоретического опыта в работе по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
  • наработка дидактического материала, конспектов организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребёнка.
  • повышение уровня правовой культуры родителей. 

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный.
  • изучение нормативно-правовых документов по соблюдению прав ребёнка в РФ.
  • создание подборки методической литературы и пособий по ознакомлению детей с правами (на имя, семью, жилище (дом), здравоохранение, образование и отдых).
  • проведение анкетирования среди родителей с целью выявления их отношения к нарушению прав ребёнка, их юридической грамотности и компетентности.
  • беседа с детьми по выявлению их представлений о собственных правах.
  • разработка программы проекта "Права ребёнка" по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребёнка.

2. Практический.

  • ознакомление детей и родителей с правами ребёнка на имя, семью, жилище (дом), здравоохранение, образование и отдых, опираясь на Конвенцию по правам ребёнка и нормативно-правовые документы РФ по данной теме, через различные формы обучения и воспитания.
  • развитие у детей нравственных представлений (забота, доброта, внимание к окружающим, ответственность за другого человека, желание защитить слабого).
  • воспитание чувства самоуважения и уважения к другим.

3. Заключительный.

  • обобщение знаний детей и родителей об их гражданских правах и обязанностях.
  • анализ, оценка совместной работы.
  • выявление и оформление проблемы на следующий год.
  • презентация проекта "Права ребёнка".

Срок

 Сентябрь

€ € € €                  Формы и методы реализации

Из  Изучение Конвенции и нормативно-правовых документов по правам ребёнка в РФ.

           Создание подборки методической литературы и пособий.

     Ознакомление родителей с проектом.

€ € € €€Анкетирование родителей: «Знакомы ли Вы с документами о правах ребёнка?», «Знаете ли Вы права ребёнка?», «Я и мой ребёнок»

€ € € €Беседа с детьми «Как поступить правильно?»

€ € € €Создание ширмы – переноски для родителей «Ребёнок имеет права».

Цели

Октябрь

 

€ € € €Организованная образовательная деятельность «О правах – играя»

€ € € €Беседы: «Плохие и хорошие поступки», «Правила поведения в детсаду», «Правила поведения дома», «Правила поведения в общественных местах»

€ € € €Рассматривание ситуационных картинок на тему «Что такое хорошо и что такое плохо»

€ € € €Д/и «Разрешено – запрещено»

€ € €€ Игра-ситуация «Защитим слабого»

         Художественная литература: р.н.с. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», р.н.с. «Коза-дереза», венг.н.с. «Два жадных медвежонка», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», С. Михалков «Праздник непослушания», «Бараны», рассказ «Мои права», Я. Аким «Жадина»

          Лепка из глины: «Человечек – это я!»»

€€       Консультации для родителей: «Поговорим о Ваших правах», «Дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек»

Познакомить детей с понятиями «права» и «обязанности».

Ноябрь

 

€ € € €Организованная образовательная деятельность «Я и моё имя»

         Беседы: «Что в имени твоём?», «Что такое отчество», «Что такое фамилия? Откуда пришли фамилии?», «Путешествие в другие страны», «День Матери» (последнее воскресенье месяца), «Мы такие разные и такие одинаковые».

         Художественная литература: Е.Чарушин «Почему Тюпу назвали Тюпой», И. Семёнова «Я – человек, ты - человек», Э. Успенский «Ты и твоё имя», А.Барто «Я расту», сказка «Похищенное имя»

         Д/и «Ласковые имена», «Имя и отчество», «Создай фамилию», «Когда я стану взрослым», «Загадывание желаний», «Угадай по описанию»)

          Аппликация: «Это – я!». Рисование: «Мой автопортрет»

          Ручной труд: «Закладки с именем», ромашка «Моё имя»  

         Консультации для родителей «20 ноября – день прав ребёнка», «Авторитет родителей»

Закрепить знания о том, что у каждого человека есть имя;

дать понятия о том, что такое отчество и фамилия и познакомить с их происхождением;

воспитывать чувство патриотизма;

подвести к выводу: каждый человек имеет право на имя.

Декабрь

 

         Организованная образовательная деятельность «Моя семья»

         Беседы: «Какая у меня семья», «Как зовут твоих родителей?», «Где работают твои родители?», «Мужчины и женщины в семье», «Я – помощник», «О бабушках»

          Художественная литература: сказка «Добрый волшебник», Г.Х. Андерсон «Гадкий утёнок», рассказ «Сёстры», В.Донникова «Канавка», С. Михалков «Три поросёнка», «А что у вас?», А. Толстой «Косточка».

         Составление рассказов на тему «Моя семья» - о членах семьи»

         С/р «Моя семья», «Мамины помощники», «В магазин за подарками» (ситуация), «Парикмахерская»

         Д/и «Кто что делает», «Кому что нужно», «Все профессии нужны…», «Кто где работает», «Обязанности в нашей семье»

          Рисование карандашами: «Моя семья»

         Совместное сочинение «Домашние обязанности Вашего ребёнка» (домашнее задание родителям)

         Подбор картотеки пословиц и поговорок о семье (домашнее задание)

         Создание фотогалереи «Моя семья».

          Анкетирование родителей «Определение детско-родительских отношений», «Роль отца в семье»

         Консультации: «Поощрять или наказывать», «Какой хороший папа!»

 

Закрепить и расширить представление о семье;

дать представление о защите прав ребёнка членами его семьи;

воспитывать ласковое, чуткое отношение

к близким людям, потребность радовать их своими добрыми делами.

Январь

         Организованная образовательная деятельность «Мой дом»

         Беседы: «Путешествие по планете Земля», «Моя страна – мой дом», «Москва – столица России», «Как построить дом?», «Гражданственность»

         Художественная литература: С. Баруздин «Кто построил этот дом», А.Барто «Про новый дом», Г. Ходаков «Моя Москва», «Страна, где мы живём», Е.Чарушин «Кто как живёт», К. Чуковский «Федорино горе», С. Михалков «Три поросёнка»

         Составление рассказов на тему: «Мой дом»

         Рассматривание иллюстраций на тему: природа России; Москва; Подольск; дома

         С/р «Путешествие по странам», «Строим дом»; ситуации «Бабушке стало плохо», «Чужой за дверью»

         Д/и «Кто где живёт?», «Назови жителя города», «Назови материал», «Обставим квартиру», «Где чей дом?»

         Инсценировка сказки «Заюшкина избушка»

         Рисование: «Дом, в котором я живу», аппликация: «Дома с резными ставнями»

         Конструирование: «Такие разные дома»

         Слушание: Г. Струве «Моя Россия», О. Газманов «Москва, звонят колокола», А. Петров «Я шагаю по Москве»

         Экскурсии: «Улицы родного города», «Мой любимый детский сад» (по детсаду)

 

Рассказать о том, что человек должен сохранять наш общий дом – Землю и своё жилище. Учить беречь всё, что создано природой и человеком. Уважать и ценить труд других людей. Воспитывать любовь к Родине, родному краю, родительскому дому.

Февраль

         Организованная образовательная деятельность «День здоровья»

         Беседы цикла «Здоровый образ жизни», «Добрые и верные помощники здоровья», «Кто и как заботится о твоём здоровье», «Разговор о правильном питании», «Здоровье и болезни», «Скорая помощь»

         Художественная литература: К. Чуковский «Айболит», «Мойдодыр»; А.Барто «Девочка чумазая», Я.Дагутите «Руки человека», Д.Хармс «Иван Иванович Самовар»; «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», В. Осеева «Плохо», С.Капутикян «Мы сварили плов», Т. Кожабердиев «Всё равно», О. Нэш «Микроб»

         Экскурсии: в медицинский кабинет ДОУ; на кухню ДОУ

         Опытно-исследовательская деятельность: «Проверка зрения», «Как бьётся твоё сердце», «Посчитаем пульс», «Открой ротик»

         Д/и «Узнай по запаху», «Определи по звуку», «Узнай, кто позвал», «К какому врачу надо обратиться?»

         С/р «Скорая помощь», «Я - врач», «Семья»; игры-ситуации «Кабинет врача», «Случайно поранился»;

         Этюды-пантомимы «Что мы делаем – покажем» (моем руки, делаем зарядку…)

         Спортивный досуг «День здоровья»

         Аппликация: «Машина «Скорая помощь»

         Рисование: «Я у врача»

         Ручной труд: «Медицинская карта» для сюжетно-ролевых игр.

         Оформление папки «Основы правильного питания: теория и практика» (с любимыми рецептами семьи)

Формировать у детей представления об условиях, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, личное положительное отношение каждого ребёнка к здоровью.

 

Март

 

         Организованная образовательная деятельность «Откуда пришла книга»

          Беседы: «Как важно быть грамотным», «Откуда люди получают знания», «Роль информации в современном мире», «Река времени», «Откуда пришла книга», «Как надо относиться к книге»

         Экскурсии: в детскую библиотеку, в школу

         Составление рассказов из опыта: «Как мы ходили в школу», «Что такое библиотека?»

         С/р «Библиотека», «Школа»

         Д/и «Что изменилось», «Сосчитай-ка!», «Чего не стало?», «Найди два одинаковых предмета», «Рифмы»

         Игры-ситуации: «Порвал книгу», «Мешал слушать сказку»

         Ручной труд «Реставрация книг»

         Аппликация: «Школа» (из геометрических фигур)

         Опытно-экспериментальная работа: «Узнай сам и расскажи другому»

 

Формирование у детей представления о значимости образования в жизни каждого человека; расширить представления о возможности получения информации из

разных источников, развитие любознательности.

Подвести детей к пониманию того, что они имеют право на образование.

Апрель

 

         Организованная образовательная деятельность: «Я на солнышке лежу»

         Беседы: «Как и зачем люди отдыхают», «Какие бывают праздники?», «Что такое музей?», «Театр», «Как человек отдыхает»

         Составление рассказов: «Мне хорошо, если у меня есть…», «Семейный отдых летом», «Как я провожу свободное время», «Я придумал праздник, которого нет»

         Художественная литература: Е.Благинина «Мама спит, она устала», Э. Успенский «Я устала», Н. Носов «Рассказы», В. Драгунский «Денискины рассказы»

         С/р «Морское путешествие», «Едет, едет паровоз»

         Конструирование из бумаги: «Игрушки – малышам»

         Просмотр сказки «Золушка»

         Консультации для родителей: «Образование и развитие детей», «Игра в жизни ребёнка»

Дать детям представление о том, что отдых необходим для сохранения здоровья; ввести понятия «пассивный отдых» и «активный отдых».

Май

         Итоговое мероприятие: презентация проекта «Права ребёнка»

         Праздничное мероприятие « 1 июня – День защиты детей»

         Составление генеалогического древа «Без прошлого нет будущего» (без фото)

          Мониторинг родителей

         Конкурс рисунка на асфальте «Мир глазами детей»

         Подготовка и проведение праздника «День защиты детей»

Обобщить знания детей и родителей об их гражданских правах и обязанностях.

Анализ, оценка совместной работы.

Выявить и оформить проблемы на следующий год.

Результаты работы по проекту "Права ребёнка":

  • у детей стали формироваться азы правовой культуры; навыки общения с детьми; чувство уважения к другим людям; развиваться способность рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
  • наработался дидактический материал, конспекты организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с конвенцией о правах ребёнка.
  • родители стали более внимательно относиться к своим детям,повысился уровень правовой культуры.
  • началось формирование организационно-правовой основы взаимодействия родителей, детей, воспитателей.
  • выявилась и оформилась проблема на предстоящий учебный год: разработка продолжения проекта "Права ребёнка" для детей подготовительного к школе возраста.

Используемая литература

1. Алёшина Н.В. "Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительные группы".

2. Голицына Н.С., Огнева Л.Д. "Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребёнка".

3. Голицына Н.С. "Ознакомление дошкольников с социальной действительностью".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

информационно-практико ориентированный проект "Каждый ребенок имеет право"

«Права ребенка» заключается в необходимости разъяснения правового статуса личности ребенка, т. к. они обладая всеми основными правами и свободами человека, требуют по отношению к себе особой пра...

Консультация для родителей: "Ребенок имеет право..."

Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребенка, ребенок - это лицо, не достигшее восемнадцати лет. Государство взяло...

Статья из опыта работы по проекту "Семья.Родословная." "Семья. Родословная. Каждый ребенок имеет право..."

В статье подводится итог работы над проектом и результаты работы с родителями и детьми....

Конспект занятия по правам ребенка в подготовительной группе "Каждый ребенок имеет право..."

составила воспитатель Переверзова Елена АлександровнаЦель. Способствовать социальной адаптации ребенка через  формирование основ правовых знаний.Задачи:Образовательные: закрепить з...

ПРОЕКТ Тема: «Ребенок имеет право на семью, любовь и понимание»

Многие социальные проблемы нашего общества родом из детства, именно поэтому в нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется вопросу "Правоа ребёнка на любовь, семью и понимание"...

Краткосрочный проект "Ребёнок имеет право ..." по правовому воспитанию и профилактике защиты прав детства дошкольников

План краткосрочного проета по правлвому воспитанию и профилактике защиты прав детства дошкольников...