Проект " Ребенок имеет права"
план-конспект занятия по обж (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Проект «Ребёнок имеет права»
Образовательные области: "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Физическое развитие" (в соответствии с ФГОС ДО).
Вид проекта: информационно-образовательный, групповой.
Продолжительность проекта: долгосрочный (01.09.2022 - 31.05.2023г.)
Участники проекта: дети старшей группы и их родители, воспитатели, специалисты.
Актуальность темы:
Ребёнок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь целиком находится в руках взрослых. Еще Антуан де Сент-Экзюпери писал: "Мы в ответе за тех, кого приручили..."
В 1989 году Генеральной Ассамблеей ООн была принята Конвенция о правах ребёнка, состоящая из 54 статей и закрепляющая права ребёнка. В 1990 году наша страна ратифицировала этот важнейший международный документ.
С наступлением XXI века проблема защиты детей обострилась и в мире, и в России:
Институт семьи и права в Российской Федерации становится всё менее популярен, растет число неполных семей и число семей, проживающих за чертой бедности.
Снижается воспитательный потенциал семьи - появились "социальные сироты" - сироты при живых родителях.
Родители нередко используют методы физического и психологического давления на ребёнка, что наносит ущерб физическому, умственному, моральному и социальному развитию детей. при этом образование родителей значения не имеет.
Участились природные и экономические бедствия, вооруженные конфликты.
Похищение и эксплуатация детей, торговля детьми в любых целях и в любой форме принимают угрожающий характер для прогрессивного развития всего общества.
Ситуация в современном обществе отражается в первую очередь на детях. Дети - самое дорогое, что есть в любом обществе, независимо от политического строя и вероисповедания. Дошкольное детство - это уникальный период в жизни человека. Это время формирования здоровья, развития личности, время, когда ребёнок полностью зависит от окружающих его взрослых - родителей и воспитателей.
Наше будущее зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстроменяющемся мире. Именно поэтому в дошкольном возрасте необходимо воспитывать у детей чувство уверенности в себе и социальной терпимости, самоуважение и уважение к другим, приучать детей соблюдать правила, помогающие жить дружно. Всё это - основа правового воспитания дошкольников. Знание прав - щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны взрослых.
Исходя из вышеперечисленного возникла необходимость в разработке информационно-образовательного проекта "Права ребёнка" с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
Цель проекта: формирование правосознания детей.
Задачи проекта:
- ознакомить детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
- формировать чувства собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, ответственности (за другого человека, начатое дело, данное слово).
- воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека, формировать основы толерантности к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности.
- разъяснить общепринятые нормы и правила поведения.
Ожидаемые результаты:
- формирование у детей азов правовой культуры; навыков общения; чувств самоуважения и уважения к другим; развитие у детей способности рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
- понимание детьми информации, которая могла бы уберечь их от насилия и несправедливости со стороны взрослых.
- формирование организационно-правовой основы взаимодействия родителей, детей, воспитателей.
- активизация интересов детей и родителей в области прав и обязанностей.
- приобретение теоретического опыта в работе по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
- наработка дидактического материала, конспектов организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребёнка.
- повышение уровня правовой культуры родителей.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный.
- изучение нормативно-правовых документов по соблюдению прав ребёнка в РФ.
- создание подборки методической литературы и пособий по ознакомлению детей с правами (на имя, семью, жилище (дом), здравоохранение, образование и отдых).
- проведение анкетирования среди родителей с целью выявления их отношения к нарушению прав ребёнка, их юридической грамотности и компетентности.
- беседа с детьми по выявлению их представлений о собственных правах.
- разработка программы проекта "Права ребёнка" по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребёнка.
2. Практический.
- ознакомление детей и родителей с правами ребёнка на имя, семью, жилище (дом), здравоохранение, образование и отдых, опираясь на Конвенцию по правам ребёнка и нормативно-правовые документы РФ по данной теме, через различные формы обучения и воспитания.
- развитие у детей нравственных представлений (забота, доброта, внимание к окружающим, ответственность за другого человека, желание защитить слабого).
- воспитание чувства самоуважения и уважения к другим.
3. Заключительный.
- обобщение знаний детей и родителей об их гражданских правах и обязанностях.
- анализ, оценка совместной работы.
- выявление и оформление проблемы на следующий год.
- презентация проекта "Права ребёнка".
Срок Сентябрь | € € € € Формы и методы реализации Из Изучение Конвенции и нормативно-правовых документов по правам ребёнка в РФ. Создание подборки методической литературы и пособий. Ознакомление родителей с проектом. € € € €€Анкетирование родителей: «Знакомы ли Вы с документами о правах ребёнка?», «Знаете ли Вы права ребёнка?», «Я и мой ребёнок» € € € €Беседа с детьми «Как поступить правильно?» € € € €Создание ширмы – переноски для родителей «Ребёнок имеет права». | Цели |
Октябрь
| € € € €Организованная образовательная деятельность «О правах – играя» € € € €Беседы: «Плохие и хорошие поступки», «Правила поведения в детсаду», «Правила поведения дома», «Правила поведения в общественных местах» € € € €Рассматривание ситуационных картинок на тему «Что такое хорошо и что такое плохо» € € € €Д/и «Разрешено – запрещено» € € €€ Игра-ситуация «Защитим слабого» € Художественная литература: р.н.с. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», р.н.с. «Коза-дереза», венг.н.с. «Два жадных медвежонка», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», С. Михалков «Праздник непослушания», «Бараны», рассказ «Мои права», Я. Аким «Жадина» Лепка из глины: «Человечек – это я!»» €€ Консультации для родителей: «Поговорим о Ваших правах», «Дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек» | Познакомить детей с понятиями «права» и «обязанности». |
Ноябрь
| € € € €Организованная образовательная деятельность «Я и моё имя» € Беседы: «Что в имени твоём?», «Что такое отчество», «Что такое фамилия? Откуда пришли фамилии?», «Путешествие в другие страны», «День Матери» (последнее воскресенье месяца), «Мы такие разные и такие одинаковые». € Художественная литература: Е.Чарушин «Почему Тюпу назвали Тюпой», И. Семёнова «Я – человек, ты - человек», Э. Успенский «Ты и твоё имя», А.Барто «Я расту», сказка «Похищенное имя» € Д/и «Ласковые имена», «Имя и отчество», «Создай фамилию», «Когда я стану взрослым», «Загадывание желаний», «Угадай по описанию») Аппликация: «Это – я!». Рисование: «Мой автопортрет» Ручной труд: «Закладки с именем», ромашка «Моё имя» € Консультации для родителей «20 ноября – день прав ребёнка», «Авторитет родителей» | Закрепить знания о том, что у каждого человека есть имя; дать понятия о том, что такое отчество и фамилия и познакомить с их происхождением; воспитывать чувство патриотизма; подвести к выводу: каждый человек имеет право на имя. |
Декабрь
| € Организованная образовательная деятельность «Моя семья» € Беседы: «Какая у меня семья», «Как зовут твоих родителей?», «Где работают твои родители?», «Мужчины и женщины в семье», «Я – помощник», «О бабушках» Художественная литература: сказка «Добрый волшебник», Г.Х. Андерсон «Гадкий утёнок», рассказ «Сёстры», В.Донникова «Канавка», С. Михалков «Три поросёнка», «А что у вас?», А. Толстой «Косточка». € Составление рассказов на тему «Моя семья» - о членах семьи» € С/р «Моя семья», «Мамины помощники», «В магазин за подарками» (ситуация), «Парикмахерская» € Д/и «Кто что делает», «Кому что нужно», «Все профессии нужны…», «Кто где работает», «Обязанности в нашей семье» Рисование карандашами: «Моя семья» € Совместное сочинение «Домашние обязанности Вашего ребёнка» (домашнее задание родителям) € Подбор картотеки пословиц и поговорок о семье (домашнее задание) € Создание фотогалереи «Моя семья». Анкетирование родителей «Определение детско-родительских отношений», «Роль отца в семье» € Консультации: «Поощрять или наказывать», «Какой хороший папа!»
| Закрепить и расширить представление о семье; дать представление о защите прав ребёнка членами его семьи; воспитывать ласковое, чуткое отношение к близким людям, потребность радовать их своими добрыми делами. |
Январь | € Организованная образовательная деятельность «Мой дом» € Беседы: «Путешествие по планете Земля», «Моя страна – мой дом», «Москва – столица России», «Как построить дом?», «Гражданственность» € Художественная литература: С. Баруздин «Кто построил этот дом», А.Барто «Про новый дом», Г. Ходаков «Моя Москва», «Страна, где мы живём», Е.Чарушин «Кто как живёт», К. Чуковский «Федорино горе», С. Михалков «Три поросёнка» € Составление рассказов на тему: «Мой дом» € Рассматривание иллюстраций на тему: природа России; Москва; Подольск; дома € С/р «Путешествие по странам», «Строим дом»; ситуации «Бабушке стало плохо», «Чужой за дверью» € Д/и «Кто где живёт?», «Назови жителя города», «Назови материал», «Обставим квартиру», «Где чей дом?» € Инсценировка сказки «Заюшкина избушка» € Рисование: «Дом, в котором я живу», аппликация: «Дома с резными ставнями» € Конструирование: «Такие разные дома» € Слушание: Г. Струве «Моя Россия», О. Газманов «Москва, звонят колокола», А. Петров «Я шагаю по Москве» € Экскурсии: «Улицы родного города», «Мой любимый детский сад» (по детсаду)
| Рассказать о том, что человек должен сохранять наш общий дом – Землю и своё жилище. Учить беречь всё, что создано природой и человеком. Уважать и ценить труд других людей. Воспитывать любовь к Родине, родному краю, родительскому дому. |
Февраль | € Организованная образовательная деятельность «День здоровья» € Беседы цикла «Здоровый образ жизни», «Добрые и верные помощники здоровья», «Кто и как заботится о твоём здоровье», «Разговор о правильном питании», «Здоровье и болезни», «Скорая помощь» Художественная литература: К. Чуковский «Айболит», «Мойдодыр»; А.Барто «Девочка чумазая», Я.Дагутите «Руки человека», Д.Хармс «Иван Иванович Самовар»; «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», В. Осеева «Плохо», С.Капутикян «Мы сварили плов», Т. Кожабердиев «Всё равно», О. Нэш «Микроб» € Экскурсии: в медицинский кабинет ДОУ; на кухню ДОУ € Опытно-исследовательская деятельность: «Проверка зрения», «Как бьётся твоё сердце», «Посчитаем пульс», «Открой ротик» € Д/и «Узнай по запаху», «Определи по звуку», «Узнай, кто позвал», «К какому врачу надо обратиться?» € С/р «Скорая помощь», «Я - врач», «Семья»; игры-ситуации «Кабинет врача», «Случайно поранился»; € Этюды-пантомимы «Что мы делаем – покажем» (моем руки, делаем зарядку…) € Спортивный досуг «День здоровья» € Аппликация: «Машина «Скорая помощь» € Рисование: «Я у врача» € Ручной труд: «Медицинская карта» для сюжетно-ролевых игр. € Оформление папки «Основы правильного питания: теория и практика» (с любимыми рецептами семьи) | Формировать у детей представления об условиях, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, личное положительное отношение каждого ребёнка к здоровью.
|
Март
| € Организованная образовательная деятельность «Откуда пришла книга» Беседы: «Как важно быть грамотным», «Откуда люди получают знания», «Роль информации в современном мире», «Река времени», «Откуда пришла книга», «Как надо относиться к книге» Экскурсии: в детскую библиотеку, в школу € Составление рассказов из опыта: «Как мы ходили в школу», «Что такое библиотека?» € С/р «Библиотека», «Школа» € Д/и «Что изменилось», «Сосчитай-ка!», «Чего не стало?», «Найди два одинаковых предмета», «Рифмы» € Игры-ситуации: «Порвал книгу», «Мешал слушать сказку» € Ручной труд «Реставрация книг» € Аппликация: «Школа» (из геометрических фигур) € Опытно-экспериментальная работа: «Узнай сам и расскажи другому»
| Формирование у детей представления о значимости образования в жизни каждого человека; расширить представления о возможности получения информации из разных источников, развитие любознательности. Подвести детей к пониманию того, что они имеют право на образование. |
Апрель
| € Организованная образовательная деятельность: «Я на солнышке лежу» € Беседы: «Как и зачем люди отдыхают», «Какие бывают праздники?», «Что такое музей?», «Театр», «Как человек отдыхает» € Составление рассказов: «Мне хорошо, если у меня есть…», «Семейный отдых летом», «Как я провожу свободное время», «Я придумал праздник, которого нет» Художественная литература: Е.Благинина «Мама спит, она устала», Э. Успенский «Я устала», Н. Носов «Рассказы», В. Драгунский «Денискины рассказы» € С/р «Морское путешествие», «Едет, едет паровоз» € Конструирование из бумаги: «Игрушки – малышам» € Просмотр сказки «Золушка» € Консультации для родителей: «Образование и развитие детей», «Игра в жизни ребёнка» | Дать детям представление о том, что отдых необходим для сохранения здоровья; ввести понятия «пассивный отдых» и «активный отдых». |
Май | € Итоговое мероприятие: презентация проекта «Права ребёнка» € Праздничное мероприятие « 1 июня – День защиты детей» € Составление генеалогического древа «Без прошлого нет будущего» (без фото) Мониторинг родителей € Конкурс рисунка на асфальте «Мир глазами детей» € Подготовка и проведение праздника «День защиты детей» | Обобщить знания детей и родителей об их гражданских правах и обязанностях. Анализ, оценка совместной работы. Выявить и оформить проблемы на следующий год. |
Результаты работы по проекту "Права ребёнка":
- у детей стали формироваться азы правовой культуры; навыки общения с детьми; чувство уважения к другим людям; развиваться способность рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
- наработался дидактический материал, конспекты организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с конвенцией о правах ребёнка.
- родители стали более внимательно относиться к своим детям,повысился уровень правовой культуры.
- началось формирование организационно-правовой основы взаимодействия родителей, детей, воспитателей.
- выявилась и оформилась проблема на предстоящий учебный год: разработка продолжения проекта "Права ребёнка" для детей подготовительного к школе возраста.
Используемая литература
1. Алёшина Н.В. "Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительные группы".
2. Голицына Н.С., Огнева Л.Д. "Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребёнка".
3. Голицына Н.С. "Ознакомление дошкольников с социальной действительностью".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
информационно-практико ориентированный проект "Каждый ребенок имеет право"
«Права ребенка» заключается в необходимости разъяснения правового статуса личности ребенка, т. к. они обладая всеми основными правами и свободами человека, требуют по отношению к себе особой пра...
Консультация для родителей: "Ребенок имеет право..."
Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребенка, ребенок - это лицо, не достигшее восемнадцати лет. Государство взяло...
Статья из опыта работы по проекту "Семья.Родословная." "Семья. Родословная. Каждый ребенок имеет право..."
В статье подводится итог работы над проектом и результаты работы с родителями и детьми....
Конспект занятия по правам ребенка в подготовительной группе "Каждый ребенок имеет право..."
составила воспитатель Переверзова Елена АлександровнаЦель. Способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ правовых знаний.Задачи:Образовательные: закрепить з...
ПРОЕКТ Тема: «Ребенок имеет право на семью, любовь и понимание»
Многие социальные проблемы нашего общества родом из детства, именно поэтому в нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется вопросу "Правоа ребёнка на любовь, семью и понимание"...
Краткосрочный проект "Ребёнок имеет право ..." по правовому воспитанию и профилактике защиты прав детства дошкольников
План краткосрочного проета по правлвому воспитанию и профилактике защиты прав детства дошкольников...