Проект «Рыбы»
проект
Стимулирование интереса детей к рыбам, формирование любви к природе, бережного отношения к ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ryby.docx | 202.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 21 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение «Детский сада «Терем – теремок»
Проект
«Рыбы»
для детей младшего дошкольного возраста.
Введение.
Познавательно-творческий проект социально - экологической направленности «Рыбы» для детей младшего дошкольного возраста. Проект может быть использован педагогами дошкольных учреждений для развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в вопросах экологии, а также для экологизации развивающей среды. Проект разработан как краткосрочный, но при некоторой модернизации, опираясь на предыдущий опыт детей, может быть переработан в долгосрочный проект. Проект связан с развивающим, личностно – ориентированным обучением, позволяет детям интегрировать сведения из разных областей знаний, предполагает исследовательский поиск под руководством педагога для разрешения проблемных ситуаций, сотворчество детей и взрослых. Спецификой проекта является его комплексный интегрированный характер. Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включая в себя практически значимые деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды.
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди – часть этого мира – открывают для себя все новые и новые объекты, явления и закономерности действительности. Образ мира – это сложная, целостная система знаний и представлений человека о мире вообще, о других людях, о себе, о своей действительности. Но нельзя рассматривать человека, его деятельность в отрыве от природы. Поэтому с раннего детства необходимо формировать у детей знания о безопасной и природоохранной деятельности человека.
Проект «Рыбы» направлен на:
- формирование начальных навыков исследовательских умений детей, развитие личности ребенка, развитие его познавательных и творческих способностей;
- формирование у детей представлений об образе жизни и обитании рыб, о строении и внешнем виде, о размножении, питании, экологически грамотном поведении человека с рыбами;
- воспитание познавательного интереса и наблюдательности, умения сравнивать, формирование начал ключевых информационных компетентностей;
- стимулирование интереса детей к рыбам, формирование любви к природе, бережного отношения к ней.
Реализация проекта позволят вовлечь в обогащение развивающей среды и в природоохранную деятельность не только детей, но и родителей и педагогов ДОУ.
В основе проекта «Рыбы» лежат следующие принципы:
- инициаторы – дети (Создалась проблемная ситуация: ребенок принес в группу игрушечную удочку);
- стимуляция интереса детей к теме проекта;
- реализация проекта в игровой форме;
- учет возрастных особенностей детей.
При реализации проекта «Рыбы» предполагалось получить следующие практические и показательные результаты:
- Выставка рисунков, поделок о рыбах;
- Коллективные (дети, родители, педагоги) коллажи «Аквариум», «Рыбы»;
- Драматизация сказки совместно с родителями «Волк и лиса»;
- Экологическое развлечение «Путешествие по реке».
Отправной точкой выбора проекта «Рыбы», его началом явился интерес нескольких детей к игрушечной удочке, которую принесла девочка из группы, а воспитатель, выясняя для чего она нужна, вывела интерес детей на тему «Рыбы». Педагог применила один из наиболее эффективных способов разработки тематических проектов, связанный с использованием, так называемой, модели "трех вопросов". Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:
- Что мы знаем о предмете проекта?
- Что мы хотим узнать о предмете проекта?
- Что мы узнали? (Последний вопрос задается на заключительном этапе реализации проекта).
На основании возникшей проблемной ситуации педагог приступила к разработке проекта.
I этап.
Педагогом был разработан план тематического проекта:
- Основанием для разработки проекта стало происхождение темы: инициатива пошла от детей.
- Были определены смежные занятия и смежные понятия, которые можно изучить в ходе реализации проекта:
Образовательные области, через которые возможно реализовать проект:
- Социально-коммуникативное развитие:
- Формирование основ экологического сознания.
- Познавательное развитие:
- представлений о планете Земля, об особенностях её природы
- Коммуникация:
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
- Художественное творчество:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
- Физическая культура:
- Двигательная активность.
(Приложение 2)
Понятия, которые усвоят дети:
- Большинство рыб покрыты чешуей.
- Строение рыб (для чего нужны плавники и хвост, как дышат рыбы).
- Рыбы нуждаются в помощи от людей.
- Среда обитания рыб: рыбы живут в воде.
- Как перемещаются рыбы.
- Стадии развития рыб.
Обогащение словаря:
- Чешуя – покрытие кожи рыб.
- Строение: скелет, плавники, жабры, челюсти, глаза, нос, рот, голова, туловище, хвост.
- Среда обитания: вода, реки, озера, водоем.
- Названия рыб: щука, сом, карась, окунь и т.д.
- Охрана рыб: охрана чистоты водоема, нельзя бросать в воду мусор
- Необходимые материалы: дидактические и развивающие игры, атрибуты к сюжетно-ролевым, подвижным играм; разнообразный конструктор, материал к изодеятельности, аппликации, для проведения научных экспериментов, аудио, видео кассеты, энциклопедии, иллюстрации с изображением рыб, игрушки из различных материалов.
- Представить детям проект, задав следующие вопросы:
- Что мы знаем о рыбах?
- Что мы хотим узнать о рыбах?
- Как нам найти ответы на наши вопросы о рыбах?
- Оценка: что нового для себя мы узнали?
- Предложения в отношении расширения и совершенствования проекта включает в себя:
- Идеи в отношении индивидуализации занятий.
- Смежные темы для разработки.
- Способы совершенствования занятий в рамках проекта.
- Элементы, которые надо исключить из проекта или добавить в него.
Следующий этап строился на основании этого плана.
I I этап.
Педагогом была разработана схема пошаговой реализации проекта.
(Приложение 1)
Шаг первый.
Выбор темы проекта.
На утреннем сборе во время беседы с детьми педагог выяснил:
- Что дети уже знают о рыбах?
Рыбы – это живые организмы, которые живут в воде.
Что хотим узнать о рыбах?
- Название рыб?
- Место обитания?
- Строение рыб?
- Размножение рыб?
- Питание рыб?
- Польза человеку?
- Охрана рыб?
- Рыбы в сказках?
- Рыбы в мультфильмах?
(Приложение 3)
3. Как найти ответы на наши вопросы о рыбах?
- Спрошу у родителей.
- Посмотрю в энциклопедии вместе со взрослыми.
- Поедем с папой на рыбалку.
- Посетить выставку о рыбах.
- Посмотрю фильмы и мультфильмы о рыбах.
- Посмотрю передачу " В мире животных ".
4. Обсудили, в каких центрах активности можно будет заниматься, чтобы ответить на поставленные вопросы.
- Центр науки.
- Центр литературы.
- Центр искусства.
- Центр драматизации.
- Центр игры.
- Центр конструирования.
- Центр музыки.
- Центр открытая площадка.
(Приложение 4)
Все предложения детей о том, что они хотели бы сделать по реализации проекта в разных центрах, были записаны на ватмане и помещены на доску.
В результате было сформулировано название проекта: «Рыбы».
Шаг второй.
Планирование проекта на основе требований образовательных областей.
Перед педагогом встала задача планирования работы с детьми с учетом их интересов и предложений. Для того чтобы создать оптимальные условия для развития детей в соответствии с Федеральными Государственными требованиями были последовательно просмотрены все образовательные области, намечены пути реализации темы «Рыбы».
Таким образом, было последовательно осуществлено планирование деятельности: определено ключевое содержание проекта.
Педагог должен продумать, создание каких условий в тех или иных центрах активности потребуется для реализации выбранного детьми проекта, необходимо обеспечить соответствующее оборудование, игры, игрушки, художественную литературу и иллюстрированный материал.
Так как в нашей работе родители являются помощниками и союзниками, поэтому мы обратились к ним за помощью, написав письмо.
(Приложение 5)
Центр литературы был оснащен необходимыми средствами. Для более полного представления детей о рыбах детям были предложены иллюстрации и рассказ о разнообразии рыб, дидактические картинки и пособия для просмотра, книги с произведениями о рабах, энциклопедии.
Далее проект продолжен был в центре драматизации. Для поиска костюмов решено было привлечь сотрудников детского сада, родителей. Музыкальное сопровождение попросили исполнить музыкального руководителя группы. Она же помогла с декорациями, оформлением группы.
Центр искусства.
Детям было предложено на выбор несколько вариантов художественно-изобразительной деятельности.
- Для рисования были предложены краски, карандаши, кисти, тампоны, штампы, восковые мелки, раскраски, бумага разных оттенков, размеров, форм. Рисунки были объединены в выставку.
- Используя пластилин и глину, дети изготовили статуэтки рыб.
- Детям был предложен материал для изготовления аппликации способом обрывания.
- Дети совместно с родителями вырезали и раскрашивали картинки рыб. Полученные фигурки рыб использовали для составления коллажа «Рыбы», «Аквариум».
Центр игры.
Были приготовлены материалы, атрибуты для игр.
Сюжетно-ролевые игры.
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на корабле». Цель игры: закрепить ориентировку в пространстве.
Сюжетно-ролевая игра «Идем на рыбалку». Цель игры: сенсорное развитие детей.
Детям были предложены дидактические игры: «Чей хвост», «Кто, где живет?», «Что за рыба», «Зоологическое лото», «Подводное царство», «Найди пару», которые содействуют развитию у дошкольников ощущений, восприятий формированию представлений.
В дидактических играх ставились задачи, решение которых требовали сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодоление трудностей.
В центре науки собрались дети, которые проявили особый интерес к образу жизни рыб. Стали наблюдать за кормлением рыб, соответствующие иллюстрации, наглядный материал. Дети задавали много интересных вопросов, которые побудили взрослых изучить научную литературу, посмотреть фильмы. Один из фильмов " В мире животных " о рыбах показали детям. После чего были найдены ответы на многие вопросы. Также детям было предложено несколько видов экспериментирования о свойствах воды.
Центр конструирования.
Детям создали условия для построения корабля.
Некоторых детей заинтересовал модули крупного конструктора «Строитель». Было предложено подумать какую поделку можно сделать из этого конструктора? Детей заинтересовало изготовление корабля. Родителями были изготовлены атрибуты для поделки (штурвал, якорь, флажки, мачта)
Центр музыки.
Детям была предложена аудиокассета с записью плеска воды, шума моря. Детям очень понравились звуки, мы их слушали и на занятиях и в свободное время. Эта музыка успокаивала детей, дети становились эмоционально расслабленными.
Особое внимание уделялось охране рыб в связи с их варварским истреблением браконьерами, охране среды обитания рыб.
Таким образом, всю деятельность детей, родителей и педагогов по реализации проекта «Рыбы» можно разделить на блоки, представленные в планировании
(Приложение 6)
Шаг четвертый.
Завершение проекта.
Проект подходил к завершению и чтобы подвести итог полученных результатов, было решено провести презентацию продуктов проекта в виде выставки рисунков, поделок в помещениях группы, а также проведения экологического развлечения «Путешествие по реке» с приглашением гостей и родителей.
Каждый ребенок представил результат своей деятельности, получил положительную оценку детей и взрослых. Порадовались достижениями других.
Литература.
- Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх. М., 1993.
- Барзова В.А., Барзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. Самара: Дом печати, 1994 С. 3 – 10.
- Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М.: Просвещение, 1993 С. 63 – 71.
- Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления детей с природой.: М., 1978 С. 63 – 70.
- Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя д/с. / Л.В. Загик, Т.А. Куликова; Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989 С. 160 – 168.
- Грузик Т.И. Познаю мир: метод. реком. для воспитателей. – М.: Просвещение, 2004. – 160 с.
- Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию // Дошк. вос. 2003 №3 С. 20 – 24.
- Кайдали Е.Г. развитие познавательного интереса в учебном процессе // Дошк. вос. 1993 №12 С. 46 – 57.
- Образовательная среда группы дошкольного образовательного учреждения: личностно-ориентированный подход: Методич. рекоменд. / Авт. сост. Л.А. Карунова – Самара: РЦМО, 2003. – 44 с.
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководит. и практич. работник. ДОУ / Авт. сост. Л.С. Киселева, Т.А. Данилина – М.: АРКТИ, 2004. – 96 с.
- Савинков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль: Академия раз-ия, 2002. – 160 с.
- Учебно – методическое пособие по реализации программы " Сообщество " в российских детских садах / Под редакц. О.Л. Князевой. – М.: Гендальф, 1999. – 117 с.
- Хансен К.А., Кауфманн Р.К., Уоми К.Б. Организация программы, ориентированной на ребенка: Программа " Сообщество " – М.: " Гендальф ", 1999. – 276 с.
- Энциклопедия для детей. 1001 вопрос и ответ // Под редак. В.Иген, Н. Чемпиона; перевод с английск. А.А. Брендинской. М.: Издат. дом " ОНИКС 21век ", 2002 С. 48 – 50.
Приложение №1.
Схема «Пошаговая реализация проекта»
Схема №1.
Пошаговая реализация проекта.
Приложение №2.
Схема «Области реализации проекта»
Области реализации проекта
Приложение №3.
Планирование деятельности детей по реализации проекта «Рыбы»
Приложение №4.
Реализация проекта «Рыбы» в центрах активности.
Реализация проекта «Рыбы».
Приложение №5.
Письмо к родителям по реализации проекта:
«Рыбы».
Милые мамы и папы,
бабушки и дедушки!
Воспитанница нашей группы принесла новую игрушку – удочку. Дети стали задавать много вопросов о том, как можно пользоваться удочкой, кому она нужна, что можно сделать с ее помощью. Ответы на эти вопросы можно было найти, подумав, поразмыслить. Учитывая это, мы начинаем реализацию проекта:
«Рыбы»
Как всегда, мы будем рады вашей помощи и, как всегда, уверены в ней. Спасибо вам за это!
Мы уверены, что будем очень заняты! Мы рассмотрим с детьми иллюстрации, фотографии; понаблюдаем за рыбками в аквариуме; почитаем сказки и рассказы о рыбах, выучим стихи о них.
Мы расскажем детям, где живут рыбы, чем питаются, как размножаются, какую пользу приносят человеку. Дети усвоят названия различных рыб, их строение. Совместно со взрослыми дети поговорят о том, как нужно охранять рыб, заботиться о чистоте водоемов.
Дети совместно с педагогами и Вами, родителями, дети посмотрят сказки и мультфильмы о рыбах.
В центре «Искусство» дети нарисуют и раскрасят рыб, попробуют слепить фигурки рыбок, сделают аппликацию «Рыбки в аквариуме».
Мы будем рады, если вы захотите прийти в группу и принять участие в проекте. А особенно будут рады ваши дети, так как они очень гордятся тем, что вы приходите в группу. Свяжитесь с нами, и мы договоримся об удобном для вас времени.
Пожалуйста, обеспечьте вашего ребенка художественной и научной литературой по данной теме, обеспечьте его фотографиями, старыми журналами и газетами, из которых он смог бы вырезать или вырвать картинки с изображением рыб. Из этих картинок мы будем делать коллаж, который поместим в группе.
Наблюдайте, удивляйтесь и творите вместе с нами и вашим ребенком!
Воспитатели и дети группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим в рамках проекта"Рыбы"
конспект обобщающего занятия по проекту "Рыбы" в подготовительной логопедической группе....
Экологический проект "Рыбы"
Экологическое образование детей дошкольного возраста...
Проект по окружающему миру (подготовительной группы) на тему: Экологический проект «Рыбье царство»
Этот проект нацелен на развития познавательных и творческих способностей детей....
Практико-ориентированный проект «Рыбы»
главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответственности...
Проект «Рыбы Енисея»
Вид проекта: среднесрочный – исследовательский с результатом и элементами творчества детей 6-7 лет....
Информационно-образовательный проект "Рыбы"
Данный проект реализовывался во второй младшей группе во второй половине года. Цель проекта - расширение представлений детей об окружающем (подводном) мире. Материал содержит актуальность темы, ...
паспорт проекта "Рыбы наших водоёмов"
Информационно-творческий проект, цель которого систематизировать, обобщить и дополнить знания детей о рыбе нашего округа. Создать условия для воспитания экологической культуры и развития познават...