Презентация к исследовательской деятельности «Шахматы: польза или вред» (для детей в старшей группе)
презентация к уроку (старшая группа)
Цель исследования:
Создать условия для развития мыслительных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры в шахматы с использованием информационно-коммуникативных технологий.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть кошельки.
2. Рассмотреть купюры, монеты, пластиковые карты.
3. Поэкспериментировать с монетами и купюрами.
Образовательные задачи:
- сформировать первичные экономические понятия;
- научить правильному отношению к деньгам;
- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, проезд и т.д.)
Развивающие задачи:
- развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности;
- развивать способность сравнивать и анализировать.
Воспитывающие задачи:
-воспитывать представление о сущности таких нравственных категорий как, экономность, бережливость, честность, экономность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shahmaty_vred_i_polza_02.2024.pptx | 1.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Учитесь в шахматы играть» Учитесь в шахматы играть – Древнейшая игра. Она научит побеждать И закалит тебя. Научит думать и решать, Как верный делать ход, С ней легче будет мир познать И совершить поход. Учитесь в шахматы играть – Мудрейшая игра. Её секреты разгадать Вы сможете тогда. Григорий Кайгородов
Актуальность работы Роль семьи в обществе нельзя сравнить по своей силе, ни с какими другими социальными институтами. Именно в семье формируется и развивается личность ребенка. Известно, что настоящее и будущее любой семьи, каждого малыша во многом зависит от усилий родителей и воспитателей. Цель у нас одна – полноценное физическое и духовное развитие детей. В кругу семьи или коллектива мальчикам и девочкам передаются тепло, любовь, многолетний опыт поколений, прививаются интеллектуальные ценности, так необходимые в дальнейшей самостоятельной жизни. В соответствии с требованиями ФГОС ДО, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи особенно актуален в наши дни. Игра в шахматы способствует детям в дальнейшем самостоятельно принимать ответственные решения, ведущие к предвиденным последствиям. Дети знакомятся с буквами, считают до 10, знают цифры, отличают вертикаль от горизонтали, владеют некоторой способностью концентрировать внимание. Игра в шахматы способствует развитию у ребят самостоятельного мышления, расширяет лексику, расширяет и развивает интеллектуальные способности. Конечно, шахматы сами по себе в определённой мере способствуют формированию у детей механизма «мысль – действие». Но малышам надо помочь, чтобы этот процесс ускорить. Если ребёнок начинает заниматься шахматами ещё в детском саду, у него развивается левое и правое полушария. Левое полушарие отвечает за логику, то есть ребенок начинает мыслить логически. А правое полушарие отвечает за творчество, за фантазию. Именно шахматы помогают развивать у ребенка сразу два полушария. А так как ребенок очень легко адаптируется ко всему новому, он будет добиваться хороших результатов, как в детском саду, так и при дальнейшем обучению в школе.
Цель исследования: Создать условия для развития мыслительных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры в шахматы с использованием информационно-коммуникативных технологий. Задачи исследования: 1. Рассмотреть кошельки. 2. Рассмотреть купюры, монеты, пластиковые карты. 3. Поэкспериментировать с монетами и купюрами. Образовательные задачи: - сформировать первичные экономические понятия; - научить правильному отношению к деньгам; - научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, проезд и т.д.) Развивающие задачи: - развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности; - развивать способность сравнивать и анализировать. Воспитывающие задачи: воспитывать представление о сущности таких нравственных категорий как, экономность, бережливость, честность, экономность.
Объект исследования – игра в шахматы. Предмет исследования – влияние игры в шахматы на здоровье и интеллектуальное развитие. Гипотеза: предположим, что игра в шахматы может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на здоровье и интеллектуальное развитие игроков . Ожидаемые результаты проекта: Дети научиться играть в шахматы в соответствии с правилами игры. У детей появится интерес и желание научиться играть в шахматы. У детей будут развиваться познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством специальных игр и упражнений. У детей сформируется привычка к преодолению трудностей в процессе обучения игре. У детей воспитается усидчивость, творчество, фантазия и логика.
Информационная характеристика исследовательской деятельности: Тип исследования: • по составу участников – групповой (дети, педагоги) • по целевой установке – исследовательский. Возраст детей: 5 - 6 лет. Участники реализации исследовательской деятельности: Педагог: Бута Надежда Владимировна. Воспитанники: дети старшей группы. Срок реализации исследования: 1.02.2024-29.02.2024
Ожидаемые результаты проекта: У родителей детей расширяться представления о возможностях игры в шахматы для полноценного интеллектуального развития ребенка. Будет создана предметно-развивающая среда для сотрудничества с семьями воспитанников по обучению детей игре в шахматы. Родители будут оказывать помощь своим детям в выполнении домашних заданий по шахматам. Родители и дети будут привлекаться к совместному творчеству в изготовлении занимательного материала по обучению игры в шахматы, к поиску и пополнению познавательного материала по шахматам в группе. Дети научиться играть в шахматы в соответствии с правилами игры. У детей появится интерес и желание научиться играть в шахматы. У детей будут развиваться познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством специальных игр и упражнений. У детей сформируется привычка к преодолению трудностей в процессе обучения игре. У детей сформируется усидчивость, творчество, фантазия и логика.
Перспективный план реализации исследовательской деятельности: Сроки реализации Название темы Проводимые мероприятия 1.02.2024-4.02.2024 1 этап: Организационно-подготовительный Выбор темы проекта. Беседа диагностического характера с детьми на тему: «Что такое шахматы?». Консультация для родителей «Развивающие игры». Подбор методического материала. Разработка тематического планирования исследовательской деятельности. Обогащение развивающей среды группы наборами шахмат. Повышение мотивации родителей воспитанников, активности в реализации исследовательской деятельности. Разработка и подбор игр по знакомству детей с шахматной игрой. Изготовление альбома «Великие шахматисты».
5.02.2024 -28.02.2024 этап: Практический 1 неделя «Понятие «шахматы». «Мир шахмат». 2 неделя «Шахматная доска» 3 неделя «Шахматные фигуры» Знакомство и чтение книги «Шахматный учебник-сказка: для малышей и их наставников» А.С.Трофимова . Информация для родителей об истории происхождения шахмат. Закрепление знаний о шахматной доске. Чтение сказки « Удивительные приключения шахматной доски». Дидактические задания: « Горизонталь». «Вертикаль», «Диагональ». Закрепление знаний о шахматных фигурах - ладья, слон, ферзь, конь, пешка , король. Дидактические игры: «Волшебный мешочек», «Угадай-ка». Просмотр мультфильма « Смешарики в шахматном королевстве».
4 неделя «Начальное положение шахматных фигур» 5 неделя «Шахматные фигуры – ладья, слон, конь, ферзь…». «Подготовка к шахматному турниру». Закрепление расстановки фигур перед шахматной партией. Дидактические задания: «Горизонталь». «Вертикаль», «Диагональ». Знакомство с книгой Ф.Лозано «Шахматы для детей» (уроки мудрой игры). Знание о фигуре ладья. Знания о месте слона в начальном положении. Ход слона и взятие. Ход коня и взятие. Знания о место ферзя в начальном положении. Ход ферзя и взятие. Знакомство с королем, его ходами. Просмотр мультфильмов о шахматах. Рисование «Шахматные приключения». 29.02.2024 этап: Заключительный Семейный вечер «Играем в шахматы» (развивающие дидактические игры и задания для начинающих шахматистов). Шахматный турнир. Выставка «Такие разные уникальные шахматные наборы» ( выставка шахматных наборов в группе)
Информация для родителей Консультация « Шахматы в дошкольном возрасте ». Информация для родителей об истории происхождения шахмат. Консультация « Развивающие игры ». Советы родителям при обучении игре в шахматы. Консультация « Шахматы в дошкольном возрасте ».
Результаты сравнительной промежуточной диагностики по уровням усвоения шахматной грамоты :
Вывод: Анализ работы по обучению детей игре в шахматы, результаты диагностик позволяют сделать вывод, что мыслительная деятельность детей активизировалась. Как показала практика, у детей, отмечается устойчивая познавательная активность и способность самостоятельно выполнять сложные логические задания, в том числе предполагающие осуществление операций классификации, сериации, анализа и синтеза. Таким образом, выдвинутая гипотеза исследования о том, что игра в шахматы является эффективным средством развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста, подтвердилась. Подводя итог работы с детьми по обучению детей первоначальным навыкам шахматной игры можно утверждать, что шахматы являются эффективным средством развития мышления и повышения интеллектуальной работоспособности детей дошкольного возраста. Шахматы - это отличная возможность расширения кругозора ребенка, прекрасное средство внесения разнообразия в его досуг, ускорения развития дошкольника.
Используемая литература В.Я.Юзюк , В.К.Погрибной «Приключения Шашечки и Шахматика ». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. Григорий Кайгородов «Азбука шахмат в стихах». Издание – 3е, дополненное, 2011. Ф.Лозано «Шахматы для детей» (уроки мудрой игры).- Ростов-на-Дону: Владис , 2014. Гришин, В. Г. Малыши играют в шахматы: книга для воспитателя детского сада. – Москва: Просвещение, 1991. – 158 с.: ил. Сухин , И. Шахматы для самых маленьких: книга-сказка для совместного чтения родителей и детей / И. Сухин . - Москва: Астрель : АСТ, 2008. - 279 с.: ил. Носов, Н. Как Незнайка заболел шахматной горячкой // Незнайка в Солнечном Городе: [для мл. шк . возраста] / Н. Носов. – Москва, 2013. – С.252-263. Методические рекомендации по обучению игре в шахматы для педагога дошкольных образовательных организаций/ автор-сост. А.М.Гафт ; Авт. Учреждение доп. Проф. Образования Ханты- Манс . Авт. Окр . – Югры «Институт развития образования». – Ханты-Мансийск; «Ин-т развития образования». 2015. «Шахматный учебник-сказка: для малышей и их наставников/ А.С.Трофимова . – Ростов н/Д: Феникс, 2012. Используемые интернет источники https:// vospitatel.online/94342-prezentatsiya-k-proektu-shakhmaty-kak-sredstvo-razvitiya-myshleniya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-priobshenie-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-k-igre-v-shahmaty-s-ispolzovaniem-informacionno-kommun-4198815.html?ysclid=luzfmin3sk576572161 https://infourok.ru/proekt-po-teme-shahmatiigra-koroley-starshaya-gruppa-1888149.html?ysclid=lugmce6gf9140669063 https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/04/01/proekt-korolevstvo-shahmat
Занятие «Первое знакомство с Шахматным королевством»
Дидактические задания : « Горизонталь », «Вертикаль», «Диагональ».
Задание: вылепи шахматную фигуру
Задание: нарисуй шахматную фигуру
Развивающие дидактические игры и задания для начинающих шахматистов
Семейный вечер «Играем в шахматы»
Выставка «Такие разные уникальные шахматные наборы» (выставка шахматных наборов в группе)
Используемая литература
«Шахматы – это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперёд». Владимир Путин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по исследовательской деятельности «Я – играю, я – познаю» для детей второй младшей группы
Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с ра...
Конспект познавательно – исследовательской деятельности с элементами детского экспериментирования для детей второй младшей группы "Чудесное превращение воды"
Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации....
Конспект ОС по познавательно-исследовательской деятельности с применением методики А.И. Савенкова в старшей группе.
Конспект ОС на формирование у детей старшей группы представлений о вулкане посредством познавательно-исследовательской деятельности....
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности с использованием здоровьесберегающих, ИКТ-технологий и сказкотерапии (старшая группа) Тема: «Волшебная соль»
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности с использованием здоровьесберегающих, ИКТ-технологий и сказкотерапии (старшая группа) Тема: «Волшебная соль» Цель: Развитие познавательных ...
Экспериментально-исследовательская деятельность в ходе выполнения дыхательной гимнастики с детьми старшей группы с ТНР
Важным разделом логопедической работы является развитие дыхания и коррекция его нарушений. Коррекция нарушений дыхания начинается с общих дыхательных упражнений, целью которых является увеличение объе...
Экспериментально-исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова с детьми старшей группы "Облака"
Исследовательская деятельность дает большой простор для развития творческого, критического мышления, речи ребенка, расширяет его кругозор, создавая ему условия для активного изучения самой разной проб...
Конспект занятия исследовательской деятельности с использованием проблемной ситуации для детей в старшей группе « Поможем Буратино »
Формирование детской самостоятельности в различных видах деятельности посредством применения проблемных ситуаций в воспитательно-образовательном процессе....