Конспект занятия исследовательской деятельности с использованием проблемной ситуации для детей в старшей группе « Поможем Буратино »
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Формирование детской самостоятельности в различных видах деятельности посредством применения проблемных ситуаций в воспитательно-образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buratino_problemnaya_situatsiya.docx | 26.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия с использованием проблемной ситуации в старшей группе « Поможем Буратино »
Цель: Формирование детской самостоятельности в различных видах деятельности посредством применения проблемных ситуаций в воспитательно-образовательном процессе.
Задачи:(для педагога)
1. Расширять представления детей об объектах окружающего мира, явлениях действительности и их отношениях.
2. Формировать умение детей слушать друг друга.
3. Развивать умение видеть и принимать проблемную ситуацию, с помощью взрослого формулировать противоречие и решать его; побуждать к выбору лучшего из предложенных решений.
Задачи: (для детей)
1. Развивать любознательность, познавательную активность к объектам и явлениям окружающего мира.
2. Развивать креативность мышления, умения делать выводы самостоятельно.
3. Развивать речь детей как средство общения. Обогащать и активизировать словарь, формировать умение находить разные варианты ответов на поставленный вопрос.
Материал и оборудование:
Таз с водой, различные предметы на подносе: шурупы, болтики, камень, ключ, магниты, пустая бутылка, веревочки, палочки, несколько скрепок.
Магнитная доска и магнитные фигуры, магнитный конструктор, емкости для самостоятельного экспериментирования.
Заготовки для изготовления игры «Рыболов».
Ход занятия:
Воспитатель: - Здравствуйте дети! Сегодня у нас с Вами, необычный день! Но для начала отгадайте загадку:
Открыть свои тайны
Любому готова.
Но ты от неё
Не услышишь и слова. (Книга)
Воспитатель: - Совершенно верно! Сегодня мы встретимся с героем книги.
(Берет в руки книгу! )А с каким Вам нужно отгадать
- Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок.
Для того, чтобы узнать, о чем эта книга, нужно отгадать загадку!
«За далёким синим морем
Появился вдруг мальчишка –
Деревянный, с длинным носом,
Про него создали книжку.
Много разных приключений
Тот мальчишка испытал,
Золотой волшебный ключик
Он, в конце концов, достал.
Черепахою Тортилой
Был подарен ключик сей,
И ещё мальчишка встретил
Добрых, преданных друзей!
Хоть пришлось ему несладко –
Был повержен Карабас!
Как та книжка называлась,
Вы мне скажете сейчас?»
(«Золотой ключик, или Приключения Буратино»)
Молодцы!
А вы знаете, кто написал эту сказку? Верно! Алексей Толстой описал приключения деревянного человечка и его друзей в Сказочном городе.
Послушайте загадку про этого героя:
У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный…
Кто же это?.. (Буратино)
А вот и он!
Буратино: - Здравствуйте, ребята! Где это я оказался? (ответы детей).
Здорово ,а чем Вы здесь занимаетесь? (ответы детей).
Вы замечательные и дружные ребята! Мне с вами очень интересно, у меня тоже есть друзья, которые живут, за потайной дверью, в каморке у папы Карло. У меня даже есть золотой ключик от этой двери. Сейчас я вам его покажу!
Ой, а где же он? Кажется, я его потерял, когда бежал вдоль берега озера. Сегодняшний день так замечательно начинался : папа Карло купил мне новую куртку и настоящую Азбуку! Я так спешил в школу, что побежал по самой короткой дороге, но тут на моём пути возникло препятствие. Я оказался на берегу широкого озера, а мостика нигде не видно, Мне очень нужно в школу, но, что же мне делать? Дети, пожалуйста, помогите мне перебраться через реку и не опоздать в школу. А сейчас ещё и выясняется ,что я потерял ключик от потайной двери.
Воспитатель: - Не отчаивайся, Буратино! Наши ребята очень смелые и находчивые. Они тебе обязательно помогут! Педагог: Ну что, дети, поможем Буратино?
А вам приходилось когда-нибудь переправляться через озеро?
Как мы можем помочь Буратино?
Дети предлагают версии, как они могут помочь Буратино перебраться на другой берег реки.
Если никто не догадался, то предлагаю им загадку от Буратино:
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Упали все рубашки. (Дерево)
Воспитатель: Вот и отгадка, так чём должна идти речь?
Дети: О дереве.
Воспитатель: А если предмет сделан из дерева, то какой он? (Деревянный). Значит надо говорить о дереве и предметах сделанных из дерева. Отберите деревянные предметы.
Дети отбирают деревянные предметы. Спросить, что они выбрали, почему и для чего нужен этот предмет.
Дидактическая игра на развитие внимания "Найди предметы из дерева".
(Дети в окружающей обстановке находят предметы из дерева и называют их.)
Воспитатель: А какие ещё предметы делают из дерева?
Вы очень внимательны и поэтому назвали все предметы из дерева. Вот сколько нужных и полезных предметов можно сделать из дерева.
Воспитатель: Ребята, а какую ещё пользу приносят деревья?
Дети: Они помогают очистить воздух, пополняют землю кислородом, украшают природу, сохраняют тень в жаркий день.
Воспитатель: А сейчас я хочу пригласить вас в лабораторию. (А что означает это слово) В лаборатории проводят опыты и эксперименты. Хотите экспериментировать? (идём к столам).
Воспитатель: Опыт - это наблюдение за предметом в разных условиях, чтобы изучить его. Мы с вами проведём опыты с деревом.
Опыт 1
Воспитатель: «Как вы думаете, дерево тонет в воде или нет? ».
Давайте с вами проведём эксперимент и посмотрим – утонет оно или нет? Мы возьмём 2 брусочка большой и маленький и опустим в воду.
Дети берут деревянные предметы, наливают в тазики воду и проводят эксперимент.
Воспитатель: Что вы наблюдаете? Что можно сказать о деревянных брусочках, которые находятся в воде? Они тонут или нет?
Дети: нет.
(Проделав опыт, дети делают вывод: дерево в воде не тонет)
Воспитатель: Ребята, о каком же свойстве дерева мы узнали?
Дети: Дерево не тонет в воде.
Воспитатель: да ребята дерево в воде не тонет, поэтому люди делают из дерева лодки, корабли и средства передвижения по воде.
1. Проблемная ситуация
Воспитатель: - Буратино бежал вдоль берега озера, размахивая золотым ключиком. Вдруг ключик выскользнул из рук и упал в озеро. Черепахи Тортиллы поблизости не оказалось.
Буратино должен опуститься под воду, потому что ему необходимо достать ключ, но он не может этого сделать, потому что, прыгнув в воду, сразу - же всплывает на поверхность.
Воспитатель: - Что бы мы могли посоветовать Буратино?
- Как же ему достать ключ со дна озера, если он деревянный, а дерево не тонет?
(Перед детьми емкость с водой на дне, которой лежит ключ)
Воспитатель: - На берегу озера были разбросаны различные предметы. Это палка, ленточка, магнит, камень, пустая бутылка. Может нам их как то использовать, что бы достать ключик?
Как вы думаете, а в воде будет действовать сила магнита? (достают ключик).
Волшебная сила магнита действует даже в воде!
2. Свойства магнита…
Воспитатель: - А я вам задам задачку посложнее. С трудной задачей справитесь? Как из стакана с водой достать скрепку, при этом, не намочив руки водой и веревочки у вас нет. Есть только магнит. …
Давайте проверим, ваши предположения экспериментально?
Поднесём магнит к стакану. ….
Что произошло? Чудеса, магнитная сила действует сквозь воду и стекло. Поэтому мы легко достали скрепку, не замочив рук.
Интересно, а через деревянное препятствие сможет магнит притянуть к себе что-нибудь? (рассыпает скрепки на столе и при помощи магнита показать, как они пляшут и собираются в одно место, где приложен магнит).
Воспитатель: - Ребята, какой вывод можно сделать из наших опытов?
Вывод: магнитная сила может действовать
через стекло, воду, и даже дерево.
- Кстати, мы знаем, что деревянные предметы не тонут, а железные?
Воспитатель: - А почему большой корабль сделанный из железа не тонет? (где это можно узнать? спросить у родителей, посмотреть в интернете, почитать в энциклопедии и т. д.).
Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, можно ли магнит сделать самостоятельно? ….
- А мы сейчас с вами опытным путём докажем, что железный предмет, можно намагнитить. А для этого берём магнит, подносим к нему скрепку. Она притянулась? Почему? Теперь к скрепке подносим вторую, она тоже притянулась, теперь – третью. Образовалась цепочка из скрепок, которые прикреплены друг к другу, и только первая скрепка – к магниту. Сейчас мы осторожно возьмём пальцами первую скрепку и уберём магнит. Что мы видим? Правильно, цепочка не разорвалась. Почему скрепки не распались? Что с ними произошло?
Воспитатель: - Действительно, скрепки, находясь рядом с магнитом, намагнитились и стали магнитами. Что мы заметили ещё? Однако цепочка из скрепок сохраняется недолго, она распадается. Подумайте, почему так бывает? Скрепки обладают магнетическими свойствами незначительное время.
Физминутка «Буратино»
Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Буратино потянулся-
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки вытянул, согнул
И по улице шагнул.
3. Магниты вокруг нас…
Воспитатель: - Ребята, а где в нашей группе мы можем встретиться с магнитом, где мы можем увидеть его волшебные свойства? (магнитная азбука и цифры, доска, магнитный конструктор, магнитные шашки, магниты - держатели и т. д.).
Воспитатель: - А знаете ли вы, в каких предметах еще человек использует магнит? (в телефонной трубке, на банковской карте, магнитный замок, в компасе, магнитная доска, детская игра «Рыбалка»). Вот сколько полезных свойств у магнита.
4. Ручной труд
Воспитатель: - А ведь мы с вами можем самостоятельно для себя изготовить игру-забаву с применением магнита. И порадовать себя, своих друзей или младших братишек и сестренок. Посмотрите на материалы, лежащие на столе (бумажные рыбки, скрепки, краски, кисти, и скажите, как мы их сможем использовать для изготовления игры, и какое название придумать для игры?
Конструирование игры «Рыболов»
(дети высказывают свои версии, закрепляем последовательность работы,
изготовление игры)
5. Рефлексия:
Воспитатель: - Добро, как магнит, притягивает к себе добрых и хороших людей. Пожелаем друг другу: быть в жизни таким добрым магнитом.
Воспитатель: - Посмотрите, я принесла сегодня магнитные игры: магнитный конструктор, желающие ребята могут что-нибудь из него собрать. Например, коробочку под ключик Буратино, чтобы он его больше не терял. Есть и магнитные фигуры (звезды, ромбы, круги, овалы, квадраты и др.) из которых можно составить узоры на магнитной доске.
Самостоятельная деятельность детей с магнитами (игры, опыты, экспериментирование, изготовление: рисование и вырезание рыбок для игры «Рыболов»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием элементов ТРИЗ и РТВ в старшей группе на тему: «Обитатели морского дна»
1. Познакомить детей с различными способами рисования (пальцевая живопись, техника работы по сырому), аппликации (образование, скручивание или скатывание бумаги в шарик);2....
Конспект занятия по познавательной деятельности с использованием интерактивной доски "Царство животных" в старшей группе
Конспект занятия по познавательной деятельности с использованием интерактивной доски Тема «Царство животных». ...
Непосредственно-образовательная деятельность с использованием ЦОР по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования с детьми старшей группы «Осень золотая».
Непосредственно-образовательная деятельность с использованием ЦОР по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования с детьми старшей группы«Осень золотая».Ц...
План конспект фрагмента образовательной деятельности с использованием проблемных ситуаций.
Фрагмент образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по формированию элементарных математических представлений...
Конспект по изучению правил пожарной безопасности с использованием проблемной ситуации для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: обучать детей правильным действиям во время экстремальной ситуации.Задачи:1. закреплять ...
правила пожарной безопасности с использованием проблемной ситуации для детей подготовительной группы
Конспект ОД по изучению правил пожарной безопасности с использованием проблемной ситуации для детей подготовительной группы...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности с использованием проблемной ситуации в старшей группе «Поможем Буратино»
ЗАДАЧИ:1. Образовательные: развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со свойствами магнита, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, логиче...