Экспериментально-исследовательская деятельность в ходе выполнения дыхательной гимнастики с детьми старшей группы с ТНР
опыты и эксперименты по логопедии (старшая группа)
Важным разделом логопедической работы является развитие дыхания и коррекция его нарушений. Коррекция нарушений дыхания начинается с общих дыхательных упражнений, целью которых является увеличение объема, силы и глубины вдыхаемого и выдыхаемого воздуха и нормализация ритма дыхания. Эти упражнения являются необходимой подготовкой для дальнейшей работы над постановкой и развитием речевого дыхания. Цель экспериментально-иследовательской деятельности - это сконцентрировать внимание детей на длительности, силе, направлении воздушной струи при ротовом выдохе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentalno-_issledovatelskaya_deyatelnost.docx | 17.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Экспериментально-исследовательская деятельность
в ходе выполнения дыхательной гимнастики
с детьми старшей группы с ТНР
(5-6 лет)
Учитель-логопед:
Заблоцкая Е.В.
Актуальность: Важным разделом логопедической работы является развитие дыхания и коррекция его нарушений. Коррекция нарушений дыхания начинается с общих дыхательных упражнений, целью которых является увеличение объема, силы и глубины вдыхаемого и выдыхаемого воздуха и нормализация ритма дыхания. Эти упражнения являются необходимой подготовкой для дальнейшей работы над постановкой и развитием речевого дыхания.
Участники: дети, учитель-логопед.
Сроки реализации: 14.03.2022 – 18.03.2022
Цель: сконцентрировать внимание детей на длительности, силе, направлении воздушной струи при ротовом выдохе.
Задачи:
- развивать умение пользоваться направленной воздушной струей;
- продолжать развивать силу выдоха;
- выработать умение регулировать силу выдоха;
- развить способность целенаправленно использовать (формировать) длительность выдоха.
Оборудование: трубочки для коктейля (по количеству детей), пластмассовые прозрачные стаканчики по 2 шт. на каждого ребенка, ватные шарики, игрушечные футбольные ворота, кусочки ваты, большая и маленькая вертушки.
План работы:
Проведение игровых дыхательных упражнений с предметами:
- «Буль-бульки»
Цель: развитие сильного плавного выдоха, активизация губных мышц.
В один пластмассовый прозрачный стаканчик наливаю много воды, почти до краев, а в другой — чуть-чуть.
Задача детей так подуть в трубочку для коктейля, чтобы не пролить воду.
Пробуя дуть в стаканчики по-разному, дети делают вывод — в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды — нужно дуть сильно.
При этом наблюдаем, что произойдет, если в стаканчик, где много воды, подуть сильно. Обращаю внимание детей на слова: слабо, сильно, много, мало.
- «Футбол»
Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ.
Детям предлагается загнать ватный шарик в ворота.
Для этого нужно вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в игрушечные футбольные ворота. При этом ворота ставятся на разном расстоянии от ребенка.
Выполняя данное упражнение, дети делают вывод о необходимой силе и направлении выдоха.
- «Фокусник»
Цель: развитие направленного, длительного, сильного выдоха.
Ребенку предлагается показать фокус: положить кусочек ваты на кончик носа, улыбнуться, приоткрыть рот, с силой подуть на язык, стараясь сдуть ватку с носа.
Выполняя это упражнение по-разному, делаем вывод: для того, чтобы сдуть ватку вверх – нужно загнуть язык кверху и дунуть посильнее.
А для того, чтобы удержать ватку наверху подольше – выдох должен быть не только сильным, но и длительным.
- «Поймай воздушную струю»
Цель: развитие направленного длительного и сильного выдоха.
Детям предлагается подуть на маленькую вертушку, которая закрутится только в том случае, если на нее попадет выдыхаемый воздух.
Для того чтобы «поймать» воздушную струйку, ребенок дует и одновременно медленно двигает вертушку вправо-влево. Дети делают вывод: там, где вертушка закрутилась, и выходит воздух.
- «Две вертушки»
Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.
Для игры понадобятся две вертушки – одна с маленькими лопастями, другая – с большими.
Дети дуют на лопасти игрушки-вертушки и делают вывод: чтобы закружились лопасти у маленькой вертушки, можно дуть слабо, а чтобы закружились у большой вертушки – необходимо дуть посильнее.
Аналогично предлагается подуть на вертушку с одним цветком и на вертушку с несколькими цветками: для того, чтобы закружились все цветки, нужно дуть гораздо сильнее.
- «Греем руки»
Цель: развитие направленного выдоха, закрепление навыка тактильного контроля.
В этом упражнении дети учатся сравнивать выдыхаемую воздушную струю.
Для этого детям предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки.
Это же упражнение использую при постановке свистящих и шипящих звуков.
Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения.
Если «ветерок» холодный и сильный, значит звук [с] произносится правильно.
При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый и слабый, ладошки греются.
Результаты: С помощью игровых дыхательных упражнений с предметами у детей развивается правильное речевое дыхание, что будет способствовать скорейшему процессу постановки нарушенных звуков в слогах, словах и введение их в речь.
Используемая литература:
Воробьёва Т.А., Воробьёва П.А. Дыхание и речь. Работа над дыханием в комплексной методике коррекции звукопроизношения. – ИД Литера, 2020.
Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3—7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2011.
Нищева Н.В. Веселая дыхательная гимнастика. – ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2020.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯМ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ
Дыхательная гимнастика, специально подобранные дыхательные упражнения выполняются абсолютно во всех видах физкультуры и спорта. Существуют и специальные дыхательные гимнастики: и как самостоятель...
Общие правила выполнения дыхательной гимнастики
Общие правила выполнения дыхательной гимнастики Техника выполнения упражнений...
Мастер-класс "Дыхательная гимнастика с детьми старшего дошкольного возраста"
Участие в областном конкурсе "Школа здоровья" с мастер- классом "Дыхательная гимнастика с детьми старшего дошкольного возраста"...
Мастер-класс для педагогов ДОУ и родителей "Выполнение артикуляционной гимнастики с детьми старшего дошкольного возраста.Комплекс упражнений для звуков верхнего артикуляционного уклада"
Данная презентация была представлена на мастер-классе в рамках Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой международному Дню Логопеда, "Современная логопедия: от теории к практике" 18 ...
ЭКСПЕРИМЕНТЫ В ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ
Важным разделом логопедической работы является развитие дыхания и коррекция его нарушений...
Проект «Дыхательная гимнастика» с детьми старшей группы
Вид проекта: краткосрочный (1 неделя), творческий.Участники проекта: учитель-логопед, дети, родители.Предмет проекта: Совместная деятельность педагога с детьми по дыхательнойгимнастике.Продукт проекта...
Экспериментально-исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова с детьми старшей группы "Облака"
Исследовательская деятельность дает большой простор для развития творческого, критического мышления, речи ребенка, расширяет его кругозор, создавая ему условия для активного изучения самой разной проб...