Проект по исследовательской деятельности «Я – играю, я – познаю» для детей второй младшей группы
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему
Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды и т. д. Все это объекты исследования. Данный проект будет способствовать созданию благоприятных условий для активной практико-познавательной деятельности детей, чтобы в определенном отведенном месте, дети могли через действие с предметами, различные эксперименты самостоятельно, под руководством взрослого, лучше познавать мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_issledovatelskiy_proekt_2_ml_gr.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по исследовательской деятельности
«Я – играю, я – познаю»
для детей второй младшей группы
Подготовила: Шнайдер
Наталья Владимировна.
Тип проекта: среднесрочный, групповой.
Сроки реализации: январь-апрель.
Участники: дети 2 младшей группы, родители, воспитатель.
Актуальность: Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды и т. д. Все это объекты исследования. Данный проект будет способствовать созданию благоприятных условий для активной практико-познавательной деятельности детей, чтобы в определенном отведенном месте, дети могли через действие с предметами, различные эксперименты самостоятельно, под руководством взрослого, лучше познавать мир.
Цель проекта: Развить познавательную активность детей в процессе экспериментирования
Задачи проекта:
-Расширять представления детей об окружающем мире, о свойствах предметов;
- Развивать любознательность, потребность в умственных впечатлениях;
-Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, учить детей делать выводы;
-Развивать мелкую моторику рук;
- Развивать навыки взаимодействия со сверстниками в процессе совместной деятельности;
- Воспитывать культурно-гигиенические навыки у детей (опрятность, аккуратность).
Этапы реализации проекта:
1-ый этап: Беседа с родителями на тему детского экспериментирования. Сбор необходимого оборудования, выделения места для экспериментирования. Создание картотеки игр и экспериментов. Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
2-ой этап: Проведение опытов, экспериментов.
3-ий этап: Сформировать картотеку по экспериментам с природным материалом. Создать для детей в группе условия для самостоятельного экспериментирования с природным материалом и оборудованием.
Подведение итогов.
Основополагающий вопрос: Как познакомить детей с неживой природой?
Совместная деятельность воспитателя и детей.
1. Знакомство со свойствами воды.
2.Знакомство со свойствами воздуха
3. Знакомство со свойствами земли (полив комнатных растений, посадка лука, рассады цветов, томатов, огурцов).
4.Опыты с солнцем
5.Знакомство со свойствами бумаги (пускание корабликов из разной бумаги).
Самостоятельная деятельность детей.
1.Игры с песком и мелкими игрушками.
2.Игры с камнями, шишками и мелкими игрушками.
3.Игры с водой (пускание корабликов, «рыбачок», погружение разных предметов в воду).
4.Игры с предметами: «чудесный мешочек», пальчиковые игры с использованием природного материала.
5. Использование природного, бросового материала в деятельности по художественному творчеству, в игре (предметы-заместители).
Планирование занятий по экспериментированию с детьми второй младшей группы.
Тема | Совместное элементарное экспериментирование (содержание) | Выводы (задачи и цели) |
Январь | ||
Прозрачная вода | Материалы: две непрозрачные банки (одна заполнена водой), стеклянная банка с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки. | Задача: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес). |
"Вода может литься, а может брызгать" | Материал: лейка, пулевизатор, таз с водой. | Цель: Обратить внимание, что капельки очень похожи на пыль, потому что они очень мелкие. |
«Соберем водичку» | Материал: на каждого ребенка разноцветная губка, поднос, глубокая тарелочка. | Цель: Научить детей пользоваться губкой для сбора воды, показать. что вода принимает форму сосуда, в который она налита. |
Окрашивание воды | Материал: Ёмкости с водой краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики. | Цель: Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество. |
"Помощница вода" | Материал: вода, тряпочки, столы. | Вывод: с помощью воды предметы становятся чище. |
Февраль | ||
«Снег и его свойства!» | Свойства снега: (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится) | Цель: Формировать представление о снеге и его свойствах. |
Замерзшая вода | Материал: лёд, прозрачные стаканчики с холодной водой. | Цель: выявить, что лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. познакомить с тем, что замерзает на холоде и тает в тепле. |
Тающий лед | Материалы: тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, веревочки, разнообразные формочки. | Задана: определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится. |
Простые опыты с бумагой | Материал: листы тонкой бумаги, картон, карандаш, авторучка. | Цель: при смятии бумага издаёт звук (шуршит), на бумаге можно рисовать. |
Вода и бумага | Материал: ёмкость с водой, листы бумаги. | Вывод: бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой – бумага материал не прочный. |
Волшебная бумага | Материал: листы бумаги, клей. | Вывод: бумажные предметы можно склеивать, полоски очень легкие, поэтому когда дует ветер они разлетаются. |
Ветка в вазе | Материал: ветка дерева, ваза с водой, наклейка «живая вода». | Цель: показать значение воды в жизни растений. |
Март | ||
Воздух повсюду | Описание: сложить лист бумаги «гармошкой» так, чтобы получился веер. Проверить, как веер при обмахивании создаёт поток воздуха. | Цель: ощутить давление воздуха при помощи веера. |
Сильный воздух | Описание: подуть на предметы (перо, лист бумаги, карандаш и т.д.) | Цель: убедиться в том, что с помощью воздуха можно передвигать предметы. |
Поймай воздух | Материалы: полиэтиленовые пакеты по количеству детей. | Цель: познакомить детей с воздухом и его свойствами (прозрачный, невидимый, легкий |
Почему всё звучит? | Описание: При хлопке в ладоши, воздух между ладонями выталкивается и создаётся звуковая волна. Похлопать в ладоши медленно и быстро. Когда звук звонче? | Цель: исследовать, каким образом звук распространяется в воздухе. |
Ракета | Описание: надуть шарик и отпустить его. Наблюдать, как воздух, вылетая из шарика, заставляет его взлетать. | Цель: наблюдать реактивную силу воздуха. |
Пенный замок | Описание: надуть мыльный пузырь. Что находится внутри мыльного пузыря? Что происходит с пузырём, если на него подуть? | Цель: познакомить детей с тем, что при попадании воздуха в мыльную воду образуется пузырь, исследовать перемещение воздуха в пространстве. |
Волшебные пузырьки | Материал: стаканчики с водой, трубочки для коктейля. | Цель: познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его. |
Почему кораблики не плывут | Материал: бумажные и пенопластовые кораблики, ванночка с водой. | Цель: обнаружить воздух, образовать ветер. |
Апрель | ||
Природа - не природа | Материал: шишки, жёлуди, камешки, ракушки, картина и т.д. | Цель: установить, какие материалы имеют природное происхождение. |
Что растворяется в воде? | Материал: шишки, жёлуди, камешки, ракушки, картина и т.д. | Цель: исследовать взаимодействие природных материалов с водой. |
Чудо отпечатки | Материал: шишки, жёлуди, камешки, ракушки, картина и т.д. | Цель: исследовать поверхность природного материала методом отпечатков. Создать отпечатки ракушки, грецкого ореха и т.п. на кусочке пластилина. |
Сказка о камешке | Материал: ванночка с водой, мелкие тяжёлые и лёгкие предметы, камешки. | Цель: на примере опыта показать, что предметы могут быть лёгкими и тяжёлыми. |
Свет повсюду | Материалы: иллюстрации событий, происходящих в разное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, настольная лампа, сундучок с прорезью. | Задачи: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча). |
Все увидим, все узнаем | Материалы: лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки кабачков, подсолнуха, мелкие камешки и прочие предметы для рассматривания, рабочие листы, цветные карандаши. | Задача: познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением. |
Литература:
1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под «редакцией М. А. Васильева, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
2. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение» 2005 г.
3. Интернет ресурсы.
4. «Простые опыты с бумагой»
«Простые опыты с природным материалом»
«Простые опыты с водой»
« Простые опыты с воздухом», М.Султанова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательно-исследовательская деятельность «Снег пушистый лег на ветки» во второй младшей группе Воспитатель Тарасенко Валентина Владимировна
Цель: обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года, о зимних явлениях, о снеге, о снежинке.ЗадачиОбразовательная:1. Уточнить представления о зимних играх.2. Продолж...
КОНСПЕКТ по познавательно исследовательской деятельности Тема НОД: «Путешествие с куклой Машей» Вторая младшая группа
экспериментирование с водой...
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Как спасаются звери от стужи зимой» (вторая младшая группа)
Конспект НОД...
Познавательно – исследовательская деятельность. Экспериментирование с водой: «Маленькие фокусники»во второй младшей группе «Бабочка»
Цель: Вовлечение детей в элементарную познавательно – исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая-познакомить детей со свойствами воды (вк...
Конспект познавательно – исследовательской деятельности с элементами детского экспериментирования для детей второй младшей группы "Чудесное превращение воды"
Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации....
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в ходе режимных моментов для детей второй младшей группе Тема: «Тарелочка из глины»
Представлен конспект познавательно-исследовательской деятельности на тему "Тарелочка из глины"....
Проект на тему: «С пальчиками играем - речь развиваем» для детей второй младшей группы
Актуальность проекта:Много лет назад ученые доказали, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей в...
- Мне нравится (1)