Проект по исследовательской деятельности «Я – играю, я – познаю» для детей второй младшей группы
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

Исследовательская, поисковая ак­тивность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды и т. д. Все это объекты исследования. Данный проект будет способствовать созданию благоприятных условий для активной практико-познавательной деятельности детей,  чтобы в  определенном отведенном месте, дети могли через действие с предметами, различные эксперименты  самостоятельно, под руководством взрослого, лучше  познавать мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_issledovatelskiy_proekt_2_ml_gr.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по исследовательской деятельности

«Я – играю, я – познаю»

для детей второй младшей группы

Подготовила: Шнайдер

Наталья Владимировна.

Тип проекта: среднесрочный, групповой.

Сроки реализации: январь-апрель.

Участники: дети 2 младшей группы, родители, воспитатель.

Актуальность: Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды и т. д. Все это объекты исследования. Данный проект будет способствовать созданию благоприятных условий для активной практико-познавательной деятельности детей,  чтобы в  определенном отведенном месте, дети могли через действие с предметами, различные эксперименты  самостоятельно, под руководством взрослого, лучше  познавать мир.

Цель проекта: Развить познавательную активность детей в процессе экспериментирования

Задачи проекта: 

-Расширять представления детей об окружающем мире, о свойствах предметов;

 - Развивать любознательность, потребность в умственных впечатлениях;

-Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, учить детей делать выводы;

-Развивать мелкую моторику рук;

- Развивать навыки взаимодействия со сверстниками в процессе совместной деятельности;

- Воспитывать культурно-гигиенические навыки у детей (опрятность, аккуратность).

Этапы реализации проекта:

1-ый этап: Беседа с родителями  на тему детского экспериментирования. Сбор необходимого оборудования, выделения места для экспериментирования.  Создание картотеки игр и экспериментов. Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

2-ой этап: Проведение опытов, экспериментов.
3-ий этап: Сформировать картотеку по экспериментам с природным материалом. Создать для детей в группе условия для самостоятельного экспериментирования с природным материалом и оборудованием.

 Подведение итогов.

Основополагающий вопрос: Как познакомить детей с неживой природой?

Совместная деятельность воспитателя и детей.
1. Знакомство со свойствами воды.
2.Знакомство со свойствами воздуха

3. Знакомство со свойствами земли (полив комнатных растений, посадка лука, рассады цветов, томатов, огурцов).

4.Опыты с солнцем

 5.Знакомство со свойствами бумаги (пускание корабликов из разной бумаги).

Самостоятельная деятельность детей.
1.Игры с песком и мелкими игрушками.
2.Игры с камнями, шишками и мелкими игрушками.
3.Игры с водой (пускание корабликов, «рыбачок», погружение разных предметов в воду).
4.Игры с предметами: «чудесный мешочек», пальчиковые игры с использованием природного материала.
5. Использование природного, бросового материала в деятельности по художественному творчеству, в игре (предметы-заместители).

Планирование занятий по экспериментированию с детьми второй младшей группы.

Тема

Совместное

элементарное

экспериментирование

(содержание)

Выводы

(задачи и цели)

Январь

Прозрачная вода

Материалы: две непрозрачные банки (одна заполнена водой), стеклянная банка с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки.

Задача: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).

"Вода может литься, а может брызгать"

Материал: лейка, пулевизатор, таз с водой.

Цель: Обратить внимание, что капельки очень похожи на пыль, потому что они очень мелкие.

«Соберем водичку»

Материал: на каждого ребенка разноцветная губка, поднос, глубокая тарелочка.

Цель: Научить детей пользоваться губкой для сбора воды, показать. что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

Окрашивание воды

Материал: Ёмкости с водой краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

Цель: Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.

"Помощница вода"

Материал: вода, тряпочки, столы.

Вывод: с помощью воды предметы становятся чище.

Февраль

«Снег и  его свойства!»

Свойства снега: (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится)

Цель: Формировать представление о снеге и его свойствах.

Замерзшая вода

Материал: лёд, прозрачные стаканчики с холодной водой.

Цель: выявить, что лед — твердое вещество, плавает,   тает, состоит из воды. познакомить с тем, что замерзает на холоде и тает в тепле.

Тающий лед

Материалы: тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, веревочки, разнообразные формочки.

Задана: определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.

Простые опыты с бумагой

Материал: листы тонкой бумаги, картон, карандаш, авторучка.

Цель: при смятии бумага издаёт звук (шуршит), на бумаге можно рисовать.

Вода и бумага

Материал: ёмкость с водой, листы бумаги.

Вывод: бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой – бумага материал не прочный.

Волшебная бумага

Материал: листы бумаги, клей.

Вывод: бумажные предметы можно склеивать, полоски очень легкие, поэтому когда дует ветер они разлетаются.

Ветка в вазе

Материал: ветка дерева, ваза с водой, наклейка «живая вода».

Цель: показать значение воды в жизни растений.

Март

Воздух повсюду

Описание: сложить лист бумаги  «гармошкой» так, чтобы получился веер. Проверить, как веер при обмахивании создаёт поток воздуха.

Цель: ощутить давление воздуха при помощи веера.

Сильный воздух

Описание: подуть на предметы (перо, лист бумаги, карандаш и т.д.)

Цель: убедиться в том, что с  помощью воздуха можно передвигать предметы.

Поймай воздух

Материалы: полиэтиленовые пакеты по количеству детей.

Цель: познакомить детей с воздухом и его свойствами (прозрачный, невидимый, легкий

Почему всё звучит?

Описание:

При хлопке в ладоши, воздух между ладонями выталкивается и создаётся звуковая волна. Похлопать в ладоши медленно и быстро. Когда звук звонче?

Цель: исследовать, каким образом звук распространяется в воздухе.

Ракета

Описание: надуть шарик и отпустить его. Наблюдать, как воздух, вылетая из шарика, заставляет его взлетать.

Цель: наблюдать реактивную силу воздуха.

Пенный замок

Описание: надуть мыльный пузырь. Что находится внутри мыльного пузыря? Что происходит с пузырём, если на него подуть?

Цель: познакомить детей с тем, что при попадании воздуха в мыльную воду образуется пузырь,

исследовать перемещение воздуха в пространстве.

Волшебные пузырьки

Материал: стаканчики с водой, трубочки для коктейля.

Цель: познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его.

Почему кораблики не плывут

Материал: бумажные и пенопластовые кораблики, ванночка с водой.

Цель: обнаружить воздух, образовать ветер.

Апрель

Природа - не природа

Материал: шишки, жёлуди, камешки, ракушки, картина и т.д.

Цель: установить, какие материалы имеют природное происхождение.

Что растворяется в воде?

Материал: шишки, жёлуди, камешки, ракушки, картина и т.д.

Цель: исследовать взаимодействие природных материалов с водой.

Чудо отпечатки

Материал: шишки, жёлуди, камешки, ракушки, картина и т.д.

Цель: исследовать поверхность природного материала методом отпечатков.

Создать отпечатки ракушки, грецкого ореха и т.п. на кусочке пластилина.

Сказка о камешке

Материал: ванночка с водой, мелкие тяжёлые и лёгкие предметы, камешки.

Цель: на примере опыта показать, что предметы могут быть лёгкими и тяжёлыми.

Свет повсюду

Материалы: иллюстрации событий, происходящих в разное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, настольная лампа, сундучок с прорезью.

Задачи: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

Все увидим, все узнаем

Материалы: лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки кабачков, подсолнуха, мелкие камешки и прочие предметы для рассматривания, рабочие листы, цветные карандаши.

Задача: познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением.

Литература:

1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под «редакцией М. А. Васильева, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

2. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение» 2005 г.

3. Интернет ресурсы.

4. «Простые опыты с бумагой»

    «Простые опыты с природным материалом»

    «Простые опыты с водой»

    « Простые опыты с воздухом»,  М.Султанова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-исследовательская деятельность «Снег пушистый лег на ветки» во второй младшей группе Воспитатель Тарасенко Валентина Владимировна

Цель: обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года, о зимних явлениях, о снеге, о снежинке.ЗадачиОбразовательная:1. Уточнить представления о зимних играх.2. Продолж...

Познавательно – исследовательская деятельность. Экспериментирование с водой: «Маленькие фокусники» во второй младшей группе «Бабочка»

Цель:  Вовлечение детей в элементарную познавательно – исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая-познакомить детей со свойствами воды (вк...

Конспект познавательно – исследовательской деятельности с элементами детского экспериментирования для детей второй младшей группы "Чудесное превращение воды"

Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации....

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в ходе режимных моментов для детей второй младшей группе Тема: «Тарелочка из глины»

Представлен конспект познавательно-исследовательской деятельности на тему "Тарелочка из глины"....

Проект на тему: «С пальчиками играем - речь развиваем» для детей второй младшей группы

Актуальность проекта:Много лет назад ученые доказали, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей в...