"Сюжетно-ролевая игра как средство расширения представлений дошкольников о мире профессий"
статья (старшая группа)

Теоретический аспект расширения представления дошкольников о мире профессий через сюжетно-ролевую игру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno-rolevaya_igra.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

« Сюжетно-ролевая игра как средство расширения представления дошкольников о мире профессий»

Важность ознакомления дошкольников с профессиями взрослых, с их
трудом отражена в законодательных документах Российской Федерации. В
«Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года» прописано, одним из основных приоритетов государственной политики в области воспитания является создание условий для воспитания здоровой,
счастливой, ориентированной на труд личности.
Возросшие требования современного производства к уровню
профессиональной подготовленности делают актуальной проблему
профессиональной ориентации подрастающего поколения. Профессиональная
ориентация начинается со знакомства детей с трудом взрослых.
Знакомство детей с трудом взрослых – это значимое социально-
эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми
опыта общения с окружающими людьми, расширение и уточнение знаний о
профессиях, активизация детского словаря.
«В процессе возрастного развития ребенок насыщает свое сознание
разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической
форме пытается проиграть действия представителей различных профессий
(водитель, врач и т.п.), основываясь на наблюдениях за действиями взрослых.
Некоторые элементы профессиональной деятельности ребенку еще трудно

понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на
основе наглядных образов, впечатлений, конкретных ситуаций из жизни,
историй.»
          Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем. В современной педагогической науке проблему ознакомления
дошкольников с трудом взрослых изучали многие ученые: В.И. Логинова, Л.А.
Мишарина, А.Ш. Шахманова, М.В.Крулехт. В вопросе ознакомления дошкольников с профессиями взрослых существуют различные подходы.
С.А. Козлова и А.Ш. Шахманова предлагают «знакомить детей с
тружениками, с их отношением к труду, формировать представления о том, что профессии появились в ответ на потребности людей (нужно привезти груз,
приготовить обед)».  М.В. Крулехт и В.И. Логинова делают упор на формирование представлений о содержании труда, о продуктах деятельности людей различных профессий, на воспитание уважения к труду.
Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова рекомендуют знакомить детей с видами
труда, наиболее распространенными в конкретной местности.
Анализ теоретических аспектов работы подтвердил актуальность
проблемы формирования представлений о мире профессий у детей старшего
дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры. Через
формирование представлений о мире профессий у детей 6-7 лет достигается
первоначальное профессиональное самоопределение личности ребенка. У детей появляется интерес к миру профессий и к труду взрослых.

Не только беседы привлекают внимание ребенка к миру профессий
взрослых. С.А. Козлова выделяет ведущие методы воспитания отношения
детей к взрослым в разделе «Кто такие взрослые люди». Целью данного
раздела является развитие и поддержание интереса у детей к миру взрослых,
ознакомление с разнообразием профессиональной деятельности и
личностными качествами взрослых людей. Также, в данном разделе
уделяется особое внимание следующей задаче – помочь ребенку увидеть
положительные черты в профессиональном труде взрослого, его пользу и то,
что достойно подражания, способствовать формированию «подсознательного
идеала». С.А. Козлова уделяет особое внимание миру профессий,
рассматривая содержание и задачи в подразделе «Зачем и как работают

взрослые люди». Она предлагает указывать на пользу профессионального
труда в повседневной жизни ребенка, проводить беседы на тему
происхождения профессий, воспроизводить с подгруппами детей
дидактические игру «Где какая нужна профессия», сюжетно-ролевую игру
«Строим новый город» и т.д. После усвоения представлений о мире
профессий взрослых людей, автор предлагает проводить с детьми решение
логических задач, где прослеживается постановка проблемы («Загорелся дом,
кто поможет потушить пожар?») и ее совместное решение. Такие задачи
чаще всего решаются в игровой форме, в которой дети с удовольствием
участвуют. Для завершения работы по разделу «Зачем и как работают
взрослые люди» С.А. Козлова предлагает составить с детьми рассказ по
темам «Страна взрослых», «За что меня любят взрослые» и так далее.
Светлана Акимовна также выделяет последовательность ознакомления
детей с особенностями труда взрослых:
            1. Ребенок знакомится с особенностями труда родителей и близких
родственников;
            2. Ребенок наблюдает за деятельностью взрослых, с которыми он
видится ежедневно, например, сотрудники детского сада (воспитатель,
помощник воспитателя, музыкальный работник) и др.;
            3. Ребенок наблюдает за профессиональной деятельностью
окружающих взрослых, с которыми видится эпизодически, например,
водитель транспорта, продавец и др.;
            4. Ребенок знакомится с профессиями через средства массовой
информации (телевидение, интернет) и проявляет заинтересованность к
определенным специальностям.

Также, для нас, интерес представляют задачи, выделенные в разделе
«Ребенок и окружающий мир»:
            1. Продолжать расширять представления о людях разных профессий, о
значении их труда для общества.

2. Формировать интерес к людям новых профессий: менеджер,
рекламный агент, фермер, художник-дизайнер и т.д.
             3. Рассказывать детям о том, что человек должен творчески относиться
к любому делу, проявлять самостоятельность, выдумку, интерес к
выполняемой работе.  

Решение задач по формированию интереса к миру профессий и
расширению представлений детей по заданной тематике чаще всего
осуществляется воспитателями с помощью организации сюжетно-ролевых
игр для детей, чтения художественной литературы.

          Если для взрослых естественная среда общения – язык, то у детей – это
игра. Термин «игра» предполагает наличие моделирования какой-либо
деятельности, уместно его употребление для обозначения имитации какой-
либо ситуации реальной жизни. Согласно Ж. Пиаже, важна именно
символическая функция игры. По словам А.В. Запорожца, игра дает возможность воссоздать в активной наглядно-действенной форме неизмеримо более широкие сферы действительности, далеко выходящие за пределы личной практики ребенка. В игре дошкольник с помощью своих движений и действий с игрушками активно воссоздает труд и быт окружающих взрослых, события их жизни, отношения между ними и т.д. Тем самым складываются необходимые условия для создания ребенком этих новых областей действительности, а вместе с тем и для развития соответствующих способностей.  Игра, как ведущая деятельность ребенка-дошкольника, определяет его дальнейшее психическое развитие потому, что ей присуща воображаемая ситуация. Благодаря игре ребенок учится мыслить о реальных вещах и реальных действиях.

 Особенное значение в расширении представлений детей старшего
дошкольного возраста о профессиях имеет сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-
ролевая игра представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя
роли (функции) взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых
игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между
ними.

          Целью сюжетно-ролевой игры является осуществляемая деятельность.
Мотив лежит в содержании деятельности, а не вне ее. Образовательный
характер игры дошкольниками не осознается. С позиции воспитателя
сюжетно-ролевую игру можно рассматривать как форму специально

организованной образовательной деятельности. Для воспитателя цель игры –
формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся, а также –
расширение представлений детей о мире профессий. Сюжетно-ролевая игра
управляема.
       Сюжетно-ролевая игра строится на межличностных отношениях,
которые реализуются в процессе общения.
Чем организованнее игра, тем выше ее воспитательное воздействие.
Правильно построенная игра – это умение детей сосредоточиться на роли,
учитывать интересы и желания своих товарищей, помогать друг другу,
видеть игру в развитии. В играх дети проводят почти все личное время. Поэтому-то вырабатывание существенных представлений детей об окружающем мире происходит зачастую именно в процессе игры. Постижение деятельности взрослых, развитие самых примитивных представлений об их
специальностях, скорее даже зачатков их, имеет место быть только во время
игровой деятельности. Сюжетно-ролевая игра требует подготовки детей, так
как дети, не познакомившись с деятельностью определенной профессии, не
смогут разыграть роль такого профессионала. Подготовка к играм в
профессии взрослых организуется повсюду, где только ребенок может
познакомиться хотя бы с одним из качеств профессионала, приобрести некий
объем информации, пусть даже и минимальный, но отталкиваясь от которого
уже можно выстраивать образ профессионала. Зачастую дети организуют
игру совместно, что дает максимальный результат, так как соединяются в
одно целое инициативы детей, происходит обмен информацией друг с

другом. В ходе игры осуществляется обмен ролями, это помогает росту
заинтересованности детей к разнообразным аспектам профессии, в которую
идет игра. Систематический обмен состава играющих содействует в будущем
их взаимовлиянию друг на друга, увеличению усваиваемой во время игры
информации.
Совместные игры детей дают максимальный результат, так как соединяются в одно целое инициативные старания детей, происходит обмен информацией, ролями. Это, в свою очередь, способствует развитию интереса к изучению особенностей профессии, в которую идёт игра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного — ознакомления детей с природой. Наиболее сложной категорией детей для форм...

Презентация: Игра: формирование представлений дошкольников в мире профессий. Психолого-педагогические условия развития ранних представлений ребенка о профессиях

Профориентация детей в значительной степени влияет на самореализацию личности в будущем.  Даже когда ребенок определился с выбором учебного заведения и факультета еще рано считать, выбор будущей ...

Сюжетно – ролевая игра как средство формирования у дошкольников основ безопасного поведения в окружающем мире

Сюжетно - ролевая игра как средство формирования у дошкольников основ безопасного поведения в окружающем мире...

Статья по теме :"Информационно-коммуникационные технологии как средство ознакомления старших дошкольников с миром профессий"

В статье автором представлена актуальность ознакомления старших дошкольников с миром профессий; определение информационно-коммуникационных технологий и их потенциал в ознакомлении старших дошкольников...

Сюжетно-ролевые, дидактические игры, как средство обогащения связной речи детей (из опыта работы) Учитель-логопед Григорьева О.Н.

Использование сюжетно-ролевых игр в педагогическом процессе значительно упрощает решение задач по речевому развитию ребенка....

Картотека сюжетно-ролевых игр для ознакомления старших дошкольников с миром профессий и возможностью оказать первую помощь

Цель сюжетно-ролевой игры: развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка, которые должны научить его принимать решения, делать и обосновывать свой выбор...

Игра как средство расширения представлений дошкольников о мире профессий

Современное направление, связанное с трудовым воспитанием - ранняя профориентация дошкольников, что подразумевает формирование интереса к профессиональной сфере взрослых, обогащение представлений о тр...