Игра как средство расширения представлений дошкольников о мире профессий
статья (средняя, старшая группа)

Современное направление, связанное с трудовым воспитанием - ранняя профориентация дошкольников, что подразумевает формирование интереса к профессиональной сфере взрослых, обогащение представлений о труде и и профессиях, создание условий для самореализации в разных видах доступной детской деятельности.

Учитывая ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте, а именно игровую, ознакомление с миром профессий эффективнее всего осуществлять в процессе организации разных видов игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx14.91 КБ

Предварительный просмотр:

Трудовое воспитание – важнейший компонент многогранного развития детей дошкольного возраста. Труд для ребенка служит сферой многоаспектных проявлений духовного богатства и самовыражения личности.

Как утверждал К.Д. Ушинский, подчеркивая роль трудового воспитания: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой».

Особая ценность в процессе трудового воспитания дошкольников - формирование представлений о труде людей. Ознакомление дошкольников с миром профессий – важный этап в процессе профессионального самоопределения.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО среди задач социально-коммуникативного развития детей предусматривается усвоение нравственных ценностей, принятых в обществе, к которым, безусловно относится и труд, и формирование позитивных установок к различным видам труда.

Знакомство детей с миром профессий – значимая часть нравственно-трудового воспитания, стоящего на пьедестале развития личности ребенка. Формирование представлений детей о разных профессиях способствует возникновению целенаправленных познавательных интересов, мотивации к деятельности, развитию интереса и уважения к трудовой деятельности взрослых.

В общепринятой понимании профессии – это формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен располагать суммой знаний и навыков, обладать необходимыми способностями и профессионально важными качествами.

На протяжении всего дошкольного детства осуществляется ознакомление детей с разными видами трудовой деятельности, различными профессиями. Сначала детей знакомят с трудом работников детского сада, затем с трудом в ближайших учреждениях и на предприятиях, причем в каждой новой возрастной группе предусматривается рассмотрение и уточнение знаний по отдельным профессиям.

Актуальность темы определяется тем, что расширение у дошкольников представлений о мире профессий, формирование положительного эмоционального отношения, интереса и уважения к трудовой деятельности окружающих людей - первостепенное звено психологической готовности детей к труду.

Один из наиболее продуктивных способов расширения представлений дошкольников о мире профессий – игра. В процессе игры дошкольники усваивают знания гораздо успешнее, чем в условиях повседневного общения.

Игра – ведущий вид деятельности дошкольников. Игра максимально сплочена с трудом и особенна тем, что её процесс сопровождается удовольствием со стороны детей от самой деятельности и удовлетворения желания быть «взрослыми».

Игра для дошкольника – средство обработки впечатлений, познаний, приобретенных из окружающей действительности. В игре ясно выражены особенности воображения и мышления ребенка, его эмоциональность, активность, формируется потребность в общении.

Игра лежит в основе воспитательного процесса, в том числе при формировании у детей представлений о труде взрослых. В игре есть возможность воспитывать уважение к труду, показать полезность его результатов для окружающих, вовлечь детей в трудовой процесс. Именно поэтому в воспитательном процессе дошкольников необходимо опираться на игровую деятельность.

Таким образом, возрастные особенности детей дошкольного возраста определяют необходимость опираться в воспитательном процессе на ведущий вид их деятельности – игровую, и использование таких игр, как сюжетно - ролевые, дидактические, интерактивные. В правильно организованной игровой деятельности у дошкольников формируются качества личности, необходимые для осуществления трудовой деятельности в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование приёмов мнемотехники для расширения представлений об окружающем мире детей »

В своей работе я часто использую мнемотаблица для лучшего и быстрого запоминания информации....

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного — ознакомления детей с природой. Наиболее сложной категорией детей для форм...

НОД по расширению представлений об окружающем мире

Этот материал предназначен для проведения НОД по знакомству с окружающим миром...

Презентация: Игра: формирование представлений дошкольников в мире профессий. Психолого-педагогические условия развития ранних представлений ребенка о профессиях

Профориентация детей в значительной степени влияет на самореализацию личности в будущем.  Даже когда ребенок определился с выбором учебного заведения и факультета еще рано считать, выбор будущей ...

Статья по теме :"Информационно-коммуникационные технологии как средство ознакомления старших дошкольников с миром профессий"

В статье автором представлена актуальность ознакомления старших дошкольников с миром профессий; определение информационно-коммуникационных технологий и их потенциал в ознакомлении старших дошкольников...

"Сюжетно-ролевая игра как средство расширения представлений дошкольников о мире профессий"

Теоретический аспект расширения представления дошкольников о мире профессий через сюжетно-ролевую игру...