План по самообразованию на 2023-2024 учебный год по теме: "Анализ художественного произведения в рамках патриотического воспитания дошкольников".
материал

Булавина Римма Владимировна

Анализ художественного произведения в рамках патриотического воспитания дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniyu_2023-2024.docx20.98 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №2»

Управление делами Президента Российской Федерации

План работы по самообразованию

на 2023 – 2024 учебный год

«Анализ художественного произведения в рамках патриотического воспитания дошкольников»

Учитель-логопед Булавина

Римма Владимировна

Актуальность

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения

 на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у детей чувства бесконечной любви к Родине».

                                      В. А.Сухомлинский

     Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ. Это уважение к защитникам Отчизны, уважение к Государственному Гимну, Флагу, Гербу Родины.

     Патриотизм в Российском государстве во все времена был чертой национального характера.  Высокие патриотические чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания. К сожалению, дети дошкольного возраста страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, была могучей державой. И каж-дому из нас надо уметь быть ей полезным.

    Задачи патриотического воспитания:

- воспитание у ребенка любви к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу, стране;

- формирование бережного отношения к родной природе;

- воспитание уважения к труду людей;

- развитие интереса к народным традициям и промыслам;

- расширение представлений о России, о ее столице – Москве;

- знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;

- формирование чувства гордости за достижения Родины;

- формирование чувства уважения к другим народам, их традициям.

     Одним из важнейших средств патриотического воспитания явля-ется художественная литература. Художественное слово входит в мир ребенка с раннего возраста, обогащая его мир, делая его инте-ресным и полным открытий.

     В фольклорных произведениях сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные качества, пред-ставления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, пословицами, сказками, песнями, мы приобщаем их к общечеловеческим нравственным цен-ностям. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что пло-хо. Из сказок дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Сказки развивают кругозор, речь, воображение, нравственные качества: доброту, щедрость, трудолю-бие, правдивость. Воспитательная ценность сказок в том, что в них запечатлены черты русского народа: доброта, свободолюбие, упор-ство в достижении цели. Они воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине. В сказках осуждаются такие свойства человечес-кого характера как лень, жадность, упрямство, трусость и одобряет трудолюбие,  смелость, верность. Воспитательная сила художествен-ной литературы направлена на формирование у дошкольников образа героя – защитника своего государства, воспитание чувства гордости за историю своей страны, потребности защищать Родину, быть за-щитником земли, на которой родился и вырос.

    Цель самообразования:

Повышение собственного уровня профессиональной компетентности по вопросам патриотического воспитания старших дошкольников через чтение и анализ художественных произведений.

    Задачи:

1. Изучение методической литературы по теме самообразования.

2. Изучение опыта других педагоговов в данной области (посещение открытых занятий), просмотры вебинаров и публикаций на образовательных сайтах.

3. Выявление уровня патриотизма старших дошкольников на основе представлений о своем городе, стране.

4. Проведение занятий по патриотическому воспитанию детей посредством чтения и анализа художественных произведений.

5. Повышение педагогической грамотности родителей по данной теме.

План по самообразованию

Месяц

ФОРМЫ РАБОТЫ

с детьми

с педагогами

самообразование

с родителями

Сентябрь

Обследование подвижности органов артикуляционного аппарата и звукопроизношения детей

Беседа с воспитателями  групп №8 и №9 по результатам обследования.

Диагностика звукопроизношения и артикуляционной моторики.

Разработка перспек-тивного плана.

Участие в вебинаре: «Работа по ФОП ДО: обучение грамоте де-тей 5-7 лет» (Ваку-ленко Л.С.)

Выступление на ро-дительском собра-нии: «Роль семьи в развитии речи де-тей».

Октябрь

Проведение индивидуальных занятий по раз-витию артику-ляционной мо-торики и кор-рекции звуко-произношения.

Проведение занятий по под-готовке к обуче-нию грамоте.

Проведение с детьми беседы по патриотичес-кому воспита-нию  «Моя стра-на».

Подготовка и проведение заня-тия по обучению грамоте в подго-товительной гр. №9 «Как звук Р к нам попал».

          Подготовка и проведение заня-тия в группе №9:  «Чтение и анализ  стихотворения    З. Александровой  «Родина».

Диагностика речевой готовности детей к школе.

Консультация для воспитателей старшей и подго-товительной групп на тему: «Взаимосвязь работы логопеда и воспитателя».

Изучение методичес-кой литературы.

Участие в вебинаре: «Игровые приемы нейростимуляции, оптимизирующие логопедиическую работу» (Архипова Е.В.)

Проведение индиви-дуальных консульта-ций для родителей по результатам об-следования речи де-тей.

Подготовка и раз-мещение на сайте детского сада кон-сультации «Один год до школы».

Ноябрь

Изучение методи-ческой литературы.

Изготовление лого-педических игровых карточек для автома-тизации звуков в сочетаниях слов.

Участие в вебинаре «Диагностика инди-видуального раз-вития детей в соответствии с ФАОП ДО» (Корже-вина В.В.)

 Проведение индиви-дуальных консульта-ций для родителей.

Декабрь

 

Участие в вебинаре: «Зачем дошкольнику подготовка к грамо-те? На примере авторской программ-мы «Читающий гном» (Мазанова Е.В.)

Проведение индиви-дуальных консульта-ций для родителей.

Январь

Участие в вебинаре: «Диагностика и раз-витие связной речи у детей с норматив-ным и нарушенным развитием» (Коржевина В.В.)

Проведение индиви-дуальных консульта-ций.

Февраль

Участие в вебинаре: «Эти важные глас-ные. О роли гласных в подготовке дош-кольников к грамоте: авторский подход.» (Мазанова Е.В.)

Размещение на сай-те консультации:  «Патриотическое воспитание детей средствами художес-твенной литерату-ры».

Март

 

Участие в вебинаре: «Развитие связной речи на основе серии визуальных опор» (Коржевина В.В.)

 Проведение индиви-дуальных консульта-ций.

Апрель

Беседа с воспи-тателями  группы и №9 о резуль-татах обследова-ния.

Проведение твор-ческого конкурса «Хитрые буквы Е, Ё, Ю, Я».

Размещение на сайте фотоотчета о прове-денном конкурсе.

Май

Участие в  ин-тегрированном занятии с педа-гогом по изо-деятельности в гр. №9: «Хитрые буквы Ь и Ъ».

Диагностика ре-чевого развития детей в  конце учебного года.

  Выступление на педчасе с отчетом о работе по само-образованию.

  Обсуждение с воспитателями ре-зультатов диаг-ностики.

Подготовка презен-тации отчета о про-деланной работе по самообразованию.

Проведение творчес-кого конкурса «Моя любимая буква» в старшей группе.

Подготовка памятки для родителей: «Ре-комендации логопе-да по работе с ребен-ком в летний пе-риод».

Методическая  литература

- Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников» М., 2008.

- Гербова В.В. «Приобщение детей к Художественной литературе» М., 2006.

- Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» 2005.

- Алешина Н.В. «Знакомство дошкольников с родным городом и страной» конспекты занятий. М., 2011.

- Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Патриотическое воспитание детей 4-6 лет» Мет. Пособие. М., 2007.

- Новицкая М.Ю. «Патриотическое воспитание в детском саду» М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на 2023 -2024 учебный год " Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством образовательных ситуаций"

Каждый малыш по своей натуре первооткрыватель мира и его любопытство не знает границ, особенно на раннем этапе развития. По мере взросления и под воздействием таких факторов как семья, окружение, детс...

План по самообразованию на 2023 - 2024 учебный год. Тема: "Развитие игровой деятельности детей раннего возраста"

Актуальность:Игра - один из тех видов детской деятельности , которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В...

Индивидуальный план профессионального самообразования на 2023-2024 учебный год

В документе представлено планирование воспитательно-образовательной деятельности по теме «Эмоционально-нравственное воспитание детей дошкольного  возраста через приобщение к культурным и фо...

План по самообразованию на 2023 – 2024 учебный год Тема: «Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

План по самообразованиюна 2023 – 2024 учебный годТема: «Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»...

План по самообразованию на 2023 -2024 учебный год Апанской Жанны Васильевны Тема самообразование: «Инновационный подход в

План по самообразованию 2023-2024 год по теме «Инновационный подход в воспитании дошкольников в реджио-педагогике»....