План по самообразованию на 2023-2024 учебный год по теме: "Анализ художественного произведения в рамках патриотического воспитания дошкольников".
материал
Анализ художественного произведения в рамках патриотического воспитания дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniyu_2023-2024.docx | 20.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №2»
Управление делами Президента Российской Федерации
План работы по самообразованию
на 2023 – 2024 учебный год
«Анализ художественного произведения в рамках патриотического воспитания дошкольников»
Учитель-логопед Булавина
Римма Владимировна
Актуальность
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения
на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у детей чувства бесконечной любви к Родине».
В. А.Сухомлинский
Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ. Это уважение к защитникам Отчизны, уважение к Государственному Гимну, Флагу, Гербу Родины.
Патриотизм в Российском государстве во все времена был чертой национального характера. Высокие патриотические чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания. К сожалению, дети дошкольного возраста страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, была могучей державой. И каж-дому из нас надо уметь быть ей полезным.
Задачи патриотического воспитания:
- воспитание у ребенка любви к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу, стране;
- формирование бережного отношения к родной природе;
- воспитание уважения к труду людей;
- развитие интереса к народным традициям и промыслам;
- расширение представлений о России, о ее столице – Москве;
- знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;
- формирование чувства гордости за достижения Родины;
- формирование чувства уважения к другим народам, их традициям.
Одним из важнейших средств патриотического воспитания явля-ется художественная литература. Художественное слово входит в мир ребенка с раннего возраста, обогащая его мир, делая его инте-ресным и полным открытий.
В фольклорных произведениях сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные качества, пред-ставления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, пословицами, сказками, песнями, мы приобщаем их к общечеловеческим нравственным цен-ностям. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что пло-хо. Из сказок дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Сказки развивают кругозор, речь, воображение, нравственные качества: доброту, щедрость, трудолю-бие, правдивость. Воспитательная ценность сказок в том, что в них запечатлены черты русского народа: доброта, свободолюбие, упор-ство в достижении цели. Они воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине. В сказках осуждаются такие свойства человечес-кого характера как лень, жадность, упрямство, трусость и одобряет трудолюбие, смелость, верность. Воспитательная сила художествен-ной литературы направлена на формирование у дошкольников образа героя – защитника своего государства, воспитание чувства гордости за историю своей страны, потребности защищать Родину, быть за-щитником земли, на которой родился и вырос.
Цель самообразования:
Повышение собственного уровня профессиональной компетентности по вопросам патриотического воспитания старших дошкольников через чтение и анализ художественных произведений.
Задачи:
1. Изучение методической литературы по теме самообразования.
2. Изучение опыта других педагоговов в данной области (посещение открытых занятий), просмотры вебинаров и публикаций на образовательных сайтах.
3. Выявление уровня патриотизма старших дошкольников на основе представлений о своем городе, стране.
4. Проведение занятий по патриотическому воспитанию детей посредством чтения и анализа художественных произведений.
5. Повышение педагогической грамотности родителей по данной теме.
План по самообразованию
Месяц | ФОРМЫ РАБОТЫ | |||
с детьми | с педагогами | самообразование | с родителями | |
Сентябрь | Обследование подвижности органов артикуляционного аппарата и звукопроизношения детей | Беседа с воспитателями групп №8 и №9 по результатам обследования. | Диагностика звукопроизношения и артикуляционной моторики. Разработка перспек-тивного плана. Участие в вебинаре: «Работа по ФОП ДО: обучение грамоте де-тей 5-7 лет» (Ваку-ленко Л.С.) | Выступление на ро-дительском собра-нии: «Роль семьи в развитии речи де-тей». |
Октябрь | Проведение индивидуальных занятий по раз-витию артику-ляционной мо-торики и кор-рекции звуко-произношения. Проведение занятий по под-готовке к обуче-нию грамоте. Проведение с детьми беседы по патриотичес-кому воспита-нию «Моя стра-на». Подготовка и проведение заня-тия по обучению грамоте в подго-товительной гр. №9 «Как звук Р к нам попал». Подготовка и проведение заня-тия в группе №9: «Чтение и анализ стихотворения З. Александровой «Родина». Диагностика речевой готовности детей к школе. | Консультация для воспитателей старшей и подго-товительной групп на тему: «Взаимосвязь работы логопеда и воспитателя». | Изучение методичес-кой литературы. Участие в вебинаре: «Игровые приемы нейростимуляции, оптимизирующие логопедиическую работу» (Архипова Е.В.) | Проведение индиви-дуальных консульта-ций для родителей по результатам об-следования речи де-тей. Подготовка и раз-мещение на сайте детского сада кон-сультации «Один год до школы». |
Ноябрь | Изучение методи-ческой литературы. Изготовление лого-педических игровых карточек для автома-тизации звуков в сочетаниях слов. Участие в вебинаре «Диагностика инди-видуального раз-вития детей в соответствии с ФАОП ДО» (Корже-вина В.В.) | Проведение индиви-дуальных консульта-ций для родителей. | ||
Декабрь |
| Участие в вебинаре: «Зачем дошкольнику подготовка к грамо-те? На примере авторской программ-мы «Читающий гном» (Мазанова Е.В.) | Проведение индиви-дуальных консульта-ций для родителей. | |
Январь | Участие в вебинаре: «Диагностика и раз-витие связной речи у детей с норматив-ным и нарушенным развитием» (Коржевина В.В.) | Проведение индиви-дуальных консульта-ций. | ||
Февраль | Участие в вебинаре: «Эти важные глас-ные. О роли гласных в подготовке дош-кольников к грамоте: авторский подход.» (Мазанова Е.В.) | Размещение на сай-те консультации: «Патриотическое воспитание детей средствами художес-твенной литерату-ры». | ||
Март |
| Участие в вебинаре: «Развитие связной речи на основе серии визуальных опор» (Коржевина В.В.) | Проведение индиви-дуальных консульта-ций. | |
Апрель | Беседа с воспи-тателями группы и №9 о резуль-татах обследова-ния. | Проведение твор-ческого конкурса «Хитрые буквы Е, Ё, Ю, Я». Размещение на сайте фотоотчета о прове-денном конкурсе. | ||
Май | Участие в ин-тегрированном занятии с педа-гогом по изо-деятельности в гр. №9: «Хитрые буквы Ь и Ъ». Диагностика ре-чевого развития детей в конце учебного года. | Выступление на педчасе с отчетом о работе по само-образованию. Обсуждение с воспитателями ре-зультатов диаг-ностики. | Подготовка презен-тации отчета о про-деланной работе по самообразованию. | Проведение творчес-кого конкурса «Моя любимая буква» в старшей группе. Подготовка памятки для родителей: «Ре-комендации логопе-да по работе с ребен-ком в летний пе-риод». |
Методическая литература
- Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников» М., 2008.
- Гербова В.В. «Приобщение детей к Художественной литературе» М., 2006.
- Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» 2005.
- Алешина Н.В. «Знакомство дошкольников с родным городом и страной» конспекты занятий. М., 2011.
- Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Патриотическое воспитание детей 4-6 лет» Мет. Пособие. М., 2007.
- Новицкая М.Ю. «Патриотическое воспитание в детском саду» М., 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию на 2023-2024 г.г. Тема «Нравственно – патриотическое воспитание старших дошкольников через экологию родного края
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие...
План по самообразованию на 2023 -2024 учебный год " Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством образовательных ситуаций"
Каждый малыш по своей натуре первооткрыватель мира и его любопытство не знает границ, особенно на раннем этапе развития. По мере взросления и под воздействием таких факторов как семья, окружение, детс...
План по самообразованию на 2023 - 2024 учебный год. Тема: "Развитие игровой деятельности детей раннего возраста"
Актуальность:Игра - один из тех видов детской деятельности , которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В...
Индивидуальный план профессионального самообразования на 2023-2024 учебный год
В документе представлено планирование воспитательно-образовательной деятельности по теме «Эмоционально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культурным и фо...
План по самообразованию на 2023 – 2024 учебный год на тему: «Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»
План по самообразованию...
План по самообразованию на 2023 – 2024 учебный год Тема: «Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»
План по самообразованиюна 2023 – 2024 учебный годТема: «Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»...
План по самообразованию на 2023 -2024 учебный год Апанской Жанны Васильевны Тема самообразование: «Инновационный подход в
План по самообразованию 2023-2024 год по теме «Инновационный подход в воспитании дошкольников в реджио-педагогике»....