Конспект занятия по обучению грамоте Тема: Развитие пространственной ориентировки. Введение понятия «согласный звук»
план-конспект занятия (старшая группа)

Анисимова Татьяна Викторовна

Задачи: 

- упражнение в подборе глаголов, соответствующих зимним явлениям через игру «Кто больше?»;

- продолжение формирования умения «записывать» предложения графически;

- упражнение в определении пространственных взаимоотношений относительно себя и относительно человека, стоящего напротив другого через игру «Зеркало»;

- знакомство с понятием «согласный звук», используя игру «Что мешает?»;

- создание положительного эмоционального настроения, развитие воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx27.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте

Тема: Развитие пространственной ориентировки.

Введение понятия «согласный звук»

Задачи: 

- упражнение в подборе глаголов, соответствующих зимним явлениям через игру «Кто больше?»;

- продолжение формирования умения «записывать» предложения графически;

- упражнение в определении пространственных взаимоотношений относительно себя и относительно человека, стоящего напротив другого через игру «Зеркало»;

- знакомство с понятием «согласный звук», используя игру «Что мешает?»;

- создание положительного эмоционального настроения, развитие воображения.

Демонстрационный материал: звук «Вьюга», музыка «Детская песня - «Делай как я», презентация, письмо.

 Раздаточный материал: тетради, простые карандаши, карточки трехзвуковых слов, конверты с фишками по количеству детей.

Ход занятия

Воспитатель с детьми заходит в группу.

Воспитатель: - Ребята, становитесь вокруг меня.

Ты мой друг и я твой друг,

Вместе дружно встанем в круг.

Крепче за руки держись

И друг другу улыбнись!

Воспитатель: ребята, отгадайте загадку

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки

Радость детям подарила

И санках прокатила. (Ответ детей -зима)

Воспитатель: А что такое зима?  (Время года). А почему вы решили, что в этой загадке говориться именно о зиме? Какие слова вам помогли догадаться, назовите их.

Воспитатель: Ребята, а вы ходили с родителями в лес летом или осенью? А хотите увидеть, как красив зимний лес? Тогда мы повернемся вокруг себя два раза, скажем волшебные слова: «Раз-два повернись, в зимнем лесу очутись» и мы окажемся в зимнем лесу. (Дети встают в круг, говорят слова.) Слайд 1 (картина на экране «Зимний лес»)

Воспитатель: Вот мы и в лесу. Посмотрите как здесь красиво!

Стали белыми сады

И леса еловые. Слайд 2 (картина на экране - зимний лес со следами зверей)

На снегу видны следы.... 

Воспитатель: Ребята, посмотрите следы на снегу! А где же сами звери?

Слайд 3 (звук метели)

Слайд 4  (картина на экране - Снежная королева)

Воспитатель: Ребята, кто это? (Снежная королева). И она оставила нам письмо.

 «Это я! Снежная королева! И я заколдовала всех зверей, они мешали мне наслаждаться тишиной зимнего леса!»

Воспитатель: Но так не должно быть, лес не может существовать без зверей и птиц! Ребята, что же делать? (предположение детей)

Продолжение письма

«А если вы хотите, чтобы я их расколдовала, то тогда должны выполнить мои задания». 

Воспитатель: Ну что ребята будем делать? (Ответы детей). Тогда рассаживаемся за столы и приступим к выполнению заданий Снежной королевы.

1 задание: Необходимо подобрать глаголы о зимних явлениях. Игра «Кто больше?»                                                                                                                      

Снег что делает? – падает, кружится, ложится, покрывает, порхает, стелется, скрипит, тает…

Мороз что делает?- морозит, трещит, крепчает…

Ветер что делает?- дует, метет, завывает, воет…

Солнце что делает?- светит, но не греет 

Воспитатель: Молодцы, ребята, много слов подобрали. Следующее задание звучит так:

2 задание: Записать предложения в тетради виде схем.

Воспитатель: Перед выполнением второго задания Снежной королевы нужно подготовить наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять, (ладошки сжимать и разжимать)

Мы во двор пошли гулять.  

Бабу снежную лепили,  

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А еще в снегу валялись, все в снегу домой пришли,

Съели суп, и спать легли.

Воспитатель: Пальчики мы подготовили, теперь запишем предложения в виде схем. (напомнить детям, что длина слова -2 клетки, короткое слово -1 клетка, между словами пустая клетка).

Мороз морозит.

Ветер несет снег.

Снег кружится и падает. Слайд 5 (картина на экране - на каждое предложение появляется его схема)

Воспитатель: Молодцы, вы правильно записали предложения.

Воспитатель: Снежная королева заколдовала не только лесных обитателей, но и даже рыб в реках и озерах. Отгадаем, какую рыбу она заколдовала?

Он на самом дне живёт,

У него усатый рот.

Всё, что сверху упадёт,

Аккуратно подберёт.

На ночь спать уходит в дом,

Рыбу называют…  (Сом) Слайд 6 (картина на экране – сом)

Воспитатель: Чтобы сома расколдовать, необходимо сделать звуковой анализ слова «сом».

(Дети под руководством воспитателя проводят  звуковой анализ слова по схеме)

Сколько звуков в слове «сом»?

Какой звук гласный?  (Почему звук (О) обозначили красным квадратом?)

Почему вы решили, что этот звук гласный? 

Введение понятия «согласный звук»

Воспитатель: назовите первый звук в слове?  (с) - попробуйте этот звук пропеть, произнести тихо и громко. Звук (с) «мешают» произнести зубы.

Назовите последний звук в слове «сом» (м). Произнесению этого звука мешают губы.

Звуки, произношению которых мешают губы, зубы или язык и поэтому мы не можем их пропеть или громко произнести, называются согласными.

Воспитатель: Игра «Что мешает?»  Дети учатся определять, что мешает им произнести разные звуки в знакомых словах: мак, дом, шар, жук.

Воспитатель: Молодцы, вы правильно сделали звуковой анализ и сом с рыбами уплыли Слайд 7 (картина на экране – рыбы уплывают).

Воспитатель: Снежная королева, очень любит смотреть на себя в зеркало. Предлагаю поиграть в игру «Зеркало», я буду Снежной королевой, а вы моим отражением  (педагог, стоя лицом к детям, выполняет различные движения: поднимает поочередно руки, кладет на пояс, поднимает поочередно ноги. Дети должны зеркально повторить эти движения).  (Физминутка) Слайд 8 (музыка «Детская песня-«Делай как я»»)

Воспитатель: и последнее задание от Снежной королевы: отгадать лесного обитателя через загадку, и назвать в какой сказке он встречается. Слайд 9 (на экране – на каждый ответ загадки, появляется картинка животного)

Он всего всегда боится,

Волк от страха ему снится,

И лисица, и медведь...

Все хотят беднягу съесть.

Он прыгучий, словно мячик.

Кто же это? Это... (Заяц)

«Заюшкина избушка» «Под грибом»

«Колобок»

«Теремок»

Он хвостастый и зубастый,

На луну он воет часто,

Все в лесу его боятся,

А в особенности, зайцы. (Волк)

«Колобок»

«Теремок»

«Лиса и волк»

Она любит хлеба крошки,

Больше всех боится кошки.

Быстро шмыг — не разглядишь!

Пробежала в норку... (Мышь)

«Колобок»

«Теремок»

«Репка» «Курочка Ряба»

«Под грибом»

В лесу живёт плутовка,

Хитры её глаза,

А цветом, как морковка,

Пушистая... (Лиса)

«Заюшкина избушка», «Лиса и журавль»

«Колобок», «Под грибом»

«Теремок»

«Лиса и скалочка» 

Воспитатель: Вот и выполнили мы все задания Снежной королевы, какие вы молодцы! Снежная королева, расколдовывай зверей! Слайд 10 (картина на экране – звери в зимнем лесу)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, звери вернулись в лес! А сейчас нам пора возвращать в детский сад. Становитесь вокруг меня, скажем волшебные слова: «Раз — два, повернись, в детском саду очутись!» И мы окажемся в детском саду! (Дети выполняют.)

Вот мы и вернулись. Понравилось вам наше путешествие? Какое задание от Снежной королевы вам показалось трудно выполнимым, а каким легким?

(Ответы детей.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте.Тема:"Путешествие на самолёте в волшебную страну.Звуки Л-Ль".

Автоматизируются звуки "Л-Ль" ; дифференцируются звуки "Л-Ль" по твёрдости-мягкости; дети учатся согласовывать слова-предметы  со словом "голубой"; образовывают слова с противоположным значением...

Конспект занятия по обучению грамоте Тема: Согласный звук [Ф][Ф,], буква «Ф»

Задачи: познакомить детей с буквой «ф»; уточнить артикуляцию звуков[ф][ф,]; совершенствовать умение детей рассуждать, чётко выражая свои мысли; закреплять умения делить слова на слоги; составлять пред...

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: «Согласные звуки [р, р\'],буквы Р, р »

Цель: Знакомство с новой буквой Р, новыми звуками [р, р'].Задачи:-познакомить детей с новой буквой Р, новыми звуками [р,р'], их  классификация.-знакомить  с ударением; закреплят...

Конспект занятия по обучению грамоте.Тема: Согласный звук [ш], буква Ш.

Задачи: познакомить со звуком [ш], буквой Ш; повторить пройденные буквы, упражнять в определении словесного состава предложения...

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: «Согласные звуки [Б], [Б’], буква Б»

презентация занятия по обучению грамоте в подготовительной школе группе....

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе с учетом ФГОС «Согласный звук [Ч’], буква «Ч».

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе с учетом ФГОС «Согласный звук [Ч’], буква «Ч»....

Конспект НОД по обучению грамоте. Тема: «Развитие слухового внимания и восприятия неречевых звуков»

Конспект НОД по обучению грамоте. Тема: «Развитие слухового внимания и восприятия неречевых звуков»...