Конспект занятия по обучению грамоте.Тема: Согласный звук [ш], буква Ш.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Задачи: познакомить со звуком [ш], буквой Ш; повторить пройденные буквы, упражнять в определении словесного состава предложения; 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_obucheniyu_gramote_zvuk_sh.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект НОД  по  обучению грамоте.

Воспитатель:

Дата проведения:

Тема: Согласный звук [ш], буква Ш.

Задачи: познакомить со звуком [ш], буквой Ш; повторить пройденные буквы, упражнять в определении словесного состава предложения;

Демонстрационный материал: игрушка «Фотоаппарат», панно букв, набор картинок (шуба, карандаш, шкаф, шар, кошка).

Раздаточный материал: кубики средней величины для конструирования, индивидуальные зеркала, фишки красного, синего, зелёного цветов; тетради в клетку, простые карандаши.

Ход занятия.

1. Воспитатель: - К нам в детский сад пришло письмо. Жители городка Буквинска обращаются к вам, ребята, с просьбой о помощи.

Воспитатель читает письмо:

- Дорогие ребята, мы, жители Буквинска, просим помочь вас осуществить наши архитектурные планы по строительству букв-домов. Подскажите нам, пожалуйста, какие буквы можно сконструировать из двух деталей, а какие буквы – из трёх деталей? Сконструируйте буквы по вашему выбору, сфотографируйте получившиеся буквы-дома

и пришлите, пожалуйста, нам свои фото по почте.

Дети конструируют буквы из двух деталей («У», «О», «Э», «Т»), из трёх деталей («А», «Я», «Н», «К»).

Воспитатель фотографирует конструкции домов игрушечным фотоаппаратом.

2. Воспитатель: - Сегодня мы познакомимся с вами со звуком [ш] и буквой Ш. Но сначала я расскажу вам историю про букву Ш.

Буква Ш долго искала, где бы ей поселиться. Наконец она решила поселиться

у маленького лесного болотца, в камышах. – Я с удовольствием помогу им шуршать, - подумала буква Ш.

Она сделала домик и поселилась у маленького лесного болотца. При каждом дуновении ветерка камыши начинали шевелить листочками и шёпотом пересказывать друг другу последние новости леса. А буква Ш старалась им помогать. Она даже научилась рассказывать особые, шелестящие и шуршащие сказки. Занимательные сказки буквы Ш стали популярны среди лесных обитателей. Когда ветер стихал и в лесу воцарялся покой, лесные мыши первыми спешили прибежать к камышам и послушать сказки, которые свивает из тишины  и тихонько нашёптывает благодарным слушателям буква Ш.

3. Воспитатель:- Вспомните слова со звуком [ш], которые встретились вам в сказке. Этот звук живёт в слове-отгадке такой загадки:

                          Зима ушла за тридевять земель.

                          Над лугом загудел мохнатый…(шмель).

                                                                   (И. Гамазкова.)

С какого звука начинается слово шмель? (Со звука [ш].)

4. Артикуляция звука.

Анализ артикуляции: губы в положении трубочки, зубы сближены, кончик языка

за верхними зубами, воздушная струя встречает преграду.

Воспитатель дает задание: «Положите руку на горлышко и произнесите: [ш].

Характеристика звука. Звук [ш] – согласный, всегда твёрдый, глухой, шипящий.

Педагог. Звук [ш] мы будем обозначать фишкой какого цвета? Да, всегда фишкой синего цвета.

5. Звуко-буквенный анализ слова «шмель».

    Дети обозначают звуки с помощью фишек.

6. Определение позиции звука [ш] в словах: шуба, карандаш, машина, шкаф, шар, кошка.

Воспитатель демонстрирует картинки с изображением этих предметов.

7. Работа над слогом.

    Ша – шо – шу,        Шо – шу – ша         Шу – ша – шо,              Шо – шу – ша,

    Я письмо пишу.      Каша хороша.         Всё будет хорошо.       Шёл он не спеша.      

8. Физкультминутка.

                                                      Шмель

   На лужайке, на ромашке                            Я с ромашками дружу.

   Шмель летал в цветной рубашке.             Тихо по ветру качаюсь,

   Шу-шу-шу-шу, жу-жу-жу,                         Низко-низко наклоняюсь.

9. Составление схемы предложения: «Шмель летал в цветной рубашке».

    Воспитатель. Определите количество слов в предложении. Назовите первое слово.

    Какое слово идёт потом. Изобразите графически схему предложения, обозначив слова

    короткими линиями, а предлог треугольником. Придумайте предложение со словом

    «летал».

10. Слова-паронимы.

    Воспитатель. Шмель решил повеселить своих друзей и спеть им смешную песенку, но

    сначала предупредил своих друзей:

                 Я буду петь наоборот                         Вы можете похохотать  

                 И веселить лесной народ.                  И ошибки исправлять.

                 С другом мы играли в чашки,           Петухи, затеяв шпоры,

                 Пили чай из белой шашки.                Грозно поднимают споры.

                           А как правильно?                                  А как правильно?

                 Вылезла из норки шишка,                 Мы с сестрой посуду шили

                 На неё упала мышка.                          И наряды куклам мыли.

                           А как правильно?                                А как правильно?

                                                                                                    (И. Лопухина.)

11. Чтение чистоговорки «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». Темп произнесения  

      предложения убыстряется только до тех пор, пока ребёнок может правильно повторять

      фразу.

12. Знакомство с буквой.

      Показ буквы, рассматривание её. Воспитатель читает при этом стишок:

                  Посмотри на букву Ш –

                  Буква очень хороша,

                  Потому что из неё

                  Можно сделать Е и Ё.

                                        (А. Шибаев.)                                  

      Размещение буквы на панно букв по адресу: второй

      этаж (вторая строка снизу), квартира № 5 (пятая клетка слева).

Воспитатель:- Найдите все буквы «Ш» в тетради и нарисуйте букву «Ш» по клеточкам.

 Итог.

Воспитатель:- С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились на занятии? Что нового  узнали про эту букву и звук?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Согласный звук [ш], буква Ш

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группеТема: Согласный звук [ш], буква Ш...

Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте по теме: Знакомство с согласным звуком, и буквой «В», экспериментальная деятельность по теме: свойства воды для детей старшей группы.

Цель занятия:Познакомить детей с согласными звуками «В», «В,» и буквой «В»; артикуляция звука положения губ, языка; учить определять место звука в словах в 2-х позициях – в начале и в середине слова. ...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Закрепление изученных звуков и букв. ( П, Х, К, А, О, У, Ы, Р, Ш, М)

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте.Тема: Закрепление изученных звуков и букв. ( П, Х, К, А, О, У, Ы, Р, Ш, М)  Цели: закреплять  изученные звуки и буквы; вырабатывать навык че...

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте Тема: «Знакомство со звуком и буквой «У»» для детей 6-7 лет

Задачи НОД: -учить  проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука;- познакомить с буквой  у, У;-  учить составлять пр...

Технологическая карта НОД по грамоте Тема: «Согласный звук Ч.Буква Ч»

   Технологическая карта-конспект  подгрупповой логопедической НОД по грамоте  для детей 4-7 лет.Тема: «Согласный звук Ч.Буква Ч»...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте. Тема: «Изучение согласного звука [Н] и [Н’]. Буква "Н".

- Закреплять умение понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют значение . Упражнять в подборе слов, противоположных по смыслу. Разви...

Фронтальное занятие по знакомству с новым согласным звуком и буквой. Тема: «Звук Г. Буква Г»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности....