Конспект занятия по обучению грамоте.Тема: Согласный звук [ш], буква Ш.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Задачи: познакомить со звуком [ш], буквой Ш; повторить пройденные буквы, упражнять в определении словесного состава предложения;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_obucheniyu_gramote_zvuk_sh.docx | 18.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по обучению грамоте.
Воспитатель:
Дата проведения:
Тема: Согласный звук [ш], буква Ш.
Задачи: познакомить со звуком [ш], буквой Ш; повторить пройденные буквы, упражнять в определении словесного состава предложения;
Демонстрационный материал: игрушка «Фотоаппарат», панно букв, набор картинок (шуба, карандаш, шкаф, шар, кошка).
Раздаточный материал: кубики средней величины для конструирования, индивидуальные зеркала, фишки красного, синего, зелёного цветов; тетради в клетку, простые карандаши.
Ход занятия.
1. Воспитатель: - К нам в детский сад пришло письмо. Жители городка Буквинска обращаются к вам, ребята, с просьбой о помощи.
Воспитатель читает письмо:
- Дорогие ребята, мы, жители Буквинска, просим помочь вас осуществить наши архитектурные планы по строительству букв-домов. Подскажите нам, пожалуйста, какие буквы можно сконструировать из двух деталей, а какие буквы – из трёх деталей? Сконструируйте буквы по вашему выбору, сфотографируйте получившиеся буквы-дома
и пришлите, пожалуйста, нам свои фото по почте.
Дети конструируют буквы из двух деталей («У», «О», «Э», «Т»), из трёх деталей («А», «Я», «Н», «К»).
Воспитатель фотографирует конструкции домов игрушечным фотоаппаратом.
2. Воспитатель: - Сегодня мы познакомимся с вами со звуком [ш] и буквой Ш. Но сначала я расскажу вам историю про букву Ш.
Буква Ш долго искала, где бы ей поселиться. Наконец она решила поселиться
у маленького лесного болотца, в камышах. – Я с удовольствием помогу им шуршать, - подумала буква Ш.
Она сделала домик и поселилась у маленького лесного болотца. При каждом дуновении ветерка камыши начинали шевелить листочками и шёпотом пересказывать друг другу последние новости леса. А буква Ш старалась им помогать. Она даже научилась рассказывать особые, шелестящие и шуршащие сказки. Занимательные сказки буквы Ш стали популярны среди лесных обитателей. Когда ветер стихал и в лесу воцарялся покой, лесные мыши первыми спешили прибежать к камышам и послушать сказки, которые свивает из тишины и тихонько нашёптывает благодарным слушателям буква Ш.
3. Воспитатель:- Вспомните слова со звуком [ш], которые встретились вам в сказке. Этот звук живёт в слове-отгадке такой загадки:
Зима ушла за тридевять земель.
Над лугом загудел мохнатый…(шмель).
(И. Гамазкова.)
С какого звука начинается слово шмель? (Со звука [ш].)
4. Артикуляция звука.
Анализ артикуляции: губы в положении трубочки, зубы сближены, кончик языка
за верхними зубами, воздушная струя встречает преграду.
Воспитатель дает задание: «Положите руку на горлышко и произнесите: [ш].
Характеристика звука. Звук [ш] – согласный, всегда твёрдый, глухой, шипящий.
Педагог. Звук [ш] мы будем обозначать фишкой какого цвета? Да, всегда фишкой синего цвета.
5. Звуко-буквенный анализ слова «шмель».
Дети обозначают звуки с помощью фишек.
6. Определение позиции звука [ш] в словах: шуба, карандаш, машина, шкаф, шар, кошка.
Воспитатель демонстрирует картинки с изображением этих предметов.
7. Работа над слогом.
Ша – шо – шу, Шо – шу – ша Шу – ша – шо, Шо – шу – ша,
Я письмо пишу. Каша хороша. Всё будет хорошо. Шёл он не спеша.
8. Физкультминутка.
Шмель
На лужайке, на ромашке Я с ромашками дружу.
Шмель летал в цветной рубашке. Тихо по ветру качаюсь,
Шу-шу-шу-шу, жу-жу-жу, Низко-низко наклоняюсь.
9. Составление схемы предложения: «Шмель летал в цветной рубашке».
Воспитатель. Определите количество слов в предложении. Назовите первое слово.
Какое слово идёт потом. Изобразите графически схему предложения, обозначив слова
короткими линиями, а предлог треугольником. Придумайте предложение со словом
«летал».
10. Слова-паронимы.
Воспитатель. Шмель решил повеселить своих друзей и спеть им смешную песенку, но
сначала предупредил своих друзей:
Я буду петь наоборот Вы можете похохотать
И веселить лесной народ. И ошибки исправлять.
С другом мы играли в чашки, Петухи, затеяв шпоры,
Пили чай из белой шашки. Грозно поднимают споры.
А как правильно? А как правильно?
Вылезла из норки шишка, Мы с сестрой посуду шили
На неё упала мышка. И наряды куклам мыли.
А как правильно? А как правильно?
(И. Лопухина.)
11. Чтение чистоговорки «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». Темп произнесения
предложения убыстряется только до тех пор, пока ребёнок может правильно повторять
фразу.
12. Знакомство с буквой.
Показ буквы, рассматривание её. Воспитатель читает при этом стишок:
Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё.
(А. Шибаев.)
Размещение буквы на панно букв по адресу: второй
этаж (вторая строка снизу), квартира № 5 (пятая клетка слева).
Воспитатель:- Найдите все буквы «Ш» в тетради и нарисуйте букву «Ш» по клеточкам.
Итог.
Воспитатель:- С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились на занятии? Что нового узнали про эту букву и звук?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Согласный звук [ш], буква Ш
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группеТема: Согласный звук [ш], буква Ш...
Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте по теме: Знакомство с согласным звуком, и буквой «В», экспериментальная деятельность по теме: свойства воды для детей старшей группы.
Цель занятия:Познакомить детей с согласными звуками «В», «В,» и буквой «В»; артикуляция звука положения губ, языка; учить определять место звука в словах в 2-х позициях – в начале и в середине слова. ...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Закрепление изученных звуков и букв. ( П, Х, К, А, О, У, Ы, Р, Ш, М)
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте.Тема: Закрепление изученных звуков и букв. ( П, Х, К, А, О, У, Ы, Р, Ш, М) Цели: закреплять изученные звуки и буквы; вырабатывать навык че...
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте Тема: «Знакомство со звуком и буквой «У»» для детей 6-7 лет
Задачи НОД: -учить проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука;- познакомить с буквой у, У;- учить составлять пр...
Технологическая карта НОД по грамоте Тема: «Согласный звук Ч.Буква Ч»
Технологическая карта-конспект подгрупповой логопедической НОД по грамоте для детей 4-7 лет.Тема: «Согласный звук Ч.Буква Ч»...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте. Тема: «Изучение согласного звука [Н] и [Н’]. Буква "Н".
- Закреплять умение понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют значение . Упражнять в подборе слов, противоположных по смыслу. Разви...
Фронтальное занятие по знакомству с новым согласным звуком и буквой. Тема: «Звук Г. Буква Г»
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности....