Экспериментально-исследовательская деятельность
план-конспект занятия (средняя группа)
Образовательная область: Познавательное развитие, цикл «Исследование объектов живой и не живой природы»
Интеграция: коммуникативное развитие, речевое развитие, художественноэстетическое развитие.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Задача: развитие познавательно-исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования с водой.
Цели:
- Познакомить детей со свойствами воды
- Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление во время поисковой деятельности, навыки анализа и умение делать выводы
- Активизировать и обогатить словарь детей
- Воспитывать доброе, чуткое отношение друг к другу и окружающему миру
- Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека
Возраст детей: 4-5 лет (средняя группа)
Материал: капелька на магните большая «Капитошка, капли воды маленькие, картинка с магнитами, глобус, воды, апельсиновый сок, молоко, пластиковые стаканчики, разноцветные пуговицы, соль, сахар.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentalno-issledovatelskaya_deyatelnost.docx | 27.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по экспериментальной деятельности «Свойства воды» (средняя группа)
Воспитатель: Крюкова Д.Д
Образовательная область: Познавательное развитие, цикл «Исследование объектов живой и не живой природы»
Интеграция: коммуникативное развитие, речевое развитие, художественноэстетическое развитие.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Задача: развитие познавательно-исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования с водой.
Цели:
- Познакомить детей со свойствами воды
- Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление во время поисковой деятельности, навыки анализа и умение делать выводы
- Активизировать и обогатить словарь детей
- Воспитывать доброе, чуткое отношение друг к другу и окружающему миру
- Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека
Возраст детей: 4-5 лет (средняя группа)
Материал: капелька на магните большая «Капитошка, капли воды маленькие, картинка с магнитами, глобус, воды, апельсиновый сок, молоко, пластиковые стаканчики, разноцветные пуговицы, соль, сахар.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент –
Воспитатель
Ребята, сегодня у нас гости. Давайте поздороваемся с ними и друг с другом.
-Здравствуй солнце золотое, здравствуй небо голубое, здравствуй матушка земля, здравствуйте, мои друзья!
-Ребята, посмотрите, что я вам принесла. Кто знает что это такое?
Дети
-Это глобус!
Воспитатель
- правильно. Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. А какого цвета на глобусе больше всего?
Дети
-Синего, голубого
Воспитатель
-Верно. Как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе? (ответы детей)
Голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды на глобусе. Посмотрите, как много воды на нашей земле. А кому нужна вода?
Дети
Животным, растениям, человеку
Воспитатель
- правильно, молодцы
2. Игровая ситуация –
- Ребята, кто-то пришёл к нам в гости! Кто же это?
Дети Капелька
Воспитатель
Да ребята, это капелька, и зовут её Капитошка. Капитошка спрашивает у детей, где живут у нас в группе её сестрички-капельки.
Ребята, давайте расскажем Капитошке, где в нашей группе живут сестричкикапельки, что они у нас делают и какую приносят пользу. А я буду отмечать ваши ответы приклеивать их на мольберт к Капитошке.
(дети отвечают, где у нас есть вода и какую пользу она приносит: чтобы поливать цветы, мыть посуду, вытирать пыль, мыть игрушки, умываться, пить воду) - Ребята, а дома как мы используем воду?
( дети отвеют, для приготовления пищи, уборки, стирки одежды…)
(Все вместе пересчитывают капельки.)
3. Экспериментальная деятельность «Свойства воды»
Воспитатель
-ребята приглашаю Вас , отправиться в лабораторию и как настоящие ученые провести опыты и узнать о свойствах чудесного вещества- воды.
В лаборатории нужно соблюдать правила поведения:
- Внимательно слушать воспитателя
- Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу
- Не забывать после каждого опыта делать выводы
А сейчас проходите в лабораторию, вставайте вокруг стола, напротив каждого стаканчика.
Опыт № 1
Воспитатель
-ребята, когда ваша мама печёт пирожки и булочки, вы чувствуете аппетитный запах. А есть ли запас у воды? Чтобы ответить на этот вопрос проведём опыт
Возьмите стакан с соком, понюхайте. Какой это сок? (ответы апельсиновый)
Как вы догадались, что сок апельсиновый ( пахнет апельсином)
А теперь возьмите стакан с водой. Понюхайте, чем пахнет (у воды нет запаха)
- так есть ли запах у воды (изображение карточки с этим свойством) какой Вывод можно сделать: У воды нет запаха!
Опыт № 2
Воспитатель
-ребята, вы пробовали лимон, а какой он на вкус? ( кислый)
- а конфета ( сладкая)
-интересно, а есть ли вкус у воды? Возьмите стакан с яблочного сока, попробуйте сок. Какой вкус у яблочного сока? ( вкус яблока)
-а теперь возьмите стакан с водой и попробуйте. Какая она? Сладкая?
Кислая? Солёная? ( без вкуса)
Так есть ли вкус у воды? ( нет)
Вывод: У воды нет вкуса
Воспитатель
- вы правы ребята, у воды нет в вкуса.
Опыт № 3
Воспитатель
- чтобы приступить к следующему опыту пройдем к следующему столу
-ребята посмотри, что перед вами на столе в тарелочках
Дети
-лёд
Воспитатель
-возьмите его в руки. Какой лёд?
Дети
-холодный
Воспитатель
Что еще можно сказать про лёд. Лёд твёрдый?
Воспитатель предлагает провести простые опыты со льдом: надавить, сжать, постучать по нему
- посмотрите, ребята, лёд на наших ладошках от теплоты рук начал таять? А когда лёд тает, то он во что превращается?
Дети
- в воду.
Воспитатель
Сделаем вывод: лёд – это точно вода. Мы узнали ещё одно свойство воды - она может быть не только в жидком, но и в твёрдом состоянии, когда замерзает, превращается в лёд.
Мы провели три опыта и чтобы узнать еще одно свойство воды перейдем к следующему столу, встанем вокруг него аккуратно.
Опыт № 4
-посмотрите, ребята, а вы знаете какого цвета молоко? (белого)
- а что вы можете сказать про воду? она белого цвета? Давайте проверим, какого цвета вода? Закройте глаза. Я опущу в молоко пуговицу – ваша задача угадать, какого цвета пуговицу я опустила
- открывайте глаза. Какого цвета пуговица в вашем стакане с молоком , вы можете сказать (нет) Почему? ( ответ детей) теперь предлагаю вытащить пуговицы из молока на салфетку. Погрузите эти же пуговицы в стаканчик с водой. Теперь мы может увидеть какого цвета пуговица( да)
Почему ? ( потому что вода - прозрачная)
-ребята вы молоды. Сделаем вывод - вода не имеет цвета.
Опыт № 5
- и последнее свойство, которое мы узнаем это какая у воды форму
- Давайте выльем нашу воду в тарелочку. Что произошло (ответы детей) Действительно, она растеклась по тарелке потому, что не имеет формы. Можем ли мы сказать, что вода круглой формы, квадратной или прямоугольной? Нет. Сделаем вывод – вода не имеет формы.
Воспитатель подводит детей к доске и еще раз повторим свойства воды по схеме (вода не имеет цвета, запаха, вкуса, формы, вода может быть, как в твердом и жидком состоянии)
- вам понравилось проводить эксперименты с водой? Что тебе понравилось делать (вопрос адресуется к каждому ребенку) что нового узнали о свойствах воды?
Вывод общий вода - чудесное вещество, она нужна не только человеку, но и растениям, животным для жизни. Без воды нет жизни на земле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План кружка «Эколошка» во второй младшей группе (экспериментально - исследовательская познавательная деятельность)
В младшем возрасте закладываются основы физического, умственного, нравственного развития ребёнка. Решить проблемы младшего возраста – значит обеспечить полноценное развитие детей в дошкольном и школьн...
Экспериментально-исследовательская, проектная деятельность дошкольников
Использование экспериментально-исследовательской, проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников....
Реализация экспериментально-исследовательской деятельности через различные виды деятельности
Предложенное занятие помогает развивать исследовательские навыки, зрительное восприятие мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений,...
Познавательно - исследовательский проект «Использование цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в рамках экспериментально-исследовательской деятельности»
Вид проекта: познавательно-исследовательский, практико-ориентированный, групповой.Участники проекта: воспитанники старшей и подготовительной группыСроки реализации: долгосрочный: 2 года...
Исследовательский проект - опыт исследовательских результатов: "Экспериментально – исследовательская деятельность детей в группе младшего дошкольного возраста".
На современном этапе развития общества, в условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает познавательное развитие детей. В целевых ориентирах прописано в п. 4.6 ФГОС ДО: ребен...