Проект. Познавательно - исследовательский «Использование цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в рамках экспериментально-исследовательской деятельности» (для детей средней группы)
проект (средняя группа)

Мусаткина Вероника Ивановна

Долгосрочный проект в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_naurasha.docx409.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад «Ладошки»

МО «Барышский район»

Проект

Познавательно - исследовательский
«Использование цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в рамках экспериментально-исследовательской деятельности»

 (для детей средней группы)

  Подготовил:

          Воспитатель: В.И. Мусаткина  

                  г. Барыш 2021 г.

1e37881279db19bc074efd57d9d481f6.png

Вид проекта: познавательно-исследовательский, практико-ориентированный, групповой.

Разработала:

Воспитатель Мусаткина В.И.

Если хочешь научить меня чему-то,

Позволь мне идти медленно…

Дай мне приглядеться…

Потрогать и подержать в руках,

Послушать…

Понюхать…

И, может быть, попробовать на вкус…

О, сколько всего я могу

Найти самостоятельно!

Анна Роговина, «Хочу сделать сам»

Пояснительная записка:

Как подвести детей к простейшему пониманию элементарных закономерностей окружающего мира, побуждать делать выводы и обобщение?

Одним из таких эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментально-исследовательская деятельность. 

Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира.

Специально организованная исследовательская деятельность позволяет  воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.               В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а впервые три  года – практически единственным способом познания мира.

Одним из современных оборудований, способствующих организации детского экспериментирования является специальная детская цифровая лаборатория, которая состоит из 8 модулей: температура, свет, звук, электричество, магнитное поле, кислотность, пульс, сила.

Эта программа направлена на развитие элементарных физических и химических представлений путём самостоятельной лабораторной поисково-познавательной деятельности с использованием цифрового оборудования.

В чём суть и особенность этого продукта?

Современные дети очень рано приобщаются к компьютерной технике и совершенно естественно воспринимают её как интересного игрового партнёра, со всеми плюсами и минусами виртуального общения. Особенностью данного продукта является то, что, используя реальные датчики, подключаемые к компьютеру, игра становиться живой по настоящему, когда ребёнок исследует реальный мир, а не виртуальный мир. При этом Наураша – это маленький гений, исследователь и конструктор, ровесник игроков, увлеченный желанием познавать мир. Образ главного героя призван вдохновлять детей к познаниям и исследованиям. Наураша перенесет игроков в удивительную страну Наурандию - Цифровую Лабораторию, где с помощью датчика "Божья Коровка" дети проведут исследования множества природных явлений, узнают и почувствуют то, что нельзя увидеть глазами (магнитное поле).

Наураша любит не только экспериментировать с помощью датчиков, но и собирать собственные модели роботов, которые живут в Цифровой Лаборатории и помогают определить результаты проведения экспериментов (выдают анимированные реакции).

Актуальность проекта:

Главное достоинство экспериментально-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам ведь дошкольники – прирожденные исследователи.                                                                                                                                                                                                                    

В процессе эксперимента помимо развития познавательной деятельности,  идет развитие психических процессов -  обогащение памяти, речи, активизация мышления, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и делать выводы. Происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов операций.                                                                                                                                                                                                                                                    

Экспериментально-исследовательская деятельность - это не что-то вновь изобретенное, а способ обучения, который редко использовался или совсем не использовался в педагогическом процессе, а иногда был попросту забыт.                                                                                                                            

Когда воспитанники будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, то научатся изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности своего дела.

Современные мультимедийные технологии, стремительно ворвались в нашу жизнь и стали неотъемлемой частью обучения детей в ДОУ, являясь необходимой помощью воспитателя в подготовке занятий на различную тематику.

Разнообразие таких мультимедийных приемов повышают эффективность усвоения знаний. Звук, цвет, анимация – привлекают внимание ребенка, и полученная информация запоминается произвольно.

Современная информационная технология такая как «Наураша», позволяет реализовывать принципиально новые формы и методы обучения, которые не только позволяют повысить эффективность обучения, но и доставляют детям радость.

Основная идея проекта:

Идея проекта заключается в поиске новых инновационных цифровых технологий. С помощью цифровой лаборатории «Наураша» мы создадим в дошкольном учреждении мобильный образовательный центр, на базе которого можно в интересной, познавательной форме с использованием новейших интерактивных технологий проводить экспериментальную и исследовательскую деятельность детей.

Цель проекта:

 

Создание условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника  средствами экспериментальной деятельности.

Использование детской цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе исследования окружающего мира - как механизма всестороннего развития личности ребенка.

Задачи проекта:

Обучающие:

  • обучать приемам опытно-исследовательской деятельности;
  • учить находить причинно-следственные связи, ставить задачи,
  • планировать деятельность, оценивать и анализировать полученный

результат;

  • формирование целостной картины мира и расширение кругозора.

Развивающие:

  • развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную (конструктивную) деятельность;
  • интерес к познанию окружающего мира и самого себя;
  • развивать восприятие, мышление, речь, внимание, память;
  • развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;
  • расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;
  • развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам;
  • формирование первичных ценностей представлений о себе, о здоровье, здоровом образе жизни;
  • формировать у дошкольников способы познания путем сенсорного анализа.
  • осуществлять преемственность к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в школе.

Воспитательные:

  • воспитывать культуру совместной деятельности, формировать навыки сотрудничества;
  • поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность;
  • прививать бережное отношение к природе.
  • привлечь родителей к экспериментально-поисковой деятельности детей. 

Период проведения проекта:

Проект долгосрочный: с 01.09.2021 по 27.05.2022 года

Участники проекта:

  1. Дети и родители средней группы (4-5 лет)
  2. Воспитатель Мусаткина В.И.

Вид проекта:

познавательно-исследовательский, практико-ориентированный, групповой.

Методы и формы работы:

  • Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
  • Совместная деятельность воспитателя с ребенком с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии».
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Фронтальные занятия.
  • Наблюдения в природе.
  • Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.
  • Экспериментирование.
  • Беседы по теме эксперимента.
  • Исследовательская деятельность.
  • Игра.
  • Использование картин, иллюстраций, тематических альбомов, схем, алгоритмов.
  • Компьютерная игра.
  • Художественное творчество.

Используемые технологии:

  • Информационно-коммуникационные технологии (цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии»).
  • Технология мини-исследования (постановка проблемы исследования, определение темы исследования, формулирование цели исследования, выдвижение гипотезы, проверка гипотезы, интерпритация полученных данных, выводы по результатам исследовательской работы, применение новых знаний в учебной деятельности).
  • Игровые технологии (компьютерная игра).

Ожидаемые результаты:

  • Повышение интереса детей к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, умение оценивать их состояние;
  • Формирование собственного жизненного опыта с помощью детского экспериментирования – метода практического целенаправленного действия;
  • Повышение интереса детей к участию в опытно-экспериментальной деятельности;
  • Желание детей передавать свои эмоциональные впечатления от результатов в доступных видах творчества;
  • Формирование готовности оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям;
  • Приобретение опыта в контролировании своего поведения, поступков, чтобы не причинять вреда окружающей среде.
  • Получение практического опыта и знаний: действовать в соответствии с моделями, определяющими условия и содержание деятельности. Высказывать предположения об ожидаемом результате, обозначать его с помощью условного символа. Определять цель деятельности, условия ее достижения. С помощью взрослого составлять модель этапов деятельности. Уметь сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность. Анализировать объекты, предметы и явления окружающего мира, выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия. Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием
  • окружающей среды и жизнью живых организмов.
  • Повышение уровня познавательных способностей детей.
  • Эффективное применение цифровой лаборатории «Наураша» в образовательном процессе детского сада.

Перспективный план «Нураша в стране Наурандии» средняя группа (4-5 лет)

Период

Темы игр-экспериментов

Программное содержание

Методы

Материалы и оборудование

Литературный источник

1 неделя

01.09 -03.09.2021

Знакомство с оборудованием, главным героем – мальчиком Наурашей

Уточнить представление детей о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство). Познакомить с понятием «наука» (познание), «гипотеза» (предположение).

Изучение игрового материала, лабораторий

Лаборатория «Наураша: все лаборатории комплекса «Наураша», компьютер

Е.А. Шутяева стр. 12

2 неделя

06.09-10.09.2021

Знакомство с лабораторией

Рассказать детям о способе познания мира - эксперименте (опыте), о назначении детской лаборатории.

Расширять представления детей о культуре поведения в детской лаборатории

Изучение игрового материала, лабораторий

Лаборатория «Наураша: все лаборатории комплекса «Наураша», компьютер

Е.А. Шутяева стр. 13

3 неделя

13.09-17.09.2021

Управлении программой

Способствовать развитию у детей познавательной и исследовательской активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.  

Изучение игрового материала, лабораторий

Лаборатория «Наураша: все лаборатории комплекса «Наураша», компьютер

Е.А. Шутяева стр. 13

4 неделя

20.09-24.09.2021

Что такое температура

закреплять представление детей о термометрах, их назначении. Познакомить с понятием «температура», «градус, «ноль градусов».

Беседа, показ образца, показ способов действий

Градусники.

Е.А. Шутяева стр. 19

5 неделя

27.09-01.10.2021

Что такое градус

Познакомить детей с понятием «ноль

градусов».

Развивать умение детей

устанавливать причинно -следственные

Беседа, показ образца, показ способов действий, наблюдение

Датчик для

измерения

температуры

«Божья коровка»

Картинка

уличного

термометра

Пластиковые

стаканы

стаканы с

холодной и

горячей водой

Е.А. Шутяева стр. 21

Октябрь

1 неделя

04.10-08.10.2021

«кипение и замерзание воды»

подвести детей к пониманию, что разные объекты имеют разную температуру ,которая может меняться в зависимости от разных условий.

Беседа, наблюдение.

Градусники, горячая и холодная вода, лед.

Е.А. Шутяева стр. 22

2 неделя

11.10-15.10.2021

Комфортная

температура.

Эксперименты со

льдом и горячей

водой.

 

.

Дать детям представления о том, какая

температура называется комфортной».

Учить измерять температуру льда.

Продолжать

развитию интереса

детей к исследованиям и экспериментам

Исследование, беседа

Датчик для

измерения

температуры

«Божья коровка»

Стаканы с

наклейками

разного цвета

Контейнер со

льдом

Е.А. Шутяева стр. 24

3 неделя

18.10-22.10.2021

Сделать похолодней, сделать жарко, создать

Комфортную температуру

Закреплять умение пользоваться датчиком цифровой лаборатории.

исследовательски-поисковый, практический

Датчик для

измерения

температуры

«Божья коровка»

Е.А. Шутяева стр. 24

4 неделя

25.10-29.10.2021

"электричество" "Что такое электричество"

 Дать детям общее представление об электричестве. Познакомить с правилами безопасности при работе с электричеством                                                                                                                                                                                                                                                          

исследовательски-поисковый, практический, наглядный, словесный групповой.

лимон, яблоко (кислого сорта, Электроприборы из цинка и меди. 3 батарейки хороших,1 плохая.

Е.А. Шутяева стр. 31

Ноябрь

1 неделя

01.11-12.11.2021

Батарейка

Формирование знаний детей о свете как физической величине

исследовательски-поисковый, практический, наглядный, словесный.

Оборудование лаборатории «Электричество"

Е.А. Шутяева стр. 33

2 неделя

15.11-19.11.2021

Электричество рядом

формировать знание о свете и его источниках и видах;

исследовательски-поисковый, практический, наглядный, словесный

Оборудование лаборатории «Электричество

Е.А. Шутяева стр. 32

3 неделя

22.11-26.11.2021

«Почему горит лампочка»

Обратить внимание детей на то, что не во всех лампах светится нить накаливания, например, в лампах дневного света, энергосберегающих и других.

исследовательски-поисковый, практический, наглядный, словесный

соленая вода, стаканчики для опыта.

Е.А. Шутяева стр. 34

Декабрь

1 неделя

29.11-03.12.2021

"Кислотность"

Введение в понятие Кислотность. Кислота и щелочь. Опыты с водой и лимонной кислотой. Эксперимент «Вкусная кислинка»

исследовательски-поисковый, практический, наглядный, демонстрация опытов

Оборудование лаборатории «Кислотность"

Е.А. Шутяева стр. 36

2 неделя

06.12-10.12.2021

«Что такое кислотность. Как мы чувствуем вкус»

Познакомить с понятием «кислотность», научить измерять кислотность разных продуктов, с их полезными и вредными свойствами.

исследовательски-поисковый, практический, наглядный, демонстрация опытов.

соки: яблочный, апельсиновый. Питьевая сода. Лимонная кислота. Стаканы. Вода. Газированная вода.

Е.А. Шутяева стр. 38

3 неделя

13.12-17.12.2021

Волшебница сода

Опыты на снижение кислотности. Эксперименты с разбавлением и Е.А. добавлением соды

исследовательски-поисковый, практический, наглядный, демонстрация опытов

Питьевая сода, Стаканы. Вода.

Е.А. Шутяева стр. 39

4 неделя

20.12-24.12.2021

"эсперимент с разбавлением"

Совершенствовать умения детей в проведении лабораторных опытов и исследований

исследовательски- практический, наглядный, словесный.

Оборудование лаборатории «Кислотность"

Е.А. Шутяева стр. 39

Январь

1 неделя

10.01-14.01.2022

«Что такое свет»

Опираясь на уже известные ребенку понятия «светло» и «темно» познакомить с понятием освещенность  (сравнивать освещенность различных объектов).

исследовательски-поисковый, практический, наглядный, словесный

Датчик освещённости, фонарик, батарейки, батарейный блок, лампочка на подставке.

Е.А. Шутяева стр. 25

2 неделя

17.01-21.01.2022

«Влияние света на жизнь растений.»

Объяснить как освещенность влияет на жизнь растений и других живых организмов ,влияет ли плохая освещенность на жизнь человека.

практический, наглядный, словесный

Датчик освещённости,

Е.А. Шутяева стр. 28

3 неделя

24.01-28.01.2022

 «Прохождение света через объекты»

расширить знания детей о прозрачности, способности материала пропускать сквозь себя свет. Учить сравнивать освещённость различных объектов

исследовательски-поисковый, практический, наглядный, словесный

Датчик освещённости

Е.А. Шутяева стр. 27

Февраль

1 неделя

31.01-04.02.2022

"Магнитные чудеса"

Показ Магнитных фокусов. Полюсы магнита. Виды магнитов. Плоский и кольцевой магнит. Опыты с магнитами

исследовательски-поисковый, практический, наглядный, словесный

Оборудование лаборатории «Магнитное поле», гайки, винты, металлические предметы

Е.А. Шутяева стр. 41

2 неделя

07.02-11.02.2022

"Земля – это магнит"

Беседа о магнитном поле Земли. Магнит на холодильнике. Исследование немагнитных материалов. Опыты с магнитами, их особенности и свойства.

исследовательски-поисковый, практический, наглядный, словесный

компас, глобус, плоские магниты, пористый коврик.

Е.А. Шутяева стр. 43

3 неделя

14.02-18.02.2022

"Танцующие магниты"

 познакомить детей с понятием «магнитные и не магнитные материалы», способствовать развитию интереса детей к экспериментам и исследованиям

Эксперименты, исследования, беседа.

Показ фокуса «Магнитная левитация». «Магнитные рыбки». Беседа о магнитном поле. Опыты с магнитами и металлическими предметами. Игра "рыбки"

Е.А. Шутяева стр. 45

4 неделя

21.02-25.02.2022

Магнитные материалы

Способствовать развитию интереса детей к экспериментам и исследованиям.

исследовательски-поисковый, практический, наглядный, словесный.

Датчик "божья коровка" для измерения магнитного поля, пористый коврик.

Е.А. Шутяева стр. 46

Март

1 неделя

28.02-04.03.2022

Что такое пульс.  

Обогащать и уточнять представление детей об устройстве и функционировании человеческого организма. Знакомить детей с органами кровообращения.

Эксперименты, исследования, беседа.

Картина сердца, аппарат для измерения пульса.

Е.А. Шутяева стр. 49

2 неделя

07.03-11.03.2022

«Когда сердце бьется чаще»

Учить измерять пульс человека, формировать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни.

Эксперименты, исследования, беседа.

Датчик пульса

Е.А. Шутяева стр. 50

3 неделя

14.03-18.03.2022

Почему у разных людей разный пульс"

Учить измерять пульс человека"

Беседа, исследование

Датчик пульса

Е.А. Шутяева стр. 49

4 неделя

21.03-25.03.2022

"Пульс и упражнения"

формировать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни..

беседа

Аппарат измерения пульса.

Е.А. Шутяева стр. 50

5 неделя

28.03-01.04.2022

"Что такое сила". "Что такое вес"

познакомить детей с понятием силы как физической величины, с понятием  - вес предмета.

Исследование, беседа

резиновая груша, воздушные шарики.

Е.А. Шутяева стр. 51

Апрель

1 неделя

04.04-08.04.2022

«Сила в единстве»

учить измерять и сравнивать силу с помощью прибора, способствовать развитию интереса детей к исследованиям.

Исследование, беседа

игрушечная машинка, набор «Наураша».

Е.А. Шутяева стр. 53

2 неделя

11.04-17.15.2022

"Измерение силы удара"

учить измерять и сравнивать силу с помощью прибора,

Исследование, сравнение, беседа

Оборудование лаборатории «Сила"

Е.А. Шутяева стр. 53

3 неделя

18.04-22.04.2022

"Сильный удар, слабый удар .удар средней силы"

Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам

Иллюстрации, исследования, эксперименты

Оборудование лаборатории «Сила"

4 неделя

25.04-29.04.2022

«Что такое звук что такое громкость,"

Знакомить детей с органом слуха, обогащать и уточнять представление детей об устройстве и функционировании человеческого организма. Дать первичные знания о звуке как о физическом явлении.

Беседа, исследование, показ

ксилофон, флейта, свистки (2 шт., карточка со схемой строения органов слуха.

Е.А. Шутяева стр. 55

Май

1 неделя

02.05-06.05.2022

Знакомство с лабораторией «Звук»

Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам.

Показ способов, действий..

Ксилофон, флейта, свисток , различные предметы, издающие шумовые и музыкальные звуки

Е.А. Шутяева стр. 58

2 неделя

10.05-13.05.2022

"Звук по воздуху».

продолжать знакомить детей с органом слуха, познакомить детей с понятием «звук», «звуковая волна», «высокие и низкие, громкие и тихие звуки

Демонстрация наглядных пособий

 различные предметы, издающие шумовые и музыкальные звуки, фрагменты записи голосов живой природы, схема строения органов слуха человека.

Е.А. Шутяева стр. 59

3 неделя

16.05-20.05.2022

"Звук и расстояние"

продолжать знакомить с органом слуха, объяснить детям вред громких звуков, рассказать о плохом воздействии длительного шума на организм человека.

Демонстрация наглядных пособий

карточка-схема строения органов слуха человека.

Е.А. Шутяева стр. 61

4 неделя

23.05-27.05.2022

"Почему одни звуки высокие, а другие низкие"

Познакомить с понятиями "высокие, громкие, низкие звуки"

исследовательски-поисковый, практический, наглядный.

Е.А. Шутяева стр. 58


Основные принципы реализации проекта:

Принцип деятельности.

От простого к сложному. Познавательные задачи предъявляются детям в определенной последовательности. Вначале предлагаются простые задачи, в которых следствие непосредственно возникает из причины. После установления общей закономерности явления необходимо подвести их к пониманию более сложных связей и отношений, ставить задачи, требующие установлению цепных связей.

Принцип систематичности.

Систематическое использование приемов поисковой деятельности приводит к тому, что она становится способом самостоятельной деятельности детей.

Принцип безопасности.

Эксперимент должен отвечать условиям:

Максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними.

Безотказность конструкции и приборов, однозначность получения результатов.

Показ только существенных сторон явления или процесса.

Принцип повторности.

Отчетливая видимость изучаемого явления.

Возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

Принцип наглядности.

Схемы, рисунки, модели, алгоритмы, используются как в совместной деятельности взрослых и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования их активности в процессе познания окружающего мира.

Принцип самостоятельности.

Под влиянием поисковой деятельности у детей развивается элемент самостоятельного творческого мышления. Радость самостоятельных открытий раскрывает интерес к природе.

Принцип научности.

Подкрепление всех проводимых экспериментов, направленных на развитие интеллектуальных способностей – научное обоснование и практическое апробирование методики.

Принцип сотрудничества.

Личное ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (на равных, как партнеров), создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.

Принцип «Не навреди!»

Категорически запрещаются эксперименты, наносящие вред растениям, животным и человеку. Соблюдение представленных принципов позволит реализации программы пройти более эффективно.

Практическая значимость:

Дети

  • Значительное повышение уровня знаний дошкольников в области занимательной физики;
  • Расширение и обогащение кругозора;
  • Развитие познавательного интереса;
  • Развитие навыков безопасного экспериментирования.

Педагоги

  • Апробация инновационных ИКТ-технологий;
  • Приобретение нового опыта работы по проектной деятельности;
  • возможность обобщения педагогического опыта на семинарах, конференциях на уровне ДОУ, города.

Родители

  • Обогащение опыта взаимодействия с детьми;
  • Участие в совместной деятельности ДОУ.

Особенности взаимодействия с родителями:

Ни одну воспитательную или образовательную задачу невозможно успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. На протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, которая затем перерастает в познавательную активность.

Следовательно, родители и педагоги должны объединить свои усилия для решения следующих задач:

  • побуждать старших дошкольников наблюдать, выделять, обсуждать, обследовать и определять свойства, качества и назначения предметов;
  • поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, наблюдения и экспериментирования;
  • направлять поисковую деятельность старших дошкольников;
  • способствовать использованию в самостоятельной игровой деятельности знания, умения, переносить известные способы в нестандартные проблемные ситуации;
  • приобщать к познавательному общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками; поощрять возникновение проблемных вопросов.

Для решения вышеперечисленных задач родители должны иметь представление о значении экспериментирования в развитии ребенка – дошкольника, о содержании работы по формированию навыков экспериментальной деятельности на данном возрастном этапе.

Проведено анкетирование родителей.  

   

Анкетирование родителей.

Анкета для родителей «Организация познавательно - исследовательской

деятельности ребенка дома»

Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса.

Привлечение родителей к созданию предметно-пространственной среды в группе.

1.        Знаете ли Вы, что в группе углубленно занимаются вопросами опытно- экспериментальной деятельности?_________________

2.        Интересует ли Вас лично данная проблема?________________________

3.        Ощущаете ли Вы, что Ваш ребенок проявляет интерес к

экспериментированию?_________________________________________

4.        В чем это проявляется? (нужное подчеркнуть)

•        Ребенок много рассказывает о проведенных опытах.

•        Пытается экспериментировать самостоятельно

•        Просит Вас принять участие в экспериментах.

5.        Поддерживаете ли Вы проводимую работу по опытно

– экспериментальной деятельности?________________________________

6.        В чем это проявляется?

•        Беседовали с ребенком об экспериментировании.

•        Создаете ребенку условия для проведения опытов дома.

•        Проводите наблюдение с детьми за природными объектами.

•        Другое______________________________________________________________________________________________________________

7. Знакомите ли Вы своего ребенка с правилами поведения в природе?  Нужно ли это делать?_________________________________________

9. В чем Вам требуется помощь детского сада по данной теме?_________

____________________________________________________________

Учебно-методические пособия и материалы:

  1. Методическая литература. Книги познавательного характера
  2. Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии»
  3. Природный и бросовый материал: камни, ракушки, опилки, семена, скорлупа грецкого ореха, шишки, пуговицы, трубочки.
  4. Утилизированный материал: кусочки проволоки, резины, пробки.
  5. Технический материал: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора.
  6. Разные виды бумаги и ткани: фольга, картон, бархатная бумага, тетрадный лист, калька; ситец, лен, драп, замша, сатин и др.
  7. Красители: пищевые и непищевые
  8. Материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, ватные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл.
  9. Прочие материалы: зеркала, шары воздушные, масло  подсолнечное, мука, соль, сахар, крахмал, крупы, формы для льда, мыльницы, воронки.
  10.  Приборы –помощники: песочные часы, фонарики, лупы.
  11.  Клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки.
  12.  Глобус.
  13.  Центр воды и песка

Канцелярские принадлежности: Бумага белая, цветная офисная. Папки. Простые и цветные карандаши. Фотоальбом. Гуашь, кисти.

Практический этап:

Работа с детьми.

Основная форма проведения занятий- научные опыты.

Каждое занятие состоит из пяти этапов:

  • постановка проблемы;
  • актуализация занятий;
  • выдвижение гипотез - предложений;
  • проверка решения;
  • введение в систему знаний.

Организация деятельности экспериментирования предполагает взаимодействие детей в парах или подгруппах, тем самым дети учатся взаимодействовать друг с другом, слушать чужое мнение и отстаивать своё, учатся самостоятельно принимать решение, проявлять творчество, инициативу.

Работа с родителями.

Формы взаимодействия с родителями:

  1. Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на занятиях.
  2. Просветительская работа в виде консультаций, рекомендаций, наглядных материалов,
  3. Беседы
  4. Проведение открытых занятий

 

Перспективный план работы с родителями

Месяц

Работа с родителями (средняя группа)

сентябрь

Анкета для родителей

Консультация: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Семинар – практикум для родителей «Использование цифровой лаборатории «Наураша» в детском саду»

октябрь

Выставка фотографий «Моя семья на даче»

Привлечение родителей к совершенствованию развивающей среды ДОУ  по  теме  проекта.

ноябрь

Памятка для родителей «Экспериментирование с водой»

декабрь

Привлечение родителей к пополнению коллекции «Виды ткани», «Виды бумаги».    

  Квест-игра «В поисках науки»

январь

Оформление папок – передвижек, папок – раскладушек.

Квест-игра «Путешествие капельки».

февраль

Акция «Кормушка для птиц»

 Информирование родителей о реализации этапов проектной деятельности.

март

Консультация «Экспериментирование с водой»

Создание семейного журнала «Экспериментируем дома»

апрель

«Домашние задания» по экспериментированию для детей и их родителей.

май

Консультация «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию?»

Квест-игра «Поможем старику Хоттабычу»

Используемая  литература.

В процессе разработки проекта «Применение цифровой лаборатории «Наураша» в детском саду» мы основывались на следующей нормативно-правовой базе:

- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г.

- Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» в рамках национального проекта «Образование». Постановление Правительства РФ от 31.10.2018 г. № 1288.

  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом.» М., 2009
  2. «Забавные физические опыты», «Гром и молния. Опыты без взрывов» из серии «Мастерилка» журнала «Карапуз».
  3. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения.
  4. Управление ДОУ, № 4, 2008
  5. Методические рекомендации «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» под редакцией Л.Н. Прохоровой, М.: АРКТИ,2008
  6. ФГОС - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
  7. Информационные материалы к комплексу « Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников «Наураша в стране Наурандии»
  8. Педагогические условия применения компьютерных игр в воспитании и обучении дошкольников. Материал с сайта Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" и "Интернет - Гномик" (i-Gnom.ru);
  9. Дошкольник и компьютер: медико-гигиенические рекомендации / под ред. Л.А.Леоновой и др. – M.: MODДЭК, 2004;
  10. Методическое руководство – автор Е. А. Шутяева, приложенное к цифровой лаборатории.
  11. Прохорова Л.Н., Балакшина Т. А. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира», «Формирование начал экологической культуры дошкольников» (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
  12. Рыжова Н. А. «Волшебница – вода» Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997.
  13. Рыжова Н. А. «Игры с водой и песком», Обруч,— № 2.
  14. Рыжова Н. А. «Опыты с песком и глиной» Обруч,— № 2.
  15. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. «Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста», Дошкольная педагогика, 2001— № 1.
  16. Интернет ресурсы.
  17. Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» Методическое пособие - СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010.
  18. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий» - Волгоград: Учитель, 2012.
  19. Е.В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование» - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
  20. Картотека опытов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе с использованием модульной цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

В проекте раскрывается цель обучения детей старшего дошкольного возраста  экспериментально-исследовательской деятельности с использованием цифровой лаборатории и главного героя Наураши....

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по экспериментально-исследовательской деятельности с использованием модульной цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»: «Электричество».

laquo;Наураша в стране Наурандии»: «Электричество».- обобщить знания детей об электрических приборах, об их назначении в быту; - познакомить с понятиями «электричество&ra...

Использование цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» при организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми с ОВЗ

Использование цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» при организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми с ОВЗ...

Познавательно - исследовательский проект «Использование цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в рамках экспериментально-исследовательской деятельности»

Вид проекта: познавательно-исследовательский, практико-ориентированный, групповой.Участники проекта: воспитанники старшей и подготовительной группыСроки реализации: долгосрочный: 2 года...