Проект. Познавательно - исследовательский «Использование цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в рамках экспериментально-исследовательской деятельности» (для детей средней группы)
проект (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад «Ладошки»
МО «Барышский район»
Проект
Познавательно - исследовательский
«Использование цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в рамках экспериментально-исследовательской деятельности»
(для детей средней группы)
Подготовил:
Воспитатель: В.И. Мусаткина
г. Барыш 2021 г.
Вид проекта: познавательно-исследовательский, практико-ориентированный, групповой.
Разработала:
Воспитатель Мусаткина В.И.
Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках,
Послушать…
Понюхать…
И, может быть, попробовать на вкус…
О, сколько всего я могу
Найти самостоятельно!
Анна Роговина, «Хочу сделать сам»
Пояснительная записка:
Как подвести детей к простейшему пониманию элементарных закономерностей окружающего мира, побуждать делать выводы и обобщение?
Одним из таких эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментально-исследовательская деятельность.
Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира.
Специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а впервые три года – практически единственным способом познания мира.
Одним из современных оборудований, способствующих организации детского экспериментирования является специальная детская цифровая лаборатория, которая состоит из 8 модулей: температура, свет, звук, электричество, магнитное поле, кислотность, пульс, сила.
Эта программа направлена на развитие элементарных физических и химических представлений путём самостоятельной лабораторной поисково-познавательной деятельности с использованием цифрового оборудования.
В чём суть и особенность этого продукта?
Современные дети очень рано приобщаются к компьютерной технике и совершенно естественно воспринимают её как интересного игрового партнёра, со всеми плюсами и минусами виртуального общения. Особенностью данного продукта является то, что, используя реальные датчики, подключаемые к компьютеру, игра становиться живой по настоящему, когда ребёнок исследует реальный мир, а не виртуальный мир. При этом Наураша – это маленький гений, исследователь и конструктор, ровесник игроков, увлеченный желанием познавать мир. Образ главного героя призван вдохновлять детей к познаниям и исследованиям. Наураша перенесет игроков в удивительную страну Наурандию - Цифровую Лабораторию, где с помощью датчика "Божья Коровка" дети проведут исследования множества природных явлений, узнают и почувствуют то, что нельзя увидеть глазами (магнитное поле).
Наураша любит не только экспериментировать с помощью датчиков, но и собирать собственные модели роботов, которые живут в Цифровой Лаборатории и помогают определить результаты проведения экспериментов (выдают анимированные реакции).
Актуальность проекта:
Главное достоинство экспериментально-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам ведь дошкольники – прирожденные исследователи.
В процессе эксперимента помимо развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов - обогащение памяти, речи, активизация мышления, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и делать выводы. Происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов операций.
Экспериментально-исследовательская деятельность - это не что-то вновь изобретенное, а способ обучения, который редко использовался или совсем не использовался в педагогическом процессе, а иногда был попросту забыт.
Когда воспитанники будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, то научатся изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности своего дела.
Современные мультимедийные технологии, стремительно ворвались в нашу жизнь и стали неотъемлемой частью обучения детей в ДОУ, являясь необходимой помощью воспитателя в подготовке занятий на различную тематику.
Разнообразие таких мультимедийных приемов повышают эффективность усвоения знаний. Звук, цвет, анимация – привлекают внимание ребенка, и полученная информация запоминается произвольно.
Современная информационная технология такая как «Наураша», позволяет реализовывать принципиально новые формы и методы обучения, которые не только позволяют повысить эффективность обучения, но и доставляют детям радость.
Основная идея проекта:
Идея проекта заключается в поиске новых инновационных цифровых технологий. С помощью цифровой лаборатории «Наураша» мы создадим в дошкольном учреждении мобильный образовательный центр, на базе которого можно в интересной, познавательной форме с использованием новейших интерактивных технологий проводить экспериментальную и исследовательскую деятельность детей.
Цель проекта:
Создание условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
Использование детской цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе исследования окружающего мира - как механизма всестороннего развития личности ребенка.
Задачи проекта:
Обучающие:
- обучать приемам опытно-исследовательской деятельности;
- учить находить причинно-следственные связи, ставить задачи,
- планировать деятельность, оценивать и анализировать полученный
результат;
- формирование целостной картины мира и расширение кругозора.
Развивающие:
- развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную (конструктивную) деятельность;
- интерес к познанию окружающего мира и самого себя;
- развивать восприятие, мышление, речь, внимание, память;
- развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;
- расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;
- развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам;
- формирование первичных ценностей представлений о себе, о здоровье, здоровом образе жизни;
- формировать у дошкольников способы познания путем сенсорного анализа.
- осуществлять преемственность к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в школе.
Воспитательные:
- воспитывать культуру совместной деятельности, формировать навыки сотрудничества;
- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность;
- прививать бережное отношение к природе.
- привлечь родителей к экспериментально-поисковой деятельности детей.
Период проведения проекта:
Проект долгосрочный: с 01.09.2021 по 27.05.2022 года
Участники проекта:
- Дети и родители средней группы (4-5 лет)
- Воспитатель Мусаткина В.И.
Вид проекта:
познавательно-исследовательский, практико-ориентированный, групповой.
Методы и формы работы:
- Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
- Совместная деятельность воспитателя с ребенком с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии».
- Самостоятельная деятельность детей.
- Фронтальные занятия.
- Наблюдения в природе.
- Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.
- Экспериментирование.
- Беседы по теме эксперимента.
- Исследовательская деятельность.
- Игра.
- Использование картин, иллюстраций, тематических альбомов, схем, алгоритмов.
- Компьютерная игра.
- Художественное творчество.
Используемые технологии:
- Информационно-коммуникационные технологии (цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии»).
- Технология мини-исследования (постановка проблемы исследования, определение темы исследования, формулирование цели исследования, выдвижение гипотезы, проверка гипотезы, интерпритация полученных данных, выводы по результатам исследовательской работы, применение новых знаний в учебной деятельности).
- Игровые технологии (компьютерная игра).
Ожидаемые результаты:
- Повышение интереса детей к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, умение оценивать их состояние;
- Формирование собственного жизненного опыта с помощью детского экспериментирования – метода практического целенаправленного действия;
- Повышение интереса детей к участию в опытно-экспериментальной деятельности;
- Желание детей передавать свои эмоциональные впечатления от результатов в доступных видах творчества;
- Формирование готовности оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям;
- Приобретение опыта в контролировании своего поведения, поступков, чтобы не причинять вреда окружающей среде.
- Получение практического опыта и знаний: действовать в соответствии с моделями, определяющими условия и содержание деятельности. Высказывать предположения об ожидаемом результате, обозначать его с помощью условного символа. Определять цель деятельности, условия ее достижения. С помощью взрослого составлять модель этапов деятельности. Уметь сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность. Анализировать объекты, предметы и явления окружающего мира, выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия. Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием
- окружающей среды и жизнью живых организмов.
- Повышение уровня познавательных способностей детей.
- Эффективное применение цифровой лаборатории «Наураша» в образовательном процессе детского сада.
Перспективный план «Нураша в стране Наурандии» средняя группа (4-5 лет)
Период | Темы игр-экспериментов | Программное содержание | Методы | Материалы и оборудование | Литературный источник |
1 неделя 01.09 -03.09.2021 | Знакомство с оборудованием, главным героем – мальчиком Наурашей | Уточнить представление детей о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство). Познакомить с понятием «наука» (познание), «гипотеза» (предположение). | Изучение игрового материала, лабораторий | Лаборатория «Наураша: все лаборатории комплекса «Наураша», компьютер | Е.А. Шутяева стр. 12 |
2 неделя 06.09-10.09.2021 | Знакомство с лабораторией | Рассказать детям о способе познания мира - эксперименте (опыте), о назначении детской лаборатории. Расширять представления детей о культуре поведения в детской лаборатории | Изучение игрового материала, лабораторий | Лаборатория «Наураша: все лаборатории комплекса «Наураша», компьютер | Е.А. Шутяева стр. 13 |
3 неделя 13.09-17.09.2021 | Управлении программой | Способствовать развитию у детей познавательной и исследовательской активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. | Изучение игрового материала, лабораторий | Лаборатория «Наураша: все лаборатории комплекса «Наураша», компьютер | Е.А. Шутяева стр. 13 |
4 неделя 20.09-24.09.2021 | Что такое температура | закреплять представление детей о термометрах, их назначении. Познакомить с понятием «температура», «градус, «ноль градусов». | Беседа, показ образца, показ способов действий | Градусники. | Е.А. Шутяева стр. 19 |
5 неделя 27.09-01.10.2021 | Что такое градус | Познакомить детей с понятием «ноль градусов». Развивать умение детей устанавливать причинно -следственные | Беседа, показ образца, показ способов действий, наблюдение | Датчик для измерения температуры «Божья коровка» Картинка уличного термометра Пластиковые стаканы стаканы с холодной и горячей водой | Е.А. Шутяева стр. 21 |
Октябрь | |||||
1 неделя 04.10-08.10.2021 | «кипение и замерзание воды» | подвести детей к пониманию, что разные объекты имеют разную температуру ,которая может меняться в зависимости от разных условий. | Беседа, наблюдение. | Градусники, горячая и холодная вода, лед. | Е.А. Шутяева стр. 22 |
2 неделя 11.10-15.10.2021 | Комфортная температура. Эксперименты со льдом и горячей водой.
. | Дать детям представления о том, какая температура называется комфортной». Учить измерять температуру льда. Продолжать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам | Исследование, беседа | Датчик для измерения температуры «Божья коровка» Стаканы с наклейками разного цвета Контейнер со льдом | Е.А. Шутяева стр. 24 |
3 неделя 18.10-22.10.2021 | Сделать похолодней, сделать жарко, создать Комфортную температуру | Закреплять умение пользоваться датчиком цифровой лаборатории. | исследовательски-поисковый, практический | Датчик для измерения температуры «Божья коровка» | Е.А. Шутяева стр. 24 |
4 неделя 25.10-29.10.2021 | "электричество" "Что такое электричество" | Дать детям общее представление об электричестве. Познакомить с правилами безопасности при работе с электричеством | исследовательски-поисковый, практический, наглядный, словесный групповой. | лимон, яблоко (кислого сорта, Электроприборы из цинка и меди. 3 батарейки хороших,1 плохая. | Е.А. Шутяева стр. 31 |
Ноябрь | |||||
1 неделя 01.11-12.11.2021 | Батарейка | Формирование знаний детей о свете как физической величине | исследовательски-поисковый, практический, наглядный, словесный. | Оборудование лаборатории «Электричество" | Е.А. Шутяева стр. 33 |
2 неделя 15.11-19.11.2021 | Электричество рядом | формировать знание о свете и его источниках и видах; | исследовательски-поисковый, практический, наглядный, словесный | Оборудование лаборатории «Электричество | Е.А. Шутяева стр. 32 |
3 неделя 22.11-26.11.2021 | «Почему горит лампочка» | Обратить внимание детей на то, что не во всех лампах светится нить накаливания, например, в лампах дневного света, энергосберегающих и других. | исследовательски-поисковый, практический, наглядный, словесный | соленая вода, стаканчики для опыта. | Е.А. Шутяева стр. 34 |
Декабрь | |||||
1 неделя 29.11-03.12.2021 | "Кислотность" | Введение в понятие Кислотность. Кислота и щелочь. Опыты с водой и лимонной кислотой. Эксперимент «Вкусная кислинка» | исследовательски-поисковый, практический, наглядный, демонстрация опытов | Оборудование лаборатории «Кислотность" | Е.А. Шутяева стр. 36 |
2 неделя 06.12-10.12.2021 | «Что такое кислотность. Как мы чувствуем вкус» | Познакомить с понятием «кислотность», научить измерять кислотность разных продуктов, с их полезными и вредными свойствами. | исследовательски-поисковый, практический, наглядный, демонстрация опытов. | соки: яблочный, апельсиновый. Питьевая сода. Лимонная кислота. Стаканы. Вода. Газированная вода. | Е.А. Шутяева стр. 38 |
3 неделя 13.12-17.12.2021 | Волшебница сода | Опыты на снижение кислотности. Эксперименты с разбавлением и Е.А. добавлением соды | исследовательски-поисковый, практический, наглядный, демонстрация опытов | Питьевая сода, Стаканы. Вода. | Е.А. Шутяева стр. 39 |
4 неделя 20.12-24.12.2021 | "эсперимент с разбавлением" | Совершенствовать умения детей в проведении лабораторных опытов и исследований | исследовательски- практический, наглядный, словесный. | Оборудование лаборатории «Кислотность" | Е.А. Шутяева стр. 39 |
Январь | |||||
1 неделя 10.01-14.01.2022 | «Что такое свет» | Опираясь на уже известные ребенку понятия «светло» и «темно» познакомить с понятием освещенность (сравнивать освещенность различных объектов). | исследовательски-поисковый, практический, наглядный, словесный | Датчик освещённости, фонарик, батарейки, батарейный блок, лампочка на подставке. | Е.А. Шутяева стр. 25 |
2 неделя 17.01-21.01.2022 | «Влияние света на жизнь растений.» | Объяснить как освещенность влияет на жизнь растений и других живых организмов ,влияет ли плохая освещенность на жизнь человека. | практический, наглядный, словесный | Датчик освещённости, | Е.А. Шутяева стр. 28 |
3 неделя 24.01-28.01.2022 | «Прохождение света через объекты» | расширить знания детей о прозрачности, способности материала пропускать сквозь себя свет. Учить сравнивать освещённость различных объектов | исследовательски-поисковый, практический, наглядный, словесный | Датчик освещённости | Е.А. Шутяева стр. 27 |
Февраль | |||||
1 неделя 31.01-04.02.2022 | "Магнитные чудеса" | Показ Магнитных фокусов. Полюсы магнита. Виды магнитов. Плоский и кольцевой магнит. Опыты с магнитами | исследовательски-поисковый, практический, наглядный, словесный | Оборудование лаборатории «Магнитное поле», гайки, винты, металлические предметы | Е.А. Шутяева стр. 41 |
2 неделя 07.02-11.02.2022 | "Земля – это магнит" | Беседа о магнитном поле Земли. Магнит на холодильнике. Исследование немагнитных материалов. Опыты с магнитами, их особенности и свойства. | исследовательски-поисковый, практический, наглядный, словесный | компас, глобус, плоские магниты, пористый коврик. | Е.А. Шутяева стр. 43 |
3 неделя 14.02-18.02.2022 | "Танцующие магниты" | познакомить детей с понятием «магнитные и не магнитные материалы», способствовать развитию интереса детей к экспериментам и исследованиям | Эксперименты, исследования, беседа. | Показ фокуса «Магнитная левитация». «Магнитные рыбки». Беседа о магнитном поле. Опыты с магнитами и металлическими предметами. Игра "рыбки" | Е.А. Шутяева стр. 45 |
4 неделя 21.02-25.02.2022 | Магнитные материалы | Способствовать развитию интереса детей к экспериментам и исследованиям. | исследовательски-поисковый, практический, наглядный, словесный. | Датчик "божья коровка" для измерения магнитного поля, пористый коврик. | Е.А. Шутяева стр. 46 |
Март | |||||
1 неделя 28.02-04.03.2022 | Что такое пульс. | Обогащать и уточнять представление детей об устройстве и функционировании человеческого организма. Знакомить детей с органами кровообращения. | Эксперименты, исследования, беседа. | Картина сердца, аппарат для измерения пульса. | Е.А. Шутяева стр. 49 |
2 неделя 07.03-11.03.2022 | «Когда сердце бьется чаще» | Учить измерять пульс человека, формировать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни. | Эксперименты, исследования, беседа. | Датчик пульса | Е.А. Шутяева стр. 50 |
3 неделя 14.03-18.03.2022 | Почему у разных людей разный пульс" | Учить измерять пульс человека" | Беседа, исследование | Датчик пульса | Е.А. Шутяева стр. 49 |
4 неделя 21.03-25.03.2022 | "Пульс и упражнения" | формировать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни.. | беседа | Аппарат измерения пульса. | Е.А. Шутяева стр. 50 |
5 неделя 28.03-01.04.2022 | "Что такое сила". "Что такое вес" | познакомить детей с понятием силы как физической величины, с понятием - вес предмета. | Исследование, беседа | резиновая груша, воздушные шарики. | Е.А. Шутяева стр. 51 |
Апрель | |||||
1 неделя 04.04-08.04.2022 | «Сила в единстве» | учить измерять и сравнивать силу с помощью прибора, способствовать развитию интереса детей к исследованиям. | Исследование, беседа | игрушечная машинка, набор «Наураша». | Е.А. Шутяева стр. 53 |
2 неделя 11.04-17.15.2022 | "Измерение силы удара" | учить измерять и сравнивать силу с помощью прибора, | Исследование, сравнение, беседа | Оборудование лаборатории «Сила" | Е.А. Шутяева стр. 53 |
3 неделя 18.04-22.04.2022 | "Сильный удар, слабый удар .удар средней силы" | Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам | Иллюстрации, исследования, эксперименты | Оборудование лаборатории «Сила" | |
4 неделя 25.04-29.04.2022 | «Что такое звук что такое громкость," | Знакомить детей с органом слуха, обогащать и уточнять представление детей об устройстве и функционировании человеческого организма. Дать первичные знания о звуке как о физическом явлении. | Беседа, исследование, показ | ксилофон, флейта, свистки (2 шт., карточка со схемой строения органов слуха. | Е.А. Шутяева стр. 55 |
Май | |||||
1 неделя 02.05-06.05.2022 | Знакомство с лабораторией «Звук» | Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам. | Показ способов, действий.. | Ксилофон, флейта, свисток , различные предметы, издающие шумовые и музыкальные звуки | Е.А. Шутяева стр. 58 |
2 неделя 10.05-13.05.2022 | "Звук по воздуху». | продолжать знакомить детей с органом слуха, познакомить детей с понятием «звук», «звуковая волна», «высокие и низкие, громкие и тихие звуки | Демонстрация наглядных пособий | различные предметы, издающие шумовые и музыкальные звуки, фрагменты записи голосов живой природы, схема строения органов слуха человека. | Е.А. Шутяева стр. 59 |
3 неделя 16.05-20.05.2022 | "Звук и расстояние" | продолжать знакомить с органом слуха, объяснить детям вред громких звуков, рассказать о плохом воздействии длительного шума на организм человека. | Демонстрация наглядных пособий | карточка-схема строения органов слуха человека. | Е.А. Шутяева стр. 61 |
4 неделя 23.05-27.05.2022 | "Почему одни звуки высокие, а другие низкие" | Познакомить с понятиями "высокие, громкие, низкие звуки" | исследовательски-поисковый, практический, наглядный. | Е.А. Шутяева стр. 58 |
Основные принципы реализации проекта:
Принцип деятельности.
От простого к сложному. Познавательные задачи предъявляются детям в определенной последовательности. Вначале предлагаются простые задачи, в которых следствие непосредственно возникает из причины. После установления общей закономерности явления необходимо подвести их к пониманию более сложных связей и отношений, ставить задачи, требующие установлению цепных связей.
Принцип систематичности.
Систематическое использование приемов поисковой деятельности приводит к тому, что она становится способом самостоятельной деятельности детей.
Принцип безопасности.
Эксперимент должен отвечать условиям:
Максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними.
Безотказность конструкции и приборов, однозначность получения результатов.
Показ только существенных сторон явления или процесса.
Принцип повторности.
Отчетливая видимость изучаемого явления.
Возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.
Принцип наглядности.
Схемы, рисунки, модели, алгоритмы, используются как в совместной деятельности взрослых и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования их активности в процессе познания окружающего мира.
Принцип самостоятельности.
Под влиянием поисковой деятельности у детей развивается элемент самостоятельного творческого мышления. Радость самостоятельных открытий раскрывает интерес к природе.
Принцип научности.
Подкрепление всех проводимых экспериментов, направленных на развитие интеллектуальных способностей – научное обоснование и практическое апробирование методики.
Принцип сотрудничества.
Личное ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (на равных, как партнеров), создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.
Принцип «Не навреди!»
Категорически запрещаются эксперименты, наносящие вред растениям, животным и человеку. Соблюдение представленных принципов позволит реализации программы пройти более эффективно.
Практическая значимость:
Дети
- Значительное повышение уровня знаний дошкольников в области занимательной физики;
- Расширение и обогащение кругозора;
- Развитие познавательного интереса;
- Развитие навыков безопасного экспериментирования.
Педагоги
- Апробация инновационных ИКТ-технологий;
- Приобретение нового опыта работы по проектной деятельности;
- возможность обобщения педагогического опыта на семинарах, конференциях на уровне ДОУ, города.
Родители
- Обогащение опыта взаимодействия с детьми;
- Участие в совместной деятельности ДОУ.
Особенности взаимодействия с родителями:
Ни одну воспитательную или образовательную задачу невозможно успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. На протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, которая затем перерастает в познавательную активность.
Следовательно, родители и педагоги должны объединить свои усилия для решения следующих задач:
- побуждать старших дошкольников наблюдать, выделять, обсуждать, обследовать и определять свойства, качества и назначения предметов;
- поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, наблюдения и экспериментирования;
- направлять поисковую деятельность старших дошкольников;
- способствовать использованию в самостоятельной игровой деятельности знания, умения, переносить известные способы в нестандартные проблемные ситуации;
- приобщать к познавательному общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками; поощрять возникновение проблемных вопросов.
Для решения вышеперечисленных задач родители должны иметь представление о значении экспериментирования в развитии ребенка – дошкольника, о содержании работы по формированию навыков экспериментальной деятельности на данном возрастном этапе.
Проведено анкетирование родителей.
Анкетирование родителей.
Анкета для родителей «Организация познавательно - исследовательской
деятельности ребенка дома»
Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса.
Привлечение родителей к созданию предметно-пространственной среды в группе.
1. Знаете ли Вы, что в группе углубленно занимаются вопросами опытно- экспериментальной деятельности?_________________
2. Интересует ли Вас лично данная проблема?________________________
3. Ощущаете ли Вы, что Ваш ребенок проявляет интерес к
экспериментированию?_________________________________________
4. В чем это проявляется? (нужное подчеркнуть)
• Ребенок много рассказывает о проведенных опытах.
• Пытается экспериментировать самостоятельно
• Просит Вас принять участие в экспериментах.
5. Поддерживаете ли Вы проводимую работу по опытно
– экспериментальной деятельности?________________________________
6. В чем это проявляется?
• Беседовали с ребенком об экспериментировании.
• Создаете ребенку условия для проведения опытов дома.
• Проводите наблюдение с детьми за природными объектами.
• Другое______________________________________________________________________________________________________________
7. Знакомите ли Вы своего ребенка с правилами поведения в природе? Нужно ли это делать?_________________________________________
9. В чем Вам требуется помощь детского сада по данной теме?_________
____________________________________________________________
Учебно-методические пособия и материалы:
- Методическая литература. Книги познавательного характера
- Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии»
- Природный и бросовый материал: камни, ракушки, опилки, семена, скорлупа грецкого ореха, шишки, пуговицы, трубочки.
- Утилизированный материал: кусочки проволоки, резины, пробки.
- Технический материал: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора.
- Разные виды бумаги и ткани: фольга, картон, бархатная бумага, тетрадный лист, калька; ситец, лен, драп, замша, сатин и др.
- Красители: пищевые и непищевые
- Материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, ватные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл.
- Прочие материалы: зеркала, шары воздушные, масло подсолнечное, мука, соль, сахар, крахмал, крупы, формы для льда, мыльницы, воронки.
- Приборы –помощники: песочные часы, фонарики, лупы.
- Клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки.
- Глобус.
- Центр воды и песка
Канцелярские принадлежности: Бумага белая, цветная офисная. Папки. Простые и цветные карандаши. Фотоальбом. Гуашь, кисти.
Практический этап:
Работа с детьми.
Основная форма проведения занятий- научные опыты.
Каждое занятие состоит из пяти этапов:
- постановка проблемы;
- актуализация занятий;
- выдвижение гипотез - предложений;
- проверка решения;
- введение в систему знаний.
Организация деятельности экспериментирования предполагает взаимодействие детей в парах или подгруппах, тем самым дети учатся взаимодействовать друг с другом, слушать чужое мнение и отстаивать своё, учатся самостоятельно принимать решение, проявлять творчество, инициативу.
Работа с родителями.
Формы взаимодействия с родителями:
- Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на занятиях.
- Просветительская работа в виде консультаций, рекомендаций, наглядных материалов,
- Беседы
- Проведение открытых занятий
Перспективный план работы с родителями
Месяц | Работа с родителями (средняя группа) |
сентябрь | Анкета для родителей Консультация: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» Семинар – практикум для родителей «Использование цифровой лаборатории «Наураша» в детском саду» |
октябрь | Выставка фотографий «Моя семья на даче» Привлечение родителей к совершенствованию развивающей среды ДОУ по теме проекта. |
ноябрь | Памятка для родителей «Экспериментирование с водой» |
декабрь | Привлечение родителей к пополнению коллекции «Виды ткани», «Виды бумаги». Квест-игра «В поисках науки» |
январь | Оформление папок – передвижек, папок – раскладушек. Квест-игра «Путешествие капельки». |
февраль | Акция «Кормушка для птиц» Информирование родителей о реализации этапов проектной деятельности. |
март | Консультация «Экспериментирование с водой» Создание семейного журнала «Экспериментируем дома» |
апрель | «Домашние задания» по экспериментированию для детей и их родителей. |
май | Консультация «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию?» Квест-игра «Поможем старику Хоттабычу» |
Используемая литература.
В процессе разработки проекта «Применение цифровой лаборатории «Наураша» в детском саду» мы основывались на следующей нормативно-правовой базе:
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г.
- Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» в рамках национального проекта «Образование». Постановление Правительства РФ от 31.10.2018 г. № 1288.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом.» М., 2009
- «Забавные физические опыты», «Гром и молния. Опыты без взрывов» из серии «Мастерилка» журнала «Карапуз».
- Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения.
- Управление ДОУ, № 4, 2008
- Методические рекомендации «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» под редакцией Л.Н. Прохоровой, М.: АРКТИ,2008
- ФГОС - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
- Информационные материалы к комплексу « Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников «Наураша в стране Наурандии»
- Педагогические условия применения компьютерных игр в воспитании и обучении дошкольников. Материал с сайта Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" и "Интернет - Гномик" (i-Gnom.ru);
- Дошкольник и компьютер: медико-гигиенические рекомендации / под ред. Л.А.Леоновой и др. – M.: MODДЭК, 2004;
- Методическое руководство – автор Е. А. Шутяева, приложенное к цифровой лаборатории.
- Прохорова Л.Н., Балакшина Т. А. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира», «Формирование начал экологической культуры дошкольников» (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
- Рыжова Н. А. «Волшебница – вода» Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997.
- Рыжова Н. А. «Игры с водой и песком», Обруч,— № 2.
- Рыжова Н. А. «Опыты с песком и глиной» Обруч,— № 2.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.В. «Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста», Дошкольная педагогика, 2001— № 1.
- Интернет ресурсы.
- Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» Методическое пособие - СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010.
- Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий» - Волгоград: Учитель, 2012.
- Е.В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование» - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
- Картотека опытов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе с использованием модульной цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»
В проекте раскрывается цель обучения детей старшего дошкольного возраста экспериментально-исследовательской деятельности с использованием цифровой лаборатории и главного героя Наураши....
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по экспериментально-исследовательской деятельности с использованием модульной цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»: «Электричество».
laquo;Наураша в стране Наурандии»: «Электричество».- обобщить знания детей об электрических приборах, об их назначении в быту; - познакомить с понятиями «электричество&ra...
Использование цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» при организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми с ОВЗ
Использование цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» при организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми с ОВЗ...
Познавательно - исследовательский проект «Использование цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в рамках экспериментально-исследовательской деятельности»
Вид проекта: познавательно-исследовательский, практико-ориентированный, групповой.Участники проекта: воспитанники старшей и подготовительной группыСроки реализации: долгосрочный: 2 года...
Картотека экспериментов для детей старшего дошкольного возраста с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в рамках тематического планирования
Опыты и эксперименты с использованием цифровой лаборатории "Наураша в стране Наурандии"...