САМООБРАЗОВАНИЕ:"Экологическое воспитание детей через художественную литературу."
материал (старшая группа)

Цель: рассмотрение и решение проблемы экологического воспитания и развития любви к природе у дошкольников на материале художественной литературы.

Задачи

1. Познакомить детей с творчеством писателей В. В. Бианки, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, М. М. Пришвина, Е. И. Чарушина, Н. И. Сладкова и других писателей

2. Учить детей видеть красоту родной природы в художественных произведениях, реагировать на поэтическое слово

3. Развивать познавательный интерес к природе, смысловое восприятие прочитанного, побуждать задавать вопросы о прочитанном.

4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

5. Привлечь родителей к данной проблеме.


 

 

 

Актуальность

Любое воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно быть воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. Сердце есть источник мира человечности в человеке. «Годы детства — это, прежде всего воспитание сердца» - писал В. Сухомлинский. Экологическое воспитание дошкольников без воспитания сердца невозможно. И срок для этого отпущен небольшой — семь лет, дальше это сделать будет крайне трудно.

В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребенок воспринимает очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребенок способен удивляться тому, что его окружает, задает массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.

Для решения задач экологического воспитания большая роль отводится чтению природоведческой литературы. Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Маленький ребенок, слушая художественное произведение, живет вместе с его героями, сочувствует одним и по-детски осуждает других. У него вырабатывается определенное отношение к явлениям окружающей действительности, к поступкам людей.

В художественной литературе о природе сочетаются научное содержание и художественной слово. Она, с одной стороны, воспитывает в детях умение видеть красоту природы, чувство любви и бережное отношение к ней; с другой обогащает их представления, учит выделять закономерности природных явлений. Чтобы оберегать и любить по-настоящему природу, ее надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Иногда ребенок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе. Художественная литература о животных и растениях расширяет круг представлений о природе, создает основу для получения новых знаний, воспитывает любовь к родному краю. Многие явления природы, ранее неизвестные, мало интересовавшие детей после чтения воспитателем художественной литературы, поведенных наблюдений становятся для них более понятными, вызывают любопытство, стремление узнать как можно больше. Привлекательность объектов и явлений природы вызывает желание глубже познавать их. В процессе познания ребенок начинает понимать, что нужно всему живому, у него возникает чувство ответственности за жизнь растений и животных. Так закладываются основы экологического сознания, т.е. понимания связей и отношений, существующих в природе, и необходимости охранять ее.

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий.

Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Сейчас много экологических проблем. И не только в России, но и во всем мире.

Таким образом, углубление экологических проблем планеты до кризисного состояния возводит экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Экологическое образование и воспитание рассматривается как неотъемлемая часть общего образования.

За годы работы с детьми я убедилась, что чтение художественной литературы оказывает огромное влияние на воспитание ребенка как личности. Поэтому в своей работе по экологическому воспитанию детей широко использую художественную литературу. Чтение рассказов, стихов, сказок о природе глубоко воздействует на чувства детей. Яркие образы героев - животных надолго сохраняются в их памяти. Книга, прочитанная в детские, производит порою настолько сильное впечатление, что остается в памяти на всю жизнь.

 

 

 

предполагаемый результат: гипотеза верна ,о необходимости привлечения художественных текстов к воспитанию бережного отношения к природе и любви к ней. 

 


 


 

Этапы самообразования:

1.Подбор и изучение методической литературы

2.Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования

3.Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.

4.Представление опыта работы по теме.

предполагаемые сроки выполнения каждого этапа


 

1.Изучение методической литературы

  • Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;

  • Изучение учебной и научно-методической литературы;

  • Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;

  • Изучение новых программ и педагогических технологий;

  • Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;

  • Повышение общекультурного уровня

литература по теме самообразования

дата

название автор

источник

(сайт; издательство,

год издания)

результат

 

Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие (под ред. Л.Н. Прохоровой),
 

М. Я: Просвещение, 2006;

Смотреть тетрадь по самообразованию

 

Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания С.Н. Николаева, –

М.: ООО Фирма Издательство АСТ, 2008.

Смотреть тетрадь по самообразованию

 

М.В.Лучич «Детям о природе»:кн.для воспитателя дет.сада-

2-е изд.,дораб.-М.:Просвещение,1989

Смотреть тетрадь по самообразованию

+Какие программы, методики, технологии изучены в процессе работы над методической темой? Кто авторы? Какой передовой педагогический опыт изучен? Какие методические рекомендации использованы?Вырезки, копии, цитаты…


 


 


 


 

2.Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования


 

 

участие в методической работе детского сада

дата

тема

форма участия

 

«Воспитание экологического сознания дошкольников через художественно-эстетическое развитие»

Мастер- класс

 

«Экологическое воспитание дошкольников».

Выступление на педсовете

 

+ фото и выдержки из материалов (доклады, выступления, рефераты)

 


 


 

3.Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.

«Что такое экология»

Анкетирование родителей

 

«Читайка»

Пополнить книжный уголок литературой экологического содержания.

 

«Портреты детских писателей»

Оформить папку

 

 

«Пальчиковые игры»

Создание картотеки экологических пальчиковых игр

 

 

 

«Воспитание детей художественной литературой» 

Папка-передвижка

 

 

«Мой экологический центр»

Создание экологического центра

 

«Экологические игры дошкольников»

Создание картотеки

 


 


 


 

  • Анализ выполнения программы (диагностика)

Как отслеживается результат работы по теме? (Диагностика: таблицы, результаты работы, в %.)
Выводы по теме. Есть ли положительный результат? (Приложить диаграммы, сравнительный анализ)


 


 

4.Представление опыта работы по теме.

  • способ демонстрации результата проделанной работы

  • форма отчета по проделанной работе

  • Формы отчета по теме самообразования могут быть разнообразными:

  • Выступление на педсовете

  • Консультация

  • Семинар-практикум

  • Показ непосредственно - образовательной деятельности с детьми

  • Выставки детского творчества

«Влияние художественной литературы на экологическое воспитание детей»

Консультация для родителей

«Нравственно-экологическое воспитание детей»

Консультация для педагогов

«По лесным тропинкам»

Совместный КВН детей и родителей


 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение экологического воспитания детей через трудовую деятельность. По итогам работы по самообразованию за 2012-2014 г.г.

Значение экологического воспитания детей через трудовую деятельность. По итогам  работы по самообразованию за 2012-2014 г.г. Необходимость интенсивной просветительской работы по формированию...

ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ».

План по самообразованию поможет воспитателям, работающим с детьми с нарушенным слухом составить работу по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста....

Экологическое воспитание детей посредством художественной литературы.

Чтение художественной литературы с детьми, рассматривание иллюстраций знаметых  художников-иллюстраторв  воспитывает не менее, чем пребывание на природе.  Потешки, бытовые сказки, волше...

План по самообразованию«Нравственное воспитание детей средствами художественной литературы»

План по самообразованию«Нравственное воспитание детей средствами художественной литературы»...

Презентация самообразование «Экологическое воспитание дошкольников через художественную литературу».

Любое воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно быть воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. Сердце есть...