Экологическое воспитание детей через художественно-творческую деятельность
статья по окружающему миру

Экологическое воспитание детей через художественно-творческую деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie.docx19.94 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание детей через художественно-творческую деятельность

Экологическое воспитание и образование имеет огромное значение для дошкольников. Показывая детям красоту природы родного края, мы воспитываем у них интерес к природе и заботливое отношение к окружающему их миру. Прививаем любовь к родному краю, ответственность за всё живое.

Ставя задачу воспитания любви к природе, бережного отношения к ней, передо мной встал вопрос, чем можно реально пробудить эту любовь в детях. Ребенок не полюбит, пока не увидит красоту природы, пока не обрадуется ей, пока не удивится. Проанализировав научную и методическую литературу, пришла к выводу, что восприятию природы с древних времен уделяли особое внимание и философы, и педагоги. Особое внимание эстетической ценности природы придавал Жан Жак Руссо, отмечая роль рисования в общем развитии ребенка. Выразил свои чувства и своё отношение к окружающему миру и Василий Александрович Сухомлинский. Он отмечал огромную роль художественно-графических средств в естественном стремлении детей к творчеству.

Я поставила перед собой цель: создание условий для развития основ экологической культуры у дошкольников через изобразительную деятельность.

Для себя я определила следующие педагогические задачи:

- Создать условия для экологического образования и творческой деятельности дошкольников.

-     Прививать интерес и бережливое отношение к окружающему миру.

- Развивать творчество, воображение и художественно-эстетический вкус. Воспитывать любовь к родному краю.

-     Привлечь родителей в совместную творческую деятельность с детьми.

Решение поставленных задач осуществлялось через создание эколого-творческой зоны в группе, которая должна способствовать:

- развитию познавательного интереса;

- эколого-эстетическому развитию ребенка;

- формированию гуманного отношения к природе;

В качестве структурных компонентов данной зоны выступает центр природы и центр творчества.

В центре природы находится природный материал: глина, песок, шишки, а также плоды и семена разных растений, засушенные листья различных деревьев, трав и цветов. Ещё дополнительное оборудование: клей, пластилин, ткань, бумага. В этом уголке дети, знакомясь с природным материалом, создают из него свои поделки. То, что создано детьми - поделки, рисунки периодически выставляем в центре творчества или делаем мини выставки. Это ещё одна возможность для формирования целостного восприятия и представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности.

Вся работа строится по двум направлениям:

  • работа с детьми;
  • работа с родителями.

В процессе работы по теме использую различные методы. Словесные (чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписи, придумывание сказок к своим рисункам, стихи, загадки, пословицы, поговорки о животных и растениях).

Наглядные (показ, рассматривание иллюстраций, просматривание видео, наблюдения в природе, пример взрослого).

Практические (наблюдение, метод поисковых ситуаций, творческие задания, дидактические, словесные игры, творческая деятельность детей, работа в природе).

Занимаясь с детьми, стараюсь затронуть душу ребёнка, чтобы ребёнок показывал свои чувства, переживал за мелкую букашку, или сорванный цветок.

Наиболее эффективной формой работы с воспитанниками в данном направлении являются занятия по изоэкологии.

При этом используем на занятиях по изобразительному искусству природные материалы. Дети с большим желанием изображают милого ёжика, или весёлого львёнка. Радуются, что у них получились забавные птички или открытка для мамы.

В своих рисунках, лепке, аппликациях дети изображают родную природу в разные времена года, в разную погоду. «Золотая осень» «Поздняя осень»«Носит одуванчик жёлтый сарафанчик»«Белый снег пушистый в воздухе кружится» и др. Ребята вырезают и приклеивают цветы, составляют декоративные композиции из цветов, листьев, веточек. Красота любого природного явления вызывает восторженный отклик в душе ребенка.

Работа с природным материалом вызывает у детей большой интерес. Они всегда работают увлеченно и старательно. Аппликацией «Весенние птицы». Мы с детьми оформили коридор детского сада. Такие работы развивают у детей творчество, трудолюбие, умение видеть и ценить прекрасное.

Для повышения эффективности обучения, зрительного восприятия и наглядно-образного мышления я использую разнообразные игры природоведческого содержания.

Мной были подобраны и разработаны дидактические игры«Собери натюрморт»«Составь пейзаж»«Цветочная поляна»«Подбери цвет к времени года», совместно с детьми оформили лэпбук «Экология». В ходе игр воспитанники уточняют, закрепляют, расширяют представления о предметах и явлениях природы.

С целью популяризация экологических знаний, способствующих формированию экологической культуры у воспитанников, участвуем в конкурсах. За последний год дети участвовали в городском конкурсе иллюстрированного стихотворения, посвящённого празднованию 85-летия Иркутской области «Край родной, навек любимый».

Занимали призовые места во Всероссийском конкурсе «Мой любимый медведь», Всероссийском конкурсе «В мире птиц». Опубликовала конспект занятия по изобразительной деятельности «Краски зимы» в научно - образовательном журнале «Вестник дошкольного образования»

Сотрудничаем с клубом «Романтик». Подгруппа детей занимается в кружке «Соломенное разноцветье». Вместе с Ольгой Петровной делаем замечательные поделки из соломки.

В рамках методической недели для коллег было представлено мероприятие с детьми «Осенний лес», консультация «Изоэкология как средство формирования экосознания и развития творческих способностей дошкольников»,

Совместно с музыкальным руководителем подготовили с детьми сказку по экологии «Путешествие солнечного лучика». Эту сказку мы показали в нашем детском саду, детям других групп.

Одним из условий успешного воспитания, основ экологической культуры, является работа не только с детьми, но и с их семьями. Основные направления работы с родителями в вопросе экологического образования это: информирование родителей, просвещение, консультирование, обучение. Также я привлекаю родителей к различным видам совместной деятельности с детьми: изготовление поделок из природного материала. В рамках РОУ провела для родителей практикум: «Изоэкология как средство формирования экосознания и развития творческих способностей дошкольников». Мастер-класс «Аппликация с детьми из засушенных листьев»

Работая над проблемой экологического воспитания, я сделала вывод. Когда дети больше узнают природу, начинают её понимать, у них появляется желание изобразить её с помощью карандаша или краски. А используя различный природный материал, создают свои шедевры. От этого они ещё больше будут любить свой родной край, а когда вырастут и беречь его.

Литература:

1. Компанцева Л. В. «Поэтический образ природы в детском рисунке», М.: Просвещение, 1985г

3. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» ООО ТЦ «Сфера» 2005г

4. Новикова, И. В. «Аппликация из природных материалов в детском саду» Академия развития, 2017г

5. Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду», Мозайка синтез 2019г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Социально - нравственное воспитание детей через художественно - творческую деятельность"

Сегодня социально - нравственное воспитание - одна из важнейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста, направленная на понимание его роли, его личности в окружающем мире. В основу моей р...

Конспект НОД по экологическому воспитанию с использованием художественно-творческой деятельности.

Муниципальное  бюджетное  дошкольное образовательное  учреждение детский сад №47        Конспект НОД по экологическому воспитанию с использ...

Исследовательский практико-ориентированный проект. «Экологическое воспитание детей через собственную исследовательскую деятельность» «Красная книга республики Башкортостан».

Можем ли мы жить без природы, без птиц, деревьев, бабочек и стрекоз, лесов и лугов?       Одним из серьезнейших проявлений глобальной экологической проблемы является быст...

Исследовательский практико-ориентированный проект. «Экологическое воспитание детей через собственную исследовательскую деятельность» «Красная книга республики Башкортостан».Презентация.

    Можем ли мы жить без природы, без птиц, деревьев, бабочек и стрекоз, лесов и лугов?       Одним из серьезнейших проявлений глобальной экологической п...

Социализация детей через художественно - творческую деятельность

Презентация "Социализация детей через художественно - творческую деятельность"...

Консультация для педагогов: " Экологическое воспитание дошкольников через художественно- творческую деятельность"

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО предполагает:воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);формирование системы экологических знаний и пр...