Экологическое воспитание детей посредством художественной литературы.
консультация на тему

Урёкина Надежда Ивановна

Чтение художественной литературы с детьми, рассматривание иллюстраций знаметых  художников-иллюстраторв  воспитывает не менее, чем пребывание на природе.  Потешки, бытовые сказки, волшебные сказки воспитывают, вразумляют, поучают, тренируют душу ребёнка. Иллюстрации к детским книгам Ю.А. Васнецова, Е.И. Чарушина, В.М. Конашевича, Е.М. Рачёва являются одними из первых произведений изобразительного искусства, с которыми встречаются дети.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eko_vospitanie_cherez_hud._lit-ru.odt28.37 КБ

Предварительный просмотр:

     Экологическое  воспитание детей через художественную литературу.

                                (Консультация для родителей)

    Экологческие изменения на планете побуждают ныне живущих людей всё глубже вникать в суть этой проблемы.  Это раньше наши предки могли не задумываться  об экологии: природных ресурсов хватало на всех.

        В наше время ситуация кардинально изменилась!  Недалеко то время, когда наши дети станут взрослыми. На их плечи ляжет ответственность за судьбу всей планеты.

         А мы должны воспитать в наших детях трепетное отношение к каждому цветку, бабочке, лягушке, червяку, жуку и пауку, т.к. они уникальны!!! Не рвите зря, не топчите, не уничтожайте – они могут быть последними!  

         Как это сделать? Мы  все загружены на работе, дома. Ритм современной жизни не позволяет лишний раз оглядеться вокруг.

        На помощь придёт книга! Умный, добрый собеседник! Как часто мы стали принебрегать ею, усаживая детей перед  TV или компьютером!

     Художественное слово – мощное педагогическое средство, которое может быть уместным в процессе общения с детьми буквально везде.

          Великий русский педагог К.Д.Ушинский считал, что, кроме развивающего значения собственно чтения, даже совместное рассматривание картинок, иллюстраций является  лучшим  средством для сближения с детьми: «Ничем вы не можете так быстро разрушить стену, отделяющую взрослого от детей, как показывая и объясняя картинки.»  

         Таким образом, книга входит в жизнь даже самого маленького ребёнка – причем, как объект его взаимодействия с родителями.

   Рисунки в книге являются одними из   первых произведений изобразительного искусства, с которыми дети встречаются в семье.

        Для работы с детьми  мы  рекомендуем  использовать  книги с иллюстрациями

  Ю.А. Васнецова  -   к потешкам «Мыши»,»Кисонька», «Пошел котик на торжок»;

  Е.И. Чарушина    -   к сказке «Теремок», «Почему Тюпа не ловит птиц»;

  В.М. Конашевича   -   к сказке К.Чуковского «Муха-цокотуха», «Тараканище»;  

  Е.М. Рачёва  –  к сказкам «Волк и козлята», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка».  

        Так, например, в работах Е.И.Чарушина у каждого зверя свой характер, свое настроение, состояние. Зверь может быть настороженным, спокойным или расслабленным. Может быть в плохом настроении, а может радоваться и безмятежно наслаждаться своей долей звериного счастья. Создавая свои произведения, Е.И.Чарушин мечтал о том, что дети поймут его зверят, их мимику, движения и постигнут глубину индивидуальности каждого персонажа. Это пожелания по поводу художников-иллюстраторов.

        Каков тот минимум произведений, который должны знать дети?

        1-ая группа сочинений – пестовый фольклор, потешки, которые произносились нараспев, сопровождаясь поглаживанием, похлопыванием – приятным для ребёнка  физическим контактом с  близким взрослым и восстанавливалось эмоциональное равновесие.

        2-ая группа – сказки,способствующие интеллектуальному развитию  «Колобок», «Теремок», «Рукавичка», «Репка». Многократно слушая их ,  ребёнок привыкал к тому, что герои появляются в строго определенном  порядке.

        Идея  упорядоченной последовательности важна для усвоения абстрактной идеи порядка вообще - в частности, представления о числоврм ряде.  В др. сказках («Три медведя») дети сталкиваются с понятием размера.

     Через сказки дети получают представления о логике соответствия поведения согласно законам природы : сказка про лубяную и ледяную избушку, «Три поросенка», «Вершки и корешки».  

        Сказки для детей постарше формируют представление о необходимости учения, например, «Буратино» А.Н.Толстого. Ребёнок учится понимать, что за глупость приходится расплачиваться.

        3-я группа сказок – знакомит детей со сценариями поведения юношей и девушек.

Некоторые сюжеты интернациональны. Другие же специфичны только для  того или иного народа.

        Например, сюжет о Спящей Царевне не типичен для народной русской сказки.

У нас героини  очень деятельны и активны, успешно преодолевают все препятствия.

Для европейских народов нетипичен сюжет о герое, проводящем половину жизни на печке. Сюжеты о злой мачехе встречаются и в русских, и в европейских сказках.

       Все волшебные сказки содержат нравственный аспект, дают представление о добре и зле.  В русских сказках – это смелость, сострадание к ближнему, уважение к старшим (воле родителей, приказам царя), уважение к природе, растениям, животным, отсутствие корысти, жадности; терпение, трудолюбие; верность слову и постоянство в привязанностях – для девушек; незлопамятность и неспособность к мести – для юношей.

        В  русской  авторской  литературе  ярким  примером  мировоззренческой  притчи

являются сказки А.С.Пушкина о Золотой рыбке, о Золотом Петушке, о Царе Салтане.

     Круг исторических произведений довольно ограничен – это былины, например, об Илье Муромце. Особая задача при знакомстве детей с литературой – воспитание эстетического вкуса и любви к родной русской речи.  В целом выбор произведений лучше осуществлять с учетом интересов детей. Однако в общем объёме читаемой литературы преимущество должно быть отдано непереводной отечественной словесности.

     Мы знаем, что у японцев одним из секретов постижения красоты является длительное  любование ею.  Общеизвестно,что на воду, огонь многие люди могут смотреть часами.     Они завораживают человека, и только длительное восприятие обеспечивает  глубокий духовный контакт.

        Даже самый скромный луговой цветок, травинка напонены благородством, изяществом и способны вызвать эстетические чувства ребёнка, которые останутся с ним на всю жизнь.

    Анна Ахматова пишет: «Мы жили в Царском переулке, и там,  в канаве  росли лопухи и лебеда. Я была маленькой, а они большие, широколистные, пахучие, нагретые солнцем – я так их с тех пор люблю!»

    Очевидно, эти впечатления легли в основу известного произведения  А.А.Ахматовой

                                         Песенка.

Я на солнечном восходе                                Страшно мне от звонких воплей

Про любовь пою                                             Голоса  беды,

На коленях в огороде                                     Всё сильнее запах теплый

Лебеду полю.                                                  Мёртвой лебеды.

Вырываю и бросаю -                                     Будет камень вместо хлеба

Пусть простит меня.                                      Мне наградой злой.

Вижу девочка босая                                      Надо мною только небо,

Плачет у плетня.                                            А со мною голос твой.

 

        В художественной литературе немало примеров описания природы, читая которые можно буквально видеть её, слышать звуки, и даже ощущать запахи.

              Одними из мастеров такого опасания природы считаются:

        И.А.Бунин,   М.М.Пришвин,    К.Г.Паустовский.

        Известный детский врач Е.А.Аркин, обращаясь к родителям, писал:

        «Надо дать ребёнку возможность на прогулке, в деревне, на даче видеть природу во всей её красоте  - то пышной и яркой, то скромной и не менее чарующей простоте, видеть звёздное небо, восход и заход солнца, видеть землю в различных одеяниях... Пусть ребёнок 4-5 лет не в состоянии ещё испытать во всей полноте обаяние красоты природы, пусть ускользает от него прихотливая игра света и тени в лесу, величие бездонного неба, усеянного мерцающими звёздами, пусть его привлекают иногда всякие мелочи,- весь этот аромат красоты вдыхается ребёнком и оставляет в нём след, который в будущем послужит материалом для глубоких переживаний».

         Так вместе с воспоминанием чувства красоты природы воспитывается с самой ранней поры жизни никогда потом уже не исчезающее чувство любви к родным местам, которое с возрастом превращается в одно из самых прочных и возвышенных человеческих чувств – в любовь к Родине.»

                                Уважаемые родители!

        Читайте детям добрые книги! Берегите и наблюдайте за природой — источником вдохновения многих великих писателей и художников!  И Вы увидите, как посеяное Вами в душе ребёнка зерно любознательности,  доброты к природе даст благодатные всходы заботой о Вас, о своих будущих детях, о Родине!

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей посредством художественной литературы»

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности нравственного качеств...

Нравственное воспитание детей посредством художественной литературы.

      Проблема нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных проблем общественного развития, а в современных условиях она приобретает особое значение. С...

Нравственное воспитание детей посредством художественной литературы

Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Особенностями этого возраста являются высокая восприимчивость и легкая обучаемо...

Нравственное воспитание детей посредством художественной литературы

 Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Особенностями этого возраста являются высокая восприимчивость и ле...

Нравственное воспитание детей посредством художественной литературы

Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Особенностями этого возраста являются высокая восприимчивость и легкая обучаемо...

Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей посредством художественной литературы»

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому важно донести до родителей , что очень важны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться предста...