Значение экологического воспитания детей через трудовую деятельность. По итогам работы по самообразованию за 2012-2014 г.г.
статья по окружающему миру на тему
Значение экологического воспитания детей через трудовую деятельность.
По итогам работы по самообразованию за 2012-2014 г.г.
Необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологических знаний, закладка основ экологической культуры экологического сознания, природопользования в настоящее время диктует нам обострение экологической проблемы в стране. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы образования и занимает немаловажное место в моей педагогической деятельности
С сентября 2012 года, начиная со 2й младшей группы, я занимаюсь самообразованием по теме: «Особенности трудовой деятельности детей дошкольного возраста и её значение в экологическом воспитании». И не оставляю эту тему до настоящего времени. Теперь уже мы старшая группа. Цели, задачи и средства их реализации с каждым годом усложняются. Не маловажную роль в этом сыграли внедрение в образовательно-воспитательную программу сначала ФГТ, а затем ФГОС.
В процессе работы по самообразованию через практическую деятельность с детьми, экскурсии ,опыты и эксперименты, познавая и изучая окружающий мир, природу живую и неживую, место человека в мире- можно сделать вывод, что знания не самоцель в эколого-трудовом воспитании, но они необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса , гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя ,беречь и любить природу, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но еще и потому, что затрачены материалы взятые из природы.
Для более углубленного и развернутого познавательно-воспитательного процесса трудовой деятельности в экологическом воспитании дошкольников с 2013года я стала проводить занятия в кружке «Юный эколог» . Практически в каждом режимном моменте в течении дня мы с детьми касаемся вопросов по теме:«Особенности трудовой деятельности детей дошкольного возраста и её значение в экологическом воспитании», знакомимся и осваиваем самые элементарные, популярные экологические понятия , правильное представление об основах экологии .Целевым ориентиром, на который направлен этот образовательно-воспитательный процесс служит умение применять детьми полученные знания и навыки в жизненных ситуациях, заложить в наших детях основания для развития и воспитания экологической культуры с дошкольного возраста. Дети замечают то, на что взрослые не обратят внимания ,проявляют любознательность , увидев что-то новое, а уж если они сделали что-то сами , своим трудом- какую радость они испытывают и торопятся поделиться своими положительными эмоциями. Такой результат научит ребенка уважать не только свой, но и чужой труд.
Мои воспитанники научились очень многому, хотя не все давалось сразу, но только терпением ,трудом и порой упорством мы достигли больших успехов в самообслуживании, приобрели навыки самостоятельной деятельности, усвоили первые уроки дежурства, научились ухаживать за растениями, помогать сверстникам, бережно относиться к живой природе и заботиться о ней, познакомились и пообщались с новыми животными, знаем, что чужой труд надо уважать и сколько добрых людей разных профессий трудятся вокруг нас, чтобы было комфортно и уютно в нашем детском саду
Как мы видим - окружающий нас мир, природа и труд неразрывные составляющие гармоничного развития и становления человека, сопровождающие его от рождения до последнего дыхания.
В течении жизни наш трудовой процесс и взаимодействие с природой постоянно расширяется и усложняется, обогащаясь все новыми и новыми знаниями, навыками и умениями. В связи с этим я бы условно определила этапы трудовой деятельности человека от рождения и по мере взросления по возрастающей:
- труд для тебя других- забота о младенце
- трудись сам «Я сам…»- первые уроки :держать ложку, учится раздеваться….
-труд для себя- самостоятельно умываться, раздеваться, кушать, правильно держа ложку
-труд с другими- совместный труд со взрослым, подражая ему, выполняя поручения…
-труд других- окружающих людей самых разных профессий на благо детей, уважение к их труду, бережное отношение к результатам чужого труда
-труд для других-дежурства, уход за растениями, забота о животных, помощь сверстникам, взрослым, проявляя инициативу и познавательный интерес…
-труд как творческий процесс созидания в художественной ,изобразительной деятельности, конструировании и , разумеется , в экологической деятельности .
Выполняя трудовые операции любой человек-ребенок или взрослый, прилагает к этому процессу умственные способности и имеющиеся, на момент выполнения, знания и умения , физическую силу, душевные качества (с какой целью и настроением), мобилизуя всего себя, что позволяет сделать вывод:
значение трудовой деятельности не только для детей , а вообще для человека, для его становления как личности переоценить невозможно, так как она формирует трудолюбие, бережливость, оптимизм, способность к преодолению трудностей.
Трудовая деятельность человека неразрывно связана с природой и является жизнеобеспечивающей. Через трудовую деятельность мы реализуем экологическое воспитание детей, их ответственного отношения к природе. Этот процесс сложный и длительный , направленный на формирование нового человека, способного жить в гармонии с природой.
Поэтому экологическое воспитание и образование детей через трудовую деятельность актуально в наше время. Только по-новому воспитанный человек может решить настоящие экологические проблемы , созданные самим человечеством. Природа без нас проживет , а мы без неё нет!
Составила: воспитатель старшей группы
МАДОУ д/с «Буратино» п. Пруды Барабашина Е.А.
п.Пруды Краснобаковский район Нижегородская область
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_raboty_po_samoobrazovaniyu_za_2012.docx | 22.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение экологического воспитания детей через трудовую деятельность.
По итогам работы по самообразованию за 2012-2014 г.г.
Необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологических знаний, закладка основ экологической культуры экологического сознания, природопользования в настоящее время диктует нам обострение экологической проблемы в стране. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы образования и занимает немаловажное место в моей педагогической деятельности
С сентября 2012 года, начиная со 2й младшей группы, я занимаюсь самообразованием по теме: «Особенности трудовой деятельности детей дошкольного возраста и её значение в экологическом воспитании». И не оставляю эту тему до настоящего времени. Теперь уже мы старшая группа. Цели, задачи и средства их реализации с каждым годом усложняются. Не маловажную роль в этом сыграли внедрение в образовательно-воспитательную программу сначала ФГТ, а затем ФГОС.
В процессе работы по самообразованию через практическую деятельность с детьми, экскурсии ,опыты и эксперименты, познавая и изучая окружающий мир, природу живую и неживую, место человека в мире- можно сделать вывод, что знания не самоцель в эколого-трудовом воспитании, но они необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса , гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя ,беречь и любить природу, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но еще и потому, что затрачены материалы взятые из природы.
Для более углубленного и развернутого познавательно-воспитательного процесса трудовой деятельности в экологическом воспитании дошкольников с 2013года я стала проводить занятия в кружке «Юный эколог» . Практически в каждом режимном моменте в течении дня мы с детьми касаемся вопросов по теме:«Особенности трудовой деятельности детей дошкольного возраста и её значение в экологическом воспитании», знакомимся и осваиваем самые элементарные, популярные экологические понятия , правильное представление об основах экологии .Целевым ориентиром, на который направлен этот образовательно-воспитательный процесс служит умение применять детьми полученные знания и навыки в жизненных ситуациях, заложить в наших детях основания для развития и воспитания экологической культуры с дошкольного возраста. Дети замечают то, на что взрослые не обратят внимания ,проявляют любознательность , увидев что-то новое, а уж если они сделали что-то сами , своим трудом- какую радость они испытывают и торопятся поделиться своими положительными эмоциями. Такой результат научит ребенка уважать не только свой, но и чужой труд.
Мои воспитанники научились очень многому, хотя не все давалось сразу, но только терпением ,трудом и порой упорством мы достигли больших успехов в самообслуживании, приобрели навыки самостоятельной деятельности, усвоили первые уроки дежурства, научились ухаживать за растениями, помогать сверстникам, бережно относиться к живой природе и заботиться о ней, познакомились и пообщались с новыми животными, знаем, что чужой труд надо уважать и сколько добрых людей разных профессий трудятся вокруг нас, чтобы было комфортно и уютно в нашем детском саду
Как мы видим - окружающий нас мир, природа и труд неразрывные составляющие гармоничного развития и становления человека, сопровождающие его от рождения до последнего дыхания.
В течении жизни наш трудовой процесс и взаимодействие с природой постоянно расширяется и усложняется, обогащаясь все новыми и новыми знаниями, навыками и умениями. В связи с этим я бы условно определила этапы трудовой деятельности человека от рождения и по мере взросления по возрастающей:
- труд для тебя других- забота о младенце
- трудись сам «Я сам…»- первые уроки :держать ложку, учится раздеваться….
-труд для себя- самостоятельно умываться, раздеваться, кушать, правильно держа ложку
-труд с другими- совместный труд со взрослым, подражая ему, выполняя поручения…
-труд других- окружающих людей самых разных профессий на благо детей, уважение к их труду, бережное отношение к результатам чужого труда
-труд для других-дежурства, уход за растениями, забота о животных, помощь сверстникам, взрослым, проявляя инициативу и познавательный интерес…
-труд как творческий процесс созидания в художественной ,изобразительной деятельности, конструировании и , разумеется , в экологической деятельности .
Выполняя трудовые операции любой человек-ребенок или взрослый, прилагает к этому процессу умственные способности и имеющиеся, на момент выполнения, знания и умения , физическую силу, душевные качества (с какой целью и настроением), мобилизуя всего себя, что позволяет сделать вывод:
значение трудовой деятельности не только для детей , а вообще для человека, для его становления как личности переоценить невозможно, так как она формирует трудолюбие, бережливость, оптимизм, способность к преодолению трудностей.
Трудовая деятельность человека неразрывно связана с природой и является жизнеобеспечивающей. Через трудовую деятельность мы реализуем экологическое воспитание детей, их ответственного отношения к природе. Этот процесс сложный и длительный , направленный на формирование нового человека, способного жить в гармонии с природой.
Поэтому экологическое воспитание и образование детей через трудовую деятельность актуально в наше время. Только по-новому воспитанный человек может решить настоящие экологические проблемы , созданные самим человечеством. Природа без нас проживет , а мы без неё нет!
Составила: воспитатель старшей группы
МАДОУ д/с «Буратино» Барабашина Е.А.
п.Пруды Краснобаковский район Нижегородская область
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание дошкольников через трудовую деятельность
Презентация включает себя виды трудовой деятельности, формы организации труда, памятку-обращение к воспитателям, правила поведения для ребят....
Проект: Экологическое воспитание детей через трудовую деятельность.
Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. Самая волнующая из них – это проблема, связанная с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все: воздух...
План работы по самообразованию на 5 лет(2017-2022г). Экологическое воспитание детей через игровую деятельность.
План по самообразованию расчитан на 5 лет....
Экологическое воспитание детей через игровую деятельность.
Обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования....
Отчет по самообразованию на тему «Экологическое воспитание детей через проектную деятельность»
В 2020-2021 учебном году, мною был реализован план по самообразованию на тему: «Экологическое воспитание детей через проектную деятельность». Основным содержанием моей работы по экологичес...
Проек «Экологического воспитания детей через игровую деятельность»
Долгосрочный проект «Экологического воспитания детей через игровую деятельность»...
План самообразования по теме: «Экологическое воспитание детей через игровую деятельность».
План самообразования по теме:«Экологическое воспитание детей через игровую деятельность»....