План по самообразованию«Нравственное воспитание детей средствами художественной литературы»
материал по художественной литературе (старшая группа)
План по самообразованию
«Нравственное воспитание детей средствами художественной литературы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 25.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного направления развития воспитанников № 10 “Родничок”»
План по самообразованию
Летуновой Марии Юрьевны
на 2019–2020 учебный год
по теме: «Нравственное воспитание детей средствами художественной литературы»
старшая группа
Цель: формирование культуры поведения и дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста средствами художественной литературы.
Задачи:
1. Воспитать дружеские взаимоотношения между детьми.
2. Формировать нравственные качества, правила общения между людьми, представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
3. Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования художественной литературы в формировании нравственных качеств у дошкольников.
4. Формирование представлений у детей о нравственных качествах через художественное слово и сказки: человеколюбие, вежливость, бескорыстие, терпимость, тактичность, трудолюбие, верность, бережное отношение к природе, постоянное культурное развитие и соблюдение правил морали
5. Создать необходимые условия для знакомства детей с художественной литературой.
6.Разработать перспективное планирование по теме самообразования для работы с детьми и родителями.
Этапы работы:
1. Изучение и анализ условий в группе для нравственного воспитания детей.
2. Постановка цели и задач, Подбор и изучение методической литературы: сентябрь – октябрь.
3. Организация работы по нравственному воспитанию детей средствами художественной литературы.
4. Определение эффективности работы с детьми.
Актуальность темы:
Любая книга — умный друг:
Чуть утомит, она смолкает;
Она безмолвно поучает,
С ней назидателен досуг.
Е. А. Флерина
Актуальность нравственного воспитания определяется социально- экономическими процессами. Сегодня в обществе существует множество проблем, например: одинокие старики, бездомные дети, плохая экология, алкоголизм, нравственность и т.д. И решение многих из них связано с уровнем нравственности нашего общества.
Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. Воспитание нравственных качеств необходимо начинать с раннего детства, чтобы такие моральные ценности, как долг, честь, достоинство, стали внутренними стимулами человека. Вопросам нравственности в истории отечественной и зарубежной педагогики всегда уделялось большое внимание. По мнению выдающегося швейцарского педагога И.Г. Песталоцци, нравственное воспитание формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям. Л.Н. Толстой считал, что «из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».
Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Художественная литература способствует возникновению у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а затем и окружающих людей, своим собственным поступкам.
Алгоритм работы с книгой:
1. Внесение книги в уголок книги для самостоятельного рассматривания иллюстраций.
2 Чтение
3. Беседа и рассматривание иллюстраций.
4. Игра-драматизация или рисование иллюстраций к произведению.
Приемы работы с детьми:
Словесные:
- беседы, беседы – обсуждения;
- игры - беседы;
- рассказы;
- чтение художественной литературы;
- использование игровых ситуаций;
- игры - беседы с персонажами сказок;
- сочинение историй.
Наглядные:
- групповые выставки;
- рассматривание иллюстраций.
Практические:
- игры – драматизации;
- игры – инсценировки;
- игры – забавы;
- подвижные игры;
- пальчиковые игры;
- моделирование и анализ заданных ситуаций;
Формы организации работы с детьми:
- индивидуальная работа с ребенком;
- коллективная работа;
- тематические занятия;
- пальчиковая гимнастика;
- дидактические игры;
- физкультминутки;
- драматизация.
Работа с детьми
Месяц | Форма работы |
Сентябрь | 1. Изучение научной литературы и методических пособий. 2. Планирование пополнения предметно-развивающей среды. 3. Этические беседы «Кто кого обидел», «С чего начинается дружба». 4. Чтение и беседа по прочитанному «Федорино горе» К. И. Чуковский. |
Октябрь | 1. Чтение произведений авторов:А. Барто «Вовка- добрая душа», В. Сутеева «Яблоко» и выявление основного смысла. Рассматривание иллюстраций по произведениям, краткий пересказ. 2. Этические беседы «Секрет вежливости», «Воспитанность и вежливость». 3. Дидактическая игра «Звери на болоте», сюжетно-ролевая игра «Школа». |
Ноябрь | 1. Подготовка к инсценировке по сказке В. Сутеева «Яблоко». Изготовление атрибутов. 2. Консультация для родителей: «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы». 3. Ситуативная игра-история «Котик и ежик на качелях». |
Декабрь | 1. Чтение рассказов Н. Носова. Выявление основного смысла. Рисование иллюстраций к рассказу «На горке». 2. Консультация для воспитателей «Воспитание у детей дошкольного возраста дружеских взаимоотношений». 3. Знакомство с творчеством Л. Н. Толстого, чтение произведений «Лев и собачка», «Карасик» и др. Обсуждение с детьми нравственного смысла. |
Январь | 1. Подготовка с детьми к выставке книг «мои любимые рассказы» (чтение небольших рассказов, определяющие положительные и отрицательные качества людей; пересказ). 2. Заучивание «мирилок» из картотеки. 3. Беседа с детьми «Урок дружбы». |
Февраль | 1. Заучивание с детьми новые игры на создание безконфликтной обстановки в группе: «Назови друга ласково», «Помогаем друг другу». 2. Продолжать знакомить детей с зарубежными писателями: Шарль Перро, Андерсен. Чтение и обсуждение некоторых произведений «Ослиная шкура», «Свинопас». |
Март | 1. Анкета для родителей «О способах воспитания». 2. Чтение рассказа В. Осеева «Волшебное слово». Разобрать с детьми смысл «волшебных» слов. 3. Консультация для родителей «Книга-лучший друг ребенка». |
Апрель | 1. Промежуточные результаты за год, опрос детей о понятиях «дружба», «добро», «зло». 2. Этические беседы: «Обиженные друзья», «Хорошие товарищи». |
Май | 1. Проведение итоговой диагностики детей по формированию таких интегративных качеств как «Эмоционально отзывчивый», «Способный управлять своим поведением», «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками». 2. Заучивание «мирилок» из картотеки. Творческая игра «Помогаем друг другу». |
Взаимодействие с родителями:
- Консультация для родителей: «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы».
- Консультация для воспитателей «Воспитание у детей дошкольного возраста дружеских взаимоотношений».
- Анкета для родителей «О способах воспитания».
- Консультация для родителей «Книга-лучший друг ребенка».
Планируемый результат для воспитателя:
- повышение творческого, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии у детей нравственных качеств.
- повысить уровень знаний и умений дошкольников при работе со сказками, мотивацию к учению художественной литературой;
- воспитание положительных взаимоотношений между детьми - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.
Планируемый результат для детей:
- у детей сформируется представление о доброте, как важном нравственном качестве человека, через поступки героев литературных произведений;
- разовьется позитивная самооценка у детей, стремление проявлять доброту в словах и поступках;
- у детей повысится интерес к чтению художественной литературе;
- разовьются творческие способности, через ознакомление произведениями художественной литературы;
- умение бережно относится к книге и доброе и уважительное отношение к сверстникам и взрослым людям.
Итоговое мероприятие:
Оценка эффективности освоения курса программы проводится на основе:
- данных планового мониторинга детей в ДОУ (сентябрь,май).
- работа с родителями (консультации, совместные занятия);
- отчет по теме самообразования воспитателя-руководителя на итоговом педсовете
Литература:
1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М.: Мозаика – Синтез,
2.Э.И.Иванова «Расскажи мне сказку». Изд. Москва, Просвещение,2001г.
4.М.Д.Маханева «Театрализованные занятия в детском саду». Изд. Москва, ТЦ Сфера,2003г.
5.З.А.Гриценко «Ты детям сказку расскажи». Изд. Москва, 2003г.
6. Сборник научно-методических статей. Изд. Орёл, 2015г., под ред. О.В.Бережнова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. Тема: "Воспитание детей средствами художественной литературы".
Воспитатель советует родителям, какие художественные книги они должны читать своим детям, как использовать их в воспитании детей....
Тема: «Нравственное воспитание детей средствами художественной литературы»
Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет художественная литература. Влияние художественной литературы на нравственное во...
Воспитание детей средствами художественной литературы
Консультация для педагогов и родителей....
Воспитание детей средствами художественной литературы
Консультация для педагогов и родителей....
Консультация для педагогов: "Воспитание детей средствами художественной литературы".
Как научить ребенка уважать взрослых и полюбить художественную литературу....
«Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы»
laquo;Нравственно - патриотическое воспитание детей средствамихудожественной литературы»...