План по самообразованию«Нравственное воспитание детей средствами художественной литературы»
материал по художественной литературе (старшая группа)

 

План по самообразованию

«Нравственное воспитание детей средствами художественной литературы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx25.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного направления развития воспитанников № 10 “Родничок”»

План по самообразованию

Летуновой Марии Юрьевны

на 2019–2020 учебный  год

по теме: «Нравственное воспитание детей средствами художественной литературы»

старшая группа

Цель: формирование культуры поведения и дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста средствами художественной литературы.

Задачи:

1. Воспитать дружеские взаимоотношения между детьми.

2. Формировать нравственные качества, правила общения между людьми, представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.

3. Изучить  и  проанализировать научную литературу по проблеме использования художественной литературы в формировании нравственных качеств у дошкольников.

4. Формирование представлений  у детей о  нравственных качествах через художественное слово и сказки: человеколюбие, вежливость, бескорыстие, терпимость, тактичность, трудолюбие, верность, бережное отношение к природе, постоянное культурное развитие и соблюдение правил морали

5. Создать необходимые условия для знакомства детей с художественной литературой.

6.Разработать перспективное планирование по теме самообразования для работы с детьми и родителями.

Этапы работы:

1. Изучение и анализ условий в группе для нравственного воспитания детей.

2. Постановка цели и задач, Подбор и изучение методической литературы: сентябрь – октябрь.

3. Организация работы по нравственному воспитанию детей средствами художественной литературы.

4. Определение эффективности работы с детьми.

Актуальность темы:

Любая книга — умный друг:

Чуть утомит, она смолкает;

Она безмолвно поучает,

С ней назидателен досуг.

Е. А. Флерина

Актуальность нравственного воспитания определяется социально- экономическими процессами. Сегодня в обществе существует множество проблем, например: одинокие старики, бездомные дети, плохая экология, алкоголизм, нравственность и т.д. И решение многих из них связано с уровнем нравственности нашего общества.

     Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. Воспитание нравственных качеств необходимо начинать с раннего детства, чтобы такие моральные ценности, как долг, честь, достоинство, стали внутренними стимулами человека. Вопросам нравственности в истории отечественной и зарубежной педагогики всегда уделялось большое внимание.  По мнению выдающегося швейцарского педагога И.Г. Песталоцци, нравственное воспитание формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям. Л.Н. Толстой считал, что «из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Художественная литература способствует возникновению у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а затем и окружающих людей, своим собственным поступкам.

Алгоритм работы с книгой:

1. Внесение книги в уголок книги для самостоятельного рассматривания иллюстраций.

2  Чтение

3. Беседа и рассматривание иллюстраций.

4. Игра-драматизация или рисование иллюстраций к произведению.

Приемы работы с детьми:

Словесные:

- беседы, беседы – обсуждения;

- игры - беседы;

- рассказы;

- чтение художественной литературы;

- использование игровых ситуаций;

- игры - беседы с персонажами сказок;

- сочинение историй.

Наглядные:

- групповые выставки;

- рассматривание иллюстраций.

Практические:

- игры – драматизации;

- игры – инсценировки;

- игры – забавы;

- подвижные игры;

- пальчиковые игры;

- моделирование и анализ заданных ситуаций;

Формы организации работы с детьми:

- индивидуальная работа с ребенком;

- коллективная работа;

- тематические занятия;

- пальчиковая гимнастика;

- дидактические игры;

- физкультминутки;

- драматизация.

Работа с детьми

Месяц

Форма работы

Сентябрь

1. Изучение научной литературы и методических пособий.

2. Планирование пополнения предметно-развивающей среды.

3. Этические беседы «Кто кого обидел»«С чего начинается дружба».

4. Чтение и беседа по прочитанному «Федорино горе» К. И. Чуковский.

Октябрь

1. Чтение произведений авторов:А. Барто «Вовка- добрая душа», В. Сутеева «Яблоко» и выявление основного смысла. Рассматривание иллюстраций по произведениям, краткий пересказ.

2. Этические беседы «Секрет вежливости»«Воспитанность и вежливость».

3. Дидактическая игра «Звери на болоте», сюжетно-ролевая игра «Школа».

Ноябрь

1. Подготовка к инсценировке по сказке В. Сутеева «Яблоко». Изготовление атрибутов.

2. Консультация для родителей: «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы».

3. Ситуативная игра-история «Котик и ежик на качелях».

Декабрь

1. Чтение рассказов Н. Носова. Выявление основного смысла. Рисование иллюстраций к рассказу «На горке».

2. Консультация для воспитателей «Воспитание у детей дошкольного возраста дружеских взаимоотношений».

3. Знакомство с творчеством Л. Н. Толстого, чтение произведений «Лев и собачка»«Карасик» и др. Обсуждение с детьми нравственного смысла.

Январь

1. Подготовка с детьми к выставке книг «мои любимые рассказы» (чтение небольших рассказов, определяющие положительные и отрицательные качества людей; пересказ).

2. Заучивание «мирилок» из картотеки.

3. Беседа с детьми «Урок дружбы».

Февраль

1. Заучивание с детьми новые игры на создание безконфликтной обстановки в группе«Назови друга ласково»«Помогаем друг другу».

2. Продолжать знакомить детей с зарубежными писателями: Шарль Перро, Андерсен. Чтение и обсуждение некоторых произведений «Ослиная шкура»«Свинопас».

Март

1. Анкета для родителей                  «О способах воспитания».

2. Чтение рассказа В. Осеева «Волшебное слово». Разобрать с детьми смысл «волшебных» слов.

3. Консультация для родителей «Книга-лучший друг ребенка».

Апрель

1. Промежуточные результаты за год, опрос детей о понятиях «дружба»«добро»«зло».

2. Этические беседы«Обиженные друзья»«Хорошие товарищи».

Май

1. Проведение итоговой диагностики детей по формированию таких интегративных качеств как «Эмоционально отзывчивый»,

«Способный управлять своим поведением», «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками».

2. Заучивание «мирилок» из картотеки.

Творческая игра «Помогаем друг другу».

Взаимодействие с родителями: 

  • Консультация для родителей: «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы».
  • Консультация для воспитателей «Воспитание у детей дошкольного возраста дружеских взаимоотношений».
  • Анкета для родителей    «О способах воспитания».
  • Консультация для родителей «Книга-лучший друг ребенка».

Планируемый результат для воспитателя:

  • повышение творческого, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности  в развитии у детей нравственных качеств.
  • повысить  уровень знаний и умений  дошкольников при работе со сказками, мотивацию  к  учению  художественной литературой;
  • воспитание положительных взаимоотношений между детьми  - умение  работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.

Планируемый результат для детей:

  • у детей сформируется представление о доброте, как важном нравственном качестве человека, через поступки героев литературных произведений;
  • разовьется позитивная самооценка у детей, стремление проявлять доброту в словах и поступках;
  • у детей повысится интерес к чтению художественной литературе;
  • разовьются творческие способности, через ознакомление произведениями художественной литературы;
  • умение  бережно относится к книге и  доброе и уважительное отношение к сверстникам и взрослым людям.

Итоговое мероприятие:

Оценка эффективности освоения курса программы проводится на основе:

  • данных планового мониторинга детей в ДОУ (сентябрь,май).
  • работа с родителями (консультации, совместные занятия);
  • отчет по теме самообразования воспитателя-руководителя на итоговом педсовете

Литература:

1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М.: Мозаика – Синтез,

2.Э.И.Иванова «Расскажи мне сказку». Изд. Москва, Просвещение,2001г.

4.М.Д.Маханева «Театрализованные занятия в детском саду». Изд. Москва, ТЦ Сфера,2003г.

5.З.А.Гриценко «Ты детям сказку расскажи». Изд. Москва, 2003г. 

6. Сборник научно-методических статей. Изд. Орёл, 2015г., под ред. О.В.Бережнова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Тема: "Воспитание детей средствами художественной литературы".

Воспитатель советует родителям, какие художественные книги они должны читать своим детям, как использовать их в воспитании детей....

Тема: «Нравственное воспитание детей средствами художественной литературы»

Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет художественная литература.         Влияние художественной литературы на нравственное во...

Воспитание детей средствами художественной литературы

Консультация для педагогов и родителей....

Воспитание детей средствами художественной литературы

Консультация для педагогов и родителей....

Консультация для педагогов: "Воспитание детей средствами художественной литературы".

Как научить ребенка уважать взрослых и полюбить художественную литературу....

«Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы»

laquo;Нравственно - патриотическое  воспитание детей  средствамихудожественной литературы»...