Конспект НОД «Веселые игры на серьезные темы»
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект НОД «Веселые игры на серьезные темы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyat.avezova_o.g.docx | 84.7 КБ |
Предварительный просмотр:
«Весёлые игры на серьёзные темы»
Цель: формирование знаний и представлений об экологии; воспитание бережного отношения к природе; анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой; формирование у учащихся творческого подхода к решению экологических проблем; развитие познавательного интереса.
Задачи:
- познакомить с проблемами загрязнения планеты Земля и отдельных природных комплексов;
- развивать экологическое мышление;
- сформировать основы экологической культуры;
- научить решать экологические задачи и проблемы на уровне школьника.
Ход игры
Вступление (слово учителя):
Есть просто храм, есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь. (С. Смирнов)
«По сей день большинство людей не осознаёт, до какой степени мы разрушили мир, в котором обитаем. Мы ведём себя словно малолетние дети, оставленные без присмотра в бесподобном, изумительном саду, и медленно, но верно, превращаем его в бесплодную пустыню с помощью ядов, пил, серпов и огнестрельного оружия. Вполне возможно, что за последние недели с лица земли исчезла ещё одна рептилия, ещё одно растение. Я надеюсь, что это не так, но я точно знаю, что чьи-то дни уже сочтены». Эти горькие слова, к которым нельзя не прислушаться, написаны английским натуралистом Д. Дарреллом.
К несчастью до сих пор живёт в людях понятие: человек – царь природы, завоеватель, покоритель. Взять у природы как можно больше – вот главная задача. А зачем? Нужно ли воевать с природой, покорять её.
Не все люди, которые осваивают те или иные природные ресурсы, умеют правильно экологически мыслить. Нередко сиюминутная выгода в глазах хозяйственников заслоняет не такие уж далёкие последствия.
От нас с вами зависит то, какой будет наша планета через пятьдесят или триста лет. Станет ли она знойной пустыней, оденется ли в бетонную рубашку, или же человек научится жить с природой в полном согласии, осторожно пользуясь благами, которые она даёт, но в то же время и чутко реагируя на её нужды.
Итак, каждый из нас может любить, беречь, ценить природу. Но невозможна любовь без знания. Именно с этой целью мы проводим нашу встречу. В ходе сегодняшней весёлой игры на серьёзные темы мы вспомним основные экологические понятия, закрепим полученные на уроках экологические знания. А потом вы смело можете делать для себя открытия, общаясь с природой, подкреплять знания в конкретных естественных условиях.
1. «Экологический бумеранг»
Учитель: называет примеры влияния человека на природу.
- В городском парке осенью сжигают опавшие листья…
- Массовая вырубка тропических лесов…
- В окрестностях города создали полигон для захоронения радиоактивных отходов…
- На крупном животноводческом комплексе осуществляется бесподстилочный способ содержания животных…
- Загрязнение воды стоками животноводческих ферм и скотооткормочных комплексов…
- Использование в севообороте занятого пара…
Команды: выявляют экологические последствия указанных действий.
2. «Экомячик» (конкурс капитанов): передают друг другу мяч:
«Ты катись наш экомячик,
Долго-долго по рукам,
У кого остался мячик,
Тот сейчас расскажет нам…».
Тот, у кого остался мячик, отвечает на вопросы.
1. В городе (крупном промышленном центре) удалили все зелёные насаждения. К чему это может привести?
2. Потерпело аварию судно, которое везло нефть. Она вылилась в море, растеклась по его поверхности, покрыла берега. Какие экологические последствия может повлечь за собой эта авария?
3. Гнус (мелкие комары и мошки) в некоторых районах сильно досаждают человеку. Что произойдёт с природной средой, если полностью уничтожить этих насекомых с помощью ядохимикатов?
4. Долгое время у нас в стране поощрялась охота на волков, и за каждого убитого зверя выдавали премию. Затем охоту полностью запретили. В настоящее время в ряде районов этот запрет вновь снят и часть волков разрешено отстреливать. Как Вы думаете, чем можно объяснить такую «непоследовательность» в распоряжениях природоохранительных органов?
5. В водоём (не большой по размерам) с окружающих его полей с дождями и талым снегом смываются удобрения, ядохимикаты. Сделайте экологический прогноз возможных последствий этого явления.
6. В Чёрном море за последние 15 лет в 31 раз возросла интенсивность «цветения воды». Каковы причины этого явления? Почему в местах сильного «цветения» наблюдается массовая гибель рыбы?
3. «Слушай, не зевай»
а. Прослушав стихотворение, найти описание всех цепей питания.
«Свирепый волк с кормящею волчат
Волчицею – гроза невинных стад;
Орёл, стремясь из-под небес стрелою,
Грозит голубке смертью злою;
Голубка ж, как овца, должна,
Кормясь, губить ростки и семена.
Охотнице-сове, средь ночи тёмной,
Не жаль певца любви и неги томной,
А соловей съедает светляка,
Не посмотрев на прелесть огонька.
Светляк же, ночи светоч оживлённый,
Вползая вверх, цветок съедает сонный».
Э. Дарвин
б. Прослушав стихотворение, определить тип взаимоотношений между организмами.
«Злой овод в теле лошади, быка,
Оленя поселяет червяка;
Червь роется, грызёт под тёмной кожей
И, выросши, на свет выходит божий.
Наездник окрылённый, чтоб запас
Питательный потомству предоставить,
Спешит, вонзая жало много раз,
Им гусениц побольше пробуравить;
Найдя в приёмной матери приют,
Личинки плоть её живую жрут».
Э. Дарвин
в. Прослушав стихотворение, определить, о чём в нём идёт речь.
«Для книги, иногда, объём
Других всех признаков важнее.
У этой книги – каждый том,
Чем будет тоньше, тем ценнее.
Я б этой книге пожелал
Быть в толщину одной страницы.
Тогда бы с радостью узнал,
Что вместо зверя, рыбы, птицы
Исчез в природе лишь «зверюга»
По кличке «браконьер-хапуга».
В. Антохин
4. «Исправь ошибки»
Прочитав текст, найти ошибки, допущенные детьми на прогулке и обосновать свои ответы.
Поездка в лес
Целую неделю только и было разговоров, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но дети всё же решили сами поехать на прогулку. Дорога была знакома, взяли компас, не забыли и про магнитофон. А вот что было дальше, мы узнаем из рассказа одного из учеников.
«Весёлой музыкой мы оповестили лес – прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберёзовики, подосиновики. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костёр. Заварили в котелке чай, перекусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Саша выбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы всё равно их разрушат». Угли костра подмигивали нам на прощанье.
В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержав в руках тёплые голубоватые яйца, положили их на место в гнездо. Солнце всё выше поднималось над горизонтом. Становилось всё жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школе пригодится.
В лесу мы встретили много муравейников. Саша решил показать нам, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал протыкать ими муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.
Постепенно начали набегать тучи, стало темнее, засверкали молнии, загремел гром. Пошёл довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.
Оживлённые мы шли к станции, перепрыгивая лужи, с охапками полевых цветов. А через час поезд уже подъезжал к городу».
5. «Фото-факт»
Рассмотрев рисунок-схему, найти источники экологического загрязнения природной среды. (Приложение 1).
6. «Есть проблема»
Из предложенных вариантов выбрать одно правильное решение экологической ситуации или несколько, дополняющих друг друга. (Приложение 2).
7. «Экологический светофор»
Экологический светофор установлен для того, чтобы охранять природу и помогать детям соблюдению правил разумных взаимоотношений с природой.
- Чёрный цвет – стой! Твои действия приносят вред окружающей среде.
- Красный цвет – будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе своими действиями! Соблюдай меру и правила!
- Синий цвет – ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия полезны для неё! Продолжай помогать природе!
Показать кружки чёрного, красного, синего цвета, в зависимости от того решения, которое принимается.
- Ребята наблюдают за муравьями. (с)
- Дети оставили костёр в лесу. (ч)
- Ребята огородили муравейник. (с)
- Мальчики взяли в лес весной собаку. (ч)
- Девочки не стали рвать ландыши в лесу. (с)
- Ребята срезают грибы ножиком. (к)
- Ученики очищают парк от мусора. (с)
- Ребята увидели гнездо в траве. (к)
- Ребята бросают мусор на дорогу. (ч)
- Дети сильно шумят в лесу. (ч)
- Мальчик гуляет с собакой по газонам. (ч)
- Девочка рвёт цветы на клумбе. (ч)
- Ребята ходят в парке только по тропинкам. (с)
- Мальчик полез в кусты за мячом. (к)
- Ребята поймали снегиря и посадили в клетку. (ч)
- Дети вешают кормушку. (с)
- Дети ловят в пруду головастиков. (ч)
- Мальчики рассматривают жука. (к)
- Дети развешивают скворечники в парке. (с)
- Подростки моют мотоцикл в реке. (ч)
- Ученики высаживают возле школы деревья. (с)
- Дети заготавливают в лесу берёзовый сок. (ч)
- Мальчик вырезал перочинным ножом свои инициалы на дереве. (ч)
- Во время прогулки мальчик выбросил ненужную бумажку, найденную у себя в кармане, на землю. (ч)
- Подростки бросают в бездомную собаку камнями. (ч)
- Старшеклассники выступили перед учениками младших классов с сообщениями на экологическую тему. (с)
- Ученица принесла в школу на урок гербарий из редких и исчезающих растений, занесённых в Красную книгу своего края. (ч)
- Юный корреспондент написал статью в местную газету на экологическую тему. (с)
- Дети на прогулке по лесу убивали насекомых ради смеха. (ч)
- Девочки собирали цветы в лесу, которых много и которые не охраняются законом. (к)
- Рыбаки пользуются для ловли рыбы сетями и электроудочками. (ч)
- Девочка полощет бельё в реке. (ч)
- Дети собирали в лесу чернику с помощью комбайна. (ч)
- Дети вылечили найденную в лесу птицу. (с)
- Ученики украсили свой класс комнатными растениями. (с)
- В походе ребята разорили птичье гнездо. (ч)
- На берегу реки ребята устроили соревнование, кто дальше кинет камень в воду. (к)
- Дети приехали на озеро и громко включили музыку. (к)
- Ребята решили искупаться в незнакомом месте. (к)
- Мальчик хочет помыть грязное ведро в ручейке. (к, ч)
8. «Экологическое лото»
Сопоставить биологические термины с их определениями. (Приложение 3)
Заключение
«Человек совершил огромную ошибку, когда возомнил, что может отделить себя от природы и не считаться с её законами. Разрыв между человеком и окружающей его естественной средой существует очень давно. Старый договор, связывающий первобытного человека с его местообитанием, был расторгнут одной из сторон – человеком, как только он почувствовал себя достаточно сильным, чтобы признавать впредь лишь законы, созданные им самим. Эту позицию нужно полностью пересмотреть и подписать новый договор с природой, дающий человеку возможность жить с ней в полном согласии», – предлагает Ж. Дорст.
«Берегите Землю!
Берегите жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стебле повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю, берегите!
Берегите чудо песен, городов и весей,
Мрак глубин и волю поднебесий,
Откровение Земли и неба –
Сладость жизни, молока и хлеба.
Берегите молодые всходы
На зелёном празднике природы,
Небо в звёздах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу, -
Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю, берегите!»
М. Дудин
«Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!»
Е. Евтушенко
Несколько добрых советов:
- Учись понимать природу, стань её другом и защитником.
- Радуйся красоте природы, не вреди ей своим отношением.
- На лоне природы веди себя тихо и незаметно: смотри, слушай и не шуми.
- Пользуйся любым случаем для того, чтобы сделать для природы что-либо полезное.
- Будь другом всех живых существ, не мучай и не убивай животных.
- Охраняй чистоту вод, заботься о родниках и колодцах.
- Следи за чистотой природной среды и не оставляй после себя следов пребывания в ней.
- Помогай тем, кто заботится о природе, защищай её от вредителей и неосознанных туристов.
Приложение 2
____________________________________________________________________________
Ситуация 1. Твой младший брат принёс из леса ёжика. Что Вы посоветуете брату?
1. Оставить ёжика себе и позаботиться о нём.
2. Поиграть с ним и отпустить.
3. Внимательно рассмотреть ежа и вынести во двор.
4. Отнести в лес.
_____________________________________________________________________________
Ситуация 2. Ранней весной ты пошёл в лес и увидел, что на поляне распустились первые подснежники. Что ты сделаешь?
1. Нарвёшь маленький букетик и подаришь маме.
2. Полюбуешься и не тронешь.
3. Сорвёшь только один цветок
4. Пригласишь друзей, и вы устроите пикник на поляне.
_____________________________________________________________________________
Ситуация 3. В старом скворечнике поселились воробьи. Вы знаете, что с наступлением весны должны вернуться скворцы. Что Вы сделаете?
1. Оставите воробьёв в домике.
2. Выгоните воробьёв, так как домик для скворцов.
3. Спросите совета у друзей.
4. Сделаете новый скворечник и повесите неподалёку.
5. Будете ждать скворцов и наблюдать их отношения с воробьями.
_____________________________________________________________________________
Ситуация 4. Гуляя по открытой местности, Вы нашли гнездо, представляющее собой небольшое углубление в земле, выстланное сухой травой, перьями, тонкими веточками. Вам показалось, что в нём лежат несколько яиц, а гнездо брошено птицей-мамой. Как Вы поступите?
1. Закроете гнездо сухой травой, чтобы сохранить тепло и защитить от хищников.
2. Сделаете вид, что хотите забрать гнездо с собой, чтобы увидеть «хозяина».
3. Возьмёте гнездо с собой в надежде на домашнее выращивание птенцов.
4. Отметите это место и вернётесь к нему на следующий день.
5. Осторожно отойдёте, чтобы птица могла быстрее вернуться в гнездо.
_____________________________________________________________________________
Ситуация 5. Дети нашли в дупле лесные орехи и грибы. Что они должны сделать?
1. Забрать орехи себе.
2. Посмотреть орехи и положить их на место.
3. Ничего не трогать.
4. Положить в дупло что-нибудь вкусное.
_____________________________________________________________________________
Ситуация 6. Вы увидели на берегу реки, как незнакомый человек моет машину. Что вы сделаете?
1. Пройдёте мимо, ведь человек взрослый и незнакомый.
2. Подойдёте и объясните, почему нельзя мыть машину на берегу реки.
3. Попросите родителей, чтобы они объясните ему это.
4. Возьмёте лопату и отбросите от берега ту часть земли, где оказались грязь, мазут.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Ситуация 7. Вы увидели красивого жука на дороге. Что вы будете делать?
1. Остановитесь и понаблюдаете.
2. Пройдёте мимо.
3. Отбросите в сторону палкой. Руками трогать не станете, вдруг он ядовитый.
4. Посадите сначала на травинку, а потом на дерево.
5. Отнесёте домой и посадите в банку, попробуете его откормить.
_____________________________________________________________________________
Ситуация 8. Когда в лесу Вася и Леша собирали грибы, то несъедобные грибы они сбивали палками. Правильно ли поступали ребята?
1. Да, так как неопытные грибники могли бы их сорвать.
2. Несъедобный гриб мешает расти съедобному.
3. Да, так как они портят красоту леса.
4. Нет, так как исчезает лекарство для животных.
_____________________________________________________________________________
Ситуация 9. Вы увидели гнездо в траве. Ваши действия?
1. Пройду мимо.
2. Поглажу, покормлю птенцов.
3. Понаблюдаю за ними.
4. Не буду мешать им.
_____________________________________________________________________________
Ситуация 10. Птенец прыгает по дорожке. Что ты будешь делать?
1. Пройду мимо.
2. Поглажу, покормлю птенца.
3. Понаблюдаю немного за ним.
4. Посажу обратно в гнездо.
_____________________________________________________________________________
Ситуация 11. Если нужно проехать расстояние в несколько километров, то каким транспортом предпочтительнее пользоваться для сохранения чистоты окружающей среды?
1. Легковой машиной.
2. Автобусом.
3. Мотоциклом.
4. Велосипедом.
_____________________________________________________________________________
Ситуация 12. После похода в лесу остался мусор. Что нужно сделать?
1. Отнести в кучу, которая уже есть.
2. Оставить всё, как есть.
3. Всё, что можно сжечь, остальное закопать.
_____________________________________________________________________________
Ситуация 13. Собирая грибы в лесу, вы увидели мухоморы. Что вы сделаете?
1. Пройдёте мимо, не тронув.
2. Уничтожите, так как они вредны для человека.
3. Полюбуетесь на их красоту.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Ситуация 14. В лесу вы увидели тлеющие угольки костра. Что нужно сделать?
1. Оставить всё как есть.
2. Раскидать угольки.
3. Сообщить в пожарную часть.
4. Залить водой до полного исчезновения пара.
5. Закидать землёй.
_____________________________________________________________________________
Ситуация 15. Ты пошёл в лес за ягодами. Как ты будешь их собирать?
1. Все подряд.
2. По одной только спелые ягоды.
3. Комбайном.
4. Горстями.
5. Срывать веточки с большим количеством ягод.
_____________________________________________________________________________
Ситуация 16. Ребята в огороде поймали крота. Как ты поступишь?
1. Пройдёшь мимо.
2. Отнесёшь его в лес.
3. Оставишь в огороде.
4. Поместишь его в ящик, будешь кормить и наблюдать.
5. Расскажешь о его пользе.
_____________________________________________________________________________
Ситуация 17. Вы нашли в лесу гриб, но не знаете, настоящий он или ложный. Что вы будете делать?
1. Оставите его на месте.
2. Узнаете его название по карманному определителю грибов.
3. Срежете и возьмёте с собой.
4. Спросите у друзей или родителей.
5. Попытаетесь определить по вкусу.
_____________________________________________________________________________
Ситуация 18. Ваша кошка только что поймала птичку. Что вы будете делать?
1. Отберёте у кошки и поиграете с ней.
2. Оставите кошке.
3. Вылечите и отпустите на волю.
4. Отберёте у кошки и оставите во дворе дома.
5. Посадите в клетку и будете ухаживать.
_____________________________________________________________________________
Ситуация 19. Вы увидели в лесу большой белый гриб. Вам хочется принести его домой, но у вас нет ножика. Что нужно сделать?
1. Вырвать гриб с корнем.
2. Оставить гриб на месте.
3. Сбегать за ножом.
4. Попробовать аккуратно вывернуть ножку гриба.
5. Найти острый сучок и попробовать отломить гриб.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Ситуация 20. Ты увидел надломленные веточки дерева. Что ты сделаешь?
1. Отломлю веточки.
2. Пройду мимо.
3. Залеплю глиной.
4. Свяжу их.
5. Укреплю между двух палочек и обвяжу пластырем, бинтом, платком.
_____________________________________________________________________________
Ситуация 21. Вы захотели развести в лесу костёр. Откуда взять топливо для костра?
1. Наломать свежих веток, так костёр лучше разгорается.
2. Подобрать старые ветки, валежник.
3. Срубить дерево.
4. Принести дрова с собой.
_____________________________________________________________________________
Приложение 3
Список определений
Отходы - не используемые непосредственно в местах их образования отходы производства, быта, транспорта, которые реально могут быть использованы как продукты в других отраслях хозяйства.
Яд - химическое вещество природного или искусственного происхождения, поступающее в организм и способное вызвать нарушение жизнедеятельности или гибель организма.
Пестициды - химические препараты для защиты сельскохозяйственных растений от вредителей, болезней и сорняков. При использовании этих веществ неизбежно отрицательное влияние на экосистемы и здоровье человека.
Экосистема - экологическая система, в которой в качестве элементов выступают, с одной стороны, организмы, их группы или совокупности (особи, виды, популяции, ценозы), с другой - среда, совокупность факторов их обитания.
Кислотные дожди - осадки, образующиеся в атмосфере при смешивании определённых загрязнителей с парами воды. Осадки могут выпадать в виде дождя, снега, града, тумана или сухих частиц. Их главным источником являются двуокись серы и окись азота, образующиеся при сжигании топлива на предприятиях и выделяемые транспортными средствами.
Предельно допустимая концентрация (ПДК) - концентрация вещества (обычно загрязнителя) в воде, при превышении которой вода становится непригодной для пользования.
Мониторинг окружающей среды - слежение за состоянием природной среды и предупреждение о создающихся критических ситуациях, опасных для человека и других живых организмов.
Абиотические факторы - экологические факторы, связанные с неживой природой, такие, как скорость течения, температура, состав атмосферного воздуха, состав морских и пресных вод, господствующие ветра.
Глобальное изменение климата - изменение климата, основанное на влиянии парникового эффекта, последствия которого могут сказаться не только в изменении температур, но и в изменении уровня Мирового океана, распространении заболеваний, гибели животных и растений и т. д.
Парниковый эффект - препятствие тепловому излучению с поверхности Земли за пределы земной атмосферы, возникшее в результате накопления в атмосфере парниковых газов промышленного происхождения, таких, как двуокись углерода, метан и др.
Экология - синтетическая биологическая наука о взаимоотношениях между живыми организмами и окружающей средой, между человеком и природой.
Биоиндикация - метод выявления загрязнений по реакции растений и функциональному состоянию популяций и биоценозов.
Озоновый слой - слой атмосферы на высоте от 10 до 50 км; задерживает проникновение к земной поверхности наиболее жёсткого ультрафиолетового излучения.
Озоновая дыра - утончение озонового слоя, вызванное поступлением в него окислов азота (продуктов неполного сгорания органического топлива сверхзвуковых самолётов) и фреонов.
Цветение воды - вспышка размножения фитопланктона, вызывающее изменение окраски воды. Процесс связан с увеличением концентрации минеральных питательных веществ, поступающих в водоём с водосборной площади.
Загрязнение - привнесение в природную среду или возникновение в ней новых, обычно не характерных для этой среды физических, химических или биологических веществ, оказывающих вредное воздействие на живые организмы.
Антропогенная нагрузка - степень прямого и косвенного воздействия хозяйственной деятельности человека на природу в целом или на её отдельные компоненты.
Риск экологический - вероятность неблагоприятных для экологических ресурсов последствий антропогенного изменения природных объектов.
Стоки промышленные - вода, загрязнённая отходами различных видов промышленности, поступающая в окружающую среду.
Смог - токсический туман, опасное загрязнение атмосферного воздуха, характеризующееся сочетанием пылевых частиц и капель тумана.
ОТХОДЫ | ЯД | ПЕСТИЦИДЫ | ЭКОСИСТЕМА | КИСЛОТНЫЕ ДОЖДИ |
РИСК ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ | ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ (ПДК) | СТОКИ ПРОМЫШЛЕННЫЕ | МОНИТОРИГГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ | СМОГ |
ГЛОБАЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА | ОЗОНОВАЯ ДЫРА | АБИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ | ЗАГРЯЗНЕНИЕ | ПАРНИКОВЫЙ ЭФФЕКТ |
ЦВЕТЕНИЕ ВОДЫ | ЭКОЛОГИЯ | БИОИНДИКАЦИЯ | ОЗОНОВЫЙ СЛОЙ | АНТРОПОГЕНАЯ НАГРУЗКА |
вспышка размножения фитопланктона, вызывающее изменение окраски воды. Процесс связан с увеличением концентрации минеральных питательных веществ, поступающих в водоём с водосборной площади | привнесение в природную среду или возникновение в ней новых, обычно не характерных для этой среды физических, химических или биологических веществ, оказывающих вредное воздействие на живые организмы. | степень прямого и косвенного воздействия хозяйственной деятельности человека на природу в целом или на её отдельные компоненты | вероятность неблагоприятных для экологических ресурсов последствий антропогенного изменения природных объектов | вода, загрязнённая отходами различных видов промышленности, поступающая в окружающую среду |
препятствие тепловому излучению с поверхности Земли за пределы земной атмосферы, возникшее в результате накопления в атмосфере парниковых газов промышленного происхождения, таких, как двуокись углерода, метан и др. | синтетическая биологическая наука о взаимоотношениях между живыми организмами и окружающей средой, между человеком и природой | метод выявления загрязнений по реакции растений и функциональному состоянию популяций и биоценозов | слой атмосферы на высоте от 10 до 50 км; задерживает проникновение к земной поверхности наиболее жёсткого ультрафиолетового излучения. | утончение озонового слоя, вызванное поступлением в него окислов азота (продуктов неполного сгорания органического топлива сверхзвуковых самолётов) и фреонов |
токсический туман, опасное загрязнение атмосферного воздуха, характеризующееся сочетанием пылевых частиц и капель тумана | концентрация вещества (обычно загрязнителя) в воде, при превышении которой вода становится непригодной для пользования | слежение за состоянием природной среды и предупреждение о создающихся критических ситуациях, опасных для человека и других живых организмов | экологические факторы, связанные с неживой природой, такие, как скорость течения, температура, состав атмосферного воздуха, состав морских и пресных вод, господствующие ветра | изменение климата, основанное на влиянии парникового эффекта, последствия которого могут сказаться не только в изменении температур, но и в изменении уровня Мирового океана, распространении заболеваний, гибели животных и растений и т. д. |
не используемые непосредственно в местах их образования отходы производства, быта, транспорта, которые реально могут быть использованы как продукты в других отраслях хозяйства | химическое вещество природного или искусственного происхождения, поступающее в организм и способное вызвать нарушение жизнедеятельности или гибель организма | химические препараты для защиты сельскохозяйственных растений от вредителей, болезней и сорняков. При использовании этих веществ неизбежно отрицательное влияние на экосистемы и здоровье человека | экологическая система, в которой в качестве элементов выступают, с одной стороны, организмы, их группы или совокупности (особи, виды, популяции, ценозы), с другой - среда, совокупность факторов их обитания | осадки, образующиеся в атмосфере при смешивании определённых загрязнителей с парами воды. Осадки могут выпадать в виде дождя, снега, града, тумана или сухих частиц. Их главным источником являются двуокись серы и окись азота, образующиеся при сжигании топлива на предприятиях и выделяемые транспортными средствами |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по обж "Игра брейн - ринг!" тема: Безопасность ребенка дома и на улице"
Обобщать и систематизировать знания детей по личной безопасности. Учить первой помощи в экстренных ситуациях....
Конспект занятия «Весело играем, пальцы развиваем!»
Материал для проведения занятия с использованием игр и упражнений на развитие мелкой моторики....
КОНСПЕКТ родительского собрания в нетрадиционной форме круглого стола на тему: «Игра - это серьезно »
конспект родительского собрания...
Конспект занятия "Веселись, играй да дело знай"
Конспект занятия "Веселись, играй да дело знай"...
РОЛЕВО-ИГРОВОЙ ПРОЕКТ «ИГРА – ДЕЛО СЕРЬЕЗНОЕ» Тема: «ШКОЛА»
Актуальность проекта:Проект «Школа» направлен на обеспечение поддержки детей в период подготовки к школе, на создание условий для развития игровой деятельности детей подготовительной к шко...
Конспект занятия Квест-игра «ТРИ ПОРОСЕНКА» (тема «Мой дом, мои игрушки») Средняя группа
Задачи:1. Побуждать детей к познавательной деятельности, находить ответы на вопросы с помощью подсказок.2. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи путем побуждения детей дават...
Конспект занятия «Веселые игры для всестороннего развития дошкольников»
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни....