РОЛЕВО-ИГРОВОЙ ПРОЕКТ «ИГРА – ДЕЛО СЕРЬЕЗНОЕ» Тема: «ШКОЛА»
проект (подготовительная группа)
Актуальность проекта:
Проект «Школа» направлен на обеспечение поддержки детей в период подготовки к школе, на создание условий для развития игровой деятельности детей подготовительной к школе группы.
В преддверии подготовки к школьной жизни и новому статусу школьника необходимо познакомить детей со школой, ввести образ школы и школьника в игровую деятельность детей.
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни.
Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра представляется тем видом деятельности, в котором формируется личность ребенка, обогащается ее внутреннее содержание. Основное значение сюжетно-ролевой игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв какую-то роль ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживаясь, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность (С. Л. Рубинштейн).
В сюжетно-ролевой игре не только успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим и коррекционным средством психического развития детей.
Исходя из вышесказанного, мы решили в такой сложный период в жизни дошкольника, как подготовка к школе, помочь ему войти в школьную жизнь естественно, безболезненно и поставили перед собой цель – разработать проект создания условий для развития сюжетно-ролевой игры «Школа».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_proekta_shkola.docx | 31.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №84»
ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА г. САРАТОВА
410052, г. Саратов, ул. Мира, зд.8. стр.1тел/факс 63-14-75
РОЛЕВО-ИГРОВОЙ ПРОЕКТ «ИГРА – ДЕЛО СЕРЬЕЗНОЕ»
Тема: «ШКОЛА»
Воспитатели: Дубинина Е.В.
Ливерко М.А.
Саратов, 2022
Содержание проекта
Актуальность проекта:
Проект «Школа» направлен на обеспечение поддержки детей в период подготовки к школе, на создание условий для развития игровой деятельности детей подготовительной к школе группы.
В преддверии подготовки к школьной жизни и новому статусу школьника необходимо познакомить детей со школой, ввести образ школы и школьника в игровую деятельность детей.
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни.
Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра представляется тем видом деятельности, в котором формируется личность ребенка, обогащается ее внутреннее содержание. Основное значение сюжетно-ролевой игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв какую-то роль ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживаясь, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность (С. Л. Рубинштейн).
В сюжетно-ролевой игре не только успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим и коррекционным средством психического развития детей.
Исходя из вышесказанного, мы решили в такой сложный период в жизни дошкольника, как подготовка к школе, помочь ему войти в школьную жизнь естественно, безболезненно и поставили перед собой цель – разработать проект создания условий для развития сюжетно-ролевой игры «Школа».
Основополагающий вопрос (проблема):
Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное. Весь уклад жизни ребенка меняется радикально.
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада.
Практика сегодня нацелена в основном на интеллектуальную подготовку детей к школе и мало внимания уделяет формированию «внутренней позиции школьника».
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы «Ромашки», родители, воспитатели группы.
Сроки реализации проекта: краткосрочный (сентябрь 2022-ноябрь 2022).
Цель: Повышение мотивационной готовности к школьной жизни через развитие сюжетно-ролевой игры «Школа».
Задачи:
-Расширять сферу социальной активности ребенка и его представления о жизни школы, предоставив ему возможность занимать различные позиции взрослых и детей.
-Помогать детям усвоить некоторые моральные нормы. Воспитывать справедливые отношения между детьми. Упрочить формы вежливого обращения. Воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе.
-Повысить интерес детей к школе, школьной жизни и адаптировать дошкольников к новому этапу их жизнедеятельности.
-Развивать умение детей самостоятельно распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли и воображаемой ситуации, создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.
-Активизировать словарный запас, развивать связную речь. (Режим дня школьника, расписание уроков, понятия «урок», «звонок», «учитель», «ученик», «завуч», «директор», «перемена», «дневник», «оценка», «портфель», «завхоз», «техслужащая», «повар», «сторож», «медсестра» и т.д.)
Программное обеспечение:
Методическая литература по развитию детской игры, готовности к школе.
Детская познавательная литература.
Развивающие игры, дидактические материалы.
Оборудование: портфели, дневники, тетради, ручки, колокольчик, указка, глобус, карты, школьная доска, мел, журнал для учителя, повязки для дежурных, фартуки для девочек и т.д. Материалы для художественного творчества.
Игровое оборудование группы: модули, конструкторы, игрушки, тематические наборы игрушек «Школа» и т.д.
Результаты проекта:
Самостоятельность детей в развертывании сюжетно-ролевой, режиссерской, творческой игры, усвоение ролевых взаимодействий и взаимоотношений.
Сформированность у детей знаний о школьной жизни, правилах поведения в школе, профессиях людей, работающих в школе, о некоторых школьных терминах.
Сформированность у детей мотивационной готовности к школе.
Благоприятное течение адаптационного школьного периода.
Перспектива проекта: У детей повысится интерес к школе, они будут готовы к серьезному этапу в своей жизни.
Итог проекта: У детей группы заметно стало развиваться содержание игры. В играх, наряду с действиями, начали отражаться общественные отношения, поступки. В играх находит отражение специфика деятельности взрослых и детей, их взаимодействия, их отношения друг к другу. Постепенно в играх всё большее место начинает занимать опосредованный опыт, т.е. знания, полученные из книг, рассказов взрослых, увиденного самими детьми. Меняется и характер непосредственного опыта: дети отражают не только те события, в которых они сами принимали участие, но и те, которые они наблюдали на экскурсии в школу, в повседневной жизни.
От совместной игры с воспитателем дети переходят к самостоятельному выбору сюжетов, комбинируют их, а потом придумывают свои игры творческого плана.
Характерно развитие у детей самостоятельности и самоорганизации, формирование умения договориться о теме игры, распределять роли, наметить основное развитие сюжета, подготовить игровую обстановку.
Таким образом, у детей появляется коллективная игра, которая дает возможность быстрому развитию и изменению тематики, содержания и структуры игры, что связано с расширением их источников.
Используемая литература:
Венгер Л.А. Психологическое развитие детей в игре и подготовка к школе //Дошкольное воспитание.-1983.-N 12.
Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников.- М.: Айрис Пресс, 2008.
Воспитание детей в игре / Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. М.: Просвещение, 1983.
Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. М.: Педагогика, 1975.
Зворыгина Е.В. Игровые ситуации как средство развития мышления //Дошкольное воспитание. 1981. - N 12.
Качигина Л.Б. «Создание условий для подготовки старших дошкольников к учебной деятельности» - журнал «Воспитатель ДОУ» №4/2013
Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 1991.
Лещинская-Гурова О.В. Игра в образовательном пространстве дошкольного учреждения.- Н.Н., 1999.
Менджерицкая Д.В. Творческая игра в педагогическом процессе детского сада //Воспитание детей в игре. М., 1979.
Михайленко Н., Пантина Н. Вопросы построения и развития сюжета игры в старшем возрасте //Дошкольное воспитание.- 1980. N 12.
Михайленко Н.Я. О механизмах ролевого поведения детей в игре //Дошкольное воспитание. 1970. - N 8.
Михайленко Н.Я., Короткова Н.Ф. Взаимодействие взрослого с детьми в игре //Дошкольное воспитание. 1993.- N3
Михайленко Н.Я., Короткова Н.Ф. Формирование замысла в совместной сюжетно-ролевой игре //Дошкольное воспитание. 1981- 11.
Организация сюжетной игры в детском саду. — М., 2001. - Михайленко Н.Я., Короткова Н.А.
План реализации проекта
1.Подготовительный этап.
Выявление проблемы.
2.Основной этап.
Совместная деятельность с детьми:
Создание развивающей среды:
-изготовление и подбор атрибутов для игры «школа»;
-оформление школьного уголка;
На данном этапе детям предлагалось самостоятельно сконструировать обстановку для игры с помощью подсобного материала, собственных поделок, игрушек, предметов-заместителей и пр.
Чем старше становятся дети, тем больше условностей в их играх. Они все меньше нуждаются в подготовке предметно-игровой ситуации, меньше пользуются атрибутикой и чаще действуют с воображаемыми предметами в воображаемой ситуации.
Беседы с детьми:
«Скоро в школу»
«Права и обязанности школьника»
«Как строить свой день». Составление режима дня.
«Для чего нужно учиться в школе»
«Чем школа отличается от детского сада»
«Для чего нужен звонок?»
Чтение художественной литературы:
А. Гайдар «Чук и Гек»
А. Линдгрен «Пеппи – длинный чулок», «Принцесса не желавшая играть в куклы».
А.Л. Барто «Школьницы».
В. Губарев «Королевство кривых зеркал»
Гариф Гумер «Сосчитай-ка»
«Забавная азбука» в стихах и картинках,
И. Токмакова «Мне грустно…»
Л.Толстой «Филиппок»
Н. Носов «Незнайка учится»
О. Дриз «Когда человеку шесть»
Заучивание стихотворения «Первый день календаря» С.Я. Маршак.
С.Я.Маршак «Кто и лодыри»
-Составление рассказа об учителе
-Загадывание загадок
-Разучивание с детьми инсценировки «Дружно куклы учат буквы»
Экскурсия в школу, в библиотеку.
Рассматривание картины «В школе». Придумывание рассказа.
Рассматривание учебников, тетрадей, дневника.
Рассматривание школьных принадлежностей
Создание ситуации «Урок математики в школе», «Перемена», «Мы –дежурные» и др.
Решение проблемных ситуаций «Заболела учительница», «Забыл дома учебник или тетрадь» и др.
Игры:
«Кто быстрее соберет портфель»
Лото «Школьные принадлежности»
Лото «Профессии»
Игра-путешествие «Я иду из дома в школу» по плану-схеме.
Тематические выставки:
-выставка предметов и иллюстраций «Школьные принадлежности»
-художественной литературы о школе
-«Буквари разных поколений»
Продуктивные виды деятельности:
Рисование «Портрет учительницы»
Рисование по представлению «1 сентября», «Мама и папа учились в школе»
Аппликация « Мой портфель»
Аппликация «Я иду в школу»
Коллективная работа «Школа»
В совместной деятельности с детьми (при чтении книг, рассматривании иллюстраций и др.) мы старались расширять представления детей о школьной жизни, деятельности взрослых и детей, формируя эмоционально-нравственные оценки. Это содержание становилось источником возникновения замысла игры детей.
Работа с родителями
Консультация «Скоро в школу»
Оформление родительского уголка «Психологическая готовность к школе»
Создание альбома «Воспоминание о школе», в котором родители поместили свои школьные фотографии и записали свои воспоминания о школе.
Самостоятельные игры детей:
Сюжетно-ролевая игра «Школа»
Режиссёрская игра с куклами.
Творческая коллективная игра.
3.Заключительный этап.
Формулирование выводов.
Показ презентации на педагогическом совете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки по теме: "Игра-дело серьезное"
Методические разработки на тему совместного обучения детей и родителей "Игра-дело серьезное"...
Материал по теме "Семинар-практикум "Игра-дело серьезное"
Для педагогов...
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 18 марта 2016 год (пятница) Тема: «Игра – дело серьезное!»
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 18 марта 2016 год (пятница)Тема: «Игра – дело серьезное!» (Подготовительная группа)...
« Ролево - игровой проект « Игра - дело серьезное»
Проект сюжетно - ролевой игры« Поликлиника» в старшей группе...
РОЛЕВО-ИГРОВОЙ ПРОЕКТ «ИГРА – ДЕЛО СЕРЬЕЗНОЕ»
Проект «Школа» направлен на обеспечение поддержки детей в период подготовки к школе, на создание условий для развития игровой деятельности детей подготовительной к школе группы....
Сценарий конкурса на лучшую авторскую дидактическую игру среди педагогов дошкольных образовательных учреждений Арского муниципального района Республики Татарстан «Игра – дело серьезное».
конкурс на лучшую авторскую дидактическую игру среди педагогов дошкольных образовательных учреждений Арского муниципального района Республики Татарстан «Игра – дело серьезное»....
Проект "Игра-дело серьезное"
Проект« Игра - дело серьезное» (сюжетно ролевая игра «Поликлиника»)в разновозрастной группе компенсирующей направленностидля детей от 5 до 7 лет с ЗПР...