«Создание условий в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушение речи» (работа с детьми с ОВЗ)
консультация (подготовительная группа)
Сообщение на августовское совещание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_na_avgustovskoe_soveshchenie_2023g._marfutenko_a.o.docx | 37.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Цветик-семицветик»
Сообщение
на тему
«Создание условий в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушение речи» (работа с детьми с ОВЗ)
Подготовила: воспитатель МАДОУ «Цветик-семицветик»
Марфутенко Александра Олеговна
г. Когалым,2023 г.
Слайд 1 (ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ) | |
Слайд 2 (ПРИКАЗ О ФОП ДО) | |
Слайд 3 (ОБЩЕЕ ФОТО ГРУППЫ ) | |
Слайд 4 принципы | |
Слайд 5 (СХЕМА «Модель РППС РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ КОМПЕНКИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР № 20) | |
Слайд 6 (ФОТО «РЕЧЕВОЙ УГОЛОК» в спальне) | |
Слайд 7 (ФОТО: ЗОНА ФРОНТАЛЬНО-ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫ: столы, стулья, доска, мольберт, наборное полотно) | |
Слайд 8 (ФОТО МНЕМОТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, СИМВОЛЫ, СХЕМЫ) – артикуляционная и мимическая гимнастика в игрушках и картинках: (картинки к артикуляционным упражнениям, комплексы упражнений для артикуляции в картинках-таблицах). | |
Слайд 9 | |
Слайд 10 | |
Слайд 11 | |
Слайд 12 | |
Слайд 13 | |
Слайд 14 | |
– связная речь: сюжетные картинки, серии сюжетный картин, игра «Угадай по описанию», «Когда это бывает?», и др. | |
Слайд 16 | |
Слайд 17 (ФОТО ГРУППОВОЙ ЛАБОРАТОРИИ) | |
Слайд 18 (ФОТО: УГОЛОК ДЕЖУРСТВА) | |
Слайд 19 (ФОТО: ВСЕХ ПОМЕЩЕНИЙ : РАЗДЕВАЛКА, ГРУППА, ТУАЛЕТНАЯ КОМНАТНАЯ, СПАЛЬНЯ) | |
Слайд 20 |
Слайд 1 (ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ)
Уважаемые коллеги, сегодня моё сообщение на тему «Создание условий в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи».
Я представлю вам модель развивающей предметно-пространственной среды в групповом помещении разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с Тяжелым нарушение речи.
В Федеральной адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья сказано, что развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать реализацию Адаптированная Основная Образовательная Программа Дошкольного Образования, разработанных в соответствии с Федеральной Адаптированной Образовательной Программой Дошкольного Образования.
Несомненно, что при формировании высших психических функций у ребенка с проблемами в развитии имеет большое значение организация развивающей предметно-пространственной среды в групповом помещении, а Развивающая Предметно Пространственная Среда группового помещения является частью образовательной среды Дошкольной Образовательной Организации. Коррекционно-развивающая среда играет очень большую роль в речевом развитии воспитанников. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе.
Слайд 2 (ПРИКАЗ О ФОП ДО)
В связи с введением Федеральной Образовательной Программы Дошкольного Образования с 1 сентября мы провели аудит развивающей предметно-пространственной среды группы на соответствие её требованиям Федеральной Образовательной Программой Дошкольного Образования. В блоке, посвященном Развивающей Предметно Пространственной Среды, уточнено, что Федеральная Образовательная Программа Дошкольного Образования не выдвигает жестких требований к организации Развивающей Предметно Пространственной Среды, и оставляет за Дошкольной Образовательной Организацией право самостоятельно проектировать предметно-пространственную среду.
Слайд 3 (ОБЩЕЕ ФОТО ГРУППЫ )
Развивающая Предметно Пространственная Среда в групповом помещении разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с Тяжелым Нарушение Речи № 20 для обеспечения развития ребенка и содержательного общения взрослых с детьми сформирована в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования и Федеральной Образовательной Программой Дошкольного Образования на основании следующих принципов:
Слайд 4
- принцип соответствия возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям обучающихся;
- принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (родителей/законных представителей, педагогов, специалистов и иных работников ДОО) и детей;
- принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
- принцип единства обучения и воспитания в образовательной среде ДОО;
- принцип организации качественного доступного образования детей дошкольного возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ);
- принцип формирования общей культуры детей, в том числе ценностей здорового образа жизни и нравственных ориентиров.
Слайд 5 (СХЕМА «Модель РППС РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ КОМПЕНКИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР № 20).
Представляю модель Развивающей Предметно Пространственной Среды разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с Тяжелым Нарушение Речи № 20 для речевого развития детей, разработанную в интеграции со всеми образовательными областями Адаптированной Основной Образовательной Программой Дошкольного Образования.
Развивающей Предметно Пространственной Среды группы представляет собой хорошо оборудованные полузамкнутые микропространства для игр детей поодиночке или небольшими подгруппами. Неформальное общение со сверстниками и педагогом при игровом взаимодействии положительно влияет на развитие речи ребенка и его интеллектуальное развитие в целом, так как осуществляется в форме игры, интересной ребенку, предоставляющей ему полную свободу действий.
В каждом уголке представлены игры общего и индивидуального характера, с разными уровнями сложности. В группе имеется игровой и картинный материал для детей с Тяжелым Нарушение Речи.
Мы с вами подробнее остановимся на организации зоны индивидуальной коррекционной работы и фронтально-подгрупповой работы.
Модель РППС разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР № 20
Образовательная область
«Речевое развитие»
Зона
фронтально-подгрупповой работы
Зона индивидуальной коррекционной работы: «Речевой уголок»,
«Книжный уголок»
«Уголок природы и экспериментирования»,
«Лаборатория» (развитие сенсорных эталонов и познавательных действий)
Образовательная область
«Познавательное развитие»
«Математический уголок»
«Уголок безопасности»
Образовательная область
«Социально-коммуникативное развитие»
«Уголок дежурств»
«Патриотический
уголок»
«Уголок уединения»
Образовательная область
«Физическое развитие»
«Спортивный уголок»
Зона физической активности
Образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие»
«Музыкальный уголок»
«Уголок творчества»
«Уголок театрализации»
Слайд 6 (ЗОНА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ «РЕЧЕВОЙ УГОЛОК»)
1. «Речевой уголок» - часть предметно-развивающей среды и является одним из главных составляющих в организации среды для детей с Тяжелым Нарушение Речи, так как ежедневно мы проводим коррекционно-развивающую работу с воспитанниками по заданию учителя-логопеда, в том числе и в вечернее время, для закрепления правильного произношение звуков.
Это специально оборудованное пространство для индивидуальной коррекционной работы. В основу наполняемости коррекционного уголка положено также тематическое планирование по лексическим темам. Подбор игрового и дидактического материала осуществляется на основе рекомендаций учителя-логопеда группы, возрастных особенностей детей, отклонений в развитии.
«Речевой уголок» находится у нас в спальне и представляет собой стол с зеркалом, имеющий подсветку, 2- 3 стула, стеллаж для игр и пособий.
Слайд 7 (ЗОНА ФРОНТАЛЬНО-ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫ)
2. Зона фронтально-подгрупповой работы, оборудована столами, стульями, доской, мольбертом, наборным полотном.
Основой перспективного и календарного планирования коррекционно-развивающей работы в соответствии с Адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования для детей с Тяжелым Нарушение Речи является комплексно-тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольниками с Тяжелым Нарушение Речи, согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы во всех возрастных группах, обеспечивает интеграцию усилий всех специалистов, которые работают на протяжении недели или двух недель в рамках общей лексической темы.
Поэтому зона фронтально-подгрупповой работы отражает изучаемую лексическую тему, изучаемую на данной неделе. Это - картинный материал, игрушки, ленты букв и т.д., которым мы пользуемся в течение дня или во время вечерней коррекционной работы. Материал в речевом уголке обновляется частично каждую неделю. Это помогает актуализировать словарь, совершенствовать связную речь детей, упражнять в правильном употреблении грамматических форм языка. Однако не следует перегружать уголки оборудованием, так как это затрудняет выбор игр ребенком.
В возрасте 5 лет у детей происходит заметное изменение памяти (советский и российский психолог Немов Р.С). Действия, связанные с намерением что-то запомнить, впервые проявляются именно в этот период. Поэтому важно стимулировать повторение как основу запоминания, активно использовать различные мнемотехнические средства, символы, схемы.
Слайд 8 (ОБЩАЯ ТАБЛИЦА: РАЗДЕЛЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ)
Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом развития речи. Лев Семенович Выготский отмечал, что в этом возрасте происходит соединение речи с мышлением: речь постепенно превращается в важнейший инструмент мышления.
Так как наша группа – компенсирующей направленности для детей с Тяжелым Нарушение Речи, мы сделали акцент на развитие словаря, на усвоение понятий. А именно на подбор материала для организации и проведения с детьми словесных игр, игр-драматизаций, театрализованных игр. Количество игр в развивающих центрах постоянно увеличивается, становиться разнообразнее.
Коррекционная работа в группе с детьми осуществляться по разделам, следовательно и материал подобран по разделам.
Слайд 9
– артикуляционная и мимическая гимнастика в игрушках и картинках: (картинки к артикуляционным упражнениям, комплексы упражнений для артикуляции в картинках-таблицах).
Слайд 10
– мелкая моторика: картотека пальчиковой гимнастики, волчки, сухой бассейн, шнуровки, мозаика, пазлы, трафареты для штриховки, внутренней и внешней обводки, карандаши, материалы для раскрашивания и т.п.;
Слайд 11
– дыхание: вертушки, дудочки, шары для надувания, пузырьки, игры на воздушную струю и т.п.. Если это трубочки, шарики, необходимо продумать, чтобы они были одноразовыми.
Слайд 12.
– высшие психические функции: разрезные картинки, домино, «Четвертый лишний», «Цвет и форма», «Узнай по контуру» и др… Наполняемость этого раздела целесообразно обсудить с психологом в соответствии с возрастной группой и нарушениями детей.
Слайд 13.
– фонематический слух: игры на дифференциацию неречевых звуков, аудиозаписи с голосами животных, дифференциацию речевых звуков
– звукопроизношение: альбомы по автоматизации звуков, игры на автоматизацию звуков: «Звуковые дорожки», «Логопедические лото», «Логопедическое домино», «Звуковые пазлы» и т.д. Игры на автоматизацию и дифференциацию звуков даются по рекомендации учителя-логопеда, если звук произносится правильно всеми детьми группы.
Слайд 14.
– лексика: картинки, отражающие изучаемую лексическую тему (сюжетные и предметные); развивающие пазлы, игры: лото, «Подбери пару», «Кто больше назовет», «Часть и целое» и др.;
Слайд 15.
– грамматический строй речи: игры «Чей хвост?», «Один — много», «Назови ласково», «Чего нет?» и др.;
Слайд 16.
– связная речь: сюжетные картинки, серии сюжетный картин, игра «Угадай по описанию», «Когда это бывает?», и др.;
Слайд 17.
– подготовка детей к обучению грамоты: схемы слов, предложений, игры: «Подбери слово к схеме», «Составь предложение по схеме», «Сложи слово», разрезная азбука, кубики, символы звуков.
Важное значение приобретает использование обучающих дидактических игр.
Начинается формирование мотивации готовности к школе. Так, в центре сюжетно-ролевых игр есть атрибуты для игры в школу, а в речевом центре – лото «Скоро в школу», домино «Школьные принадлежности».
Слайд 18 (ФОТО: УГОЛОК ПРИРОДЫ, ГРУППОВАЯ ЛАБОРАТОРИЯ)
Ребенка шестого-седьмого года жизни важно обучать сравнивать предметы, воспринимаемые посредством разных органов чувств. Совершенствование чувственного опыта приобретает особое значение, так как способствует развитию восприятия, мышления и речи, в связи с чем мы уделили особое внимание оснащению групповой лаборатории.
Слайд 19 (ФОТО: УГОЛОК ДЕЖУРСТВА)
У детей старшего дошкольного возраста появляется желание объединяться для совместных игр и труда, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, поэтому особое значение приобретает использование игр-соревнований.
Слайд 20 (ФОТО: ВСЕХ ПОМЕЩЕНИЙ : РАЗДЕВАЛКА, ГРУППА, ТУАЛЕТНАЯ КОМНАТНАЯ, СПАЛЬНЯ)
У детей старшего дошкольного возраста развивается эстетическое восприятие действительности, поэтому эстетике оформления жизненного пространства уделяется особое внимание. Так, в оформлении группового помещения, раздевалки использованы интересные цветовые сочетания, необычные дизайнерские решения. К оформлению помещений мы часто привлекаем самих детей и их родителей (законных представителей).
Слайд 21.
ИТОГ:
Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в группе компенсирующей направленности для детей с Тяжелым Нарушение Речи создаст возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребенку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности; стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.
Представленная модель Развивающей Предметно Пространственной Среды разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с Тяжелым Нарушением Речи № 20 выполнит коррекционную, образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции и поможет эффективно решать коррекционные задачи в психологически комфортных условиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование дидактических упражнений, направленных для развития правильного дыхания, в работе с детьми в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Представленная картотека дидактических упражнений рекомендована в работе по формированию правильного физиологическтго и речевого дыхания. Правильное дыхание - обязательное условие хорошей речи. Н...
Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Рабата содержит следующие рахделы: возможности использования, содержание театрализованной деятельности в детском саду и в группе компенсирующей направленности, виды театрализованных игр, приемы работы...
Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Сентябрь октябр...
Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы с детьми средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Данное перспективное планирование разработано на учебный год в соответствии с комплексно-тематическим планированием для средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями ре...
Использование дидактических упражнений, направленных на развитие интонационной выразительности речи, в работе с детьми в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Материал представлен картотекой игр и упражнений для развития интонационной выразительности речи детей....
Отчет о проделанной работе воспитателя МБДОУ «Детский сад №22» в старше - подготовительной группе компенсирующей - направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)группы №5 с родителями, детьми по осуществлению воспитательно-образова
Отчет о проделанной работе воспитателя МБДОУ «Детский сад №22» в старше - подготовительной группе компенсирующей - направленности ...
Реализация комплексного подхода в условиях ДОУ группы компенсирующей направленности для детей, имеющих тяжелые нарушения речи.
Коррекция речи у детей дошкольного возраста осуществляется при воздействии на все компоненты речевой функциональной системы. Правильная речь – важнейшая основа для полноценного развития ребёнка,...