Использование дидактических упражнений, направленных на развитие интонационной выразительности речи, в работе с детьми в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
картотека по логопедии (подготовительная группа)

Материал представлен картотекой игр и упражнений для развития интонационной выразительности речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар

«Центр развития – детский сад № 171 «Алые паруса»

Использование дидактических упражнений, направленных  на развитие интонационной выразительности речи,  в работе с детьми в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

                                                                                   Автор: учитель-логопед

                                                                                      МАДОУ МО г. Краснодар  

                                                                                               «Центр развития – детский сад

                                                                              № 171 «Алые паруса»

                                                                                         Климова Светлана Ивановна      

Упражнения на развитие интонационной выразительности

Упражнение № 1 «Наша кошечка»

Цель: Развивать восприятие различных типов интонации: повествовательного, вопросительного и восклицательного.

Педагог читает текст с повествовательной интонацией.

Кошка хвостиком играла - вот так, вот так.

Веселилась, хохотала - вот так, вот так.

Мячик по полу катала - вот так, вот так.

И по комнате скакала - вот так, вот так.

А потом устала кошка - вот так, вот так,

И заплакала немножко - вот так, вот так.

Упражнение № 2 «Восклицательный знак!»

Цель: Развивать восприятие различных типов интонации: повествовательного, вопросительного и восклицательного.

Педагог читает текст с восклицательной  интонацией.

Друзья! В произведениях стою я для того,

Чтоб выразить волнение, тревогу, восхищение,

Победу, торжество!

Не зря я от рождения противник тишины!

Где я, те предложения с особым выражением

Произносить должны!

Упражнение № 3 «Как, откуда, сколько?»

Цель: Развивать восприятие различных типов интонации: повествовательного, вопросительного и восклицательного.

Педагог читает текст с вопросительной  интонацией.

Разные вопросы задаю я всем:

Как, откуда, сколько, почему, зачем?

Где, куда, какая, отчего, о ком?

Кто, кому, который, чья, какие, в чем?

Вот какой я мастак вопросительный знак!

Упражнение № 4 «Точка»

Цель: Развивать восприятие различных типов интонации: повествовательного, вопросительного и восклицательного.

Педагог читает текст с повествовательной интонацией.

У нее особый пост в самой малой строчке.

Если точка - вывод прост: это значит точка.

Фразу следует кончать, если точка рядом.

Точку надо уважать, точку слушать надо.

Упражнение № 5 «Лис и мышонок»

Цель: Развивать восприятие различных типов интонации: повествовательного, вопросительного и восклицательного.

Педагог читает текст, меняя интонацию.

-Мышонок, мышонок, отчего у тебя нос грязный?

-Землю копал.

-Для чего землю копал?

-Норку делал.

-Для чего норку делал?

-От тебя, Лис, укрыться.

-Мышонок, мышонок, я твою норку разорю!

-А я о т тебя в отнорочек – и был таков!            (В.Бианки)

Упражнение № 6 «Снег пошел»

Цель: развитие умения использовать силу голоса, как средство интонирования различных оттенков текста.

СНЕГ ПОШЕЛ:

Спрашиваете, удивляясь-?

Восхищаетесь, радуетесь !    Грустите…

Огорчаетесь смене погоды…Радостно сообщаете об этом !

Упражнение № 7 «Хомяк»

Цель: Развивать восприятие различных типов интонации: повествовательного, вопросительного и восклицательного.

Педагог читает текст с вопросительной  интонацией.

Повезло хомяку. Нашел он гнездо, а в гнезде –яйца. Забирай и пируй. Но как забрать? Взять зубами? За щеку затолкать? Что же делать? Значит не по зубам? Как же быть? И подумал: стал яйца носом в норку перекатывать.

Упражнение № 8 «Мышка-трусишка»

Цель: Развивать восприятие различных типов интонации:

Мышка-трусишка, ты треска боишься?

  • Ни капельки не боюсь!
  • А громкого свиста?
  • Ни крошечки не боюсь!
  • А страшного рева?
  • Ни сколечки не боюсь!
  • А чего ты боишься?
  • Да тихого шепота!

Упражнение № 9 «В гостях у королевы»

Цель: Развивать восприятие различных типов интонации:

-Где ты была сегодня, киска?

-У королевы у английской.

-Что видела ты при дворе?

-Видала мышку на ковре.

Упражнение № 10 «Джон и Джон»

Цель: Развивать восприятие различных типов интонации:

Джон спросил у Джона:

-Сколько стоит утка?

Джон ответил Джону:

-Двадцать пять монет.

Джон спросил у Джона:

Может, этот шутка?

Джон ответил Джону:

-Может быть, и нет!

Упражнение № 11 «Джон и Джон»

Цель: Развивать восприятие восклицательной интонации:

Гуси начали опять по-гусиному кричать: ГА-ГА-ГА

Кошки замурлыкали: МУР-МУР-МУР!

Птицы зачирикали: ЧИК-ЧИРИК!

Лошади заржали: И-И-И-, мухи зажужжали: Ж-ж-ж

Лягушата квакают: КВА-КВА-КВА

А утята крякают: КРЯ-КРЯ-КРЯ

Поросята хрюкают: ХРЮ-ХРЮ-ХРЮ

Мурочку баюкают милую мою!

Упражнение № 12 «Мы пойдем  в зоопарк»

Цель: Развивать восприятие различной интонации:

МЫ ПОЙДЕМ В ЗООПАРК:

-Спрашиваем. Утверждаем.

-Уточняем. Огорчаемся.

-Радуемся!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических упражнений, направленных для развития правильного дыхания, в работе с детьми в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Представленная картотека дидактических упражнений рекомендована в работе по формированию правильного физиологическтго и речевого дыхания. Правильное дыхание - обязательное условие хорошей речи. Н...

: "Совместная деятельность воспитателя с детьми в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи".

Какой воспитатель нужен сегодня дошкольному образовательному учреждению?Такой, как во все времена – добрый, приветливый, внимательный, терпеливый, любознательный, интересующийся жизнью, умеющий оставл...

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы с детьми средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Данное перспективное планирование разработано на учебный год в соответствии с комплексно-тематическим планированием для средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями ре...

Картотека дидактических упражнений, направленных на развитие ритма речи в работе с детьми в группах компенсирующей направленности

Использование дидактических упражнений, направленных  на развитие ритма речи,  в работе с детьми в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности (для детей с тяжелыми нарушениями речи) (подгрупповая работа) "Весёлая ферма" по теме "Домашние животные"

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности (для детей с тяжелыми нарушениями речи) (подгрупповая работа) "Весёлая ферма" по ...