Использование дидактических упражнений, направленных для развития правильного дыхания, в работе с детьми в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме
Представленная картотека дидактических упражнений рекомендована в работе по формированию правильного физиологическтго и речевого дыхания. Правильное дыхание - обязательное условие хорошей речи. Неумение распределить речевой выдох отрицательно сказывается на общем звучании речи. В некоторых случаях, при повышенной нагрузке на речевую систему и при неправильном речевом дыхании может возникнуть заикание. Развитие правильного речевого дыхания лежит в основе лечения и профилактики заболеваний верхних дыхательных путей, астмы, неврозов. Воспитание у ребенка правильного речевого дыхания имеет большое значение при произнесении различных звуков речи, отражается на качестве звукопроизношения в целом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар
«Детский сад комбинированного вида " Сказка", структурное подразделение №156
350072 Российская Федерация, Краснодарский край, город Краснодар , ул. им. 40- летия Победы , 29/2 тел/факс (861) 257-10-89
e-mail: KRSSkazka156@mail.ru
Использование дидактических упражнений, направленных для развития правильного дыхания, в работе с детьми в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Автор: учитель-логопед МБДОУ
«Детский сад комбинированного
вида " Сказка", структурное
подразделение №156 г. Краснодара
Климова Светлана Ивановна
Упражнения на развитие правильного дыхания
Упражнение№1 «Осенние листочки»
Цель: развитие длительного, плавного выдоха. Упражнение выполняем стоя. Медленно набираем воздух через нос. Следим, чтобы дети не поднимали плечи. Вытягиваем губы трубочкой, дуем на листочки, не надувая щек. Повторяем 3-5 раз.
Упражнение № 2 «Качаем куклу»
Цель: развитие длительного, плавного выдоха. Дети стоят, спины прямые, на руках держат кукол.
Педагог показывает, как нужно укачивать кукол. Повторяем 3-5 раз.
Упражнение № 3 «Понюхай цветок»
Цель: развитие длительного, глубокого выдоха. Упражнение выполняем стоя. Медленно набираем воздух через нос.
Предварительно педагог показывает, как правильно делается длинный, глубокий вдох: плавно, медленно, без подъема плеч.
Когда упражнение отработано, на выдохе можно произносить фразу: «Ах, как пахнет цветок » Повторяем 3-5 раз.
Упражнение № 4 «Поезд»
Цель: развитие глубокого вдоха. Упражнение выполняем стоя или сидя.
Воспитатель показывает картинку с изображением поезда и объясняет, как тихо и протяжно гудит поезд: «У-У-У». Повторяем 3-5 раз.
Упражнение № 5 «Часики».
Цель: развитие длительного, плавного выдоха. Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить.
Размахивая прямыми руками вперед-назад произносить «тик – так».
Повторить 10-12 раз.
Упражнение № 6 «Трубач»
Цель: развитие длительного, плавного выдоха. Сидя, кисти рук сжать в трубочку, поднять вверх. Медленный выдох с громким произношением звука «п-ф-ф-ф».
Повторить 4-5 раз.
Упражнение №7 «Помаши крыльями».
Цель: развитие длительного, плавного выдоха.
Как «петух» встать прямо, ноги врозь, руки опущены. Поднять руки в стороны, а затем похлопать ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5-6 раз.
Упражнение № 8 «Каша кипит».
Цель: развитие длительного, плавного выдоха. Сидя, одну руку положить на живот, другую на грудь (выдыхая воздух втянуть живот и набрать воздух в грудь – вдох, опустить грудь и выпятить живот – выдох. При вдохе громкое произнесение звука «ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.
Упражнение № 9 «Паровозик».
Цель: развитие длительного, плавного выдоха. Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая «чух –чух чух».
Повторить в течении 20 – 30 сек.
Упражнение № 10 «На турнике».
Цель: развитие длительного, плавного выдоха. Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки – вдох, палку опустить назад на лопатки – длинный выдох с произнесением звука «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.
Упражнение № 11 «Партизаны»
Цель: развитие длительного, плавного выдоха. Стоя, палка (ружье) в руках. Ходьба, высоко поднимая колени. На два шага – вдох, на 6-8 шагов выдох с произнесением слова
«ти-ш-ш-ше». Повторить 1,5 мин.
Упражнение №12 «Насос».
Цель: развитие длительного, плавного выдоха. Встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох, затем наклон туловища в сторону. Выдох, руки скользят, при этом громко произносить «ссссс!» Выпрямление – вдох, наклон в другую сторону с повторением звука. Повторить 6-8 раз.
Упражнение № 13 «Регулировщик»
Цель: развитие длительного, плавного выдоха.
Стоя, ноги расставить на ширину плеч, одну руку поднять вверх, другую отвести в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук с удлиненным выдохом и произнесением звука «р-р-р-р». Повторить 4-5 раз.
Упражнение № 14 «Летят мячи».
Цель: развитие длительного, плавного выдоха.
Стоя, руки с мячом поднять вверх. Бросить мяч от груди вперед. Произнести при выдохе длительное «у-у-х-х-х». Повторить 5-6 раз.
Упражнение № 15 «Вырасти большой».
Цель: развитие длительного, плавного выдоха.
Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. Произнести «у-у-х-х». Повторить 4-5 раз.
Упражнение№ 16 «Лыжники»
Цель: развитие длительного, плавного выдоха Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произнесением звука «м-м-м». Повторять 1,5-2 мин.
Упражнение № 17 «Маятник»
Стоя, ноги расставить на ширину плеч, палку держать за спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны. При наклоне – выдох с произнесением звука «т-у-у-у-у-х-х-х» Повторить 3-4 наклона в каждую сторону.
Упражнение №18 «Гуси летят».
Цель: развитие длительного, плавного выдоха.
Медленная ходьба по комнате. На вдох руки поднять в стороны, на выдох – опуститься вниз с произнесением «г-у-у-у». Повторять 1-2 мин.
Упражнение №19 «Семафор».
Цель: развитие длительного, плавного выдоха.
Сидя, ноги сдвинуть вместе. Поднять руки в стороны и медленно их опустить вниз с длительным выдохом и произнесением звука «с-с-с-с».Повторить 3-4 раза.
Упражнение № 20 «Гуси»
и.п.-о.с .Наклон вперед, руки
назад-медленно выдох: ш-ш-ш-ш-ш.
Упражнение № 21 «Ежик»
Наклон вперед, согнуться. Медленный выдох: Ф-ф-ф-ф-ф—ф.
Упражнение № 22 «Цыпленок»
и.п.- о.с. Подняться на носки голову вверх.На выдохе : пи-пи-пи-пи-пи.
Упражнение № 23 «Филин»
И.п – о.с. Руки в стороны, махи руками вверх вниз (крылья )
На выдохе у-у-у-у-у- (филин летит )
Упражнение № 24 «Сова»
а) Сжать правой рукой левое плечо. Голову повернуть влево, посмотреть назад . через плечо. С силой развести плечи. Глубокий вдох, задержка дыхания, выдох. Посмотреть назад через правое плечо, с силой развести плечи. Глубокий вдох, задержка дыхания, выдох.
б) Опустить руки, уронить голову на грудь.
в) Повторить, держа рукой правое плечо.
Упражнение № 23 «Горячая монетка»
Глубокий вдох. Во время вдоха медленно поднять прямые руки до уровня груди ладонями вперед. (4-6 сек) Задержать дыхание. Во время задержки сконцентрировать внимание на середине ладоней – ощущение «горячей монетки в центре ладоней. (2-3 сек.) Медленный выдох. Выдыхая, рисовать перед собой одновременно квадраты с разных точек.
Упражнение № 25 «Поезд» Поезд отправляется: «Ту-ту-у!», «Ту-ту-у!» (Вдох - продолжительный выдох.)
Движенье ускоряется: «Чух-чух-чух…» (Короткий шумный вдох носом – выдох.)
Остановка – расслабляется: «С-с-с… (Вдох – продолжительный выдох.)
Упражнение № 26 «Мя-у! – Фр-р-рр!»
Взрослый читает стихотворение, а дети выразительно произносят звукоподражания на выдохе.
Кошка, как тебя зовут? – Мя-у (мя-у, мя-у…).
Стережёшь ты мышку тут? –Мя-у (мя-у, мя-у)
Дети поглаживают по коленям ладошками на протяжно-мелодичное «Мя-у».
Кошка, хочешь молока? – Мр-р-рр! Мр-р-рр!
А в товарищи щенка? – Фр-р-рр! Фр-р-рр!
Со звукоподражанием «фр-р-рр!» дети делают глубокий выдох и «выпускают когти».
Упражнение № 27«Корова» (регулировка процесса дыхания,
развитие дыхательных мышц)
Вот мы слышим - на лугу
Зазвучало: «Му-му-му!»
Будем тоже мы мычать и дыханье проверять.
(Дети делают глубокий спокойный вдох и продолжительный выдох – «му-у-у…»)
Упражнение № 28 «Волк» (нормализация тонуса дыхательных мышц)
Волк зимой холодной
В лесу воет злой, голодный: (Голову поднять вверх, вдох.)
«У-у-у-у-у…» (Губы сложить трубочкой и протяжно тянуть на выдохе, напрягая мышцы шеи.)
Упражнение № 29 «Сердитый ёжик» (отработка правильного дыхания)
Потерял сегодня ёжик пару новеньких сапожек.
Он расстроился, присел и сердито запыхтел:«Пф – пф - пф»… «Ф-ф-ф-ф…»
(Короткий вдох через нос – пауза – несколько редких выдохов или продолжительный выдох.)
Упражнение № 30 «Слоник» (регулировка процесса правильного дыхания)
Я – весёлый слоник Бой,
Я люблю играть с водой.
Воду хоботом беру, (При вдохе дети имитируют всасывание воды хоботом.)
А потом, как лейка, лью. (При выдохе – имитируют разбрызгивание воды; воздух выдыхается через сжатые зубы.)
Упражнение № 31 «Чья птичка дальше улетит?»
На столах у края столешницы, вырезанные из тонкой бумаги птички. Педагог показывает, как нужно подуть на одном выдохе через рот, чтобы птичка полетела вперед. Участвуют 2-3 ребенка, остальные наблюдают, чья птичка дальше улетит.
Упражнение № 32 «Сдуй снежинку с рукавички»
Для игры понадобится вырезанная из тонкой бумаги снежинка.
Педагог показывает ребенку, как можно сдуть бумажную снежинку с ладошки. Затем вновь размещает снежинку на ладошке, подносит ее к губам малыша, просит ребенка подуть на снежинку.
Упражнение № 33 «Скажи и покажи» (отработка правильного дыхания)
Те, кого охватывает страх, произносят слово «Ах!» Ребенок повторяет на выдохе: «Ах»
Кто встречается с бедой, произносят слово «ОЙ!» Ребенок повторяет на выдохе: «Ой»
Кто отстанет от друзей, произносит слово «ЭЙ!» Ребенок повторяет на выдохе: «Эй»
У кого захватит дух, произносит слово «УХ!» Ребенок повторяет на выдохе: «Ух»
Упражнение № 34 «Гуси» (нормализация дыхательной функции)
Жили у бабуси (Стоя, руки назад книзу; поднять голову.)
Два сердитых гуся. (Наклониться вперёд, прогнувшись, вытянуть шею – глубокий вдох.)
«Ш – ш – ш…» (Продолжительный выдох.)
Упражнение № 35 «Ворона» (активизация дыхательной функции)
Ворона пела в хоре, сидя на заборе: (Вдох.)
«Кар-р, ка-а-арр…» (Произносить протяжно на выдохе.)
Каркала певица, охрипла и потом
Стала петь беззвучно и с закрытым ртом. (На выдохе дети поизносят звуки)
Упражнение № 36 «Птичка-невеличка» (отработка правильного дыхания)
Вот так птичка, собой невеличка!
Станешь дуть, а она: «Фьють! Фьють!» (Стоя, руки за спиной, сделать спокойный вдох и несколько энергичных выдохов, работая мышцами живота и произнося: «Фьють!»)
ЛИТЕРАТУРА
- Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М. Просвещение, 1984 г.
- Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста.– М. Просвещение, 1979 г.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М. Просвещение , 1971 г .
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей., - М, Просвещение, 1981 г.
- Ушакова, А.Г. Арушанова О.И. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников., - М. Просвещение. 1996 г.
- Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи.., - М. Просвещение. 1988 г.
- Козырева Л.М Логопедическое пособие. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования навыков звукопроизношения.. – М. Издат-Школа .2000 г.
8. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения:
Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по
спец. № 03.08 «Дошк. воспитание» . –– М.: Просвещение, 1989.
- Новиковская О.А. «1000 игр и упражнений для развития речи», Астрель, 2010 г.
10. Куликовская Т.А. Речеслуховая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов / Т.А. Куликовская – М.:АСТ: Астрель. 2008.
11. Новомлынская Т.А. «Минутки здоровья» в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – Армавир, 2010. – 44 с.
12. Куликовская Т.А. 100 упражнений для формирования словаря дошкольников: пособие для родителей и педагогов / Т.А. Куликовская – М.:АСТ: Астрель. 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательной деятельности с детьми младшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи "Прогулка по сказкам"
Конспект занятия...
: "Совместная деятельность воспитателя с детьми в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи".
Какой воспитатель нужен сегодня дошкольному образовательному учреждению?Такой, как во все времена – добрый, приветливый, внимательный, терпеливый, любознательный, интересующийся жизнью, умеющий оставл...
Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы с детьми средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Данное перспективное планирование разработано на учебный год в соответствии с комплексно-тематическим планированием для средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями ре...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 6 до 7 лет)
Перспективный план работы в подготовительной группе...
Использование дидактических упражнений, направленных на развитие интонационной выразительности речи, в работе с детьми в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Материал представлен картотекой игр и упражнений для развития интонационной выразительности речи детей....
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности (для детей с тяжелыми нарушениями речи) (подгрупповая работа) "Весёлая ферма" по теме "Домашние животные"
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности (для детей с тяжелыми нарушениями речи) (подгрупповая работа) "Весёлая ферма" по ...
Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы с детьми средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы с детьми средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи...