Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Рабата содержит следующие рахделы: возможности использования, содержание театрализованной деятельности в детском саду и в группе компенсирующей направленности, виды театрализованных игр, приемы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
goryachkina.docx | 36.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа на тему:
«Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи»
Выполнила: воспитатель группы компенсирующей направленности
для детей с ТНР МБДОУ д/с № 32 г. Кстово Горячкина Елена Владимировна
Содержание
1. Театрализованная деятельность как метод преодоления
ТНР у дошкольников……………………………………………………3
2. Возможности театрализованной деятельности
в коррекционной работе с детьми………………………………………4
3. Содержание театрализованной деятельности…………………………..5
4. Виды театрализованных игр, используемые
в коррекционной работе с детьми…………………………………........5
5. Работа над спектаклем……………...…………………………………….8
6. Приемы и содержание работы в группе
компенсирующей направленности для детей с ТНР………………..…..9
Список литературы..……………………………………………………..18
1. Театрализованная деятельность как метод преодоления ТНР у дошкольников
Значительные трудности в овладении навыками связной, грамотной, выразительной и эмоциональной речи у дошкольников с ТНР обусловлены недостаточной сформированностью основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематического, лексического, грамматического) и недостаточной сформированностью как звуковой, так и смысловой сторон речи.
Знакомясь с детьми с ТНР мы пришли к выводу, что необходимо использовать методы, приемы и средства, облегчающие и направляющие процесс становления развернутого смыслового высказывания и строить занятия таким образом, чтобы дети жили на них естественной, радостной жизнью. Для этого мы обратились к театрализованной деятельности и выбрали социально-игровой стиль педагогической деятельности. Ребенок должен играть и тогда, когда он преодолевает трудности, а исправление недостатков речи – это огромный труд для маленького человека, только вступающего в жизнь. И поэтому задача взрослых так окружить его игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой.
И именно театрализовано-игровая деятельность позволяет сделать это непринужденно, внося в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет детям проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений, уверенности в своих силах.
2. Возможности театрализованной деятельности в коррекционной работе с детьми
Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом. Что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность.
Театрализованная игра приносит ребенку большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества: дети принимают руководство взрослого, не замечая его. Будучи синкретичной деятельностью, она наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов: цельности и одномоментности восприятия, образного и логического мышления, двигательной активности и т.д. (Л.С. Выготский, л.В Артемова, Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович, Д.Б. Эльконин и др.).
Коррекционно-развивающие возможности театрализованной деятельности известны давно, хотя и используются далеко не полно. Так, А.Н Граберов отмечал, что драматизация, обеспечивающая активность детей и поддерживающая их внимание, способствует сознательному усвоению учебного материала. В зарубежной литературе обращается внимание на то, что использование драматизации в коррекционной работе столь же важно, как и обучение самообслуживанию, чтению, арифметике. Поэтому должны широко использоваться постановка, инсценировка рассказов и песен, игры с распределением ролей, теневой театр, а также пантомимика и жест (при использовании песен, чтении стихов и литературных текстов, составлении рассказов).
3. Содержание театрализованной деятельности
По своему содержанию театрализованная деятельность способствует развитию:
- Психофизических способностей (мимики, пантомимики)4
- Психических процессов (восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и др.);
- Речи (монолог, диалог);
- Творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).
Театрализованная деятельность помогает формированию следующих умений и навыков:
- Разыгрывание стихов, сказок, рассказов, мини-сценок;
- Владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, игрушки, плоскостным, теневым, пальчиковым и др.);
- Амплификация (обогащение) театрального опыта (знания о театре, театральных профессиях, костюмах, атрибутов, терминологии);
- Изготовление и подбор атрибутов, кукол, игрушек, элементов костюмов.
4. Виды театрализованных игр, используемые в коррекционной работе с детьми
Все театрализованные игры можно разделить на две основные группы: режиссерские и игры-драматизации.
К режиссерским играм относится настольный театр игрушек и картинок, стендовые игры (стенд-книжка, теневой театр, театр на фланелеграфе). Здесь ребенок сам создает сценарий, играет роль игрушечного персонажа (объемного или плоскостного). Преобладающими средствами выражения в данном случае выступают интонации и мимика, а пантомимика ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой. Данные игры используются на занятии при составлении рассказов по картинам, сериям сюжетных картин, следам демонстрируемого действия. Дети, выступая в роли режиссеров, сочиняют сценарий и затем, используя фигурки настольного театра, его разыгрывают.
Игры-драматизации предполагают произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием (О.А.Карабанова). Они основываются на действиях исполнителя, который использует пальчиковый театр и куклы би-ба-бо. Ребенок с удовольствием берет в руки персонаж кукольного театра и от его лица рассказывает о своих мыслях. Опосредуя с куклами взаимодействие с другими людьми, дети постигают процесс общения со сверстниками. Исполняя роли персонажей с различными характерами, они примеривают на себя различные модели социального поведения. Кукла провоцирует детей на ведение диалога, что служит стимулирующим фактором для развития диалогической речи.
Игры-драматизации соответствуют определению: драматизировать – значит разыгрывать в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры персонажей. Поскольку ребенок играет сам, он может использовать все средства выразительности (интонацию, мимику, пантомимику). Данные игры используются при пересказе рассказов и сказок. Здесь дети – артисты. Распределив роли и познакомившись со сценарием, они показывают небольшой спектакль. Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой, четкой артикуляцией, жестами. Они развивают память, фантазию, учатся взаимодействию друг с другом.
Очень важно включать в занятия игры с пением и специальные игры. Игры с пением – хороводы и игры-инсценировки с использованием плясовых и хороводных мелодий с ярким мелодическим началом и простой песенно-ритмической основой – очень полезны для детей с ТНР. Так как в этих играх развивается умение владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений с темпом и ритмом музыки, выразительность движений – с характером музыкального сопровождения. Воспитание указанных умений положительно влияет на речь, нормализует переключаемость процессов возбуждения и торможения, развивает внимание, чувство коллективизма.
Специальные игры развивают воображение и фантазию, способствуют развитию мимики и пантомимики, четкой дикции, интонации, артикуляции. Такие игры следует систематизировать в соответствии с тематическим планом работы и использовать их при проведении физкультминуток и организационных моментов.
К специальным играм относятся:
1. Упражнения и этюды на сценическое оправдание (умение объяснить, оправдать любую позу или действие нафантазированными причинами – предлагаемыми обстоятельствами). Темы для таких маленьким спектаклей (этюдов) близки и понятны детям (Ссора, Обида, Встреча, Знакомство, Просьба, Радость, Гнев, Удивление и т.д.).
2. Ритмопластика – включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, которые способствуют развитию естественных психомоторных способностей дошкольников, обретению ими ощущения гармонии с окружающим миром, формированию свободы и выразительности движений, воображения.
3. Речевые игры и упражнения направлены на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией. Сюда также включаются игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Специальные игры готовят детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом. Н.С. Станиславский призывал актеров учиться вере и правде игры у детей, поскольку они очень серьезно и искренне способны верить в любую воображаемую ситуацию, легко менять свое отношение к предметам, месту действия и партнерам по игре.
5. Работа над спектаклем
Создание спектакля с дошкольниками – очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в общении.
Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые несут в себе активизирующее воздействие как на речевую деятельность, так и эмоциональную сферу ребенка.
Работа над спектаклем включает в себя знакомство с пьесой, ее содержанием, дает представление о необходимости выполнять определенные упражнения для коррекции речи. В этом же направлении идет работа над этюдами для репетиций и спектаклей.
6. Приемы и содержание работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Еще раз хочется подчеркнуть и выделить то, что воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Конечно же лучше, если дети начинают знакомиться с театрализованной деятельностью со 2-ой младшей группы, постепенно разыгрывая народные песенки-потешки, небольшие сценки, далее используя игрушки и фигурки плоскостного театра. Такая работа располагает к тому, что уж в среднем возрасте театрализованная деятельность возможна как самостоятельная. Но специфика нашей группы не позволяет начать этот процесс с младшего возраста, так как дети приходят к нам на 2 года (старший и подготовительный возраст) из разных детских садов.
Поэтому свою работу по театрализованной деятельности мы начинаем со старшей группы в системе, используя элементы театрализованных игр на всех занятиях и в свободной игровой деятельности.
Фрагментарно элементы театрализованной деятельности (использование мимики, жестов, поз, различных интонаций и т.д.) присутствуют еженедельно в комплексах пальчиковой гимнастики, упражнений на координацию речи с движениями (логоритмики) согласно изучаемой теме. Также элементы театрализации используются в системе занятий по развитию речи для обогащения театрализованных игр.
На занятиях по изодеятельности, конструированию вносятся элементы драматизации с целью обыгрывания поделок, конструкций, что также способствует развитию интереса к театрализованной деятельности. Раз в неделю у нас проводится кружковая работа по словесно-театрализованной деятельности, цель которой – развитие связной речи (монологической и диалогической), эмоциональной интонационной выразительности, воспитание духовности, любви к авторскому и русскому народному творчеству, формирование навыков и умений инсценировать знакомые потешки, стихи, фрагменты сказок, а к подготовительной группе – целые сказки.
У нас в группе имеется несколько видов театров, такие, как настольный, пальчиковый, варежковый, плоскостной, би-ба-бо, теневой.
Мы знакомим детей с правилами куклодвижения, рассказываем о каждом из видов театров.
Встреча с театральной куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу. Так, незаметно для себя дети включаются в театрализованные игры. Дети пытаются «оживить» кукол. А в этом нам очень помогает музыка. На музыкальных занятиях дети разучивают различные песенки, попевки про персонажей, а в группах ребятишки поют эти песенки самостоятельно для обыгрывания игрушек. Таким образом, дошкольники учатся петь без музыкального сопровождения, подражают голосам животных.
Как мы уже ранее отмечали, только истинно музыкальный ребенок – творческий. Поэтому театрализованная деятельность невозможна без взаимодействия с музыкальным руководителем. Для лучшего освоения музыкального репертуара в группе создана развивающая музыкальная среда, есть магнитофон с набором кассет по восприятию музыки, по движениям, по пению. Музыкальный руководитель подбирает музыкальный материал к занятиям по театрализованной деятельности, а воспитатель дублирует в группе материал, предлагаемый на музыкальных занятиях.
Мы поддерживаем интерес детей к самостоятельной музыкальной деятельности, предоставляя им музыкальные инструменты, игрушки, пособия, обучая их способам самостоятельных действий. Даем задания, побуждающие к самообучению: «Спой колыбельную кукле», «Придумай танец зайчику» и т.д.
Эмоциональная отзывчивость на музыку связана с основным видом музыкальной деятельности – восприятием. Восприятие включает в себя слушание высокохудожественных произведений классической, современной и народной музыки, слушание произведений для исполнительской деятельности и для развития слуховых дифференцировок. Мы отобрали из большого числа предлагаемого музыкального материала те произведения, которые дети могли бы не только слушать, но и попытаться обыграть, выразить прослушанную музыку через образ. Например, после прослушивания «Плаксы», «Злюки» и «Резвушка» муз. Д. Кабалевского, мы предлагаем детям мимикой лица изобразить эти три разных характера или подвигаться как резвушка. После восприятия произведений «Котик заболел» и «Котик выздоровел» муз. Гречанинова, мы предлагаем детям превратиться в больных и здоровых котиков. А сюжет произведения Д. Кабалевского «Зайчик дразнит медвежонка» можно разыграть с помощью пластики, пантомимы, жестов. Здесь даны два контрастных образа: зайчика и медвежонка. После того, как пьеса будет несколько раз прослушана и будут определены средства музыкальной выразительности, создающие образы, можно предложить детям разыграть сценку без слов, применив элементы костюмов, в данном случае шапочки персонажей. Слушая «Клоуны» Д. Кабалевского, ребятишки с увлечением передают в движении образы клоуна - неумехи и клоуна, у которого все получается.
При восприятии музыки мы используем метод моделирования. Музыкальный руководитель разработала ряд карточек (условно-образных и условно-схематических). Яркие, красочные картинки помогают обогатить словарный запас детей.
Мы предлагаем использовать следующие методические разработки на примере лексических тем «Домашние животные» и «Дикие животные» для детей с ТНР старшей и подготовительной логопедических групп.
Итогом этой двухлетней работы является постановка небольшого спектакля к 8 Марта со всей группой детей. В основном это авторские работы. В этом году мы готовим спектакль по сказке «Три поросенка». Он называется «Сказка про веселых поросят да на новый лад». Хочется отметить и то, что распределение ролей в спектакле будет происходить согласно индивидуальным возможностям ребенка (речевым, эмоциональным, физическим).
Также в подготовке к спектаклю активное участие принимает весь коллектив ДОУ: учитель-логопед отрабатывает интонационную выразительность, четкость и грамотность речи; воспитатели группы участвуют в постановке спектакля, сочинении стихотворного текста; музыкальный руководитель подбирает музыкальное сопровождение спектакля, музыку к песням и танцам; помощники воспитателей оформляют сцену и зрительный зал.
Подводя итоги работы, мы пришли к выводу, что использование театрализованной деятельности способствует повышению уровня речевого развития детей.
Список литературы
1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М., 1991.
2. Выгодская И.Г., Пелленгер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игре. – м., 1984.
3. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. М., 1983.
4. Маланева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М., 2001.
5. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. – М., 2009.
6. Арушанова А.Г. Развитие диалогического общения. – М., 2008.
7. Буренина А.И. Театр всевозможного (от игры до спектакля). – СПб., 2002.
8. Жога Л.Н. , Саяпова Н.Г. и др. Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада// Логопед. – 2007. - № 4.
9. Овчинникова Е.В. Использование театрализованных игр в преодолении общего недоразвития речи у дошкольников// Логопед. – 2006. - № 3.
10. Жога Л.Н., Овчинникова Е.В. и др. Ресурсы театрализованной деятельности в развитии у дошкольников мотивации к логопедическим занятиям// Логопед. – 2005. - № 4.
11. Трошина О.В., Голубева И.В. Театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у дошкольников с нарушениями речевого развития// Логопед. – 2006. - № 1.
~ ~
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной художественно-изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Конспект занятия ориентирован на средний дошкольный возраст. Занятие соответствует ФГОС. Материал может быть полезен для педагогов ДОУ, молодых специалистов и студентов....
Рабочая программа деятельности учителя-логопеда с детьми 4-5 лет группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
В содержании рабочей программы деятельности учителя-логопеда с детьми 4-5 лет группы компенсирующей направленности представлены цели и задачи реализации программы, принципы и подходы к организации кор...
Перспективный план дидактических игр по познавательно-речевому развитию в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи № 8 « Речецветик»
Перспективный план дидактических игр по познавательно-речевому развитиюв средней группекомпенсирующей направленностидля детей с тяжелыми нарушениями речи № 8 « Речецветик&raq...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему "Гласные звуки"
Поэтапное описание игровой образовательной деятельности на обощение материала по теме "Гласные звуки". Введение понятия о том, что количество слогов в слове соответствует количеству гласных ...
КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Тема: Гласные звуки. Программное содержание: Закреплять произношение гласных звуков. Уточнить артикуляционную позицию при произношении гласных звуков, развивать умение по символу артикуляции на...
КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: Гласные звуки.
Программное содержание: Закреплять произношение гласных звуков. Уточнить артикуляционную позицию при произношении гласных звуков, развивать умение по символу артикуляции называть гласные звуки. Подвес...
Статья: «Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».
Работая с детьми с тяжелыми нарушениями речи, мы пришли к выводу, что необходимо использовать методы, приемы и средства, облегчающие и направляющие процесс становления развер...