Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми старшей группы. Народная культура и традиции.
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Горская Елена Ивановна

Тема/проект: Народная культура и традиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnaya_kultura_i_traditsii_starshie.docx260.86 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми старшей группы

Тема/проект: Народная культура и традиции

Тип: Познавательно-игровой, краткосрочный.

Сроки: 2 недели.

Участники деятельности: Дети, воспитатели, родители.

Цель: Расширять представления детей о народных традициях, народной культуре, искусстве, фольклоре.

Задачи:

  • Формировать знания у детей о разнообразии народных промыслов (хохлома, городецкая роспись, дымковская игрушка, вологодское кружево, посадские, оренбургские платки, самовары, лапти и др.), традициях русского народа, воспитывать любовь к народной культуре;
  • Формировать у детей умение различать виды русского прикладного искусства по основным стилевым признакам;
  • Развивать умение применять полученные знания о декоративном искусстве, использовать стилевые особенности цвета, присущие русским росписям. Воспитывать у детей эстетические чувства, художественный вкус;
  • Продолжать знакомить с народными играми (лапта, бирюльки), русской избой (ее строением и внутренним убранством), старинной посудой (ее разновидностями);
  • Знакомить детей с ремеслами и занятиями взрослых на Руси (пахарь, ткачиха, гончар и т.д.), на основе этих знаний показать значимость труда для человека. Воспитывать трудолюбие, стремление стать умелым, понимать личностную значимость труда.

Название и форма итогового мероприятия: праздник бабушек и мама. Досуг «Ярмарка».

Дата проведения итогового мероприятия: 7 марта  Ответственные: Воспитатели, муз. руководитель.

Итоговый продукт: создание музея народных промыслов.

Содержание работы по теме

Образовательные области

 Виды

детской

деят.

Формы работы с детьми

Физическое развитие

Двигательная

Утренняя гимнастика: Комплекс № 24, 25 март.[1] 

«Бодрящая гимнастика»: «Наша кошечка забралась на печку, повтори движения за ней» (поза сердитой кошки, поза доброй кошка, кошка вертит хвостиком, кошка-царапка), комплекс «Веселые ребята»[2] 

Дыхательные упражнения «Петушок», «Пилим дрова», «Гуси летят», «Кошка шипит», «Петушок», «Курочка»[3].

Глазная гимнастика «Ясно солнышко», «Матрешки любят кружится в хороводе»[4].

Игровой самомассаж: «Пироги», «Дедушка Егор», «Ладошки», «Наши ножки», массаж всего тела 2-3 минуты.

Упражнения на профилактику осанки и свода стопы: «дорожка здоровья», «соберем игрушки ножкой», «как ежик прячет свои иголки» (сгибание пальцев ног), ходьба с мешочком на голове (для сохранения осанки).

Физ. минутки «Чудо птицы», «Дни недели», «Матрешки».                            

Пальчиковая игра «Кузнец», «Гармонь»[5], «Как у нашей кошки».

Основные движения: равновесие: ходьба по канату боком приставным шагом с мешочном на голове, руки на пояс, прыжки из обруча в обруч (расстояние между обручами 40 см), перебрасывание мяча друг другу и ловля его с хлопком в ладоши после отскока от пола, метание мешочков в вертикальную цель правой и левой рукой, ползанье между предметами, прыжки в высоту с разбега.

Строевые упражнения: ходьба в колонне по одному, по сигналу выполнить поворот, бег с поворотом, бег в рассыпную, ходьба и бег между кубиками, ходьба со сменой темпа движения.  

Спортивные упражнения: «Обегите кегли змейкой» (упражнения с кеглями), «Пас точно на клюшку», «Проведи не задень»

Простейший туризм «Клеевой дождик» (держась за руки впереди стоящего преодолевать препятствия на пути), «Прогулка в лес», «Найди древности по старинной карте».

Игровая

Подвижные игры: «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Хитрая лиса», «Медведи и пчелы».

Народные игры: «Горелки», «Лапта», «Жмурки», «Городки», «Ручеек», «Гори – гори ясно», «Золотые ворота».

Игры с элементами спорта: «Попади в цель», «Летает – не летает», «По мостику», «Не урони мяч».

Игры-соревнования: «Кто больше попрыгает на скакалке», эстафета с прыжками, эстафета с большим мячом «Мяч водящему».

Познавательное развитие

Познавательно-исследовательская

Экспериментирование: «Водяная мельница», «Изготовление солнечных часов», «Создадим прибор для вскапывания почвы»[6], «Глиняные горшки».

Исследование объектов окружающего мира (предметный и природный мир)[7]:

живая природа: лото «Живая, неживая природа», «Зимующие, перелетные птицы», «Отгадай кто поет», «Чем отличаются и чем похожи птицы (называем 2 птицы)», лото «Где растет в лесу или на лугу?», «Что сначала, что потом (цикл роста растения)», «Кто где живет?», «Кто летает, прыгает, плавает?», «Чей клюв, чьи лапы, чей хвост?». Наблюдения за птицами: вороны начинают постройки гнезд, воробью щебечут, синицы поют. Наблюдения за мать-и-мачихой: сделать выводы, где цветы быстрее появляются и почему. Длительные наблюдения за комнатными растениями (активный рост), за деревьями (на вербе появляются первые пушинки - сережки).

неживая природа: Наблюдение за увеличением светового дня (солнце светит дольше – использовать графические модели), наблюдения за небом: появляются кучевые облака, в солнечную погоду небо голубое. Показать зависимость количества облаков от таяния снега. Уточнить, что снег и лед – разное состояние воды.

общественные явления: наблюдение за одеждой прохожих, как меняется одежда людей, наблюдение за трудом дворника, наблюдение за водителями, как раньше люди ездили на дальние расстояния.

Проблемные ситуации: «Чем играли наши бабушки?», «Как готовили кашу наши прабабушки?», «В избе и в комнате, что использовали вместо…. (стула, лампы, батарей, плиты, холодильника, ванной и др.)»

Моделирование (замещение, составление моделей, деятельность с использованием моделей): «Путешествие в волшебный Городец», «Поможем гончару сделать глиняный кувшин», «Как из ниток получить ткань», рассматривание лэпбука «Изба».

Конструирование

Строительный материал, схемы для постройки: из палочек Кюзейнера «Дом из бревен», состав числа 5; из плоскостной мозаики «Узоры на ткани» (формировать умение делать простые симметричные узоры); из объемного конструктора «Печка для Емели», «Домик для матрешки» (закреплять умение различать и называть объемные фигуры, учить создавать собственные комбинации из имеющихся деталей), старинный город Новгород (по замыслу), «Терем-теремок» (по замыслу); (из блоков Дьеныша) «Трактор» - по образцу (учить анализировать образец постройки), «Орнамент на скатерти» (формировать умение составлять последовательности); из бумаги – «Выложи дымковский узор», «Укрась Павлово-Посадский платок» (умение конструировать по образцу наложением); из счетных палочек – «Мельница» (уметь анализировать образец, конструировать по модели); из кубиков «Сложи узор» - «Ладья» (конструирование по образцу).

Оригами: «Наша русская матрешка»

Игровая

Дидактические игры «Где матрешка?» (учить точно называть положение предметов в пространстве – впереди, сзади, между, посередине, справа, слева, внизу, вверху, дальше чем …, но ближе чем…), «Кому это нужно?» (закреплять представление о предметах старины и их использовании в трудовых процессах), «Что это такое?» (расширять знания о орудиях труда прошлого), «Волшебные ленточки» (сравнивать 2 предмета по длине с помощью третьего), «Кто правильно пойдет, тот волшебный сундучок найдет» (учить передвигаться в заданном направлении, считать шаги), лото «Предметы старинного быта», «Соедини линией одинаковые геометрические объемные тела», «Посчитай объемные геометрические фигуры и напиши их количество», «Узнай узор», «Ремесла на Руси» (автор О.Н. Петренко), «Народный узор» (автор Г.С. Швайко), «Что изменилось» (автор Н. Курочкина), «Народный календарь» (автор М.Ю. Новицкая), «Отгадай народный праздник по сюжетной картинке»[8].

Развивающие, настольные игры «Числовые домики», «Веселые ряды» (порядковый счет), домино «Хохломская роспись», «Четвертый лишний», «Одень куклу» (народные костюмы), «Что сначала, что потом», «Продолжи ряд (из предметов русского быта)», «Волшебный сундучок (группировать по признаку: виду росписи)», мемори «Предметы русского быта», ТРИЗ «Предметы прошлого или будущего», «Изобретения человека», «Машина времени», «Музей противоположностей»[9].

Конструктивные игры: «Сложи геометрическую фигуру из частей», квадраты Никитина.

Речевое развитие

Коммуникативная

Беседа «Россия мастерами славится», «Русская народная игрушка или чем играли наши бабушки?», «Как бабушки шили сарафаны?», «Русская изба», «История посуды».

Моделирование речевой ситуации «Как получить посуду из глины», «Что такое самовар, как образовалось это слово?», «Наряжаемся в русский народный костюм», «Как сделать игрушку из соломы?»

Освоение компонентов устной речи:

ЗКР (гимнастик весёлого язычка) «Приключение веселого язычка: ч - щ», «Найди место звука в слове «ч, ш»», «Кто придумает больше слов на звук ч (щ)», «Подбери рифмы».

Словарная работа: Лото «Посуда»; лото «Народные промыслы»; карточки «Народы - как одна семья, хотя язык их разный», «Назови правильно: элементы народного костюма» (сарафан, кокошник, гребень, рубаха, фартук, штаны, лапти), иллюстрации «Старинные профессии, кто что делает» (кузнец – кует, вытачивает , пахарь – пашет, сеет, пекарь - печет, гончар – обжигает, лепит, плотник - мастерит, ткачиха – ткет, мастер - мастерит, украшает, расписывает).

Грамматический строй речи «Чья вещь?», «Нелепица», «У кого сколько?», «Кому что нужно для работы?»

Диалоговая речь «В гостях у Городецких мастеров», «Наша – то хозяюшка», интервью по опорной схеме «Расскажи о предметах в музее».

Связная речь: составление описательного рассказа «Дымковская игрушка», «Гжельская посуда», «Посадские платки»; «Как сделать глиняную посуду» (по опорной схеме), расскажи правила подвижной игры, закреплять умение поздравлять с праздником, составление рассказа по картинкам «Купили щенка», «Мы для милой мамочки».

Словотворчество: «Какое слово заблудилось», «Чудо-дерево», «Бывает – не бывает», «Слова-ассоциации», «Поймай рифму», «Словоизменение посуда» (пример после литературы)

Восприятие художественной литературы и фольклора

Чтение (слушание): русская народная сказка «Иван царевич и Серый Волк», «Конек-Горбунок», стихотворение К. Ступницкий «Масленица», К.Д Ушинский «Как рубашка в поле выросла»; Добрынин «Иван Иванович самовар, самоварец, самоварище»; русские народные сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Лисичка со скалочкой», «Жихарка», «По щучьему велению», «Крошечка-хаврошечка», «Никита Кожемяка».

Обсуждение прочитанного произведения (рассуждение) русская народная сказка «Иван царевич и Серый Волк», «Конек-Горбунок», «По щучьему велению», «Крошечка-хаврошечка».

Рассказывание (пересказывание): русская народная сказка «Иван царевич и Серый Волк».

Разучивание К. Ступницкий «Масленица», Е.Благинина «Посидим в тишине», А.Барто «Перед сном», «Расти коса до пояса», «Иголка, иголка».

Декламация (выразительное прочтение стихотворения) Е.Благинина «Посидим в тишине», А.Барто «Перед сном»

Малые фольклорные формы: потешки «Расти коса до пояса», «Дон, дон, дон», «Иголка, иголка» (познакомить с произведениями, рассказать как использовались потешки нашими предками); песенки: Николенька-гусачек», «Уж я колышки тешу…», «По дубочку постучишь, прилетает синий чиж..», «Как у бабушки козел», «Грачи кричали…», «Ты пташечка, ты залетная…», пословицы: «Труд человека кормит, а лень портит», «У ленивой пряхи и для себя нет рубахи», «У плохого мастера и пила плохая»

Ситуативный разговор «Мои любимые сказки» (развивать диалоговую речь, закреплять знания о русских народных сказах, их событиях и героях); «Как я маме помогаю», «Кем я хочу стать, когда вырасту»

                     Игровая

Словесные игры (дидактические, игры-беседы, игры-загадки, викторины и другие) «Отгадай, что на картинке», «Какое слово заблудилось», «Чудо-дерево», «Бывает – не бывает», «Слова-ассоциации», «Поймай рифму», «Чья вещь?», «Нелепица», «Что где находится?», «Найди место звука», загадки по теме «Русский народный костюм», «Вежливые слова», «Умей извиниться», «Потерянное словечко», «Закончи предложение», «Назови ласково», «Скажи по другому», «Наоборот».

Театрализованные, режиссерские, игры-фантазирования (по мотивам литературных произведений) «Засыпай мой малыш» (убаюкивание куклы с пением колыбельной, чтением потешки «пришла ночь, темноту увела»); «Как котик в гости ходил» (знакомство с обычаем хождения в гости с гостинцами), «Народные гуляния», «Лепная сказка» (сказка из слепленных из теста игрушек).

Социально-коммуникативное развитие

Социально-коммуникативное

развитие

Коммуникативная

Свободное общение «Важные профессии», «Мои лучшие друзья», «Моя любимая игрушка, из чего она сделана», «Город, в котором я живу», «Моя любимая русская народная игра и ее правила».

Освоение норм и правил поведения (беседы, рассматривание иллюстраций, проблемные ситуации, другие формы работы.) Ситуационный разговор во время умывания (вспоминаем произведения, где упоминается вода и правила гигиены тела «Мойдодыр», потешка «Водичка, водичка, умой мое личико»); Беседа «Правило поведения на ярмарке или в местах большого скопления людей» (учить детей не убегать от родителей, ходить с родителями за руку, что нужно сделать, если потерялся – стоять на месте; милиционеру, работнику сообщить Имя, Фамилию, при необходимости домашний адрес), «Можно-нельзя» (уметь отличать опасные ситуации, правило поведения во время подобных ситуаций)

Игровая

Игровые ситуации «Какой я?», «Волшебники», «Мы веселые матрешки», «Как мы с мамой ходили в гости», «Помогаем маме мыть посуду», «Колыбельная для Катюши».

Сюжетно-ролевые игры «Магазин народных костюмов», «Чай из самовара», «В мастерской», «Ткачиха», «На ярмарке», «Масленица», «Семья ремесленников из Городецка.

Игры-драматизации: «Узнай себя: импровизация, драматизация с использованием би-ба-бо»[10], «На праздничной ярморке»

Театрализованные игры: «Два жадных медвежонка»[11] 

Режиссерские игры (на основе готового содержания, предложенного взрослым или с сюжетами, придуманными детьми) набор предметов для игры «Едем в деревню»

Игры на развитие эмоций (этюды) «Волшебный бинокль», «Рисуем настроение», «Что чувствуют дети?», «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», «Что означает интонация».

Коммуникативные игры «Зеркало», «Узнай по носу», «Испорченный телефон», «Выбери себе пару», «Ручеек», Ты сейчас в лесу», «Ладонь в ладонь».

Игры-фантазирования «Угадай кто я», «Представьте себе», «Загадай, мы отгадаем», «История фигурок из соленого теста»

Игры с правилами «Можно-нельзя», «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Лошадки», «Лиса в курятнике», «Найди предмет, где он спрятан», «Мышеловка», «Что изменилось?», «Горячо, холодно»

Игры со строительным, природным или бросовым материалом: «Здания в нашем городе», «Домик в деревне», «В гостях у Матрешки», «Колыбельная для куколки»

трудовая

Самообслуживание Совершенствовать умения убирать свое рабочее место после занятия, мыть, протирать и чистить рабочий материал. Закрепляем умение зашнуровывать обувь, застегивать пуговицы, помогать друг другу завязывать шарфы.

Хозяйственно-бытовой труд: мытье игрушек, используя игровой прием: я не узнаю игрушки, они изменились - запылились. Их нужно помыть. Практическая деятельность: я буду мыть, а вы вытирать. Беседа по ходу: Какие игрушки стали наощупь? (мокрые) Что делаешь? (вытираю) Какие стали? (сухие), Какая стала тряпка? (влажная), «Каждой вещи свое место», «Подклеиваем книжки и коробки».

Труд в природе Ухаживаем за комнатными растениями: протираем листочки от пыли влажной тряпочкой, поливаем, рассказываем детям о 2 способах полива – в поддон и полив земли, осторожно рыхлим землю, стараемся не повредить корни. Уборка участка от упавших веток, уборка снега, скалывание льда.

Художественные труд (из разных видов материалов) «Украсим дымковскую лошадку», изготовление нитяных кукол, театр из пластилина.

Художественно-эстетическое направление

Художественно-эстетическое направление

изобразительная

Рисование «Посадский платочек», «Платье для дымковской барыни», «Разукрашивание дымковского коня», «Жостовский поднос», «Украшение разделочной доски по мотивам городецкой росписи», «Матрешка». Использование трафаретов при создании росписей.

Лепка «Дымковский конь», «Матрешка», «Барыня» (из соленого теста или из глины)

Аппликация «Украсим тарелочку», «Украсим дымковскую лошадку», «Русский народный костюм».

музыкальная

Восприятие музыки (вокальное, инструментальное) русская народная песня «Ах вы сени, мои сени», «Барыня», «Ой встала я раненько», «Мама», «Утренняя молитва» муз. П. Чайковского, «Кто придумал песенку» муз. Львова Компанейца, «Детская полька» муз. Глинки, «Моя Россия» муз. Струве.
Исполнительство (вокальное, инструментальное) русская народная песня «По малинку в сад пойдем», «Веселый пастушок», «Жуки», «Было у матушки двенадцать дочерей», «Что такое здравствуй», «Это не годиться, надо извиниться» Левкодимова.

Музыкально-ритмические движения «Было у матушки двенадцать дочерей», русская нар. песня «Пойду ль я, выйду ль я», «Возле речки, возле моста..», «Козлик и котик» муз. Тиличеевой, «Вальс» Ф.Шуберта,

Игра на музыкальных инструментах «Сыграй, как я», песни из музыкального букваря Н.Ветлугиной, придумай свой ритм.

Музыкально-дидактические игры: «Высокая лестница», «Узнай песню по вступлению или заключению», «Настроение музыки», «Послушай и подбери каринку», «Громко-тихо запоем»

Творчество (пение, музыкально-ритмические движения, музыкально-игровая деятельность, игра на музыкальных инструментах) ДИ «Узнай муз.  инструмент по звуку», «Что звучит» (слышать звуки природы), «Мы веселы матрешки».

Создание условий для самостоятельной деятельности

Игровая

Сюжетно-ролевые игры (атрибуты для игры): «Магазин русских народных костюмов», «Чай из самовара», «Идем в гости к матрешке», «В мастерской», «Ткачиха», «На ярмарке», «Масленица», «Семья ремесленников из Городецка»

Театрализованные игры: театр би-ба-бо, костюмы 2 медвежат.  

Настольно-печатные игры: «Где матрешка?», «Кому это нужно?», «Что это такое?», «Волшебные ленточки», лото «Предметы старинного быта», «Соедини линией одинаковые геометрические объемные тела», «Посчитай объемные геометрические фигуры и напиши их количество», «Узнай узор», «Ремесла на Руси», «Народный узор», «Что изменилось», «Отгадай народный праздник по сюжетной картинке», «Числовые домики», «Веселые ряды», домино «Хохломская роспись», «Четвертый лишний», «Одень куклу», «Что сначала, что потом», «Продолжи ряд», «Волшебный сундучок», мемори «Предметы русского быта», «Предметы прошлого или будущего», «Изобретения человека», «Машина времени», «Музей противоположностей», «Сложи геометрическую фигуру из частей», квадраты Никитина.

Познав.-исслед.

Кусочки различных тканей, широкие нитки, полоски фетра, листы цветного картона, ножницы, глина, соленое тесто, емкости с водой и красками, ленты различной ширины.

Коммун.

Иллюстрации с народными игрушками, картины росписи народно-прикладного искусства, дымковские игрушки, матрешки.

Воспр. худ/ лит.

Картотека народных потешек, поговорок, загадок о посуде, книги по теме недели. Книги с иллюстрациями по русским народным сказкам «Иван царевич и Серый Волк», «Конек-Горбунок».

Конструирование

Счетные палочки, палочки Кюзейнера, блоки Деныша, плоскостные фигуры математического пенала и образцы для конструирования к ним, мозаика «Полесье», гвоздики, объемный конструктор, игра «Выложи картинку» (ламинированные геометрические фигуры и схемы для наложения), крупный пластмассовый конструктор, схемы для конструирования.

Изобразительная

Раскраски по теме недели – народные промыслы, изобразительные материалы: карандаши, акварель, кисточки, ватные палочки, восковые мелки, альбомные листы, пластилин, глина, соленое тесто, ткань, ленты различной ширины. Примеры работ по теме недели. Алгоритмы по лепке, рисованию: народная игрушка – лошадка, барыня, глиняная посуда.

Двигательная

Мяч, мешочки, дорожки здоровья, коробка для игры «собери шишки, палочки ножкой», стойки или кирпичики, скакалки, кольцеброс, большие мячи, ленты, скрепленные на обруч в карусель (Карусели)

Музыкальная

Музыкальные инструменты (ложки), ДИ «Какой музыкальный инструмент лишний», иллюстрации «Русские народные инструменты», песня на мелодию «Ой встала я…», «Незабудковая гжель» муз. Чичикова.

Трудовая

Тряпочки для вытирания игрушек, губки для обтирания листьев, лейки для полива, скотч для подклейки книг, корм в кормушку, лопаты для очищения дорожки от снега, алгоритмы для одевания, умывания, дежурства по столовой.

Взаимодействие с родителями и социальными партнёрами

Педагогическое просвещение

Вовлечение в образовательный процесс

Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка», «Русские народные игры в семье», «Народные традиции в воспитании детей», «Как знакомить детей с народными промыслами»

Тематическая подборка «Любимые народные песенки»

Рекомендации по посещению музея оятинской керамики, «Галереи мастеров» (коллекция шедевров российских ремесленников), ОООТМ «Русская береста».

Совместное создание Русской избы (принести из дома элементы старинного обихода – старинные утюги, посуду, лапти, самовар)

Изготовление самовара по технологии Папье-маше.

Изготовление совместных поделок «Народная игрушка»

Литература:

  1. Пензулаева Л.И. «Физическая культура в детском саду. Система работы в средней группе»
  2. https://infourok.ru/kartoteka-gimnastiki-dlya-glaz-853704.html - картотека гимнастики для глаз (Ясно солнышко)
  3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/04/06/kartoteka-dykhatelnaya-gimnastika-dlya-detey - картотека дыхательной гимнастики (петушок, пилим дрова)
  4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2013/11/04/kartoteka-igrovoy-massazh - картотека игрового массажа (Руковицы)
  5. http://pedsovet.su/dou/6812_palchikovye_igry_dlya_detey - пальчиковые игры
  6. Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» стр.58
  7. http://www.myshared.ru/slide/1047574/ - артикуляционный комплекс «Приключения веселого язычка»
  8. Дыбина О. В. Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М. :Мозайка – Синтез, 2005.
  9. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М. : «Просвещение», 1990
  10. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. –М. :Карапуз-Дидактика, 2007.
  11. А.О. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»
  12. Ушакова У. М., Струнина Е. М. Развитие речи детей 5 – 6 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игр и упражнения.
  13. Э.Я.Степаненкова «Сборник подвижных игр»,Москва «Мозаика-Синтез», 2011
  14. И.А.Пазухина «Давайте поиграем!» (тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет) (4-5 лет), Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2008
  15. Т.Е. Харченко «Бодрящая гимнастика для дошкольников», Санкт-Петербург «Детсво-Пресс», 2010 год.
  16. «Петербургская мозаика» (сборник инноваций педагогов ДОУ Калининского района по ознакомлению детей с родным городом, часть 1 «Петербург в играх детей»), Санкт-Петербург, 2003.
  17. О.А.Скоролупова, Л.В. Логинова «Играем?..Играем!!!», Москва 2005
  18. Э.Я.Степаненкова «Сборник подвижных игр»,Москва «Мозаика-Синтез», 2011

Игровой самомассаж: «Пироги», «Дедушка Егор», «Ладошки», «Наши ножки», массаж всего тела 2-3 минуты

- Чтобы не зевать от скуки, встали и потёрли руки, А потом ладошкой в лоб- хлоп-хлоп-хлоп.

-Щёки заскучали тоже? Мы и их похлопать можем. Ну-ка дружно, не зевать: Раз- два- три-четыре-пять.

- Вот и шея. Ну-ка, живо переходим на загривок. А теперь уже, гляди, добрались и до груди.

Постучим по ней на славу: сверху, снизу, слева, справа. Постучим и тут и там, и немного по бокам.

Не скучать и не лениться! Перешли на поясницу. Чуть нагнулись, ровно дышим. Хлопаем, как можно выше

Физкультминутка: Веселые матрешки

Все нарядные сестрички,

На ногах есть черевички,

Любим петь и танцевать

И с ребятами играть.  

Хлопают в ладоши

Выставляют поочередно ноги

Присесть, встать, руки на поясе

Прыжки вокруг себя.  

Пальчиковая гимнастика:

«Кузнец». Кисти рук лежат на столе ладонями вниз, пальцы приподняты, слегка согнуты. Постукивать поочередно правой, левой руками, всеми пальцами. Пальцы обеих рук одновременно ударяют по столу.

Идет кузнец из кузницы,

Несет кузнец два молота -

Тку, тук, тук, тук

Да ударил разом вдруг.

“Кошка и горшок с молоком”
В кухне нашей под столом
Стоит крынка с молоком. (складываем из большого и всех остальных пальцев левой руки кружок)
К крынке кошка подошла (“идем” указательным и средним пальцами правой руки)
Сверху сливки попила (указательным пальцем делаем “лакающие” движения в кружке, изображающем горшок)
Глубже сунулась в горшок:
- Молочка напьюсь я впрок! (засовываем палец глубже в кружок-горшок)
Что случилось? Ой-ой-ой!
Кошка крутит головой (крутим головой)
Налакалась молочка – 
Не уйти ей из горшка! (пытаемся вытянуть палец из кружка)
С головы горшок не слез.
С ним и убежала в лес! (топоча пальцами обеих рук по столу, показываем как кошка убежала)

https://sun9-26.userapi.com/c849232/v849232018/180ac0/6HNQKn3FNzU.jpghttps://sun9-26.userapi.com/c849232/v849232018/180ac0/6HNQKn3FNzU.jpg


[1] https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/10/09/kompleksy_utrenney_gimnastiki_podgotovitelnaya_gruppa.docx (Пензулаева Л.И. «Физическая культура в детском саду») 

[2] https://obgonay.ru/raznoe/bodryashhaya-gimnastika-dlya-doshkolnikov-xarchenko-chitat-bodryashhaya-gimnastika-dlya-doshkolnikov-t-e-xarchenko-doc-skachat-3955-kb.html#i-2 (Т.Х. Харченко «Комплексы бодрящей гимнастики: старшая группа.)

[6] О.В Дыбина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» (стр. 84, стр. 90, стр. 122)

[7] А.О.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» (стр. 188)

[9] «Я могу изобретать 4-5 лет» Творческое воображение и ТРИЗ, стр. 20, 28, 41

[10] Л.В. Артемова Театрализованные игры дошкольников, стр.64

[11] Л.В. Артемова Театрализованные игры дошкольников, стр.73


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО ПРОГРАММЕ «От рождения до школы..»

Перспективное планирование воспитательно образовательной деятельности в группе ДОУ....

Комплексно-тематическое планирование образовательной работы с детьми старшей группы по теме: «Народная культуры и традиции. Театральная неделя».

Данное методическое пособие может использоваться воспитателями старшей группы ДОУ при планировании воспитательно-образовательной работы с детьми в ознакомлении с народными традициями и обычаями России...

Тематическое планирование познавательно-исследовательской работы с детьми старшей группы

В качестве основных развивающих функций познавательно-исследовательской деятельности обозначены следующие:        развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности);осво...

Планирование воспитательно-образовательной работы с детьм старшей группы.Сентябрь.

Воспитательно-образовательная работа с 2 по 6 сентября. Тема: «В мире людей. Семья»...

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ (старшая группа) март

Тема месяца: «Какая она, весна!      Темы недели:1 неделя Милая мама моя!2 неделя К нам Весна шагает, теплыми шагами…3 неделя Чудесная пришла пора &nda...

Ежедневное планирование в старшей группе "Народная культура и традиции"

Вопросы утреннего и вечернего часаОД, цели, задачи, план.Совместная деятельностьПрогулкаВоспитательная работаЧХЛИндивидуальная работаРабота с родителями«Народная культура и традиции»...