Консультация Тема: «Методика составления рассказа по картине»
консультация
Картина — один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства. Ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методических пособиях и учебниках по воспитанию (М. М. Конина, Е. П. Короткова, О. И. Радина, Е. И. Тихеева, С. Ф. Руссова и др.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_sostavleniya_rasskaza.docx | 31.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №23»
Консультация
Тема: «Методика составления рассказа по картине»
Воспитатель первой квалификационной категории
Гумерова Галина Николаевна
г.Чебаркуль
2017г.
Картина — один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства. Ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методических пособиях и учебниках по воспитанию (М. М. Конина, Е. П. Короткова, О. И. Радина, Е. И. Тихеева, С. Ф. Руссова и др.).
развитие которого мы должны направлять и сопровождать.
Картины для работы с детьми различают по следующим критериям:
- формат (демонстрационные и раздаточные)
- тематика (мир природный или предметный, мир отношений и искусства),
-содержание (художественные, дидактические; предметные, сюжетные),
- характер (реальное, символическое, фантастическое, проблемно-загадочное, юмористическое изображение)
- функциональный способ применения (атрибут для игры, предмет обсуждения в процессе общения, иллюстрация к литературному или музыкальному произведению, дидактический материал в процессе обучения или самопознания окружающей среды) и т. д.
Общие требования к организации работы с картиной:
1. Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.
2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.
3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.
4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.
5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.
6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.
Виды рассказывания по картине
1. Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий
2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины.
3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин: ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.
4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине: ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.
5. Описание пейзажной картины и натюрморта. Пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6, 5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».
Структура занятия:
1. Часть – вводная (1-5 минут). Включает в себя небольшую вводную беседу или загадки, цель которых выяснить представления и знания, настроить детей к восприятию.
2. Часть – основная (10-20 минут, где используются разные методы и приёмы).
3. Часть – итог занятия, где проводится анализ рассказов, и даётся их оценка.
Методические приемы:
· Вопросы (проблемные вопросы)
· Образец педагога
· Частичный образец педагога
· Совместное рассказывание
· План рассказа
· Коллективное обсуждение плана будущего рассказа
· Составление рассказа подгруппами
· Оценка детских монологов
Этапы обучения рассказыванию по картине.
Младший возраст.
В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста не могут еще дать самостоятельного связного изложения. Речь их носит характер диалога с воспитателем.
Основные задачи воспитателя в работе по картине сводятся к следующему:
1) обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное;
2) постепенный переход от занятий номенклатурного характера, когда дети перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов).
Дети в младшей группе учатся рассказывать по картине предложениями из двух-трех слов. Рассматривание картины используется для развития точности и ясности речи.
Рассматривание картин всегда сопровождается словом воспитателя (вопросами, объяснениями, рассказом).
После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине. Иногда можно использовать и художественное произведение (например, рассказы писателей о домашних животных). Может быть прочитано небольшое стихотворение или потешка (например, «Петушок, петушок, золотой гребешок» или «Кисонька-мурысенька» и т. д.) Можно загадать загадку о домашнем животном (например:«Мягонькие лапки, а в лапках цап-царапки» — после картины «Кошка с котятами»).
В младшей группе особенно важно использовать разнообразные игровые приемы.
Средний дошкольный возраст.
Занятия по картине проводятся таким образом. Когда дети займут свои места, воспитатель вывешивает картину так, чтобы всем детям она была хорошо видна. Первые минуты - две проходят в молчаливом созерцании картины, которое может прерываться негромкими возгласами детей, выражающими свои первые впечатления и чувства. Затем воспитатель предлагает всем детям посмотреть на одну из частей картины: «Дети, посмотрите вот сюда» — и задает вопросы о действующих лицах, о том, что они делают, какие они. Когда исчерпано содержание этой части картины или когда рассмотрели одну группу действующих лиц, нужно перейти к рассмотрению следующей части картины. Такая постепенность способствует воспитанию целенаправленного внимания, учит наблюдать, в результате чего у детей создаются отчетливые представления. Беседа воспитателя с детьми по картине носит живой, непринужденный, но в то же время организованный характер обмена мнениями и впечатлениями. Это может быть в том случае, если дети почувствуют заинтересованность воспитателя картиной. В такой беседе вполне уместны краткие ответы детей наряду с развернутыми.
В средней группе после такой беседы по картине, когда картина рассматривается по частям, воспитатель объединяет все высказывания детей в связный рассказ и тем самым воссоздает у дошкольников цельное представление о картине. Кроме того, с помощью картины педагог воспитывает у детей различные чувства; в зависимости от содержания картины это может быть интерес и уважение к труду, любовь к родной природе, сочувствие к товарищам.
Детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.
Используется прием сравнения двух персонажей. Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети.
Можно поиграть в лексико-грамматическое упражнение: «Продолжи предложение», «Давайте поиграем. Я буду начинать предложение, а вы его будете продолжать. Но для этого надо очень внимательно всмотреться в картину».
Пример: Я считаю, что на картине изображено начало дня, потому, что …
В средней группе образец дается для копирования. «Расскажите, как я», «Молодец, запомнил, как я рассказывала», — говорит педагог, т. е. в этом возрасте не требуется отступления от образца.
Когда дети научатся составлять небольшие рассказы описательного характера (рассказ об основных качествах, свойствах и действиях одного или нескольких предметов или объектов), можно перейти к рассказыванию по последовательной сюжетной серии картин. С помощью воспитателя дошкольники составляют связный последовательный рассказ описательного характера, объединяющий в единое целое все серии картинки.
Старший дошкольный возраст.
В старшем дошкольном возрасте в связи с тем, что возрастает активность детей, совершенствуется их речь, имеются возможности для самостоятельного составления рассказов по разным картинам.
Содержание, тематика картин, использующих в старшем дошкольном возрасте, требуют предоставить занятиям большего познавательного и эстетического акцента. Во вступительной беседе уместной может быть краткая информация о жизни и творчестве художника — автора картины, ее жанр, обобщающая беседа о времени года, жизни животных, человеческих отношениях и т. д., т. е. то, что настраивает детей на восприятие картины. Обращение к собственному опыту детей, участие в диалоге, соответствующему теме занятия, лексико-грамматические упражнения также активизируют умственную и речевую деятельность дошкольников, побуждают их к инициативности.
В старшем дошкольном возрасте беседу по содержанию картины можно начинать с анализа ее первичной или поиска более удачной, точного названия, например:
- «Картина называется «Зимние забавы». Как вы считаете, почему именно так она называется? Что означает слово «забава»?» - воспитатель обращается к детям после молчаливого рассмотрения.
- «Как, по вашему мнению, можно было бы назвать ее по-другому? Объясните свой вариант». Это позволяет детям понять, оценить картину в целом, чтобы дальше перейти к более подробному его рассмотрению.
На занятиях в подготовительной к школе группе образец воспитателя следует предлагать лишь в том случае, если ребята плохо владеют умением связно излагать содержание картины. На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа. В группах старшего дошкольного возраста используются все виды рассказов по картине: описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам, повествовательный рассказ, описательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту.
В старшем дошкольном возрасте дети впервые подводятся к составлению повествовательных рассказов. Так, они придумывают начало или конец к сюжету, изображенному на картинках: «Вот так покатался!», «Где пропадали?», «Подарки маме к 8 Марта», «Шар улетел», «Кошка с котятами» и т. д. Четко сформулированное задание побуждает творчески выполнить его.
Очень важно учить детей не только видеть то, что изображено на картине, но и вообразить предыдущие и последующие события.
В старшей и подготовительной группах продолжается работа по развитию умения характеризовать самое существенное в картине.
Оценка рассказов.
Важное значение приобретают в процессе обучения рассказыванию по картине оценка и анализ рассказов детей.
В младшем дошкольном возрасте оценка должна быть только положительной.
В среднем возрасте воспитатель анализирует рассказы детей, подчеркивая, прежде всего, на положительных моментах и коротко выражает предложения по улучшению качества рассказа. К анализу можно поощрять детей, предлагая им подобрать более точное слово, составить более удачно высказывание, например: «Дети, вы обратили внимание, как Саша сказал о … А как иначе можно было сказать? Скажите об этом по-своему».
Дети старшего дошкольного возраста активно участвуют в анализе собственных рассказов и рассказов своих товарищей. Этот момент на занятии следует использовать для совершенствования связной речи детей, направляя их на более удачную лексическую замену, подбор и проговаривания дополнительных вариантов относительно характеристики образа, сюжетной линии, построения предложения, структуры повествования. То есть, это не просто указание на ошибки, а признание других вариантов высказывания.
ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ
на примере картины «Собака со щенками»
1. Определение состава картины
Цель: выявление как можно большего количества объектов на картине и их структурирование.
Игра с «подзорной трубой»
Цель: упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия.
Материалы: рассматриваемая картина, альбомный лист бумаги, свернутый для имитации подзорной трубы.
Ход игры: каждый ребенок по очереди рассматривает картину в «подзорную трубу» и называет только один объект. Например: я вижу маму-собаку, щенка с рыжими пятнами, щенка с черными пятнами, щенка с коричневыми пятнами, косточку, миску с молоком, будку, дом, елку, веревку, траву...примеры рассказов:
1. «Я — рыжий щенок и грызу косточку. В некоторых местах она вкусная и сладкая, а в некоторых — жесткая, и я не могу ее разгрызть. Самое вкусное для меня — это мамино молочко, но я уже умею лакать из миски. Я все время голодный».
2. «Я — ель. Расту на опушке леса. Земля тут мягкая. Мои корни берут из нее воду и всякие нужные мне вещества. Я не умею ни грызть кость, ни пить молоко. Мне это и невкусно».
4. Составление образных характеристик объектов
Игра «Подбери такое же по цвету»
Цель: упражнять детей в сравнении объектов по цвету и учить находить ярко выраженное цветовое решение в знакомых детям объектах.
Игровое действие: назвать цвета объектов или их частей на картине и найти данный цвет в предметах окружающего мира.
Составление открытых описательных загадок, которые подходят под разные объекты и имеют множество отгадок.
Например:
Белый цвет. Загадка: белый как снег, как простыня, халат доктора и т. п. (Под эту характеристику подходят: частичный окрас собаки, ее щенят, молока, занавесок в доме и косточки в зубах одного из щенков.)
Игра «Сравни по форме»
Цель: упражнять детей в сравнении предметов по форме и учить находить выделенную форму в предметах окружающего мира.
Игровое действие: назвать форму объектов или их частей на картине и найти данную форму в предметах окружающего мира.
Составление открытых загадок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии синквейн в ходе обучения составлению рассказа по картине. Тема занятия: «Составление рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»
Это опыт организации работы по рпзвитию речи с детми старшего дошкольного возраста. На этом занятии я показала как можно использовать технологию синквейн в составлении рассказа по пейзажно...
мастер-класс для педагогов "Методика обучения детей составления рассказа по картине"
Методы и приемы работы по картине, используя методику ТРИЗ разработанную Генрихом Сауловичем Альтшулером....
Методика "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин"
Методика по развитию связной речи у детей с ОНР старшего возраста через обучение пересказу, рассказу по картине и серии картин, составлению собственного рассказа. В данной методике представлены задани...
Консультация для воспитателей по теме "Методика обучения составления рассказа по картине "Картинка без запинки".
ФГОС нацеливает нас на создание благоприятных условий для развития речи дошкольников: обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, разв...
Консультация для воспитателей по теме "Методика обучения составления рассказа по картине "Картинка без запинки".
ГОС нацеливает нас на создание благоприятных условий для развития речи дошкольников: обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, разви...
Особенности методики обучения детей составлению рассказов по картине в разных возрастных группах.
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, ...
Консультация для воспитателей «Методика обучения детей составлению рассказов по картине в разных возрастных группах»
Какова же основная цель обучения детей составлению рассказов?(развитие связной речи дошкольников) Развитие связной речи детей — одна из главных задач в развитии ребенка....