Консультация для воспитателей «Методика обучения детей составлению рассказов по картине в разных возрастных группах»
консультация по логопедии (старшая группа)

Нестерова Ольга Викторовна

Какова же основная цель обучения детей составлению рассказов?

(развитие связной речи дошкольников)

 

Развитие связной речи детей — одна из главных задач в развитии ребенка.

 

Формирование связной речи, изменение ее функций являются следствием усложняющейся деятельности малыша и зависят от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими.

 Функции речи складываются параллельно с развитием мышления; они неразрывно связаны с содержанием, которое ребенок отражает посредством языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Ручеёк» р.п.Башмаково

Консультация для воспитателей

на тему:

«Пересказ стихотворных текстов, как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

Подготовила:

учитель-логопед: Нестерова О.В.

март

р.п. Башмаково 2021 г.

Особая роль в обучении умению логически правильно излагать воспринимаемый речевой материал в дошкольном возрасте принадлежит пересказу.

Перспективным направлением совершенствования процесса пересказа у детей старшего дошкольного возраста, так же является пересказ стихотворных текстов (стихотворений), где дети свободно, связно, последовательно передают содержание стихотворного текста, при этом у детей :

  • формируется навык пересказа с интерпритацией стихотворного текста в повествовательный.
  • формируется навык планирования связного высказывания (с помощью наглядной опоры на предметные картинки, серии картин, пиктограммы настроений, условно-графические изображения.)
  • развивается логическое мышление, слуховое, зрительное внимание и восприятие, творческое воображение, фантазия.
  • воспитывается интерес (мотивация) к стихотворным произведениям путем создания определенных требований к отбору текстов стихотворений для пересказа.

При пересказе ребенок вынужден «переводить» стихи на прозу, «перешифровывать» его содержание. Краткое изложение истории, события в стихотворении не только побуждает ребенка рассуждать, домысливать, развивать творческую фантазию, воображая данную ситуацию, но и обогащает, активизирует словарь, упражняет в грамматически верном построении предложений и текста в целом.

Учеными выделяется два основных фактора, облегчающих процесс становления связной речи. Первый, по мнению С.Л. Рубинштейна, Л.В. Эльконина, – это наглядность. Второй, по мнению Л.C. Выготского, – создание внутреннего плана высказывания

В своей практике при пересказе стихов я применяла на своих занятиях игровые методики повествовательной речи с использованием серии картинок А.Н Корнева и Н.Е. Старосельской, методики пересказа текстов с опорой на картинный материал Г.Е. Сычевой, линейно - сюжетного рассказа Л. Ефименковой, прием наглядного моделирования ситуации (Сахар. Роман. Сэф.), собственные условно-графические изображения, пиктограммы настроений (Новичок.)

При пересказе стихов, надо придерживаться определенных этапов работы.

1. Перед каждым занятием проводится предварительная работа. Это:

  • целевые выходы в библиотеку
  • различные наблюдения,
  • опыты с тем или иными объектами (Сахар. Роман. Сэф.),
  • изучение пословиц, поговорок,
  • чтение необходимых художественных произведений на данную тему («Осенние задания» В.Орлова.- «Как звери к зиме готовятся»,

2. Чтение педагогом и слушание детьми стихотворного текста.

По ходу чтения текста на наборном полотне выставляем условно-наглядные схемы, предметные картинки, серии сюжетных картинок, пиктограммы с изображением эмоциональных настроений, которые будут служить планом пересказа, для того дети имели возможность на основе наглядности представить ситуацию, описанную в стихотворении. ( Для детей более сильных, опорный материал выкладывается хаотично)

3. Затем проводится короткая беседа педагога по выяснению уровня понимания стихотворения.

Обычно в данном случае детям задается минимум вопросов по стихотворению:

  • Понравилось стихотворение? (красивое, интересное, доброе…)
  • Какое оно по настроению?
  • О чем (о ком) в нем говорится?

4. Традиционная работа педагога по пересказу и формированию внутреннего плана речи ребенка в ходе ответов на вопросы. Вопросы для детей с ОНР задаются так, чтобы ребенок был вынужден правильно строить фразу. Для детей с заиканием - в зависимости от речевого периода, иногда, чтобы отвечал однословно, словосочетанием, а потом - фразой.

Во время данной беседы, уточняется и расширяется словарь, устанавливаются логические связи в поступках героев и сюжета, отрабатывается фраза.

После беседы по содержанию, проводим различные подвижные (физкультминутку, пальчиковую гимнастику, игры с мячом) речевые игры, по теме занятия которые впоследствии помогут сделать пересказ интересным и насыщенным. ( «Продолжи предложение», «Составь предложение по двум опорным словам», «Подружи слова в предложении», придумывание реплик для героев стихотворения, перевоплощаемся в героев стихотворения («Осенние задания» В.Орлов, и даем характеристику героям с помощью образования сложных слов.

5.Повторное чтение текста с установкой на запоминание. (3 прочтение стихотворения неумолимо приводит к заучиванию стихотворения, что исключает сам пересказа - как вид)

6. Пересказ детьми стихотворения по цепочке (педагог записывает, а после занятия читает детям), либо 2,3 детьми.

Этапы подвижны и условны.

Различают 2 вида пересказа:

#1058;екстуальный или близкий к подлинному.

#1057;вободное воспроизведение смыслового содержания.

В работе со стихами – первый вид исключается по определению (пересказ стихотворения близкий к подлинному – это заучивание), поэтому мы работали со вторым видом пересказа.

Данные психологических исследований свидетельствуют о том, что пересказ - это творческий мыслительный акт, связанный с переработкой литературного текста. А в нашем случае, еще и с его интерпритацией («перешифровкой») стихотворного текста в свободное воспроизведение содержания. При этом ребенок не только сохраняет основную мысль стихотворения, но и самостоятельно производит подбор языковых средств, строит самостоятельное высказывание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей ДОУ «Обучение детей составлению описательных рассказов на основе схем-моделей Т.А.Ткаченко»

Одна из основных задач массовых дошкольных учреждений – обучение связной речи, т.е. умению четко, последовательно излагать свои мысли.   Однако, при обучении детей с общим недоразвитием реч...

мастер-класс для педагогов "Методика обучения детей составления рассказа по картине"

Методы и приемы работы по картине, используя методику ТРИЗ разработанную Генрихом Сауловичем Альтшулером....

Мастер - класс для воспитателей " Обучение детей составлению рассказов по картине"

Данный материал содержит поэтапное обучение детей составлению рассказов по картине в разных возрастных группах. Прилагается памятка для воспитателей....

Консультация для воспитателей "Методика обучения детей рисованию в разных возрастных группах"

Материал для консультации воспитателей по методике изобразительной деятельности...

Особенности методики обучения детей составлению рассказов по картине в разных возрастных группах.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, ...

Консультация для воспитателей: «Методика проведения физкультурных занятий на улице в разных возрастных группах»

Консультация для воспитателей: «Методика проведения физкультурных занятий на улице в разных возрастных группах»...

Консультация для воспитателей: «Методика проведения физкультурных занятий на улице в разных возрастных группах»

Консультация для воспитателей: «Методика проведения физкультурных занятий на улице в разных возрастных группах»...