мастер-класс для педагогов "Методика обучения детей составления рассказа по картине"
презентация к уроку по развитию речи (средняя группа) на тему

Сердюкова Татьяна Михайловна

Методы и приемы работы по картине, используя методику ТРИЗ разработанную Генрихом Сауловичем Альтшулером.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАСТЕР - КЛАСС «Обучение детей дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине». Выполнила:Сердюкова Т.М. 2 4 5 7 5

Слайд 2

Цель: Повышение компетентности педагогов в обучении детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, развитию фантазии и творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. . Задачи: Познакомить педагогов с разными видами творческой речевой деятельности детей при работе с картиной. Побудить к использованию технологии ТРИЗ в обучении дошкольников составлению творческих рассказов по картине. Освоить методы и приемы составления творческих рассказов по картине, основываясь на алгоритмах мышления. C формировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе методов и приемов развития связной речи дошкольников, в рамках технологии ТРИЗ . 16.02.2017 2

Слайд 3

Актуальность В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, обладающей коммуникативными способностями, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. В «Концепции дошкольного воспитания», Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС) определены целевые ориентиры, которые говорят о необходимости развития у дошкольников таких интегративных качеств, как: воображение, фантазия, творчество, коммуникативные способности (умением вести диалог, отвечать на вопросы, свободно общаться со сверстниками и взрослыми, потребность ребенка активно действовать в мире) и др. Проблеме развития творческих способностей и развития речи детей большое внимание уделяли российские и зарубежные педагоги и психологи. Среди наиболее значимых зарубежных авторов получили известность концепции: Дж. Гилфорда , В. Лоунфельда , А.Осборна, К.Тейлора, П.Торренса и др. В отечественной педагогике решение этих задач предложено многими известными учёными: Л.А. Венгер , А.Л. Венгер , Н.Е. Веракса , И.В.Дубровиной, О.М.Дьяченко. В основе моего опыта работы лежит технология ТРИЗ – Теория Решения Изобретательских Задач (автор Г.С. Альтшулер ). Целью использования ТРИЗ – технологии является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремление к новизне; развитии речи и творческого воображения. В работе с дошкольниками придерживаюсь кредо ТРИЗовцев: «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире». 16.02.2017 3

Слайд 4

ВИДЫ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ. ( Методы и приёмы) Составление рассказа фантастического содержания Составление рассказов от лица разных объектов «Эмпатия» Составление сказок нравственно-этического характера Составление рифмованных текстов по картине Составление загадок по картине Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств Прием «Пришел в гости Волшебник» Увеличения-Уменьшения; Деления-Объединения; Выбрать объект (героя) на картине. Определить его эмоциональное состояние, настроение или черту характера. Наделить выбранные объекты свойствами или чертами характера человека. Обыграть их с помощью приемов эмпатии , используя мимику, жесты и другие выразительные средства. Д\игра "Складушки-ладушки" (подбор существительных, прилагательных, глаголов, рифмующихся между собой ) Выбрать объект, перечислить его признаки (действия, цвет, форма, размер, специфические характеристики , части и т.д.). Прием «Вхождение в картину» Оживления-Окаменения; «Могу Все- Могу Только»; Волшебник «Наоборот»; Волшебник «Времени» Вхождение в образ героя. Приемы моделирования (схематическое обозначение героев сказки и буквенное обозначение черт характера). Составление двухстрочных рифмующихся фраз . Выбрать наиболее удачный вариант сравнения . «В гости приходят Волшебники»: "Я слушаю", «Я чувствую запах», «Я трогаю руками», «Я чувствую вкус» Я ощущаю лицом и руками 4

Слайд 5

16.02.2017 5

Слайд 6

16.02.2017 6 МОДЕЛЬ РАБОТЫ С КАРТИНОЙ КАК ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМОЙ Выделение объектов, изображенных на картине. Установление взаимосвязей между объектами. Характеристика объектов (активизируется опыт восприятия объектов разными органами чувств). Описание изображенного на картине средствами символической аналогии (сравнения, загадки). Представление об объектах в рамках всего времени их существования (до момента изображения на картине и после). Описание местонахождения объектов на картине. Представление себя на картине в качестве одного из объектов. Поиски многозначности смысла сюжета картины. Составление творческих текстов с помощью приемов фантастического преобразования объектов на картине. Создание сказок нравственно-этического плана по мотивам изображенного на картине. Составление рифмованных текстов по содержанию картины.

Слайд 7

Практическая деятельность. 1 этап "Определение состава картины" Цель : обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине. Используется прием "Подзорная труба" . Вывод правила - "когда смотришь на картину, надо сначала обозначить объекты, на ней изображенные". 2 этап "Установление взаимосвязей между объектами на картине Цель: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине. Творческие задания: пришел волшебник "Объединяй" и объединил два объекта «Ищу друзей " - найти объекты, которые между собой связаны по взаимному расположению. Ищу недругов " - найти объекты, которые между собой "не дружат". Вывод правила : "Объекты на картине связаны, важно доказать это". 16.02.2017 7

Слайд 8

3 этап "Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств" Цели: обобщить знания о признаках объектов, которые могут воспринимать определенные органы чувств; учить составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувств. Творческие задания: Пришел волшебник " Я слушаю" («Я чувствую запах», «Я трогаю руками», «Я чувствую вкус» ). * Назови объекты, которые могут издавать звук. * Я ощущаю лицом и руками… 16.02.2017 8

Слайд 9

4 этап "Составление рассказов-фантазий" 16.02.2017 9 Цели: учить преобразовывать содержание картины с помощью типовых приемов фантазирования; учить составлять рассказы фантастического содержания. Используется игровой прием "Пришел в гости волшебник". Волшебник « Увеличения-Уменьшения» (ребенок выбирает объект и его свойства и производит их фантастическое преобразование). Волшебник « Деления-Объединения» (выбранный объект дробится на части и перепутывается). Волшебник « Оживления-Окаменения» (выбранный объект, либо его часть становятся подвижными или, наоборот, лишаются возможности перемещаться в пространстве). Волшебник « Могу Все- Могу Только» (объект наделяется неограниченными возможностями либо ограничивается в своих свойствах). Волшебник « Наоборот» (у объекта выявляется какое-либо свойство и меняется на противоположное) Волшебник « Времени» (этот волшебник многофункционален и предполагает преобразование временных процессов: Волшебник Ускорения-Замедления, волшебник Перепутывания Времени, волшебник Остановки Времени, Машина Времени).

Слайд 10

5 этап "Составление сказок нравственно-этического характера" Цели: обучать детей приемам составления текстов морально-этического плана по мотивам содержания картины; учить выводить мораль из составленного текста сказки. а ) Определить и назвать место, где будут разворачиваться события. Назвать героев сказки. б) Наделить выбранные объекты свойствами или чертами характера человека. в) Предложить детям сделать речевую зарисовку, касающуюся начала сказки (кто и где жил, какой он был). г) Объявить Случай (появление необычного предмета, явление природы), который приводит к конфликтной ситуации. д ) Продолжение составления текста как описания отношения героев сказки к случаю согласно их личностной характеристике. Обсуждение мнения каждого героя. ж) Провозглашение морали мудрым объектом. Описание разрешения конфликтной ситуации на основе этой морали. з ) Придумывание названия сказки. 16.02.2017 10

Слайд 11

6этап "Смысловая характеристика картины" Цели: развивать мыслительные действия детей, ведущие к объяснению смысла изображенного на картине; упражнять в умении подбирать название картины, точно отражающее ее смысл, с помощью пословиц и поговорок; подвести детей к пониманию того, что содержание картины может иметь не один смысл. Осмысление содержания картины детьми строится как ИГРА : и гра "Найди самое удачное название картины". Ребенку предлагается вспомнить несколько пословиц и поговорок, выбрать одну-две самых подходящих к содержанию картины, объяснить свой выбор. Особое внимание уделяется логическим связкам в тексте. В результате получается рассказ - рассуждение. 16.02.2017 11

Слайд 12

Фотография на память, или «Ожившая картина» Вид рассказа "Описание местонахождения объектов на картине" Цели: учить детей пространственной ориентировке на картине; активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки; учить алгоритму сужения поля поиска объекта на плоскости картины; формировать умение переносить ориентировки двухмерного пространства в трехмерное. Каждый объект на картине имеет свое местонахождение, которое может быть описано через ориентировки двухмерного и трехмерного пространства. Для этого необходимо активизировать соответствующий словарный запас, определяющий двухмерное пространство: центральная часть, левая - правая, нижняя - верхняя части картины; правый - левый, верхний - нижний углы картины. Из понятий трехмерного пространства вводятся слова: ближе - дальше, впереди - сзади, около, между, за, перед, после. После того, как ребенок нашел себе место на сцене, он составляет рассказ-описание своего местонахождения относительно других объектов. 16.02.2017 12

Слайд 13

Заключение. В результате использования представленной технологии при работе по картине у детей развивается: Навыки рассказывания с элементами творчества. Умение перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица. Умение преобразовывать содержание картины с помощью типовых приемов фантазирования, составлять рассказы фантастического содержания. Умение составлять рассказ о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты. умение составлять рифмованный текст по содержанию картин. Умение составлять тексты морально-этического плана по мотивам содержания картины. Умение составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувств. повышается эффективность овладения всеми языковыми средствами. 16.02.2017 13

Слайд 14

16.02.2017 14

Слайд 15

16.02.2017 15

Слайд 16

16.02.2017 16

Слайд 17

16.02.2017 17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: Обучение детей составлению рассказа по картине (технология ТРИЗ).

Семинар-практикум проходил в рамках методической недели по теме: "Развитие речи в условиях детского сада и семьи" 17.02.2014 года.Презентация может быть использована для передачи опыта среди педагогов...

Перспективный план по обучению детей составлению рассказов по картинам, с использованием ТРИЗ

Перспективный план по обучению детей составлению рассказов по картинам, с использованием ТРИЗ...

«Обучение детей составлению рассказов по картине».

Занятие научит детей составлять сказки, передавать воображаемый сюжет, соблюдая последовательность; описывать сказочных героев, используя в речи элементы сравнения....

Мастер - класс для воспитателей " Обучение детей составлению рассказов по картине"

Данный материал содержит поэтапное обучение детей составлению рассказов по картине в разных возрастных группах. Прилагается памятка для воспитателей....

Обучение детей составления рассказа по картине

К старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Э...

Особенности методики обучения детей составлению рассказов по картине в разных возрастных группах.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, ...