Консультация для воспитателей по теме "Методика обучения составления рассказа по картине "Картинка без запинки".
консультация
ФГОС нацеливает нас на создание благоприятных условий для развития речи дошкольников: обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_otchet.docx | 16.72 КБ |
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 343.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей по теме "Методика обучения составления рассказа по картине "Картинка без запинки".
Слайд 1
ФГОС нацеливает нас на создание благоприятных условий для развития речи дошкольников: обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества.
Слайд 2
Я хочу вас познакомить с методикой рассказа по картине "Картинка без запинки", разработанная рижскими педагогами Ингридой Николаевной Мурашковской и Надеждой Петровной Валюмс.
Данная методика разработана с использованием теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), позволяющая ребенку в старшем дошкольном возрасте составлять связные описательные рассказы по картине, но элементы методического инструментария можно успешно использовать с детьми младшего дошкольного возраста.
Это пошаговый метод, и представлен как система игровых заданий, в результате которых практически каждый ребенок может представить несколько творческих рассказов по картине, используя алгоритмы мыслительных действий, поэтапные шаги и инструментарий.
Слайд 3
Шаг 1. Определение Состава картины.
Цель: выявление как можно большего количества объектов на картине и их структурирование, проведение замены объектов схемами.
Сущность данного метода заключается в том, что традиционный вопрос воспитателя «что нарисовано на картинке» заменяется игровыми приемами "съемкой видеокамеры" или "подзорная труба"
Дети складывают ладошки вместе, чтобы получился маленький глазок, и смотрят, через него.
Слайд 4
Глазок четко выделяет каждую деталь и дети называют, кто что обнаружил. Каждая находка схематически фиксируется на доске.
Слайд 5
Шаг 2. Установление взаимосвязей между объектами
Цель: установление взаимосвязи между объектами по разнообразным понятиям.
Метод установки связи и взаимодействия между объектами помогает систематизировать элементы, выделенные на картине в определенные логические цепочки. Таким образом, создается наглядный план будущего рассказа. Данный метод в работе с детьми младшего дошкольного возраста пока доступен только взрослому. Хотя педагог частично может привлекать и детей.
Слайд 6
Шаг 3. Характеристики объектов и действий.
Цель: учить детей «вхождению» в картину и описывать воспринимаемое через различные органы чувств.
Благодаря первым двум методам создается основа для рассказа. Но для того, чтобы рассказ «ожил», в нем не хватает образов, пленяющих воображение. Зарисовку рассказа нужно разукрасить, снабдить яркими характеристиками. Для этого авторы методики предлагают использовать прием вхождения в картину. Все используемые предметы исследуются с помощью каждого органа чувств поочередно: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса.
«Я слышу». Какие звуки вы слышите в картине? «Я ощущаю запахи». Чем пахнет на лужайке? Расскажите, что вы почувствовали? «Я ощущаю лицом и руками». Что вы чувствуете?
Слайд 7
Шаг 4. Копилка образных характеристик.
Цель: обогащать словарь детей образными выражениями.
Методика введения новых слов благодаря:
• Названию их, и последующему толкованию;
• Проведению игры – «ассоциации»; Составлению загадок.
Слайд 8
Шаг 5. События предшествующие и последующие.
Цель: учить детей выстраивать временную последовательность событий.
Этот метод помогает выстроить временную последовательность. Выбираем одного из героев и представляем по шагам, что он делает раньше до появления на картину, что будет делать потом.
Слайд 9
Шаг 6. Разные точки зрения.
Цель: учить детей описывать окружающую действительность при разном эмоциональном состоянии.
Метод перехода на разные точки зрения. Определяется состояние одного из героев. Входит в его состояние и описывается окружение или событие с точки зрения этого героя. Затем находим другого героя, в ином состоянии, или берем того же героя в другое время, в другом состоянии и описывает все с новой точки зрения.
Применяя данную методику для рассказа по картине, не следует стремиться сразу к составлению полного рассказа. Лучше проверить несколько шагов на одной картине, и добавлять по шагу. И только когда дети активно овладеют отдельными шагами, в них созреет необходимость перейти на следующий уровень .
Думаю, что эти методы и приемы обучения дошкольников творческому рассказыванию по картине пригодятся вам в работе.
Слайд 10 Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Методикой рассказа по картине "Картинка без запинки", разработанная рижскими педагогами Ингридой Николаевной Мурашковской и Надеждой Петровной Валюмс . В основу методики положен инструментарий для формирования системы диалектического способа мышления, разработанный в теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ ШАГИ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ Шаг 1: ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТАВА КАРТИНКИ Цель: выявление как можно большего количества объектов на картинке и их структурирование, проведение замены объектов схемами.
ШАГ 1: ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТАВА КАРТИНКИ
Шаг 2: НАХОЖДЕНИЕ СВЯЗЕЙ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ОБЪЕКТАМИ Цель: установление взаимосвязи между объектами по разнообразным понятиям.
Шаг 3: ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЪЕКТОВ И ДЕЙСТВИЙ Цель: учить детей «вхождению» в картину и описывать воспринимаемое через различные органы чувств.
Шаг 4: КОПИЛКА ОБРАЗНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК Цель : обогащать словарь детей образными выражениями.
Шаг 5: СОБЫТИЯ ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ И ПОСЛЕДУЮЩИЕ Цель: учить детей выстраивать временную последовательность событий.
Шаг 6: РАЗНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ Цель: учить детей описывать окружающую действительность при разном эмоциональном состоянии.
ЖЕЛАЮ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов: Обучение составлению рассказа с помощью картинного плана и схем-моделей.
Обучение составлению рассказа с помощью картинного плана и схем-моделей....
Использование технологии синквейн в ходе обучения составлению рассказа по картине. Тема занятия: «Составление рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»
Это опыт организации работы по рпзвитию речи с детми старшего дошкольного возраста. На этом занятии я показала как можно использовать технологию синквейн в составлении рассказа по пейзажно...
Мастер-класс для воспитателей: «Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине или серии сюжетных картинок»
В презентации представлен материал для воспитателей, раскрывающий работу по обучению детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по картине или серии сюжетных картинок. Описана методика, методы ...
Консультация для воспитателей по теме "Методика обучения составления рассказа по картине "Картинка без запинки".
ГОС нацеливает нас на создание благоприятных условий для развития речи дошкольников: обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, разви...
Консультация для воспитателей "Использование мнемотаблиц для составления рассказов о временах года
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание....
Мастер-класс для воспитателей: «развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине или серии сюжетных картинок»
Развитие связной речи через составление рассказов по картинам и серии сюжетных картинок является очень актуальным, интересным и в то же время сложным видом речевой деятельности для дошкольников....
Мастер-класс «Обучение составление рассказа по методике «Картинка без запинки»
Мастер класс для воспитателей...