Основы формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста
консультация

Федяева Екатерина Владимировна

Начинать формировать функциональную грамотность необходимо уже с дошкольного возраста так как она становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию ребенка во всех видах его деятельности, потребностью активной личности дошкольника, для формирования высокого уровня общения и социальных отношений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsionalnaya_gramotnost.docx20.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Вещевская основная общеобразовательная школа»

Основы формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста

Подготовила:

Федяева Е.В.

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей.

Данная задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка детей к школе требует формирования важнейших компетенций уже в этот период воспитания и развития ребенка.

Начинать формировать функциональную грамотность необходимо уже с дошкольного возраста так как она становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию ребенка во всех видах его деятельности, потребностью активной личности дошкольника, для формирования высокого уровня общения и социальных отношений.

В большинстве исследований и статей говорится, что функциональная грамотность, как средство раскрытия учебных навыков и возможностей должна быть знакома детям уже в 6-7лет. Именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики и это является той благодатной почвой, которая в последствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, уметь жить среди людей.

Мы, рассмотрев этот вопрос, не согласны, что ознакомление с функциональной грамотностью происходит в старшем дошкольном возрасте.

Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.

Функциональная грамотность характеризуется такими показателями как:

  1. готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;
  2. возможность решать различные, в том числе нестандартные учебные и жизненные задачи;
  3. способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими требованиями социума;
  4. совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и дальнейшему развитию, умением прогнозировать свое будущее.

Дошкольное образование как основа формирования функциональной грамотности ребенка в условиях детского сада, направлено на:

  1. формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста;
  2. формирование речевой активности дошкольников;
  3. формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников;
  4. формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования.

Рассмотрим более подробно три ключевые виды грамотности.

  1. Читательская грамотность. Включает в себя способности ребенка понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них. Сегодняшние дети — это скорее «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом.  К читательской грамотности относятся чтение сказок, занятия по речевому развитию. Ведь все, что дети получают на занятиях, в последствии учатся применять на практике в реальной жизни. Ярким примером являются сказки. Ведь именно они учат детей правильному поведению в социуме.

2. Естественнонаучная грамотность – это способность детей использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. По средствам естественнонаучной грамотности у ребенка развивается любознательность, познавательная активность, эвристическое мышление, интерес к поисковой деятельности.

3. Математическая грамотность – это способности детей определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения.

  1. Математическая грамотность играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе логическое мышление. Способность усваивать свойства и отношения объектов,  цвет, форма, количество, величина, пространственное расположение, временные отношения, дает возможность дошкольнику свободно ориентироваться в других видах деятельности. Методы и приемы формирования математической грамотности.

Методы:

  1. практический 
  2. моделирование
  3. метод решения логических задач 
  4. эксперименты и опыты 
  5. метод вопроса 
  6. элементарный анализ (синтез, сравнение)
  7. игровой 

Все знания, полученные детьми на занятиях по формированию у них элементарных математических представлений, так же используются ими в обычной жизни. Цвет, форма, объем предметов – то, о чем дети могут с легкостью рассказать.

Из этого вытекают глобальные компетенции.

Что же такое глобальные компетенции? Это:

  1. способность действовать индивидуально в зависимости от различных ситуаций, которые могут быть связаны и с математической грамотностью, и с читательской, естественнонаучной грамотностью и умением работать, конечно же, в команде;
  2. способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

Конечно, для достижения детьми максимальных результатов необходимы:

  1. высокий уровень теоретической и практической подготовки воспитателя,
  2. организация и совершенствование предметно- развивающей среды
  3. грамотный, продуманный подход к организации всех режимных моментов с уместным использованием развивающих методик проблемного обучения и учетом индивидуального подхода к ребенку.

Функциональная грамотность – это не просто норма, но и обязанность педагога, наше с вами самообразование и саморазвитие.

Итак, возвращаясь к вопросу о формировании функциональной грамотности в детском саду. Повторимся, что большинство говорят о том, что формируется функциональная грамотность у детей старшего дошкольного возраста. Мы же считаем, что ее формирование начинается с раннего возраста. Ведь все подвиды грамотности начинают развиваться у детей именно в этом возрасте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности

В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, эк...

Статья об основах формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

laquo;Основы формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»Смишко Ольга Вячеславовна, МБДОУ ДС № 56 «Северяночка»г. Нижневартовск, ХМАО-Югра...

Лэпбук - инновационная технология по формированию функциональной грамотности у детей дошкольного возраста.

В статье представлен опыт работы воспитателя по систематизации и закреплению детьми полученных  начальных математических знаний  через использование технологии Лепбук....

Формирование функциональной грамотности у детей дошкольного возраста

Использование предложенных матриц позволит педагогу организовать воспитательно-образовательный процесс с детьми дошкольного возраста по формированию у них предпосылок функциональной грамотности таким ...

Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»в рамках работы региональной стажировочной площадк...

Формирование функциональной грамотности у детей дошкольного возраста

Данный материал представляет собой доклад на педагогическом совете и освещает основные вопросы формирования функциональной грамотности у дошкольников....

Формирование функциональной грамотности у детей дошкольного возраста методами Б.Блума: "Ромашка Блума", "Кубик Блума", авторские игровые методы "Что такое хорошо и что такое плохо?", технология "Говорящая стена".

АУ «Институт развития образования» провел расширенное заседание учебно-методического объединения в системе общего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  по тем...