Основы формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста
консультация
Начинать формировать функциональную грамотность необходимо уже с дошкольного возраста так как она становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию ребенка во всех видах его деятельности, потребностью активной личности дошкольника, для формирования высокого уровня общения и социальных отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
funktsionalnaya_gramotnost.docx | 20.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Вещевская основная общеобразовательная школа»
Основы формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста
Подготовила:
Федяева Е.В.
Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей.
Данная задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка детей к школе требует формирования важнейших компетенций уже в этот период воспитания и развития ребенка.
Начинать формировать функциональную грамотность необходимо уже с дошкольного возраста так как она становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию ребенка во всех видах его деятельности, потребностью активной личности дошкольника, для формирования высокого уровня общения и социальных отношений.
В большинстве исследований и статей говорится, что функциональная грамотность, как средство раскрытия учебных навыков и возможностей должна быть знакома детям уже в 6-7лет. Именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики и это является той благодатной почвой, которая в последствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, уметь жить среди людей.
Мы, рассмотрев этот вопрос, не согласны, что ознакомление с функциональной грамотностью происходит в старшем дошкольном возрасте.
Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.
Функциональная грамотность характеризуется такими показателями как:
- готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;
- возможность решать различные, в том числе нестандартные учебные и жизненные задачи;
- способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими требованиями социума;
- совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и дальнейшему развитию, умением прогнозировать свое будущее.
Дошкольное образование как основа формирования функциональной грамотности ребенка в условиях детского сада, направлено на:
- формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста;
- формирование речевой активности дошкольников;
- формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников;
- формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования.
Рассмотрим более подробно три ключевые виды грамотности.
- Читательская грамотность. Включает в себя способности ребенка понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них. Сегодняшние дети — это скорее «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом. К читательской грамотности относятся чтение сказок, занятия по речевому развитию. Ведь все, что дети получают на занятиях, в последствии учатся применять на практике в реальной жизни. Ярким примером являются сказки. Ведь именно они учат детей правильному поведению в социуме.
2. Естественнонаучная грамотность – это способность детей использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. По средствам естественнонаучной грамотности у ребенка развивается любознательность, познавательная активность, эвристическое мышление, интерес к поисковой деятельности.
3. Математическая грамотность – это способности детей определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения.
- Математическая грамотность играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе логическое мышление. Способность усваивать свойства и отношения объектов, цвет, форма, количество, величина, пространственное расположение, временные отношения, дает возможность дошкольнику свободно ориентироваться в других видах деятельности. Методы и приемы формирования математической грамотности.
Методы:
- практический
- моделирование
- метод решения логических задач
- эксперименты и опыты
- метод вопроса
- элементарный анализ (синтез, сравнение)
- игровой
Все знания, полученные детьми на занятиях по формированию у них элементарных математических представлений, так же используются ими в обычной жизни. Цвет, форма, объем предметов – то, о чем дети могут с легкостью рассказать.
Из этого вытекают глобальные компетенции.
Что же такое глобальные компетенции? Это:
- способность действовать индивидуально в зависимости от различных ситуаций, которые могут быть связаны и с математической грамотностью, и с читательской, естественнонаучной грамотностью и умением работать, конечно же, в команде;
- способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
Конечно, для достижения детьми максимальных результатов необходимы:
- высокий уровень теоретической и практической подготовки воспитателя,
- организация и совершенствование предметно- развивающей среды
- грамотный, продуманный подход к организации всех режимных моментов с уместным использованием развивающих методик проблемного обучения и учетом индивидуального подхода к ребенку.
Функциональная грамотность – это не просто норма, но и обязанность педагога, наше с вами самообразование и саморазвитие.
Итак, возвращаясь к вопросу о формировании функциональной грамотности в детском саду. Повторимся, что большинство говорят о том, что формируется функциональная грамотность у детей старшего дошкольного возраста. Мы же считаем, что ее формирование начинается с раннего возраста. Ведь все подвиды грамотности начинают развиваться у детей именно в этом возрасте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности
В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, эк...
Статья об основах формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
laquo;Основы формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»Смишко Ольга Вячеславовна, МБДОУ ДС № 56 «Северяночка»г. Нижневартовск, ХМАО-Югра...
Лэпбук - инновационная технология по формированию функциональной грамотности у детей дошкольного возраста.
В статье представлен опыт работы воспитателя по систематизации и закреплению детьми полученных начальных математических знаний через использование технологии Лепбук....
Формирование функциональной грамотности у детей дошкольного возраста
Использование предложенных матриц позволит педагогу организовать воспитательно-образовательный процесс с детьми дошкольного возраста по формированию у них предпосылок функциональной грамотности таким ...
Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»
Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»в рамках работы региональной стажировочной площадк...
Формирование функциональной грамотности у детей дошкольного возраста
Данный материал представляет собой доклад на педагогическом совете и освещает основные вопросы формирования функциональной грамотности у дошкольников....
Формирование функциональной грамотности у детей дошкольного возраста методами Б.Блума: "Ромашка Блума", "Кубик Блума", авторские игровые методы "Что такое хорошо и что такое плохо?", технология "Говорящая стена".
АУ «Институт развития образования» провел расширенное заседание учебно-методического объединения в системе общего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по тем...