Формирование функциональной грамотности у детей дошкольного возраста
материал
Данный материал представляет собой доклад на педагогическом совете и освещает основные вопросы формирования функциональной грамотности у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
funktionalnaya_gramotnost.docx | 21.43 КБ |
funktsionalnaya_gramotnost.pptx | 2.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад «Аленка»
Белова Т.В.
Слайд 1
«Формирование функциональной грамотности
у детей дошкольного возраста»
Цель: Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по формированию функциональной грамотности ребёнка в условиях реализации ФГОС ДО.
Задачи:
-создать условия для восприятия педагогами теоретических знаний по развитию навыков функциональной грамотности у дошкольников;
-содействовать формированию мотивации на осуществление деятельностного подхода в обучении.
Ход педсовета:
1. Вступительное слово заведующего.
2. Вступительное слово старшего воспитателя, актуальность темы педсовета.
3. Математическая и финансовая грамотность.
- Естественно – научная грамотность.
- Социально-коммуникативная грамотность.
- Читательская грамотность.
Слайд 2
Современный, быстро меняющийся мир стал гораздо сложнее, чем был двадцать, а тем более тридцать лет назад. Эти сложности требуют особого подхода в педагогике: это связано с появлением новых технологий, новых профессий, сфер экономики и с социально-психологическими изменениями самого человека. В соответствии с ФГОС ДО, работа педагога должна строиться таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели с желанием победить. В связи с этим уделяется большое внимание к уровню образованности человека и формированию функционально грамотной личности.
На формирование функциональной грамотности нацелена государственная политика в сфере образования.
В сфере образования функциональная грамотность является одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях образования. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций на первой ступени образования и воспитания.
Само понятие «функциональная грамотность» вошло в лексикон в 1957 году с подачи ЮНЕСКО. Сначала функциональная грамотность понималась как ликвидация безграмотности, но сейчас мы воспринимаем ее в более широком контексте – как способность использовать знания для решения любых жизненных задач.
Слайд 3
Функционально грамотный человек – это тот, кто способен применять свои знания на практике и усовершенствовать их, самостоятельно обучаться, развиваться и тем самым помогать развитию современного общества.
Слайд 4
Что же такое функциональная грамотность?
«Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» (А. А. Леонтьев).
Слайд 5
Функциональная грамотность связана с готовностью:
- добывать знания;
- применять знания и умения;
- оценивать знания и умения;
- осуществлять саморазвитие.
Слайд 6
Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО направлено на:
- Математическую грамотность
- Финансовую грамотность
- Естественнонаучную грамотность
- Социально-коммуникативную грамотность
- Читательскую грамотность
Слайд 7
Математическая и финансовая грамотность
Слайд 8
Естественнонаучная грамотность
Слайд 9
Социально-коммуникативная грамотность
Слайд 10
Читательская грамотность
Слайд 11
Из этих составляющих функциональной грамотности вытекают глобальные компетенции.
Так что такое глобальные компетенции? Это способность действовать индивидуально в зависимости от различных ситуаций, и умением работать в команде.
Выделяют следующие компетенции: коммуникативность, креативность, критическое мышление, координация (кооперация).
Слайд 12
Коммуникативность:
навыки общения, умение выражать и отстаивать свою точку зрения, вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству, осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды – наши собственные и других людей;
Креативность:
способность к творчеству, нестандартно, неформально мыслить и действовать, любопытство, инновации, самовыражение. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
Критическое мышление:
решение проблем, рассуждение, анализ, интерпретация, обобщение информации, способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
Координация (кооперация) :
лидерство, работа в команде, сотрудничество
Слайд 13
Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.
Слайд 14
Формула успеха: «ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ»
Слайд 15
Конечно, для достижения детьми максимальных результатов необходимы:
- высокий уровень теоретической и практической подготовки воспитателя,
- организация и совершенствование предметно-развивающей среды,
- грамотный, продуманный подход к организации всех режимных моментов с уместным использованием развивающих методик проблемного обучения и учетом деятельностного подхода, а так же - индивидуального подхода к ребенку.
Слайд 16
В возрасте 6 -7 лет создается базовая основа чтения, письма, математики и это является той благодатной почвой, которая впоследствии помогает будущему школьнику (сформированность предпосылок универсальных учебных действий).
Слайд 17
Формирование функциональной грамотности — сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая различные современные педагогические технологии, которые мы должны использовать в своей работе:
Технология метода проектов
Технология развивающих игр
Технология художественно-творческого развития
Технология элементарного детского экспериментирования
Технология проблемного обучения
Квест-технология
ТРИЗ-технологии
Все перечисленные технологии нам знакомы, просто нужно научиться непрерывно использовать их в своей деятельности.
Слайд 18
В заключение, хотелось бы обратить внимание на то, что функциональная грамотность - это не просто норма, но и обязанность САМОГО педагога - это наше с вами самообразование и саморазвитие.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!
- самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом; - «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод; - умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.
Что же такое функциональная грамотность? «Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» А. А. Леонтьев
Функциональная грамотность связана с готовностью: добывать знания; применять знания и умения; оценивать знания и умения; осуществлять саморазвитие.
Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО Математическая грамотность Финансовая грамотность Естественнонаучная грамотность Социально-коммуникативная грамотность Читательская грамотность
Компетенции, определяющие функциональную грамотность, система 4К (базовые навыки и умения) 4К
Формула успеха «ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ»
Задача педагога – научить ребенка адаптироваться к условиям современного мира. В возрасте 6 -7 лет создается базовая основа чтения, письма, математики и это является той благодатной почвой, которая впоследствии помогает будущему школьнику ( сформированность предпосылок универсальных учебных действий).
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности
В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, эк...
«Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности».
В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политичес...
Лэпбук - инновационная технология по формированию функциональной грамотности у детей дошкольного возраста.
В статье представлен опыт работы воспитателя по систематизации и закреплению детьми полученных начальных математических знаний через использование технологии Лепбук....
Формирование функциональной грамотности у детей дошкольного возраста
Использование предложенных матриц позволит педагогу организовать воспитательно-образовательный процесс с детьми дошкольного возраста по формированию у них предпосылок функциональной грамотности таким ...
Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»
Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»в рамках работы региональной стажировочной площадк...
Основы формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста
Начинать формировать функциональную грамотность необходимо уже с дошкольного возраста так как она становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию ребенка во всех видах...
Формирование функциональной грамотности у детей дошкольного возраста методами Б.Блума: "Ромашка Блума", "Кубик Блума", авторские игровые методы "Что такое хорошо и что такое плохо?", технология "Говорящая стена".
АУ «Институт развития образования» провел расширенное заседание учебно-методического объединения в системе общего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по тем...
- Мне нравится (1)