Формирование функциональной грамотности у детей дошкольного возраста
материал

Белова Татьяна Владимировна

Данный материал представляет собой доклад на педагогическом совете и освещает основные вопросы формирования функциональной грамотности у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktionalnaya_gramotnost.docx21.43 КБ
Файл funktsionalnaya_gramotnost.pptx2.03 МБ

Предварительный просмотр:

Старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад «Аленка»

Белова Т.В.

Слайд 1

 «Формирование функциональной грамотности
у детей дошкольного возраста»

Цель: Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по формированию функциональной грамотности ребёнка в условиях реализации ФГОС ДО.

Задачи:

-создать условия для восприятия педагогами теоретических знаний по развитию навыков функциональной грамотности у дошкольников;

-содействовать формированию мотивации на осуществление деятельностного подхода в обучении.

Ход педсовета:

1. Вступительное слово заведующего.

2. Вступительное слово старшего воспитателя, актуальность темы педсовета.

3. Математическая и финансовая грамотность.

  1. Естественно – научная грамотность.
  2. Социально-коммуникативная грамотность.
  3.  Читательская грамотность.

Слайд 2

Современный, быстро меняющийся мир стал гораздо сложнее, чем был двадцать, а тем более тридцать лет назад. Эти сложности требуют особого подхода в педагогике: это связано с появлением новых технологий, новых профессий, сфер экономики и с социально-психологическими изменениями самого человека. В соответствии с ФГОС ДО, работа педагога должна строиться таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели с желанием победить. В связи с этим уделяется большое внимание к уровню образованности человека и формированию функционально грамотной личности.

На формирование функциональной грамотности нацелена государственная политика в сфере образования.

В сфере образования функциональная грамотность является одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях образования. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций на первой ступени образования и воспитания.

Само понятие «функциональная грамотность» вошло в лексикон в 1957 году с подачи ЮНЕСКО. Сначала функциональная грамотность понималась как ликвидация безграмотности, но сейчас мы воспринимаем ее в более широком контексте – как способность использовать знания для решения любых жизненных задач.

Слайд  3

Функционально грамотный человек – это тот, кто способен применять свои знания на практике и усовершенствовать их, самостоятельно обучаться, развиваться и тем самым помогать развитию современного общества.

Слайд 4

Что же такое функциональная грамотность?

«Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» (А. А. Леонтьев).

Слайд 5

Функциональная грамотность связана с готовностью:

- добывать знания;

- применять знания и умения;

- оценивать знания и умения;

- осуществлять саморазвитие.

Слайд  6

Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО направлено на:

  •  Математическую грамотность
  • Финансовую грамотность
  • Естественнонаучную грамотность
  • Социально-коммуникативную грамотность
  • Читательскую грамотность

Слайд  7

Математическая и финансовая грамотность

Слайд 8

Естественнонаучная грамотность

Слайд 9

Социально-коммуникативная грамотность

Слайд 10

Читательская грамотность

Слайд 11

Из этих составляющих функциональной грамотности вытекают глобальные компетенции.

Так что такое глобальные компетенции? Это способность действовать индивидуально в зависимости от различных ситуаций, и умением работать в команде.

Выделяют следующие компетенции: коммуникативность, креативность, критическое мышление, координация (кооперация).

Слайд 12

Коммуникативность:

навыки общения, умение выражать и отстаивать свою точку зрения, вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству, осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды – наши собственные и других людей;

Креативность:

способность к творчеству, нестандартно, неформально мыслить и действовать, любопытство, инновации, самовыражение. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

Критическое мышление:

решение проблем, рассуждение, анализ, интерпретация, обобщение информации, способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

Координация (кооперация) :

лидерство, работа в команде, сотрудничество

Слайд 13

Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.

Слайд 14

Формула успеха: «ОВЛАДЕНИЕ  = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ»

Слайд 15

Конечно, для достижения детьми максимальных результатов необходимы:

- высокий уровень теоретической и практической подготовки воспитателя,

- организация и совершенствование предметно-развивающей среды,

- грамотный, продуманный подход к организации всех режимных моментов с уместным использованием развивающих методик проблемного обучения и учетом деятельностного подхода, а так же - индивидуального подхода к ребенку.

Слайд 16

В возрасте 6 -7  лет создается базовая основа чтения, письма, математики и это является той благодатной почвой, которая впоследствии помогает будущему школьнику (сформированность предпосылок универсальных учебных действий).

Слайд 17

Формирование функциональной грамотности — сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая различные современные педагогические технологии, которые мы должны использовать в своей работе:

Технология метода проектов

Технология развивающих игр

Технология художественно-творческого развития

Технология элементарного детского экспериментирования

Технология проблемного обучения

Квест-технология

ТРИЗ-технологии

Все перечисленные технологии нам знакомы, просто нужно научиться непрерывно использовать их в своей деятельности.

Слайд 18

В заключение, хотелось бы обратить внимание на то, что функциональная грамотность - это не просто норма, но и обязанность САМОГО педагога - это наше с вами самообразование и саморазвитие.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование функциональной грамотности у детей дошкольного возраста» Старший воспитатель Белова Т.В. МБДОУ «Детский сад «Аленка» п.Тюльган 2024г.

Слайд 2

Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!

Слайд 3

- самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом; - «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод; - умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.

Слайд 4

Что же такое функциональная грамотность? «Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» А. А. Леонтьев

Слайд 5

Функциональная грамотность связана с готовностью: добывать знания; применять знания и умения; оценивать знания и умения; осуществлять саморазвитие.

Слайд 6

Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО Математическая грамотность Финансовая грамотность Естественнонаучная грамотность Социально-коммуникативная грамотность Читательская грамотность

Слайд 12

Компетенции, определяющие функциональную грамотность, система 4К (базовые навыки и умения) 4К

Слайд 14

Формула успеха «ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ»

Слайд 16

Задача педагога – научить ребенка адаптироваться к условиям современного мира. В возрасте 6 -7 лет создается базовая основа чтения, письма, математики и это является той благодатной почвой, которая впоследствии помогает будущему школьнику ( сформированность предпосылок универсальных учебных действий).

Слайд 19

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности

В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, эк...

«Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности».

 В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политичес...

Лэпбук - инновационная технология по формированию функциональной грамотности у детей дошкольного возраста.

В статье представлен опыт работы воспитателя по систематизации и закреплению детьми полученных  начальных математических знаний  через использование технологии Лепбук....

Формирование функциональной грамотности у детей дошкольного возраста

Использование предложенных матриц позволит педагогу организовать воспитательно-образовательный процесс с детьми дошкольного возраста по формированию у них предпосылок функциональной грамотности таким ...

Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»в рамках работы региональной стажировочной площадк...

Основы формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста

Начинать формировать функциональную грамотность необходимо уже с дошкольного возраста так как она становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию ребенка во всех видах...

Формирование функциональной грамотности у детей дошкольного возраста методами Б.Блума: "Ромашка Блума", "Кубик Блума", авторские игровые методы "Что такое хорошо и что такое плохо?", технология "Говорящая стена".

АУ «Институт развития образования» провел расширенное заседание учебно-методического объединения в системе общего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  по тем...