« Формирование функциональной грамотности у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью посредством экспериментальной деятельности»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике
Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее-ФГОС ДО) является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности.
Формирование у дошкольников познавательного интереса в различных областях знаний и видах деятельности является одной из важнейших задач развития дошкольника. Познавательные интересы формируются не сразу, поэтому очень важно уделять должное внимание их развитию в дошкольном детстве.
Метод экспериментирования один из эффективных методов познания закономерностей, явлений и становления основ культурного познания ребенком окружающего мира. Достоинством этого метода является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопления умственных умений. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах окружающего мира. В процессе эксперимента активизируются мыслительные процессы, обогащается память, данный вид работы вызывает у ребенка интерес к изучению чего - то нового, к дальнейшему исследованию природы, что соответствует условиям формирование познавательного интереса с учетом ФГОС ДО.
В большей части экспериментирование относится к познавательному и речевому развитию. Опытно – экспериментальная деятельность позволяет исследовать, изучать, открывать новое, проявлять любознательность, способствует развитию аккуратности, ответственности, последовательности, что соответствует требованиям реализации стандарта и обусловливает актуальность данной работы.
Дошкольникам свойственно наглядно – действенное и наглядно - образное мышление, следовательно, метод экспериментов соответствует возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим.
О преимуществах данного метода говорили многие выдающиеся педагоги и психологи как: Я.А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Л. С. Выготский и многие другие.
Создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми является одной из основных задач дошкольного образования в соответствии с Федеральной адаптированной программой дошкольного образования.
При включении детей с ОВЗ в экспериментально-исследовательскую деятельность, у них повышается интерес к живой природе и естествознанию, они проявляют инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности, интересуются причинно-следственными связями и пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы. Все это помогает развивать психические процессы: внимание, память, восприятие, мышление, речь у детей с ОВЗ. Использование экспериментально-исследовательской деятельности способствует и социально-коммуникативному развитию. Дети осваивают правила поведения, культуру общения, комфортно чувствуют себя среди сверстников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nol_led.docx | 17.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель. Знакомить со свойствами льда. | |
ЗАДАЧИ образовательной программы | Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы |
Обучающие: Формировать умение называть свойства льда, представление о зимних природных явлениях, умение различать цвета. Развивающие: Развивать творческую активность. Развивать зрительно-моторную координацию, активизировать речь, Воспитательные: Развивать умение налаживать партнерские отношения в процессе совместной деятельности. Укреплять интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками. | Обучающие: экспериментировать со льдом, формировать умения называть свойства льда: скользкий, мокрый, холодный. Развивающие: формировать умение отвечать на вопросы, поощрять попытки детей по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать о событии из личного опыта. Воспитательные: оказывать помощь при выполнении задании сверстникам. |
Предварительная работа – на прогулке обращать внимание на лед, наблюдение за работой дворника ( посыпает песком дорожки), наблюдение за тем, что происходит с водой после помещения ее в морозильную камеру, рассматривание картинок на тему: «Гололед», прослушивание стихотворений. | |
Планируемый результат: 1. Сформировано умение называть свойства льда, представление о зимних природных явлениях, умение различать цвета. 2. Развита творческая активность. 3. Развита зрительно-моторная координация, активизирована речь. 4. Сформировано умение налаживать партнерские отношения в процессе совместной деятельности. Развит интерес к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Занятие: Волшебные льдинки
Этапы (последовательность) деятельности | Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Деятельность и действия детей, выполнение, которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемый результат |
Мотивация на совместную деятельность (2 минуты) | Взрослый помогает детям вспомнить и рассказать, как они заливали в формочки воду и воспитатель относил их в морозильную камеру. | В морозильной камере очень холодно, и вода замерзла. Когда на улице мороз, вода замерзает в лужах, реках, озерах, превращается в лед. Давайте рассмотрим лед. Посмотрите, он прозрачный, льдинки скользкие. Я беру льдинку в руку, а она выскальзывает из рук. Стимулирует любознательность детей, интерес. | Дети подходят и рассматривают лед. | Готовы к общению со взрослым и совместной деятельности. |
Опора на имеющийся опыт Побуждение к деятельности, эмоциональный настрой ( 5 минут) | 1 задание Педагог эмоционально включает детей в деятельность Стимулирует ответы и действия детей, помогает наводящими вопросами. | Воспитатель предлагает детям потрогать лед | Дети берут лед в руки, рассматривают его. | Делятся впечатлениями о льде |
Проживание темы (11 минут) | 2 задания Воспитатель задает детям вопросы, обращаясь индивидуально к каждому. | Льдинки скользкие? Льдинки могут выскользнуть из рук? Какой лед: холодный или теплый? | Лед холодный. | Формирование о свойствах льда. |
3 задание Положить лед в таз с водой. | Кладите аккуратно, чтобы воду не расплескать и руки не намочить. Все положили? | да | ||
Самоконтроль Рефлексия и открытость. (2 минуты) | 4 задание Узнать утонет или нет лед. | Посмотрите (бросает лед в воду), утонет лед в воде? Лед плавает, он не тонет. Давайте выловим лед из воды сачком. Посмотрите, я взяла сачок и опускаю его в воду, подвожу под льдинку и вылавливаю ее. Я поймала льдинку сачком. Положу льдинку обратно на поднос. Кто хочет поймать сачком льдинку? Когда все льдинки будут выловлены, воспитатель уточняет, много ли льдинок в воде и на подносе. | Дети вылавливают сачком лед, воспитатель помогает. Отвечают на вопросы воспитателя | Развитие зрительно-моторной координации. |
Ну, вот мы и выловили все льдинка. Ура! Мы справились! Я хочу вам сказать спасибо за то, что у нас все получилось, а главное, что сделали это вы вместе и дружно. | Педагог подводит итоги, Воспитатель оставляет льдинки в ванночке (без воды), в течение дня. Взрослый привлекает внимание детей к процессу, происходящему с льдинками, отмечая изменения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционный модуль к адаптированной основной образовательной программе (АООП) для детей с интеллектуальными ограничениями: «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью"
В статье представлен коррекционный модуль к адаптированной основной образовательной программе (АООП) для детей с интеллектуальными ограничениями: «Формирование временных представлени...
Лэпбук - инновационная технология по формированию функциональной грамотности у детей дошкольного возраста.
В статье представлен опыт работы воспитателя по систематизации и закреплению детьми полученных начальных математических знаний через использование технологии Лепбук....
Формирование функциональной грамотности у детей дошкольного возраста
Использование предложенных матриц позволит педагогу организовать воспитательно-образовательный процесс с детьми дошкольного возраста по формированию у них предпосылок функциональной грамотности таким ...
Формирование функциональной грамотности у детей дошкольного возраста
Данный материал представляет собой доклад на педагогическом совете и освещает основные вопросы формирования функциональной грамотности у дошкольников....
Основы формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста
Начинать формировать функциональную грамотность необходимо уже с дошкольного возраста так как она становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию ребенка во всех видах...
Формирование функциональной грамотности у детей дошкольного возраста методами Б.Блума: "Ромашка Блума", "Кубик Блума", авторские игровые методы "Что такое хорошо и что такое плохо?", технология "Говорящая стена".
АУ «Институт развития образования» провел расширенное заседание учебно-методического объединения в системе общего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по тем...
"Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста посредством кейс - технологии"
quot;Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста посредством кейс - технологии"...