« Формирование функциональной грамотности у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью посредством экспериментальной деятельности»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Малышева Марина Владимировна

Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее-ФГОС ДО) является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности.

Формирование у дошкольников познавательного интереса в различных областях знаний и видах деятельности является одной из важнейших задач развития дошкольника. Познавательные интересы формируются не сразу, поэтому очень важно уделять должное внимание их развитию в дошкольном детстве.

Метод экспериментирования один из эффективных методов познания закономерностей, явлений и становления основ культурного познания ребенком окружающего мира. Достоинством этого метода является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопления умственных умений. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах окружающего мира. В процессе эксперимента активизируются мыслительные процессы, обогащается память, данный вид работы вызывает у ребенка интерес к изучению чего - то нового, к дальнейшему исследованию природы, что соответствует условиям формирование познавательного интереса с учетом ФГОС ДО.

 В большей части экспериментирование относится к познавательному и речевому развитию. Опытно – экспериментальная деятельность позволяет исследовать, изучать, открывать новое, проявлять любознательность, способствует развитию аккуратности, ответственности, последовательности, что соответствует требованиям реализации стандарта и обусловливает актуальность данной работы.

Дошкольникам свойственно наглядно – действенное и наглядно - образное мышление, следовательно, метод экспериментов соответствует возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим.

 О преимуществах данного метода говорили многие выдающиеся педагоги и психологи как: Я.А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Л. С. Выготский и многие другие.

Создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми является одной из основных задач дошкольного образования в соответствии с Федеральной адаптированной программой дошкольного образования.

При включении детей с ОВЗ в экспериментально-исследовательскую деятельность, у них повышается интерес к живой природе и естествознанию, они проявляют инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности, интересуются причинно-следственными связями и пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы. Все это помогает развивать психические процессы: внимание, память, восприятие, мышление, речь у детей с ОВЗ. Использование экспериментально-исследовательской деятельности способствует и социально-коммуникативному развитию. Дети осваивают правила поведения, культуру общения, комфортно чувствуют себя среди сверстников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nol_led.docx17.3 КБ

Предварительный просмотр:

Цель. Знакомить со свойствами льда.

ЗАДАЧИ

образовательной программы

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Обучающие: Формировать умение называть свойства льда, представление о зимних природных явлениях, умение различать цвета.

Развивающие: Развивать творческую активность. Развивать зрительно-моторную координацию, активизировать речь,

Воспитательные: Развивать умение налаживать партнерские отношения в процессе совместной деятельности.

Укреплять интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками.

Обучающие: экспериментировать со льдом, формировать умения называть свойства льда: скользкий, мокрый, холодный.

Развивающие: формировать умение отвечать на вопросы, поощрять попытки детей по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать о событии из личного опыта.

Воспитательные: оказывать помощь при выполнении задании сверстникам.

Предварительная работа – на прогулке обращать внимание на лед, наблюдение за работой дворника ( посыпает песком дорожки), наблюдение за тем, что происходит с водой после помещения ее в морозильную камеру, рассматривание картинок на тему: «Гололед», прослушивание стихотворений.

Планируемый результат:

1. Сформировано умение называть свойства льда, представление о зимних природных явлениях, умение различать цвета.

2. Развита творческая активность.

3. Развита зрительно-моторная координация, активизирована речь.

4. Сформировано умение налаживать партнерские отношения в процессе совместной деятельности. Развит интерес к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Занятие: Волшебные льдинки

Этапы

(последовательность) деятельности

Содержание

  деятельности

Действия, деятельность педагога

Деятельность и действия детей,

выполнение, которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

Мотивация на совместную деятельность

(2 минуты)

 Взрослый помогает детям вспомнить и рассказать, как они заливали в формочки воду и воспитатель относил их в морозильную камеру.

В морозильной камере очень холодно, и вода замерзла. Когда на улице мороз, вода замерзает в лужах, реках, озерах, превращается в лед. Давайте рассмотрим лед. Посмотрите, он прозрачный, льдинки скользкие. Я беру льдинку в руку, а она выскальзывает из рук. Стимулирует любознательность детей, интерес.

Дети подходят и рассматривают лед.

Готовы к общению со взрослым и совместной деятельности.

Опора на имеющийся опыт

Побуждение к деятельности, эмоциональный настрой

( 5 минут)

1 задание

Педагог эмоционально включает детей в деятельность

Стимулирует ответы и действия детей, помогает наводящими вопросами.

Воспитатель предлагает детям потрогать лед

Дети берут лед в руки, рассматривают его.

Делятся впечатлениями о льде

Проживание темы

(11 минут)

2 задания

Воспитатель задает детям вопросы, обращаясь индивидуально к каждому.

Льдинки скользкие? Льдинки могут выскользнуть из рук? Какой лед: холодный или теплый?

Лед холодный.

Формирование о свойствах льда.

3 задание

Положить лед в таз с водой.

Кладите аккуратно, чтобы воду не расплескать и руки не намочить. Все положили?

да

Самоконтроль

Рефлексия и открытость.

(2 минуты)

4 задание

Узнать утонет или нет лед.

Посмотрите (бросает лед в воду), утонет лед в воде? Лед плавает, он не тонет. Давайте выловим лед из воды сачком. Посмотрите, я взяла сачок и опускаю его в воду, подвожу под льдинку и вылавливаю ее. Я поймала льдинку сачком. Положу льдинку обратно на поднос. Кто хочет поймать сачком льдинку? Когда все льдинки будут выловлены, воспитатель уточняет, много ли льдинок в воде и на подносе.

Дети вылавливают сачком лед, воспитатель помогает. Отвечают на вопросы воспитателя

Развитие зрительно-моторной  координации.

Ну, вот мы и выловили все льдинка. Ура! Мы справились! Я хочу вам сказать спасибо за то, что у нас все получилось, а главное, что сделали это вы вместе и дружно.

Педагог подводит итоги, Воспитатель оставляет льдинки в ванночке (без воды), в течение дня. Взрослый привлекает внимание детей к процессу, происходящему с льдинками, отмечая изменения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционный модуль к адаптированной основной образовательной программе (АООП) для детей с интеллектуальными ограничениями: «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью"

В статье представлен коррекционный  модуль к  адаптированной основной образовательной  программе (АООП) для детей с интеллектуальными ограничениями: «Формирование временных представлени...

Лэпбук - инновационная технология по формированию функциональной грамотности у детей дошкольного возраста.

В статье представлен опыт работы воспитателя по систематизации и закреплению детьми полученных  начальных математических знаний  через использование технологии Лепбук....

Формирование функциональной грамотности у детей дошкольного возраста

Использование предложенных матриц позволит педагогу организовать воспитательно-образовательный процесс с детьми дошкольного возраста по формированию у них предпосылок функциональной грамотности таким ...

Формирование функциональной грамотности у детей дошкольного возраста

Данный материал представляет собой доклад на педагогическом совете и освещает основные вопросы формирования функциональной грамотности у дошкольников....

Основы формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста

Начинать формировать функциональную грамотность необходимо уже с дошкольного возраста так как она становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию ребенка во всех видах...

Формирование функциональной грамотности у детей дошкольного возраста методами Б.Блума: "Ромашка Блума", "Кубик Блума", авторские игровые методы "Что такое хорошо и что такое плохо?", технология "Говорящая стена".

АУ «Институт развития образования» провел расширенное заседание учебно-методического объединения в системе общего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  по тем...

"Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста посредством кейс - технологии"

quot;Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста посредством кейс - технологии"...