Статья об основах формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
статья по основам финансовой грамотности (средняя группа)
«Основы формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»
Смишко Ольга Вячеславовна,
МБДОУ ДС № 56 «Северяночка»
г. Нижневартовск, ХМАО-Югра
«Деньги – великий воспитатель, так как они позволяют воспитывать у детей честность, доброту, великодушие к близким людям, желание поделиться, способность к самоограничению и привычку тратить их разумно»
Антон Семенович Макаренко
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это относительно новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни.
Формирование основ финансовой грамотности официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса начиная с дошкольного возраста. Об этом свидетельствует Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 г.г.»
Применительно к дошкольнику, находящемуся на начальном этапе жизненного цикла, закладываемые способности управления финансами являются ничем иным, как способностями, непосредственно влияющими на его будущее материальное благополучие. Финансовая грамотность в дошкольном возрасте предполагает воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, трудолюбия.
В настоящее время, вряд ли найдется ребенок дошкольного возраста, который не держал в руках монетку. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне.
Но проблема в том, что они растут без навыков обращения с ними. А ведь кто-то должен преподать им науку правильного отношения к деньгам. К сожалению, наука денег, это та наука, которой взрослые в отношении с ребенком очень часто пренебрегают. Вероятно, родители не чувствуют себя уверенно в разговоре о деньгах. Не знают, как и с чего начать говорить о них в силу возрастных особенностей ребенка. Или не считают, что это важно. Но именно на родителях лежит ответственность - научить ребенка быть финансово грамотным, так как только в семье можно получить этот бесценный опыт.
В этом нелегком вопросе мы, педагоги, помогаем родителям найти верные пути и достичь желаемых результатов в будущем финансовом благополучии подрастающего поколения. Я, как педагог, считаю, что именно грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовой успешности детей, когда они вырастают.
Для достижения положительных результатов в работе с детьми я применяла различные словесные методы и приемы, и их сочетания с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными.
В работе с детьми дошкольного возраста, когда формируются лишь первоначальные представления об окружающем мире, недостаточно только почитать, рассказать – необходимо показать сами предметы или их изображение.
С целью просвещения родителей проводила консультации и беседы: «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?», «Влияние дидактических игр на экономическое развитие дошкольников», «Семейный бюджет», «Дети должны знать цену деньгам», в информационном уголке «Для вас, родители» размещены памятки и буклеты по привитию детям азов финансовой грамотности и бережливости. Хочу отметить особую значимость вовлечения родителями детей при составлении семейного бюджета. Ожидаю, что в результате совместной деятельности дошкольники получат необходимые знания, а родители еще больше заинтересуются вопросами финансовой грамотности.
Считаю своей задачей: с помощью игр, рассказов, сказок, а также практических занятий (как с родителями, так и с детьми) обучить дошкольников следующему:
- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни, сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
- заложить основы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам; подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги;
- дать дошкольникам первичные финансовые и экономические представления;
- обогатить словарный запас дошкольников основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;
- подготовить к принятию своих первых финансовых решений, способствовать формированию разумных экономических потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения;
- стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам; положить начало формированию финансово-экономического мышления;
- сформировать умение рационально организовывать свою трудовую деятельность;
- содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию дошкольника.
Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него. Ребенок, с детства знающий цену деньгам и способы их заработка, с большой вероятностью во взрослой жизни станет успешным человеком. Важно объяснить ребенку, что неправильное обращение с деньгами может привести к разорению.
Подводя итог, могу сказать следующее: Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно, как можно раньше начинать учить детей финансовой грамотности. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни.
Авербах Бертольд писал: «Нажить много денег - храбрость, сохранить их - мудрость, а умело расходовать -искусство». Так давайте поможем детям овладеть искусством управления деньгами.
Финансового благополучия вам и вашим детям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: Педагогические основы формирования здоровьесберегающей компетентности у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС в ДОУ.
В последнее время вопрос о состоянии здоровья наших детей, к сожалению, встает особенно остро, как перед родителями, так и перед педагогами. Нашим детям в современном мире приходится расти и развивать...
Статья «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в семье»
Изучение экономики в раннем возрасте помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, приобрести элементарные навыки, необходимые для ориентации и существования в современном...
статья "Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста"
статья "Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста"...
Статья "Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
Статья "Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"...
Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста Формируйте у детей разумные потребности
Расширить представление родителей о финансовой грамотности для дошкольников...
Методическая статья. «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в игровой деятельности»
Статья освящена описанию игры как средства формирования основ финансовой грамотности у старших дошкольников. Описаны разные виды игр, которые можно применить со старшими дошкольниками для приобщение р...
«Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации»
laquo;Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации»...